Автор: Салимова Зайтуна Муфараковна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ «Гимназия №20 “Гармония”» Московского района
Населённый пункт: г. Казань Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: проект как инструмент музейной педагогики
Раздел: полное образование
Проект как инструмент реализации музейной педагогики
З.М. Салимова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №20 “Гармония”» Московского района г. Казани
Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества
трудно переоценить. В их коллекциях собраны бесценные памятники истории и
культуры. Музеем мы называем учреждение, занимающееся сбором, изучением,
хранением, экспонированием музейных предметов. Огромный культурный и
познавательный
потенциал музейных собраний содержит в себе большие
возможности для организации образовательно-воспитательного процесса в
школе.
Одним из важнейших направлений работы музеев является музейная
педагогика. Понятие «музейная педагогика» зародилось в 19-начале 20 века,
оно по-разному трактовалось исследователями и трансформировалось под
воздействием представлений о роли музеев в процессе обучения и воспитания.
Музейная
педагогика -область
науки,
изучающая
историю,
особенности
культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев
на
различные
категории
посетителей,
взаимодействие
музеев
с
образовательными
учреждениями.
Цель
музейной
педагогики- создание
условий для развития личности путём включения её в многообразную
деятельность музея, в том числе школьного.
Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и
технологии. К числу базовых форм культурно-образовательной деятельности
музея относят такие как: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения,
заседания кружка, праздник. К нетрадиционным моделям проведения урока,
которые
могут
применяться
и
в
музейной
педагогике,
относятся:
интегрированные
уроки,
основанные
на
межпредметных
связях;
уроки
в форме игр, конкурсов, турниров, викторин; уроки, основанные на формах,
жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование,
анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж; уроки на
основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок
мудрости, урок мужества, урок-презентация; уроки с использованием фантазии:
урок-сказка, урок-сюрприз.
Одним
из
требований
Федеральных
государственных
стандартов
основного общего образования в области развития универсальных учебных
действий
является
формирование
основ
культуры
исследовательской
и
проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися исследования или проекта. Согласитесь, на это и
направлена
музейная
педагогика.
В
таблице
представлены
точки
соприкосновения содержания ФГОС и музейной педагогики.
Линии
сравнения
ФГОС ООО
Музейная педагогика
Цели
Обеспечение духовно-
нравственного
развития и воспитания
учащихся
Создание условий для развития
личности путем включения ее в
многообразную деятельность музея
Формируемые
навыки
Формирование основ
культуры
исследовательской и
проектной
деятельности
Поисково-собирательное
направление деятельности музея
дает возможность учащимся
проявить себя в исследовательской
работе
Способы
презентации
приобретенны
х навыков
Конкурсы, олимпиады,
научные общества,
научно-практические
конференции
Научные чтения (конференции,
сессии, заседания, представление
исследовательских и проектных
работ), конкурсы, олимпиады
Особую значимость в современном информационном пространстве приобретает
использование технологии проектов, которая нацелена на формирование у учащихся
навыков исследовательской деятельности.
Проектирование-это способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы, которая должна завершаться практическим результатом,
оформленным тем или иным способом. Проект-это разработка идеи, замысла,
детального плана того или иного практического продукта. Завершается реальным
практическим результатом, оформленным в выбранной учеником форме, например:
в форме видеофильма, видеоклипа, рекламного проспекта (по музею), виртуальной
экскурсии (виртуального музея), электронной газеты, путеводителя по музею,
разработка тематики и оформления экспозиций музея и др.
Основными требованиями к реализации проекта являются: наличие значимой
в исследовательском плане проблемы, требующей исследовательского поиска
для ее решения; практическая значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
структурирование
содержательной
части
проекта;
использование
исследовательских методов; подведение итогов, оформление результатов, их
презентация; выдвижение новых проблем исследования.
Указанная технология
удачно вписывается в урочную и, особенно, во
внеурочную деятельность учителя и его воспитанников. Так как я являюсь
руководителем школьного музея воинской славы «Память» и кружка «Музейное
дело» то метод проектов удачно вписывается в инструментарий музейной
педагогики.
В музейной педагогике выделяют следующие
направления
деятельности школьного музея: поисково-собирательное, экспозиционное и
экскурсионное. Поисково-собирательское направление деятельности школьного
музея прежде всего нашло свое проявление в сборе материалов об участниках
Великой Отечественной войны, тружениках тыла, жителях микрорайона
гимназии, в подготовке исследовательских проектов учащихся, связанных с
историей Великой Отечественной войны и экспонатами, представленными в
музее.
С чего начинается определение тематики проекта, его главной проблемы?
Тематика проектов задается программой кружка «Музейное дело», спецификой
школьного музея, знаменательными датами, программой Пушкинских чтений,
ставших традиционными в нашей гимназии, тематикой конкурсов, научно-
практических конференций, проводимых на уровне района, города, республики,
страны.
Музей не потерял тематики музея, существовавшего ранее в школе и
известного за пределами республики. Речь идет о музее «Малая земля»,
созданном учителем истории Нагорновой Ириной Федоровной в 1972 году.
Ведь большая часть экспонатов в музее были привезены ее воспитанниками-
членами клуба историков-туристов. Поэтому часть исследовательских проектов
посвящены этой героической странице войны.
Среди исследовательских проектов, получивших высокую оценку на
научно-практических конференциях различного уровня, можно выделить
следующие:
«О чем рассказала краснофлотская книжка» (речь идет о
защитнике Малой Земли Механикове Иване Васильевиче, чья краснофлотская
книжка,
фотографии,
награды
представлены
в
экспозиции
музея),
«Повседневные будни солдата» (в экспозиции музея представлены различные
предметы солдатского быта от котелка до фонарика), «Почта в годы Великой
Отечественной войны», «Медальон солдата» и другие. Особо хочу отметить
исследовательские
проекты
членов
совета
музея,
рассказывающие
о
жительницах микрорайона, переживших в детские годы ужас эвакуации,
участие в партизанских отрядах и даже соприкоснувшихся с деятельностью
подпольной молодежной подпольной краснодонской организации «Молодая
гвардия». К 75-летию Победы советского народа над фашистской Германией
была выпущена книга «Дети войны», написанная на основе воспоминаний
жителей микрорайона. Таким образом, через проектный метод обучающиеся
обретают навыки культуры исследовательской работы, а музейная педагогика
успешно сочетается с образовательно-воспитательным процессом в гимназии.
Школьный музей сегодня становится все в большей степени тем
инструментом, который позволяет укоренить в жизни базовые ценности
общества: патриотизм, высокую гражданскую ответственность и духовность
подрастающего поколения. И современному учителю необходимо овладевать
технологией
музейной
педагогики,
чтобы
через
проектную
и
исследовательскую деятельность наполнять образовательные возможности
своей урочной и внеурочной деятельности.