Автор: Боднарь Елена Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБПУ "МССУОР №4 им. А.Я. Гомельского" Москомспорта
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Трапеция
Раздел: среднее образование
Пояснение к учебно-дидактическому материалу по теме «Трапеция»
Сводная учебно-дидактическая таблица по теме «Трапеция» предлагается
учащимся в период итогового повторения при подготовке к ОГЭ в 9 классе.
Однако в предложенном виде таблица предстаёт не сразу. Учащиеся формируют
её под моим руководством постепенно, начиная с 8 класса.
Свойства 1-4, а также 1-3 и 5 в разделе «Равнобедренная трапеция»
появляются в таблице при изучении темы «Четырёхугольники».
Свойство 5 добавляется после изучения темы «Подобие».
Свойства 7-9 и свойство 4 в разделе «Равнобедренная трапеция»
добавляются после изучения темы «Окружность».
Сбор информации для таблицы заканчивается в 9 классе после изучения
теоремы о средней линии трапеции.
Такое поступательное формирование сводной таблицы позволяет решать
несколько дидактических задач, а именно:
а) Позволяет школьникам увидеть и понять динамику роста
многоходовости задачи в прямом соответствии с расширением полученных
знаний;
б) Позволяет на примере одной геометрической фигуры увидеть
многообразие сведений, стоящих за привычными словами в условии задачи (дана
трапеция ABCD, дана равнобедренная трапеция ABCD).
Системно осуществляя работу по компоновке сводных таблиц (опорных
конспектов) вместе с учащимися, я формирую в сознании своих учеников
полисемантическое «контекстное меню» в виде учебно-дидактической таблицы,
актуализирующееся каждый раз, когда они читают такие привычные для
геометрических задач формулировки, как: «в прямоугольном треугольнике», «в
трапеции», «в окружности» и так далее. Системно проводя такую работу – я, как
учитель, формирую и закрепляю позитивный отклик учеников к изучаемому
материалу, интерес к математическому мышлению.
Школьники активно включаются в эту работу, дополняя таблицы своими
находками, полученными при решении задач.
Так, например, информацию о равнобедренной трапеции с
перпендикулярными диагоналями в подавляющем большинстве случаев ученики
вносят самостоятельно, делясь с учителем и товарищами радостью «открытия».
Структура таблицы позволяет учащимся неоднократно вносить в неё свои
дополнения. Таблица эффективно показала себя как в индивидуальной, так и в
групповой и общеклассной работе. Возможности таблиц позволяют превращать
их в контрольно-измерительные материалы любой сложности.
В дополнение к таблице по каждой теме предлагаю ученикам
самостоятельно создавать задачи на готовых чертежах для решения в классе в
период изучения темы, а также для формирования базы итогового повторения по
каждой изучаемой геометрической фигуре.
Самостоятельная работа школьников по собиранию базы задач формирует
и закрепляет интерес к активной учёбе, создаёт ощущение значимости
выполняемой учебной работы. Готовясь к экзамену, дети с интересом и
1
удовольствием решают задачи по готовым чертежам, многообразно
представленным в собранной базе. При этом неоднократно вспоминаются и
эффективно закрепляются навыки самостоятельной работы с геометрическим
материалом.
Кроме того, работа по готовым чертежам позволяет существенно повысить
эффективность использования учебного времени – так как во многих случаях
удобнее и интереснее решать задачу, не затрачивая время на создание чертежа.
Как для формирования и закрепления навыков решения задач, так и для
итогового повторения – целесообразно и удобно при необходимости повышения
интенсивности обучения пользоваться готовыми чертежами.
Многие задачи, предложенные в данной выборке, решаются устно. Они
носят подготовительный характер и направлены на повторение геометрического
материала, необходимого для решения более сложных задач.
Задачи распечатываются на листах А4, раздаются как дидактический
материал.
Некоторые задачи требуют дополнительных построений, выполнения
несложных вычислений – что легко осуществляется на раздаваемых листах.
Сгруппировать задачи можно по-разному – в зависимости от цели урока.
Повторяющиеся задачи можно использовать в качестве домашних заданий.
Умение решать задачи данной выборки во многом определяет успешность
решения более сложных задач по теме «Трапеция».
2
3
4
5
6