Напоминание

Путешествие в страну Орфоэпия


Автор: Попова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №45
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Путешествие в страну Орфоэпия
Раздел: среднее образование





Назад




Урок в 6 классе по теме: Путешествие в страну Орфоэпия.

:

Тип урока

«

»

повторение и обобщение изученного по теме Орфоэпия

:

Форма урока

.

традиционный

:

Метод

,

.

комбинированный игровой

:

Цель урока

познакомить с термином “орфоэпия”, научить правильно произносить

слова и ставить ударения

:

Задачи урока

1.

:

Образовательные

;

развить умение формулировать определение понятий

формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения)

;

,

развить умение выражать свои мысли воспринимать и усваивать

;

информацию

;

обогащать словарный запас учащихся

совершенствовать орфографические и

.

умения

2.

:

Развивающие

-

;

осуществление системно деятельностного подхода

;

развитие критического мышления

;

развитие внимания

(

,

,

):

формирование УУД личностных регулятивных познавательных

;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения

,

,

;

развитие умений анализировать сравнивать обобщать

;

развивать умение применять новые знания

,

;

развитие творческих речевых способностей учащихся

;

формирование логических умений

,

развитие умения опираться на уже известное на свой субъективный

;

опыт

;

развитие умения формулировать проблему

.

развитие умения работы в парах

3.

:

Воспитательные

;

воспитание интереса и уважения к родному языку

;

воспитание ценностного отношения к слову

:

развитие коммуникативных УУД

,

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности

;

уважения и сотрудничества

:

взаимодействие учащихся в парной работе развитие уважения друг к

.

другу

:

Оборудование

;

ПК

;

мультимедийный проектор

;

мультимедийная презентация к уроку

.

информационный лист

:

Структура урока

1.

.

Организационный этап

2.

.

Актуализация знаний

3.

.

Постановка учебной задачи

4.

.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление

5.

.

.

Физ минутка

6.

.

Закрепление изученного материала

7.

(

).

Рефлексия деятельности подведение итогов занятия

8.

(

),

Информация о домашнем задании комментирование

выставление

.

оценок за урок

Ход урока

Учитель:

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его

речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем

получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой

культуры. Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так:

«Правильно ли мы говорим?»

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать

правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко

и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

Отрывок из журнала «Ералаш» «Ну почему мы так говорим?»

--Сегодня мы все будем участниками разговора о культуре речи. Перед вами выступят

ребята, расскажут много интересного, покажут сценки из нашей жизни. Может быть, кто-

то узнает себя, своих одноклассников. Будьте внимательны к тому, что будет

происходить. Ваша задача: найти ошибки в речи героев сценки и сказать, как грамотно .

--

Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила

произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.

Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.

СЦЕНКА №1.

На сцену выходит доктор в белом халате и мальчик Петя. Доктор предлагает Пете стул и

сам усаживается напротив.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). А в каком классе

учишься, молодой человек?

Петя: В пятом «вы».

Доктор: В пятом «вы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и

прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто (берет градусник). Откройте рот (Петя открывает

рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не

поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает

из стола и показывает учебник русского языка).

Учитель:

--Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом?

---Какой рецепт дал доктор?

Слово учителя: Какие ошибки вы заметили в речи участников диалога? Так как же

развить или улучшить свою речь? В первую очередь следует помнить, что грамотная и

правильная речь неотделима от соблюдения норм орфоэпии.

Просмотр презентации об орфоэпии.

Задание №1

: Составить пословицы, грамотно прочитать, объяснить значение пословиц.

Слова даны на карточках.

А) Птица, перья, речи, а, человек, по, видна, по.

(Видна птица по перьям, а человек — по речам).

Б) Кто, слушать, сеять, кто, пожинать, говорить, тот.

(Кто говорит, тот сеет; кто слушает — пожинает).

А) Наносить, слово, стыд, до, лишний, досада, доводить, и.

(Лишнее слово досаду наносит и до стыда доводит).

Б) Околица, не, пословица, речь, не, пустой, пень.

(Пень — не околица, пустая речь — не пословица).

