Автор: Губарева Мария Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский государственный коммунально-строительный техникум"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: Условия формирования благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе
Раздел: среднее профессиональное
Условия формирования благоприятного социально-психологического климата
в студенческой группе
Губарева М.А.
г.Тула, Россия
ГПОУ ТО "Тульский государственный
коммунально-строительный техникум"
На
современном
этапе
развития
российского
общества
происходят
существенные изменения в духовной, политической и экономической жизни, в связи с
этим
серьезно
возрастают
требования
к
уровню
психологической
включенности
личности
в
учебно-профессиональную,
трудовую,
творческую,
социально
значимую
деятельность.
Социально-психологические явления, происходящие в жизни человека значимы
тем, что они действуют не только на отдельных индивидов, но и на жизнь групп,
начиная
с
небольших
объединений,
и
кончая
обществом
в
целом. Важнейшей
областью
в
пространстве
социально-психологических
отношений
является
взаимодействие
внутри
коллектива
(группы).
В
процессе
жизни
любой
человек
сталкивается с включением в различного рода формальные группы.
Студенческий период жизни – один из самых важных периодов в жизни человека.
По
мнению
Слободчикова
В.И.,
Исаева
Е.И.
данный
возрастной
период
охватывает
возрастные границы от 16 до 21 года и относится к кризису юности, в котором выделяют
негативные и позитивные стороны. При этом негативные моменты связаны с утратой
налаженных
форм
жизни
–
взаимоотношений
с
другими,
способов
и
форм
учебной
деятельности,
привычных
условий
жизнедеятельности;
позитивные
-
с
новыми
возможностями
становления
индивидуальности
человека,
сознательного
и
целенаправленного самообразования [4].
Обучение
по
программам
среднего
профессионального
образования
осуществляется в среднем 3-4 года и соответствует возрастному периоду от 15-16
лет до 19-20 лет. А.А. Вербицкий и Ю.В. Попов определили, что развитие, происходящее
за время обучения в техникуме, формирует склад мышления, который характеризует
профессиональную направленность личности.
Обучение в техникуме
дает студенту
не только
общее
представление
о профессии,
но
и практические
профессиональные
навыки [6].
Психологический
климат
группы
характеризует
качественный
аспект
межличностных
отношений,
который
проявляется
как
совокупность
психологических
условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и
всестороннему развитию личности в группе [4, 5]. Социально-психологический климат
определяется совокупностью факторов:
психологическая совместимость её членов - свойства темперамента, скорость
мышления, особенности восприятия, внимания, характера;
совместимость мотивов, типов поведения;
согласованность социальных ролей, ориентаций, интересов;
особенности деятельности.
Одним из факторов социально-психологического климата в студенческой группе
выступает
характер
коммуникаций:
недостаток
полной
и
точной
информации
способствует распространению слухов, а также к росту напряженности в отношениях,
непониманию, недоверию и конфликтам [1, 3, 6].
Специфика учебной деятельности и всего педагогического процесса в целом, а
также
особенности
самой
учебной
группы
обуславливают
характерные
особенности
социально-психологического климата в учебной группе, которые отражены на рисунке 1.
Рисунок 1– Особенности формирования
социально-психологического климата в учебной группе
М.В. Богданова [3] подчеркивает, что к условиям, определяющим эффективность
влияния педагогов на психологический климат в учебной группе, относятся следующие:
1) личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство
юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
2)
профессиональные
качества
педагогов
(теоретическая
и
методическая
вооружённость).
3)
ориентация
педагогов
на
эмоциональный
комфорт
обучаемых,
что
является
следствием
личностной
и
профессиональной
подготовленности
к
действиям,
формирующим благоприятный психологический климат [3].
Литература.
1.
Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. -
М.: Логос, 2014. - 306 c.
2.
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие /
А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2014. - 526 c.
3.
Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е.
Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
4.
Мандель,
Б.Р.
Возрастная
психология:
Учебное
пособие
/
Б.Р.
Мандель.
-
М.:
Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.
5.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.:
Юрайт, 2013. - 460 c.
6.
Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов /
С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 220 c.
7.
Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С.
Ткачева. - М.: Юрайт, 2015. - 200 c.
8.
Хухлаева,
О.В.
Психология
развития
и
возрастная
психология:
Учебник
для
бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2015. - 367 c.
9.
Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для
бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.