Напоминание

Формирование навыков осознанного, выразительного чтения у младших школьников


Автор: Спицына Наталия Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №53
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков осознанного, выразительного чтения у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование навыков осознанного, выразительного чтения у младших

школьников.

Перед современной школой стоит задача вырастить детей творческими,

свободными, способными к самосовершенствованию.

Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения, на которых

должны создаваться условия, помогающие ученику читать и чувствовать, читать и думать,

читать и рассуждать. Развитие нравственных чувств - это важная составляющая для

развития личности, - это формирование способности радоваться и огорчаться,

восхищаться и огорчаться, стыдиться, страдать, переживать разные чувств, вызванные

поступками собственными и чужими, оценивать их исходя из уже освоенных

представлений и понятий о нормах нравственности. Этого можно достичь только с

помощью выразительного чтения, которое является инструментом развития чувств

ребёнка.

Необходимо дать ученикам представление о том, как вырабатывать навыки

выразительного чтения, какую роль выполняют правильное дыхание, голос, дикция.

Эмоциональная память детей младшего школьного возраста достаточна богата.

Работа над выразительным чтением основывается на принципе искренности переживаний.

Кроме эмоционального восприятия необходимо обращать внимание на техническую

сторону речи.

Задача учителя – научить детей хорошо владеть техникой речи: дыхание, голос,

дикция, соблюдение орфоэпических норм; интонация очень важна (громкость, паузы,

мелодика, эмоциональный тон, тембр; важны и неязыковые средства выразительности

(жесты, мимика, поза).

Процесс обучению чтению в начальных классах строится на воспроизведении,

анализе и восприятию.

Любое произведение можно прочитать вслух так, что оно не оставит в душе

никакого следа, а можно прочитать и так, что у ребёнка заблестят глаза, затаится дыхание

и он будет весь во власти чувств, которые его охватили. Такое прочтение действует

глубже, чем долгое рассуждение о литературном произведении и его героях.

Очень важно, особенно на начальных этапах работы над выразительным

чтением, вырабатывать отчётливое, громкое произношение гласных и согласных звуков,

слов, предложений.

Освоение технической стороны выразительного чтения начинается с

правильного дыхания.

Дыхание.

Работу над дикцией начинаем с артикуляционной гимнастики.

Для выработки правильного дыхания возможны следующие упражнения: встать

расправить плечи, голову держать прямо. На счёт 1-5 (про себя) - глубокий вдох; на счёт 1-

3 – задержка дыхания; на счёт 1-5 выдох. Вздохнуть, задержать дыхание и на вдохе

плавно произнести звуки, заданные учителем.

Голос.

Умение правильно пользоваться дыханием определяет способность пользоваться

голосом. Голос, как и дыхание следует развивать. На каждом уроке я использую короткие

упражнения, которые с удовольствием выполняют дети.

Упражнение: удобно сесть, голову держать прямо, сделать глубокий вздох,

произнести протяжно и плавно поочередно согласные звук {ддд,ллл,ттт.ммм …}.

Произносить несколько раз: тихо, погромче, громко.

Упражнение: исходное положение то же, но к согласным звукам поочерёдно

добавляются гласные. Произносить их плавно, протяжно.

Чтобы научиться управлять голосом, рекомендую выполнять следующие

упражнения:

- просчитать от 1 до 10 на одной высоте, затем - повышая голос, а потом

постепенно понижая.

- просчитать от 1 до10, начиная медленно, заканчивая быстро.

Голос тренируется и тогда, когда проговариваем текст пословиц, скороговорок, в

которых, согласно смыслу, голос следует усилить или ослабить, повысить или понизить.

Но в то же время необходимо познакомить детей с правилами гигиены голоса.

Учащиеся должны знать, что связки нельзя перенапрягать.

Одно из важнейших качеств речи – хорошая дикция. А условием чёткой, ясной

дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение речи.

