Напоминание

Выставка-проект " Загадки узоров русских росписей. Хохлома."


Автор: Шушкина Светлана Вячеславовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Ковров,Владимирской области
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Выставка-проект " Загадки узоров русских росписей. Хохлома."
Раздел: начальное образование





Назад




Проект — выставка «Загадки узоров русских росписей»

для учащихся начальной школы.

ХОХЛОМА

С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала

особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». В русских промыслах

отображаются

исторические,

духовные

и

культурные

традиции

нашего народа, которые зародились столетия назад.

Невозможно представить себе русское народное искусство без промысла, которым

восхищаются далеко за пределами России.

Хохломская роспись стала визитной карточкой нашей страны. О том, как появилась

хохлома, как она развивалась и чем живет в сегодняшние дни, а также о секретах

хохломской росписи вы узнаете из нашего рассказа.

Хохлома

Посуда не простая,

А точно – золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками.

Называется она-

Золотая Хохлома

.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым

Земляничка цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась

А трава как, бахрома,

Золотая хохлома!

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой-

Вот чем славится она!!

Хохлома. Этот русский народный художественный промысел возник во второй

половине 17 века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги.

Существует легенда о его происхождении.

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец

Андрей Лоскут , любивший свое дело. Он пользовался особым почетом у самого царя.

Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там

искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения

приезжали посмотреть с разных уголков света.

В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ поймать

мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про этот приказ, открыл секрет

мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого

мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

Заволжье – богатое лесами место. Из липы и осины местные умельцы делали

прочную и легкую посуду. Благодаря рисунку посуда (прежде всего, она) стала

набирать популярность .

Готовые изделия мастеров из деревень и сел Заволжья везли для продажи в крупное

торговое село Хохлома Нижегородской губернии. От его наименования и произошло

название промысла. Благодаря удачному расположению села на торговых путях

хохломские изделия быстро стали популярны. С Нижегородской ярмарки нарядная

посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.

Над становлением промысла работали целые династии мастеров . Самыми

известными были Лушины, Гущины и Красильниковы.

Во второй половине 19 века возрос интерес к хохломе как к искусству. И в 1853 году

ее представили на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а затем

в Петербурге и Нижнем Новгороде.

Кроме того, в моду вошел «русский стиль», и хохломскими изделиями начали

пользоваться даже члены царской семьи. В 1889 году на Всемирной выставке в

Париже хохлома получила Гран-при.

Сегодня в России работают два крупных центра хохломской росписи – город

Семёнов, в котором функционируют два предприятия («Семёновская роспись»,

«Хохломская роспись»), а также село Сёмино в Ковернинском районе, и его

предприятие «Хохломской художник». Город Семёнов считается столицей промысла,

на его предприятиях работают более тысячи человек, и несколько сотен из них –

художники. Они и выводят на изделиях хохломские традиционные узоры, и

продукция фабрики расходится по всему миру.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели.

Основной материал, из которого изготавливается посуда и другие изделия - липа.

Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево

трескается, и посуда становится непригодной, поэтому изготовление посуды проходит

несколько этапов.

Этапы изготовления посуды

.-изготовление посуды нужной формы;

сушка;

грунтовка белой глиной;

нанесение на поверхность олифы;

затирка алюминиевого порошка;

роспись;

нанесение несколько раз специального лака;

закаливание в печи до получения золотистого цвета.

При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин,

сурик. Основные цвета : золотой- цвет тепла, счастья, богатства и красоты, красный-

цвет радости, зеленый цвет — цвет жизни , цвет природы, черный цвет- цвет

торжественности.

Мастера используют два типа письма – верховое и фоновое. В верховом рисунок

художник наносит черной либо красной краской на основу. В фоновой росписи есть

красная либо черная основа с золотым узором.

Художники изображают растительные орнаменты: листочки, изогнутые веточки,

ягодки, цветы и диковинных птиц.

Существуют разнообразные виды орнаментов: « пряник», « травка», «кудрина»

«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или

ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;

«травка» — узор из крупных и мелких травинок;

«кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия,

поэтому их так много в хохломской росписи.

Все работы художники расписывают строго вручную, потому точное повторение

узора просто невозможно. Посуда может стать украшением любого дома.

Спасибо за внимание!!!



В раздел образования