Напоминание

"Вокальный ансамбль в ДШИ"


Автор: Долгова Валентина Ивановна
Должность: преподаватель вокального пения
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им.Е.М.Беляева"
Населённый пункт: г.Клинцы ,Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Вокальный ансамбль в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Е.М.Беляева»

Г.Клинцы Брянской области

Методическая разработка на тему :

«Вокальный ансамбль в ДШИ»

Преподаватель по классу

академического вокала

Долгова В.И

.

2022г.

Введение.

В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности

вокальные ансамбли ( в классическом понимании ), занимают значительное

место в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях

является одним из важнейших средств нравственного и эстетического

воспитания подрастающего поколения. Работа с творческим коллективом -

вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук :

музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. Курс предмета дает

возможность раскрыть основы воспитательного процесса и обеспечить

развитие творческой инициативы и самостоятельности учеников. Занятия в

ансамбле способствуют развитию голоса, слуха, музыкально-

художественного вкуса, расширяют музыкальную культуру ребят. Творческий

коллектив (в дальнейшем именуемый «вокальным ансамблем»)– это

организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность

подчинена единым целям и задачам. Цель : На основе изучения детских

песен, вокальных произведений, русского романса и прочего расширить

знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать и

прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и

уважению певческих традиций. Задачи : 1 . Привить любовь к вокальному

искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения. 2 .

Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть

жизни каждого человека. 3. Сформировать навыки и умения исполнения

простых и сложных вокальных произведений, научить 2х и 3хголосному

исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты,

сценической культуры, работе в коллективе.

Развить индивидуальные творческие способности детей на основе

исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального

исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости,

любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать

атмосферу увлеченности, успешности каждого члена ансамбля. Реализация

задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности,

главными из которых является сольное и ансамблевое пение.

Методические рекомендации в работе с вокальным ансамблем .

Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе,

означает единство , созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять

свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего

ансамбля. Работа в классе ансамбля ведется под руководством педагога.

При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые

возможности каждого голоса, чтобы они «сливались», диапазон, возраст

учащихся. Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в

зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности

коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно

подбирать репертуар.

1. Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле

Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве

вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и

перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар,

руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем,

таких как: формирование художественного вкуса, вокально - хоровых

навыков, воспитание чувства стиля. Выбранное произведение так же

должно быть направлено на отработку некоторых навыков.

Репертуар должен отвечать таким требованиям:

1)Носить воспитательный характер

2) Быть высокохудожественным

3) Соответствовать возрасту и пониманию детей

4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива

5) Быть разнообразным по характеру, содержанию

6) Подобранным трудностям. Брать сложные и объёмные произведения не

следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой

задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может

повлечь за собой утомление, отсутствие интереса к делу, которым они

занимаются, в некоторых случаях даже отчуждение от пения вообще

(зависит от характера ребёнка). Но сложные произведения должны входить в

репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей

работы. Но так же, естественно, репертуар должен быть интересен

участникам ансамбля, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как

дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к

каждому слову руководителя. И как было сказано выше - произведение

должно соответствовать возрастному уровню по тематике. Основу

репертуара могут составлять сочинения русских и зарубежных классиков,

народные песни, произведения современных авторов и т.д. Желательно что

бы не менее половины его составляли хоры a'cappella, так как это

способствует развитию слуха и чистоту интонирования.

2. Организация репетиционного процесса

Выбрав произведение, руководитель прежде всего должен внимательно

изучить его, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к

разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его

содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и

авторе литературного текста. Формы ознакомления различны. Лучше их

организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение

высококвалифицированного коллектива. Если нет возможности прослушать

запись, то художественный руководитель сам должен воспроизвести это

произведение: сыграть или напеть основную мелодию под аккомпанемент.

Это способствует музыкальному развитию детей, освоению музыкальной

фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии,

вносит в процесс активность и сознательность. Начальная работа -

сольфеджирование. При сольфеджировании проверяется точность

интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е. музыкально -

теоретическая основа произведения. При читке нот с листа вокальный

коллектив, всё же получает первичное представление о произведении. Если

это многоголосие (2х - 3х), то произведение можно разучивать по партиям,

это продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой

партии. Так руководитель лучше узнает возможности певца. Учить

произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их

в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, чтобы была

определенная завершенность. Перейти от одной части к другой можно лишь

тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна,

разучивание следует продолжать, но к закреплению трудного места следует

вернуться, после ознакомления со всем произведением. Процесс

разучивания произведений и работы над художественно -

технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя

большого опыта, знаний и умения. Итогом всех репетиционных работ

становится концертное выступление - последнее звено в единой цепи

творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса

коллектива.

3. Вокально-хоровая работа На протяжении работы руководитель следит за

формированием и развитием вокально-хоровых навыков учащихся:

ансамблем, дикцией, вокальнохоровых упражнений.

