Автор: Елена Анатольевна Прайс
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№ 47 "Теремок"
Населённый пункт: Канск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: пересказ по опорным картам
Раздел: дошкольное образование
Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»
Тема занятия: Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»
Образовательная область: речевое , познавательное , социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: подготовительная
Цель занятия: пересказывание рассказа В.Бианки «Купание медвежат» с использованием опорных карт.
Задачи занятия:
Образовательные задачи: последовательно выразительно пересказывать художественные текст; с использованием
опорных карт; отвечать на вопросы полными ответами; подбирать синонимы к именам прилагательным и глалолам;
развивающие задачи: анализировать услышанный текст, развивать внимание, зрительную и слуховую память;
воспитательные задачи: проявлять интерес к новому произведению, выражать доброжелательное отношение к героям
рассказа.
дополнительная задача: развивать умение слушать и отвечать на вопросы; закрепить умения выполнять игровые
действия
Словарная работа: за шиворот, визжал, барахтался, удирать, знойный, освежила.
Планируемый результат занятия: дети пересказывают рассказ
Подготовительная работа: Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание альбомов и иллюстраций.
Материалы и оборудование: портрет В.Бианки, видеозапись «медведица» , опорные картинки (приложение 1)
№
Этапы,
продолжительность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы, формы,
приемы
1.
Организационно
–
мотивационный этап
Заинтересованнос
ть
детей
предстоящей
деятельностью
Вовлекаю детей в занятие через использование ИКТ
(аудиозапись медвежьего рёва)
Практ-й
игровой
2
2.1
2.2
Основной этап:
Этап введения в тему
Чтение
рассказа
В.Бианки
«Купание
медвежат»
беседа
развивать умение
слушать, отвечать
на вопросы
развивать
внимание,
мышление,зрител
ьную и слуховую
память,
-Кто это?
– За что этого зверя прозвали медведем?
– Медведь любит мед и ведает (знает), где его найти.
- Ребята, а в каких сказках, рассказах встречается медведь?
- Скажите, какой предстает перед нами медведь в
сказках? (добрым, умным, мудрым, неуклюжим,
неповоротливым)
А как вы думаете, какой на самом деле лесной медведь?
Что умеет делать медведь? (рычать, лазить по деревьям,
ловить рыбу, собирать малину)
Как-то один охотник пошел в лес, где произошла
удивительная история: он стал свидетелем купания
медвежат.
Как это было, я вам сейчас прочитаю.Рассказ написал
Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ
«Купание медвежат».
Первичное чтение.
Показывает картинку с изображением медведя с
медвежатами.
-О ком эта история? Что произошло с охотником? Как
Беседа
поступил охотник? Почему?
-Кто вышел из леса? (Из леса вышла медведица с
медвежатами)
-Медведица вышла какая? (Вышла большая бурая
медведица)
-Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с
медвежатами вышли к реке).
-Что делает медведица? (Медведица купает медвежонка)
-что сделала медведица, чтобы выкупать первого
медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)
-Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это
значит взять за воротник.)
-Ребята, вы знаете, что значит «окунала»? (Это значит
опускать в воду.)
-Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться
в реке? (медвежонку страшно купаться в реке). Что он
делал? Визжал и барахтался.
-Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок
испугался и убежал).
- Почему один из медвежат убежал в лес? (испугался воды,
не захотел купаться).
-Что сделала мама-медведица за то, что медвежонок убежал?
(Медведица надавала медвежонку шлепков)
Почему медведица всё – таки заставляет медвежат купаться?
(она их заставляет купаться, чтобы они были чистыми – всем
нужна чистота).
- Как чувствовали себя медвежата после купания?
(Медвежата остались довольны купанием.)
Приемы
активизации
мышления детей.
Словарная работа
демонстрационный
беседа
по
содержанию
2.3
2.4
2.5
2.6
Повторное
чтение
рассказа
Составление
плана
рассказа по опорным
карточкам
Пересказ
рассказа
в
малых группах
закрепить умения
выполнять
игровые действия
-Почему?
-Вспомните, какое время года изобразил художник? (лето)
-А какой был день? (знойный)
-Ребята, вы знаете, что значит «день знойный»? (Это значит
очень жаркий.)
- Как выдумаете, а ваши мамы, папы или брат или сестра
знают эту историю? Как им помочь узнать? ( рассказать)
- для этого надо его хорошенько запомнить. Послушайте
рассказ еще раз.
- Перед вами четыре карточки. Определите, какая из них
относится к началу рассказа?
- что было дальше? Какую карточку возьмем для середины
рассказа?
- чем заканчивается рассказ? Поможет в этом третья
карточка.
Предлагаю разделиться по четыре человека, для каждой
подгруппы взять малые карточки – опоры.( по меткам)
- выберите себе ту часть, которую вы будете рассказывать в
вашем кругу. (пересказывают в подгруппах)
Физминутка предлагаю всем выйти в круг и повторить за
мной:
2.7
2.8
Пересказ
Подбор
слов-
определений
подбирать слова-
определения к
словам.
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
(Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
(наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили
И из речки воду пили
(Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!! (Поднимаем
попеременно ручки)
- Какая группа желает пересказать рассказ для всех нас?
(заслушиваем пересказ)
-медведица купает медвежонка, значит она какая?
(медведица заботливая)
-Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову
заботливая? (медведица любящая, внимательная, ласковая).
- Какие были медвежата? (Веселые.)
К слову «веселый» подберите близкие по смыслу слова.
(Радостный, оживленный, шустрый.)
Что автор говорит о шкурке медвежат? С чем сравнивает? (С
шубками). Какие могут быть шубки? (Мохнатые, густые,
теплые, пушистые).
П/Игра
3.
Заключительный этап
Для чего мы учились пересказывать рассказ?
Приложение 1