Напоминание

Трапеция


Автор: Боднарь Елена Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБПУ "МССУОР №4 им. А.Я. Гомельского" Москомспорта
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Трапеция
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснение к учебно-дидактическому материалу по теме «Трапеция»

Сводная учебно-дидактическая таблица по теме «Трапеция» предлагается

учащимся в период итогового повторения при подготовке к ОГЭ в 9 классе.

Однако в предложенном виде таблица предстаёт не сразу. Учащиеся формируют

её под моим руководством постепенно, начиная с 8 класса.

Свойства 1-4, а также 1-3 и 5 в разделе «Равнобедренная трапеция»

появляются в таблице при изучении темы «Четырёхугольники».

Свойство 5 добавляется после изучения темы «Подобие».

Свойства 7-9 и свойство 4 в разделе «Равнобедренная трапеция»

добавляются после изучения темы «Окружность».

Сбор информации для таблицы заканчивается в 9 классе после изучения

теоремы о средней линии трапеции.

Такое поступательное формирование сводной таблицы позволяет решать

несколько дидактических задач, а именно:

а) Позволяет школьникам увидеть и понять динамику роста

многоходовости задачи в прямом соответствии с расширением полученных

знаний;

б) Позволяет на примере одной геометрической фигуры увидеть

многообразие сведений, стоящих за привычными словами в условии задачи (дана

трапеция ABCD, дана равнобедренная трапеция ABCD).

Системно осуществляя работу по компоновке сводных таблиц (опорных

конспектов) вместе с учащимися, я формирую в сознании своих учеников

полисемантическое «контекстное меню» в виде учебно-дидактической таблицы,

актуализирующееся каждый раз, когда они читают такие привычные для

геометрических задач формулировки, как: «в прямоугольном треугольнике», «в

трапеции», «в окружности» и так далее. Системно проводя такую работу – я, как

учитель, формирую и закрепляю позитивный отклик учеников к изучаемому

материалу, интерес к математическому мышлению.

Школьники активно включаются в эту работу, дополняя таблицы своими

находками, полученными при решении задач.

Так, например, информацию о равнобедренной трапеции с

перпендикулярными диагоналями в подавляющем большинстве случаев ученики

вносят самостоятельно, делясь с учителем и товарищами радостью «открытия».

Структура таблицы позволяет учащимся неоднократно вносить в неё свои

дополнения. Таблица эффективно показала себя как в индивидуальной, так и в

групповой и общеклассной работе. Возможности таблиц позволяют превращать

их в контрольно-измерительные материалы любой сложности.

В дополнение к таблице по каждой теме предлагаю ученикам

самостоятельно создавать задачи на готовых чертежах для решения в классе в

период изучения темы, а также для формирования базы итогового повторения по

каждой изучаемой геометрической фигуре.

Самостоятельная работа школьников по собиранию базы задач формирует

и закрепляет интерес к активной учёбе, создаёт ощущение значимости

выполняемой учебной работы. Готовясь к экзамену, дети с интересом и

1

удовольствием решают задачи по готовым чертежам, многообразно

представленным в собранной базе. При этом неоднократно вспоминаются и

эффективно закрепляются навыки самостоятельной работы с геометрическим

материалом.

Кроме того, работа по готовым чертежам позволяет существенно повысить

эффективность использования учебного времени – так как во многих случаях

удобнее и интереснее решать задачу, не затрачивая время на создание чертежа.

Как для формирования и закрепления навыков решения задач, так и для

итогового повторения – целесообразно и удобно при необходимости повышения

интенсивности обучения пользоваться готовыми чертежами.

Многие задачи, предложенные в данной выборке, решаются устно. Они

носят подготовительный характер и направлены на повторение геометрического

материала, необходимого для решения более сложных задач.

Задачи распечатываются на листах А4, раздаются как дидактический

материал.

Некоторые задачи требуют дополнительных построений, выполнения

несложных вычислений – что легко осуществляется на раздаваемых листах.

Сгруппировать задачи можно по-разному – в зависимости от цели урока.

Повторяющиеся задачи можно использовать в качестве домашних заданий.

Умение решать задачи данной выборки во многом определяет успешность

решения более сложных задач по теме «Трапеция».

2

3

4

5

6



В раздел образования