А) Сказка, скоро, не, скоро, делаться, да, сказываться.

(Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается).

Б) Речи, потемки, умные, и, слышно, в.

(Умные речи и в потемках слышно).

Учитель: Давайте вспомним, что такое нормы орфоэпии.

Нормы орфоэпии – это постановка верных ударений и согласование существительных с

прилагательными в нужном роде. Существует только один способ произносить подобные

трудные случаи верно – запомнить это самое произношение. И тут могут помочь

абсолютно разные способы, начиная от общения с грамотным человеком и заканчивая

ношением в кармане орфоэпического словаря.

Учитель: Как научиться правильно ставить ударение?

Довольно часто мы слышим неверное употребление слова и воспринимаем это как норму.

Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения

рифмовок.

Задание №2 (задания даны на карточках). Прочитайте рифмовки, грамотно расставляя

ударение.

(Свёкла - Фёкла)

Тётка Фёкла ела свёклу.

Я беру свой инструмент,

Быстро развожу цемЕнт.

Брёл я долго и устал,

Перешёл седьмой квртАл.

Что за странный носорог

Ел и твОрог, и творОГ.

Слышен в классе диалог:

Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,

Чтоб зубки не пломбировАть.

Слышен в классе диалог:

Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,

Чтоб зубки не пломбировАть.

У меня в ушах звенит,

Телефон опять звонИт.

Задание №3. Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Повторяйте дружно за мной и запомните, где в этих словах стоит ударение:

АЛФАВИТ,

АГЕНТ,

ДОГОВОР,

ДОКУМЕНТ,

ДОСУГ,

ЗВОНИТ,

КИЛОМЕТР,

МАГАЗИН, ПОНЯЛ, КРАСИВЕЕ. (Задание дано на листочках). Необходимо расставить

ударение.

Задание №4

Прочитайте, правильно расставляя ударение в словах.

Этот цветок красивее всех остальных, зеленый суп из щавеля, избалованный всеобщим

вниманием, составить каталог, баллотироваться в президенты, издала книгу,

включенный в договор, студенты созвонятся перед экзаменом, авторитетный эксперт,

знаменитая танцовщица.

Задание №5 Поставить слова в форму множественного числа.

СЦЕНКА №2.

Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.

Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.

Мама: Что за спешка?

Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.

Мама: Обед на плите.

Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю

большую половинку. Хорошо?

Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?

Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет).

Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мама: Возьми пальто, еще холодно.

Юля: Хорошо, одену пальто.

Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью.

Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а

говорить правильно по-русски не умеют.

Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ,

КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все

хором говорят:

Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас

при общении ребята.

ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж –

ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например:

«Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать:

«Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это

нам, именам прилагательным. С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к

любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается

«ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал

КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как

«СЛАДКАЯ СОЛЬ».

ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я –

половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать,

когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина».

Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и

большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!

НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).

НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем

вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен

стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.

ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ

НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный

язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы

едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно

сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест». Вот в вежливой форме при

приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько

хотите».

КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что

сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому

слову. Зачем? Не знаю!

Слово учителя: Сделаем вывод, какая речь вредит человеку, становится его врагом?

(небрежная,

засоренная

пустыми,

бессмысленными

словами,

злая,

жестокая,

оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь). «Великим, могучим,

правдивым и свободным» назвал наш русский язык Иван Сергеевич Тургенев. Он

призывал беречь чистоту языка, как святыню.

ЧТЕЦ №2.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом.

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте литературным языком,

Боритесь за культуру речи!

Чтец № 2

Улетело сказанное слово,

Как песок сквозь пальцы утекло,

Но оно кого-то укололо

И обиду дальше унесло.

А ведь надо просто научиться

Грамотно использовать слова

И не постесняться извиниться,

Только грубость вырвется едва.

Пусть слова бегут вперед игриво,

Радуя, лаская и смеша.

Как приятно говорить красиво,

Сленгом в разговоре не греша.

Подводим итоги. Мини-тест (каждый делает самостоятельно).

1.

Продолжите предложение. Орфоэпия – это…

2.

Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.

3.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

4.

Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.

V. Домашнее задание.



В раздел образования