Автор: Попова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №45
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Путешествие в страну Орфоэпия
Раздел: среднее образование
Урок в 6 классе по теме: Путешествие в страну Орфоэпия.
:
Тип урока
«
»
повторение и обобщение изученного по теме Орфоэпия
:
Форма урока
.
традиционный
:
Метод
,
.
комбинированный игровой
:
Цель урока
познакомить с термином “орфоэпия”, научить правильно произносить
слова и ставить ударения
:
Задачи урока
1.
:
Образовательные
;
развить умение формулировать определение понятий
формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения)
;
,
развить умение выражать свои мысли воспринимать и усваивать
;
информацию
;
обогащать словарный запас учащихся
совершенствовать орфографические и
.
умения
2.
:
Развивающие
-
;
осуществление системно деятельностного подхода
;
развитие критического мышления
;
развитие внимания
(
,
,
):
формирование УУД личностных регулятивных познавательных
;
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения
,
,
;
развитие умений анализировать сравнивать обобщать
;
развивать умение применять новые знания
,
;
развитие творческих речевых способностей учащихся
;
формирование логических умений
,
развитие умения опираться на уже известное на свой субъективный
;
опыт
;
развитие умения формулировать проблему
.
развитие умения работы в парах
3.
:
Воспитательные
;
воспитание интереса и уважения к родному языку
;
воспитание ценностного отношения к слову
:
развитие коммуникативных УУД
,
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности
;
уважения и сотрудничества
:
взаимодействие учащихся в парной работе развитие уважения друг к
.
другу
:
Оборудование
;
ПК
;
мультимедийный проектор
;
мультимедийная презентация к уроку
.
информационный лист
:
Структура урока
1.
.
Организационный этап
2.
.
Актуализация знаний
3.
.
Постановка учебной задачи
4.
.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление
5.
.
.
Физ минутка
6.
.
Закрепление изученного материала
7.
(
).
Рефлексия деятельности подведение итогов занятия
8.
(
),
Информация о домашнем задании комментирование
выставление
.
оценок за урок
Ход урока
Учитель:
Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его
речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем
получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой
культуры. Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так:
«Правильно ли мы говорим?»
Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать
правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко
и т.д.)
А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?
Отрывок из журнала «Ералаш» «Ну почему мы так говорим?»
--Сегодня мы все будем участниками разговора о культуре речи. Перед вами выступят
ребята, расскажут много интересного, покажут сценки из нашей жизни. Может быть, кто-
то узнает себя, своих одноклассников. Будьте внимательны к тому, что будет
происходить. Ваша задача: найти ошибки в речи героев сценки и сказать, как грамотно .
--
Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила
произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.
Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.
СЦЕНКА №1.
На сцену выходит доктор в белом халате и мальчик Петя. Доктор предлагает Пете стул и
сам усаживается напротив.
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). А в каком классе
учишься, молодой человек?
Петя: В пятом «вы».
Доктор: В пятом «вы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и
прах хвалит.
Доктор: Порядочек… Железно… Круто (берет градусник). Откройте рот (Петя открывает
рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не
поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает
из стола и показывает учебник русского языка).
Учитель:
--Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом?
---Какой рецепт дал доктор?
Слово учителя: Какие ошибки вы заметили в речи участников диалога? Так как же
развить или улучшить свою речь? В первую очередь следует помнить, что грамотная и
правильная речь неотделима от соблюдения норм орфоэпии.
Просмотр презентации об орфоэпии.
Задание №1
: Составить пословицы, грамотно прочитать, объяснить значение пословиц.
Слова даны на карточках.
А) Птица, перья, речи, а, человек, по, видна, по.
(Видна птица по перьям, а человек — по речам).
Б) Кто, слушать, сеять, кто, пожинать, говорить, тот.
(Кто говорит, тот сеет; кто слушает — пожинает).
А) Наносить, слово, стыд, до, лишний, досада, доводить, и.
(Лишнее слово досаду наносит и до стыда доводит).
Б) Околица, не, пословица, речь, не, пустой, пень.
(Пень — не околица, пустая речь — не пословица).
А) Сказка, скоро, не, скоро, делаться, да, сказываться.
(Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается).
Б) Речи, потемки, умные, и, слышно, в.
(Умные речи и в потемках слышно).
Учитель: Давайте вспомним, что такое нормы орфоэпии.
Нормы орфоэпии – это постановка верных ударений и согласование существительных с
прилагательными в нужном роде. Существует только один способ произносить подобные
трудные случаи верно – запомнить это самое произношение. И тут могут помочь
абсолютно разные способы, начиная от общения с грамотным человеком и заканчивая
ношением в кармане орфоэпического словаря.
Учитель: Как научиться правильно ставить ударение?
Довольно часто мы слышим неверное употребление слова и воспринимаем это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения
рифмовок.
Задание №2 (задания даны на карточках). Прочитайте рифмовки, грамотно расставляя
ударение.
(Свёкла - Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квртАл.
Что за странный носорог
Ел и твОрог, и творОГ.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.
Задание №3. Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.
Повторяйте дружно за мной и запомните, где в этих словах стоит ударение:
АЛФАВИТ,
АГЕНТ,
ДОГОВОР,
ДОКУМЕНТ,
ДОСУГ,
ЗВОНИТ,
КИЛОМЕТР,
МАГАЗИН, ПОНЯЛ, КРАСИВЕЕ. (Задание дано на листочках). Необходимо расставить
ударение.
Задание №4
Прочитайте, правильно расставляя ударение в словах.
Этот цветок красивее всех остальных, зеленый суп из щавеля, избалованный всеобщим
вниманием, составить каталог, баллотироваться в президенты, издала книгу,
включенный в договор, студенты созвонятся перед экзаменом, авторитетный эксперт,
знаменитая танцовщица.
Задание №5 Поставить слова в форму множественного числа.
СЦЕНКА №2.
Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.
Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.
Мама: Что за спешка?
Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.
Мама: Обед на плите.
Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю
большую половинку. Хорошо?
Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?
Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет).
Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?
Мама: Возьми пальто, еще холодно.
Юля: Хорошо, одену пальто.
Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью.
Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а
говорить правильно по-русски не умеют.
Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ,
КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все
хором говорят:
Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас
при общении ребята.
ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж –
ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например:
«Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать:
«Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это
нам, именам прилагательным. С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к
любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается
«ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал
КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как
«СЛАДКАЯ СОЛЬ».
ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я –
половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать,
когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина».
Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и
большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!
НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).
НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем
вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен
стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.
ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ
НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.
НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.
КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный
язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы
едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно
сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест». Вот в вежливой форме при
приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько
хотите».
КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что
сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому
слову. Зачем? Не знаю!
Слово учителя: Сделаем вывод, какая речь вредит человеку, становится его врагом?
(небрежная,
засоренная
пустыми,
бессмысленными
словами,
злая,
жестокая,
оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь). «Великим, могучим,
правдивым и свободным» назвал наш русский язык Иван Сергеевич Тургенев. Он
призывал беречь чистоту языка, как святыню.
ЧТЕЦ №2.
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили.
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Язык писателей нам служит образцом.
Он мудростью народною отмечен.
Овладевайте литературным языком,
Боритесь за культуру речи!
Чтец № 2
Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.
А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва.
Пусть слова бегут вперед игриво,
Радуя, лаская и смеша.
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.
Подводим итоги. Мини-тест (каждый делает самостоятельно).
1.
Продолжите предложение. Орфоэпия – это…
2.
Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.
3.
Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.
4.
Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.
V. Домашнее задание.