Существует много упражнений для формирования у детей речевого слуха и хорошей

дикции. Например, работа со скороговорками.

«Скороговорку, - учил К. С. Станиславский, - надо вырабатывать через очень

медленную, преувеличенную чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних

и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучает выполнять ту же

самую работу в быстром темпе».

Работу со скороговорками можно начинать так:

- сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя;

- затем произносится беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией;

- потом медленно шёпотом, тихо, громче и, наконец, громко и быстро. А чтобы

заинтересовать детей и текст скороговорки произносился не механически, а осмысленно,

поставить цель: прочитать с каким - либо намерением, например: порадовать, удивить,

поощрить, осудить, предостеречь.

И важна, конечно, интонация.

Интонация – явление сложное, целостное. Компоненты интонации: сила голоса

(громкость, логическое ударение, паузы (логические и психологические), темп и ритм,

мелодика, эмоциональный тон, тембр.

С помощью интонации предложениям придаётся значение вопроса, просьбы,

сообщения. Интонация помогает передавать эмоционально – смысловые оттенки текста.

Именно интонация ориентирует устную речь в целом, в том числе и чтение.

Выделяются следующие компоненты интонации: сила голоса (громкость и

логическое ударение), пауза (логическая и психологическая), темп и ритм (темпо ритм),

мелодика (эмоциональный тон).

Логическое ударение. Знакомство с логическим ударением начинается с первых

предложений, стихов.

Дети увидели ежа. Дети увидели ежа. Дети увидели ежа.

Дети должны прочитать предложение так, чтобы было понятно, кто увидел ёжика,

что сделали дети, кого увидели дети.

«Логическое ударение, - писал К.С. Станиславский, - указательный палец,

отмечающий самое главное слово во фразе или предложении! В выделяемом слове скрыта

душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста». Система заданий при

выразительном чтении нацелена на то, чтобы пробуждать в читателях эмоциональные

чувства.

Словарь настроений. Помогает в работе над выразительным чтением. Он есть у

каждого ученика. После выразительного чтения произведения учителем у учащихся на

парте появляются карточки с теми словами, какое чувство они ощущали во время чтения

произведения. После анализа произведения ученикам задаётся вопрос: «Какие чувства

испытывал сам автор в это счастливое время года?» На доске появляются слова,

отражающие настроение автора (М. М. Пришвин» Осеннее утро»)

весёлое любование

счастливое возбуждение

радостное удивление

После такой работы ученики читают текст выразительно, стараясь через чтение

передать и своё личное настроение.

Словесное рисование картин. Обучение выразительному чтению нужно

начинать и на основе глубокого анализа произведения, выяснения главной мысли,

понимания идеи произведения. Эффективным средством является приём словесного

рисования картин.

Иллюстрация помогает школьникам живо представить то, о чём написано,

помогает ярче пережить и глубже понять читаемое и осмыслить прочитанное.

Когда нет иллюстраций в тексте, прибегают к словесному рисованию. Для этого:

- выделить эпизод для словесного рисования;

- нарисовать словами место, где происходит событие, используется приём

акцентного вычитывания;

-изображение действующих лиц;

-добавление необходимых деталей.

Этот приём важен, Он помогает успешно развивать воссоздающее воображение

читателей, без которого невозможно выразительное чтение.

Очень интересен приём конкурсного многочтения. Один и тот же отрывок

читается несколькими учениками, а остальные ученики и учитель дают оценку

прочитанному.

Предъявляя требование к ученикам: «Читайте выразительно», - учитель должен

разъяснять им, как подготовиться к выразительному чтению.

Задача учителя – заинтересовать учеников, направить их на самостоятельные

поиски верных решений. Это делает уроки живыми, творческими, интересными.

Использованная литература:

Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителем.

Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем.

Гольдин З.Д. Учебное моделирование орфоэпического чтения.

Станиславский К.С. Работа актёра над собой.



В раздел образования