Интонационные сложности в ансамбле.

В процессе репетиций перед учащимися стоят сложные задачи. Одна из

которых - работа над интонацией. Необходимо добиваться интонационной

уверенности и самостоятельности, т.к. в ансамбле, в отличии от хора,

исполнитель лишен интонационной поддержке коллег по хоровой партии.

Проверив каждый голос (сольфеджио и со словами) можно соединять их

вместе. Такой метод работы будет формировать у каждого участника

ансамбля функциональное восприятие своего голоса в звучании и всего

ансамбля. Не может быть хорошего ансамбля без качественно выученного

каждого голоса отдельно. Из других факторов, положительно влияющих на

интонацию, следует отметить : правильную постановку голоса, правильное

дыхание и звукообразование, умение прислушиваться к пению других и

сопровождению. Работа над звуком, дикцией, ритмом и интонацией должны

быть тесно связаны. Работа над ритмическим ансамблем Под ритмическим

ансамблем следует понимать: умение исполнителей одновременно

начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно

и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных

местах, вместе переходить к изменениям в темпе, все это является

важнейшим качеством певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается

тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача.

Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы

вокального ансамбля. Длительности должны активно отсчитываться.

Способы счёта: - вслух хором ритмический рисунок. - простучать (прохлопать)

ритм и вместе с тем читать ритм песни. После этой настройки

сольфеджировать, а уж потом петь со словами. В профессионально

обученных детских вокальных коллективах, чтобы добиться выразительности

и точности ритма применяют упражнения на ритмическое дробление, что

впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую

насыщенность. Ритмические особенности ансамбля вызываются также

общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При

смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения

длительности. Только через активную музыкальную деятельность, возможно

развить у певцов ритмическую свободу. В воспитании чувства ритма особая

роль принадлежит связи музыки с движением. Дикция в вокальном

ансамбле Дикция – ясность, разборчивость, правильность произношения

текста. В пении она играет огромную роль. Хорошая дикция способствует

чистому звучанию каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и

фраз в целом. Органами человека, которые образуют звук, являются: губы,

язык, челюсти, гортань с голосовыми складками, зубы. Все это –

артикуляционный аппарат. У юных певцов часто артикуляционный аппарат

работает слабо (в работе мало участвуют мышцы лица, губы, язык), он

скован, зажат. Очень часто дети поют с зажатыми зубами, запрокинув

(приподняв вверх) голову, что ведет к зажатию челюсти. Все это мешает или

делает невозможным четко и удобно, без напряжения, артикулировать.

Артикуляционная разминка (упражнения без интонирования).

- Покусывание кончика языка.

- Покусывание языка и постепенное его высовывание до конца.

- «Чистим» зубы языком (круговые движения между зубами и губами с

закрытым ртом.

- Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу,

влевую, правую щеку).

- «Массаж» мышц лица (круговые, разминающие массажные движения по

всему лицу от корней волос на лбу до шеи).

- Круговые движения нижней челюстью (вперед, назад, «кощей»).

- Движение челюстью по кругу (вперед-вправо-назад-влево-вперед).

При этом и правильное положение корпуса тоже влияет на свободу

артикуляционного аппарата. Правильным считается прямое, без напряжения

положение корпуса и головы, расправленные плечи, руки должны быть

свободно опущены вниз при положении стоя или свободно лежать на

коленях при положении сидя. Самое важное – свобода мышц и в то же

время подтянутость. Педагогу необходимо постоянно контролировать

выполнение правильной певческой осанки, а также демонстрировать на себе

и отдельных ребятах правильное и неправильное положение корпуса при

пении.

В работе над произведением - дикции, артикуляции, орфоэпии уделяется

огромное внимание. Вокальная орфоэпия и орфоэпия речи сильно

отличаются. В речи безударные окончания сами собой, по привычке,

произносятся тише, слабее. В пении это так же необходимо, чтобы не

исказить смысл и не нарушать правила культуры речи. Но в пении, даже

самая короткая, неударная гласная должна пропеваться. Педагог должен

приучить детей ярче петь ударные гласные (опереться на них), и тогда

безударные гласные (например, окончание слова) уйдут на второй план.

Основным правилом певческой дикции является краткость и активность

произношения согласных. «В пении гласные – река, а согласные – берега».

Гласные должны звучать плотно, а согласные – четко, энергично, коротко.

Внимание к слову – одна из характерных черт русской вокальной школы.

Одним из его основоположников был М.И.Глинка, именно у него мы

находим замечательное высказывание: «В музыке, особенно вокальной,

ресурсы выразительности бесконечны. Одно и тоже слово можно произнести

на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя

только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение.

Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но

истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы».

Вокально-хоровые упражнения .

