Напоминание

Условия формирования благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе


Автор: Губарева Мария Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский государственный коммунально-строительный техникум"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: Условия формирования благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Условия формирования благоприятного социально-психологического климата

в студенческой группе

Губарева М.А.

г.Тула, Россия

ГПОУ ТО "Тульский государственный

коммунально-строительный техникум"

На

современном

этапе

развития

российского

общества

происходят

существенные изменения в духовной, политической и экономической жизни, в связи с

этим

серьезно

возрастают

требования

к

уровню

психологической

включенности

личности

в

учебно-профессиональную,

трудовую,

творческую,

социально

значимую

деятельность.

Социально-психологические явления, происходящие в жизни человека значимы

тем, что они действуют не только на отдельных индивидов, но и на жизнь групп,

начиная

с

небольших

объединений,

и

кончая

обществом

в

целом. Важнейшей

областью

в

пространстве

социально-психологических

отношений

является

взаимодействие

внутри

коллектива

(группы).

В

процессе

жизни

любой

человек

сталкивается с включением в различного рода формальные группы.

Студенческий период жизни – один из самых важных периодов в жизни человека.

По

мнению

Слободчикова

В.И.,

Исаева

Е.И.

данный

возрастной

период

охватывает

возрастные границы от 16 до 21 года и относится к кризису юности, в котором выделяют

негативные и позитивные стороны. При этом негативные моменты связаны с утратой

налаженных

форм

жизни

взаимоотношений

с

другими,

способов

и

форм

учебной

деятельности,

привычных

условий

жизнедеятельности;

позитивные

-

с

новыми

возможностями

становления

индивидуальности

человека,

сознательного

и

целенаправленного самообразования [4].

Обучение

по

программам

среднего

профессионального

образования

осуществляется в среднем 3-4 года и соответствует возрастному периоду от 15-16

лет до 19-20 лет. А.А. Вербицкий и Ю.В. Попов определили, что развитие, происходящее

за время обучения в техникуме, формирует склад мышления, который характеризует

профессиональную направленность личности.

Обучение в техникуме

дает студенту

не только

общее

представление

о профессии,

но

и практические

профессиональные

навыки [6].

Психологический

климат

группы

характеризует

качественный

аспект

межличностных

отношений,

который

проявляется

как

совокупность

психологических

условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и

всестороннему развитию личности в группе [4, 5]. Социально-психологический климат

определяется совокупностью факторов:

психологическая совместимость её членов - свойства темперамента, скорость

мышления, особенности восприятия, внимания, характера;

совместимость мотивов, типов поведения;

согласованность социальных ролей, ориентаций, интересов;

особенности деятельности.

Одним из факторов социально-психологического климата в студенческой группе

выступает

характер

коммуникаций:

недостаток

полной

и

точной

информации

способствует распространению слухов, а также к росту напряженности в отношениях,

непониманию, недоверию и конфликтам [1, 3, 6].

Специфика учебной деятельности и всего педагогического процесса в целом, а

также

особенности

самой

учебной

группы

обуславливают

характерные

особенности

социально-психологического климата в учебной группе, которые отражены на рисунке 1.

Рисунок 1– Особенности формирования

социально-психологического климата в учебной группе

М.В. Богданова [3] подчеркивает, что к условиям, определяющим эффективность

влияния педагогов на психологический климат в учебной группе, относятся следующие:

1) личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство

юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

2)

профессиональные

качества

педагогов

(теоретическая

и

методическая

вооружённость).

3)

ориентация

педагогов

на

эмоциональный

комфорт

обучаемых,

что

является

следствием

личностной

и

профессиональной

подготовленности

к

действиям,

формирующим благоприятный психологический климат [3].

Литература.

1.

Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. -

М.: Логос, 2014. - 306 c.

2.

Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие /

А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2014. - 526 c.

3.

Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е.

Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.

4.

Мандель,

Б.Р.

Возрастная

психология:

Учебное

пособие

/

Б.Р.

Мандель.

-

М.:

Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.

5.

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.:

Юрайт, 2013. - 460 c.

6.

Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов /

С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 220 c.

7.

Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С.

Ткачева. - М.: Юрайт, 2015. - 200 c.

8.

Хухлаева,

О.В.

Психология

развития

и

возрастная

психология:

Учебник

для

бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2015. - 367 c.

9.

Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для

бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.



В раздел образования