Напоминание

Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности


Автор: Дьяченко Ольга Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 200"
Населённый пункт: город Белогорск, Амурской области
Наименование материала: воспитательная работа
Тема: Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕМА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ИНТЕРЕСАХ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

«Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена

благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце

ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся,

ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что

учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их

товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с

блужданием в потемках»

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть

классным

руководителем.

Одни

считают

ее

дополнением

к

своей

преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни

была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку

основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается

интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс

представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о

социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать

коллектив,

формировать

соответствующую

эмоциональную

атмосферу.

Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий

был и остается классный руководитель.

Современные условия развития общества требуют переориентации

обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие

личности

ребёнка,

его

творческих

способностей,

самостоятельности

мышления

и

чувства

личной

ответственности

как

нравственной

характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик

становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный,

познавательный характер.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс,

интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную

деятельность

и

общение,

учитывая

влияние

социальной,

природной,

предметно – эстетической среды.

Цель

воспитательной

работы

в

классе

это

социально

педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,

творческого,

инициативного,

компетентного,

физически

здорового

гражданина, обогащенного научными знаниями, готового к успешной

социализации в обществе.

Задачи воспитательной работы:

1.

На основе изучения личности каждого учащегося, интересов,

стремлений и желаний создать максимум условий для всестороннего

развития личности;

2.

Продолжить

работу

по

развитию

сплоченности

классного

коллектива, формированию у учащихся уважительного отношения

друг к другу;

3.

Способствовать

формированию

активной

жизненной

позиции,

привлечение каждого ребенка к жизни классного коллектива, школы

Участники программы: УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК - РОДИТЕЛЬ.

ТРУДНОСТИ

Прибывшие – выбывшие ученики

Для функционирования триады «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК -

РОДИТЕЛЬ»

необходимо создать благоприятные условия и взаимосвязь всех субъектов

данных отношений.

Для того чтобы создать эти условия, необходимо поближе познакомиться с

родителями.

На первом же собрании я попросила родителей ответить на вопросы анкеты.

Полученные данные помогли мне при составлении социального паспорта

класса, а также я получила ответ кто из родителей класса готов оказывать

помощь

и

поддержку

при

организации

школьных,

внеклассных

и

тематических мероприятиях.

Один из вопросов анкеты:

Какие формы сотрудничества, направленные на улучшение связей родителей

и школы, могли бы предложить ВЫ?

Ответы родителей: совместные походы на природу, личные встречи, помощь

в организации мероприятий.

В

своей

работе

с

классом

я

использую

следующие

формы

для

взаимодействия с родителями:

1.

Коллективные:

родительское собрание, родительский лекторий, встреча родителей с

администрацией школы, учителями класса.

2.

Групповые:

взаимодействие

с

родительским

комитетом,

взаимодействие

с

творческими группами, групповые консультации

3.

Индивидуальные:

беседа,

выполнение

индивидуальных

поручений,

переписка,

телефонный разговор.

Наиболее распространенной формой групповой работы является

родительское собрание.

В 5 классе

запланировано и проведено

одно из тематических

собраний,

посвященных

подготовке

домашних

заданий.

Проблема

эффективности обучения может быть успешно решена только при условии,

если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо

организованной домашней работой учащихся

.

В рамках собрания родители

не только ознакомились с теоретической частью, рекомендуемым временем

подготовки домашних заданий в 5 классе, но и получили памятки. Где

представлены были следующие рубрики:

1. Рекомендации родителям

2. Оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий

3. Дети учатся жить у жизни

4. Памятка для учащихся «Как готовить домашние задания»

5. В помощь ученику

«Метод ключевых слов»

«Метод 5»П»

Я хотела бы ознакомить с одной из рубрик Метод ключевых слов».

Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему

текста. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда

вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной

части текста. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых

важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной

последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает

его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо

соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно

записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту

цепочку.

Следующей формой взаимодействия с родителями является групповая

работа. Родительский комитет – это как раз та, группа, которая является

главным помощником при организации воспитательной работы в классе.

Родительский комитет класса принимает участие в:

1. поздравлении учащихся класса с Днём рождения;

2. разработке плана внешкольных мероприятий (экскурсии, походы и

т. д.);

3. организации и проведении школьных мероприятий;

4. подготовке и проведении предметных недель (пошив флага, пошив

пилоток, мастер – класс по изготовлению бумажных цветов).

Одним из методов индивидуальной работы, является работа с

дневниками.

К каждому

родительскому собранию распечатываю

оценки по

предмету, чтобы родители имели возможность в динамике познакомиться с

результатами учебной деятельности их ребёнка. Иногда такую работу

провожу в течение четверти. Данные с оценками вклеиваю в дневник, так как

есть учащиеся и группа родителей, у которых нет возможности выхода в

интернет.

Для установления более тесного контакта с родителями поздравляю их

с такими праздниками, как Новый год, 8 марта, 23 февраля, День матери.

Каждому ученику класса вклеиваю в дневник поздравительные открытки. А

также

использую

пригласительные

открытки

в

целях

повышения

посещаемости родительских собраний.

В классе накануне Дня матери было проведено родительское собрание,

совмещенное с концертом. Учащиеся класса своими силами подготовили

поздравительные номера и провели конкурсную программу для мам.

Подводя итоги учебного года, в классе было проведено анкетирование,

которое позволило проанализировать результаты воспитательной работы за

год.

1 вопрос. Самые яркие впечатления за год у меня оставили _________?

ОТВЕТЫ: ___________________________________________________

2 вопрос. Из проведенных дел в классе, школе мне больше всего

понравились ______________, потому что ______________ ?

ОТВЕТЫ: ___________________________________________________

3 вопрос. Я буду рад, если ______________ ?

ОТВЕТЫ: __________________________________________________

4 вопрос. Больше всего я разочаровался в ______________ ?

ОТВЕТЫ: __________________________________________________

5 вопрос. О тех людях, которые меня окружают, я могу сказать ______?

ОТВЕТЫ: __________________________________________________

6 вопрос. Я буду протестовать, возмущаться, если ______________ ?

ОТВЕТЫ: __________________________________________________

7 вопрос. Если бы я был классным руководителем, то я _____________?

ОТВЕТЫ: __________________________________________________

8 вопрос. Ну а если был бы директором школы, то ______________ ?

ОТВЕТЫ: __________________________________________________

Подводя итог, можно сказать, что задача классного руководителя -

создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не

надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать,

обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя

его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему

предписано быть природой.

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное

стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое

уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель

педагога помочь ему в этом.



В раздел образования