Важная роль в работе с вокальным ансамблем уделяется вокально-хоровым

упражнениям. Цель упражнений – вооружить коллектив техническими

приемами, которые помогут ему выразительно исполнить сочинения

различные по характеру и степени трудности. Упражнения расширяют

диапазон, вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают

технику (например, пение в быстром темпе, цепное дыхание). Наконец в

значительной мере они направлены на то, чтобы создать в ансамбле единую

манеру пения. Первое упражнение должно быть удобным по тесситуре и

целесообразно, чтобы оно было постоянным. Это помогает возобновить

певческие ощущения. Русский язык удобен для пения, но есть гласные звуки

неудобные – в распевании будем их чередовать с более вокальными

гласными. Гласные в пении отличаются длительностью, емкостью, речевые

же гласные пестры. Например: МА-МЭ-МИ-МО-МУ или ДА-ДЕ-ДИ-ДО-ДУ и

т.д. Использование согласных «м», «д» снимает напряжение в работе языка,

«в» активизирует работу губ, зубов. Прежде чем начинать работу над 2х -

3хголосием, руководитель должен укомплектовать партии, чтобы они были

равноценны по составу, как с количественной стороны, так и с качественной.

Первые 2х и 3хголосные упражнения и произведения следует выбирать с

"педалью" - выдержанным звуком в каком-либо голосе. "Педаль" особенно

характерна для русских народных песен подголосочного склада. Эти песни

являются наиболее благодатным материалом для воспитания навыка пения

многоголосия. Наличие в отдельных партиях выдержанных звуков и

определенная самостоятельность каждого голоса при общих опорных

мелодических оборотах упрощают разучивание русских народных песен.

Рекомендуется выучить несколько канонов. Пение одной и той же мелодии

каноном облегчит учащимся восприятие образующейся многоголосной ткани

при точном интонировании своей партии. Овладение навыком

многоголосного пения во многом зависит от степени развития музыкального

слуха. Как известно, музыкальный слух есть способность нашего слуха

анализировать музыкальную высоту. Различают слух мелодический - по

отношению к мелодии, и слух гармонический - по отношению к созвучиям. В

многоголосном пении особое значение имеет гармонический слух. Пение

отдельных интервалов и аккордов сначала в мелодическом движении, а

затем и многоголосно, узнавание функций лада на рояле или при

исполнении ансамблем, вступление в заданный тон, разучивание

специальных упражнений и самого разнообразного репертуара - все это

помогает успешному развитию гармонического слуха. Необходимо так же

постоянно совершенствовать внутренний слух - способность слышать музыку

и отдельные ее элементы. Все, что было сказано о многоголосном пении,

следует отнести и к пению без сопровождения. Этот тип вокального

исполнения является самым трудным, но вместе с тем и самым интересным.

Свободное владение навыком пения без сопровождения является главным

показателем достижения наивысшей ступени вокального мастерства, так как

красота и богатство человеческого голоса представлены здесь в наиболее

полном виде. Пение а capella требует развитого чувства певцов ко всем

сторонам вокальной звучности, а также достаточно совершенного владения

вокальными навыками. Навык пения без сопровождения приобретается в

постоянной тренировке. В этом смысле большую пользу приносит

разучивание специальных упражнений, пение без сопровождения

вокальных произведений, написанных с инструментальным

сопровождением, а также умелый подбор репертуара.

Заключение.

Ансамблевое пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет

позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры,

философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности,

т.е. основополагающей роли ансамблевого пения, заключается в

самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по

преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций

вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным

обучением, так как именно в музыкальных школах на самом раннем

образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного

вокально-хорового воспитания с одновременным решением задач

музыкально-эстетического развития. Прямая обязанность руководителя

вокального ансамбля так усовершенствовать методы работы с коллективом,

чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и

воспитательным в самом широком смысле слова. Ансамблевое пение –

искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное

исполнение художественных произведений. Осознание детьми того, что

совместное, дружное пение – это хорошо и красиво, осознание каждым из

них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая ансамблем,

звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой

силы коллективного исполнения является для юных певцов фактором для

дальнейшего творческого развития.

Используемая литература:

1.Дуэты. Репертуар начинающего певца/сост. Далецкий О.В. – М.,2001 г.

2.Квартеты русских композиторов для мужских голосов / сост. Я.Дубравин –

М., 1964 г. 3.Песни для ансамблей женских голосов /сост. Е.Лобачева -

М.,1968 4.Романсы и дуэты Русских композиторов (Золотой репертуар

вокалистов). – Л., 2000 г . 5.Сборник вокальных ансамблей, ч. 3 /

сост.Н.Райский – М.,1949 г. 6.Хрестоматия по курсу вокального ансамбля.

Тетрадь 2 / сост. А.Скульский –М., 1983 г.

1.Далецкий О.В. «Вокальная подготовка» - М.,2003 г. 2.Лебедев К.Н.

«Мастера хорового искусства» - Л.: Тенета – Бартенева, М.,2002г.

3.В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян «Школа хорового пения»,выпуск 2 –

М.,1978г.



В раздел образования