Автор: Шушкина Светлана Вячеславовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Ковров,Владимирской области
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Выставка-проект " Загадки узоров русских росписей. Хохлома."
Раздел: начальное образование
Проект — выставка «Загадки узоров русских росписей»
для учащихся начальной школы.
ХОХЛОМА
С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала
особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». В русских промыслах
отображаются
исторические,
духовные
и
культурные
традиции
нашего народа, которые зародились столетия назад.
Невозможно представить себе русское народное искусство без промысла, которым
восхищаются далеко за пределами России.
Хохломская роспись стала визитной карточкой нашей страны. О том, как появилась
хохлома, как она развивалась и чем живет в сегодняшние дни, а также о секретах
хохломской росписи вы узнаете из нашего рассказа.
Хохлома
Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома
.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой-
Вот чем славится она!!
Хохлома. Этот русский народный художественный промысел возник во второй
половине 17 века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги.
Существует легенда о его происхождении.
Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец
Андрей Лоскут , любивший свое дело. Он пользовался особым почетом у самого царя.
Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там
искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения
приезжали посмотреть с разных уголков света.
В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ поймать
мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про этот приказ, открыл секрет
мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого
мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.
Заволжье – богатое лесами место. Из липы и осины местные умельцы делали
прочную и легкую посуду. Благодаря рисунку посуда (прежде всего, она) стала
набирать популярность .
Готовые изделия мастеров из деревень и сел Заволжья везли для продажи в крупное
торговое село Хохлома Нижегородской губернии. От его наименования и произошло
название промысла. Благодаря удачному расположению села на торговых путях
хохломские изделия быстро стали популярны. С Нижегородской ярмарки нарядная
посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.
Над становлением промысла работали целые династии мастеров . Самыми
известными были Лушины, Гущины и Красильниковы.
Во второй половине 19 века возрос интерес к хохломе как к искусству. И в 1853 году
ее представили на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а затем
в Петербурге и Нижнем Новгороде.
Кроме того, в моду вошел «русский стиль», и хохломскими изделиями начали
пользоваться даже члены царской семьи. В 1889 году на Всемирной выставке в
Париже хохлома получила Гран-при.
Сегодня в России работают два крупных центра хохломской росписи – город
Семёнов, в котором функционируют два предприятия («Семёновская роспись»,
«Хохломская роспись»), а также село Сёмино в Ковернинском районе, и его
предприятие «Хохломской художник». Город Семёнов считается столицей промысла,
на его предприятиях работают более тысячи человек, и несколько сотен из них –
художники. Они и выводят на изделиях хохломские традиционные узоры, и
продукция фабрики расходится по всему миру.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели.
Основной материал, из которого изготавливается посуда и другие изделия - липа.
Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево
трескается, и посуда становится непригодной, поэтому изготовление посуды проходит
несколько этапов.
Этапы изготовления посуды
.-изготовление посуды нужной формы;
•
сушка;
•
грунтовка белой глиной;
•
нанесение на поверхность олифы;
•
затирка алюминиевого порошка;
•
роспись;
•
нанесение несколько раз специального лака;
•
закаливание в печи до получения золотистого цвета.
При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин,
сурик. Основные цвета : золотой- цвет тепла, счастья, богатства и красоты, красный-
цвет радости, зеленый цвет — цвет жизни , цвет природы, черный цвет- цвет
торжественности.
Мастера используют два типа письма – верховое и фоновое. В верховом рисунок
художник наносит черной либо красной краской на основу. В фоновой росписи есть
красная либо черная основа с золотым узором.
Художники изображают растительные орнаменты: листочки, изогнутые веточки,
ягодки, цветы и диковинных птиц.
Существуют разнообразные виды орнаментов: « пряник», « травка», «кудрина»
•
«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или
ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
•
«травка» — узор из крупных и мелких травинок;
•
«кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия,
поэтому их так много в хохломской росписи.
Все работы художники расписывают строго вручную, потому точное повторение
узора просто невозможно. Посуда может стать украшением любого дома.
Спасибо за внимание!!!