Напоминание

«Воспитательный потенциал уроков в начальной школе, как средство формирования развивающейся личности»


Авторы: Юлина Виктория Анатольевна, Виктория Анатольевна Юлина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОКУ СКШ № 2
Населённый пункт: г. Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: доклад
Тема: «Воспитательный потенциал уроков в начальной школе, как средство формирования развивающейся личности»
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»

Подготовила: учитель начальных классов

Юлина Виктория Анатольевна

Доклад: «Воспитательный потенциал уроков в начальной школе, как

средство формирования развивающейся личности»

Главная задача педагога– обеспечить единство действия механизмов

воспитания и обучения. «Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе

стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка

– творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке.» В

отличие от обучения, где главным становится получение ребенком новых учебных

знаний, развитие познавательного интереса, приобретение новых умений и

навыков; воспитание формирует ребенка как личность, позволяет ему

сформировать собственное отношение к окружающему его миру, социуму.

Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному

развитию личности школьника.

Урок – ключевой элемент воспитания. Однако такая роль заложена в нем

как потенциальная возможность. Важно определить представление о воспитании

на уроке.Шаталов Виктор Федорович (советский педагог-новатор) утверждал, что,

для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект

соленого огурца». Главное (учителю) – создать рассол, тогда какой бы огурец не

был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Поэтому задача

учителя состоит в том, чтобы дать каждому учащемуся возможность пережить

радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные

стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной

школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться

фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса.

Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение

определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной

ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих

ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических

условиях. На это ориентирует нас Федеральный образовательный стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), определяя приоритетность воспитания в процессе достижения

нового качества образования.

Содержание современных учебных программ обладает значительным

воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного

отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы

подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности

гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической

грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его

образовательные и воспитательные возможности

Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в

формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств

личности. В связи с переходом начальной школы на новые программы усилилась

и воспитывающая роль каждогопредмета. Содержание учебников даёт учителю

богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке,

формирующей сознание учащихся, их представления о нормах нравственности.

Влияние урока значительно возрастает, если учитель преднамеренно создаёт

условия для коллективного сотрудничества детей. Нравственный облик ребёнка

зависит от того, будут ли повседневные его отношения с окружающими строится

на основе уважения, доброжелательности, умения сопереживать с другим

человеком, товарищеской помощи или на основе зависти, тщеславия, желания

добиваться своих целей любой ценой. От характера складывающихся на уроке

отношений зависит и духовная атмосфера детского коллектива.

Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент

воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в

эту структуру может только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот

инструмент и понимает его воспитательные возможности.

Василий Александрович Сухомлинский называл таких учителей

«умеющими воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего

воспитывать знаниями, эти знания...выступают как инструмент, с помощью

которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ

достигается при условии:

— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами

обучения и развития личности школьника;

— целенаправленного отбора содержания учебного материала;

— использования современных образовательных технологий;

— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности

учащихся на уроке и во внеурочное время.

Воспитательный процесс – это непрерывный процесс в начальной школе.

Учитель осуществляет воспитание ежедневно и ежечасно. Воспитание

осуществляется на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсии и т.д Внешний

вид ученика, его отношения с одноклассниками и учителями, поведенческие

навыки на уроках, переменах, в столовой, в группе продленного дня. В учебных

материалах, в текстах каждого урока присутствуют воспитательные моменты. В

начальной школе ребенок воспитывается так же личным примером учителя. У

младшего школьника существует доверие к учителю, его словам, поступкам.

Дети замечают всё: как он разговаривает с другими людьми, как одет (небрежно

или тщательно), как относится к разным ребятам (отличникам или

неуспевающим), как оценивает их поведение. Выполняет свои обещания, может

признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознанны, но они

накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях,

справедливости, человечности, причём это относится и к другим людям. Ни в

одной профессии личность учителя, его характер, убеждения, нравственность,

отношение к другим людям не имеют такого решающего значения, как в

профессии учителя.

Воспитательный момент можно извлечь не только из темы и содержания урока, но

и из формы его проведения, а также из ситуативных моментов, на нём

возникающих.

Я немного расскажу, как я реализую воспитательные возможности

различных уроков.

1)Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные

черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно

объективным. Уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие,

настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело

до конца, ответственность, самостоятельность. Решение текстовых задач является

одним из средств воспитания.

Приведу пример 2-х задач Слайд 2

Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько

деталей сделают они вдвоем за смену?

Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?

Да, в каждом деле необходимо умение.

А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше

ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером

Пылесос долго не включали, и он проголодался. Тогда он включился сам,

забрался в детскую комнату и проглотил все, что валялось на полу. Так в

него попали 10 шахмат, 5 игрушечных машинок, 4 носка и бабушкины очки.

Сколько полезных предметов проглотил пылесос?

-Можно спросить у детей почему так произошло? Какие у каждого обязанности,

как помогают маме?

Слайд 3 Даже в 1 классе в дочисловой период при формировании понятий,

используют воспитательные моменты. Тема «Первый-последний, крайний…»

- Почему дед не смог вытащить репку один? (чувство товарищества,

коллективизма, взаимовыручка)

- А при работе над темой «Понятия молодой-старый» возможно задать вопрос об

уважительном отношении к пожилым людям.

-За что вы любите своих бабушек, дедушек? Помогаете ли вы им?

Слайд 4 Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники

математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем

более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени.

Так же предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам,

схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному

и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Такая работа

способствует развитию творческого воображения детей, расширению их

кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.

Слайд 5 2)Урок чтения является источником нравственного

воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия,

художественная литература способствует формированию нравственного сознания,

о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства,

формирует идеалы.

Так, например, во 2 классе мы с детьми читали много произведений о добре и зле.

В разделе «В гостях у сказки» Л.Толстой «Мышка вышла гулять» Мышка

встретила двух зверей: один страшный, другой добрый. Петух- «ноги у него

чёрные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть,

ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась».

Другой зверь – кошка-

«

Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет

свою белую грудку и хвостиком машет, на меня глядит».

-Кто на самом деле был опасен для мышки?

Внешний вид не всегда говорит правду. Не ведись на внешний вид и сладкие

речи.

-Кому мышка рассказывала о том, что увидела?

-Почему она рассказала именно маме?

Маме нужно все рассказывать, так как мама поможет и научит.

Не будьте доверчивыми! Не все люди желают вам добра. Будьте осторожны!

Слушайтесь родителей!

В 4 классе целый раздел «Что такое хорошо и что такое плохо.»

Е.Пермяк «Пичугин мост»

«Задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Хороший

мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали

ходить из села в село короткой дорогой. Стали мост называть Сёминой фамилией

– Пичугин мост.

-Почему Сёма стал строить мост? (заботливый, чуткий, думал о людях)

- Было ли легко Сёме в его работе? Как проявил себя Сёма в этой работе?

(трудолюбивый, старательный, настойчивый).

«Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток

перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин»

- Почему мосту не стали давать другое название? (люди помнят хорошие дела).

«Без добрых дел нет доброго имени».

Я рассмотрела далеко не все воспитательные возможности обучения,

ограничив свою задачу рассмотрением лишь некоторых аспектов этой

большой проблемы. Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и

поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить

ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим

моментом

В завершении хочется сказать, на одном уроке невозможно воспитать

честность, милосердие, мужество, волю, вежливость или какое-либо другое

качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо.

Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих

отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе, к животным. Возникают

чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения

и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее

влияние учебного материала на детей.



В раздел образования