Автор: Курбангалеева Насима Халяфовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: город Октябрьский Республики Башкортостан
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование учебной мотивации на уроках математики (из опыта работы)"
Раздел: полное образование
1-й слайд. Название «Формирование учебной мотивации на уроках
математики (из опыта работы)»
2-й слайд. В психологии известно, что развитие мотивов учения идет
двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна
чем-то заинтересовать его.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он
относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не
осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по
формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к
учебной деятельности. Рассматриваются конкретные условия,
вызывающие интерес школьника к учебной деятельности, такие как:
3-й слайд.1) Способ раскрытия учебного материала;
2) Организация работы над предметом малыми группами;
3) Отношение между мотивом и целью;
4) Проблемность обучения;
5) Содержание обучения.
4-й слайд. Чтобы реализовать поставленную цель, добиться
изменения развития мотивации учения, я в своей деятельности
применяю определенные педагогические средства ее воспитания.
Формируя положительную мотивацию учения, в качестве своих
воздействий я использовала следующее:
1) содержание обучения;
2) игровые формы организации обучения;
3) современные информационно-коммуникационные технологии;
4) собственное отношение к обучающимся (требовательное,
доверительное, дружеское и так далее).
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов
учения школьников. Его действие очень сильно. О некоторых приёмах
повышения мотивации учащихся, которые используются мною на
уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала,
темы, особенностей класса.
5-й слайд. Методы и формы развития творческой деятельности
учащихся на уроке математики.
Использование исторических сведений.
Использование нестандартных задач.
Задание со сменой установки.
Занимательные задачи.
Исторический факт.
Лабораторные и практические работы.
Использование дидактических игр.
Небольшие творческие задания, которые можно предложить на
каникулах.
13-й слайд.На уроках также можно использовать приемы, которые
значительно повышают мотивацию обучения:
Связь изучаемого с жизнью.
Зрительные ассоциации.
Экскурсы в историю.
Поиск дополнительной информации с помощью
библиографических справочников, словарей, энциклопедий,
Интернета.
Проведение уроков – практикумов на компьютере.
Использование сравнений, логические тесты.
Привлечение занимательных приемов, парадоксов,
интеллектуальные разминки, логические задания, ребусы,
математические квадраты, кроссворды.
Использование игровых ситуаций (дидактические игры,
интеллектуальные игры).
14-й слайд.
Использование художественной литературы: загадки,
пословицы, стихи о математических терминах или о великих
математиках.
Создание психологического климата карточки – информаторы,
карточки с образцами решения
Использование творческих домашних заданий, в т. ч. с
использованием компьютера.
15-й слайд. Основные условия, при которых возникает и развивается
интерес к учению.
1.Развитию мотивации учебной деятельности, любви к изучаемому
предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая
организация обучения, при которой ученик действует активно,
вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых
знаний, решает вопросы проблемного характера.
2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он
разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы
действий очень быстро вызывают скуку.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо
понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного
предмета в целом и отдельных его разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями,
тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже
существовавшими у школьников ранее, также способствует
возникновению интереса к новому материалу.
5. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает
интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем
интереснее ему работать.
7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность
самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его
отношение к предмету.