Автор: Ооржак Оксана Сайн-Ооловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ООШ с. Калинино
Населённый пункт: Еврейская автономная область
Наименование материала: Игры-путешественники
Тема: Познавательные игры в начальной школе
Раздел: начальное образование
Познавательная
(дидактическая)
игра.
УК
специальным
методам
стимулирования
познавательного интереса относится познавательная игра,
которая опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. В них
имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы,
учебное решение задач. В отличие от прямой постановки задачи, как это
происходит на уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача
самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными. Например, в
дидактической игре «Мы туристы» учебной задачей является формирование у
детей умения работать с картой - прокладывать маршрут от одного пункта к
другому. За правильное прокладывание маршрута каждый получает значок
туриста. Задача, которую ученики ставят перед собой, - поиграть в туристов.
Игровой мотив - правильно проложить маршрут для того, чтобы получить
значок туриста.
В ходе игры и после нее может происходить сдвиг с игровых моментов на
познавательные. После игры школьники стремятся получить дополнительную
информацию о картах и планах, о планах своей местности, местных
туристических организациях, то есть у них игровая задача трансформировалась
в учебную. Игры, применяемые в процессе изучения окружающего мира,
можно упорядочить по дидактической нагрузке:
игры, способствующие формированию умения Классификации;
игры,
цель
которых
-
проверка
правильности
сформированных
представлений;
игры, направленные на выявление природных связей, сущности явлений;
игры, способствующие формированию умений ориентирования
на
местности, пользования картой.
Игры различаются по форме проведения.
Игры-путешествия.
Участники путешествуют пешком, на самолете,
корабле по определенному маршруту, состоящему из этапов-станций. Такими
станциями могут быть природные сообщества своего края, природные зоны,
части света и др. На каждой станции школьники выполняют задания, отвечают
на вопросы и получают соответствующие очки. Побеждает команда, набравшая
большее количество очков. Игры-путешествия используются и на уроках
истории (путешествия в глубь веков).