Автор: Лысенко Ольга Павловна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №4"
Населённый пункт: Камчатский край г.Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Творческий подход в обучении маленького пианиста. донотный период
Тема: «Воспитание и обучение: теория, методика и практика»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №4»
г.Петропавловск-Камчатский
Доклад
«Творческий подход в обучении
маленького пианиста.
Донотный период»
Составитель: Лысенко Ольга Павловна
Преподаватель 1 категории по классу фортепиано
2022г.
Процесс формирования пианиста, как музыканта, длительный и охватывает
порядка 17 лет. Чтобы сделать этот период более плодотворным и укоротить его,
необходимо, как можно раньше, приспосабливать ребёнка к инструменту –
фортепиано. Мы видим, что изначально руки ребёнка – свободные, он лупит по
клавишам не задумываясь, для него это игра. Элементы игры, фантазии,
связанной с музыкой, всегда должны присутствовать на уроке маленького
пианиста.
Сюда относится и знакомство с инструментом, клавиатурой, звукоизвлечением,
умение преподавателя красочно и образно преподнести понятия: выше – ниже,
громче – тише, слышать короткие звуки и длинные.
Развитие слуха – одна из главных задач первоначального обучения. Подбор по
слуху попевок, коротких и простых мелодий, их транспонирование – основной
вид работы на первых уроках, дающий возможность педагогу обратить большее
внимание на организацию игровых движений начинающего пианиста.
На первый план, в этот донотный период, выходит работа над «постановкой
рук» ученика, навыками звукоизвлечения. Эти навыки формируются целым
комплексом упражнений, которые выполняются без инструмента, как
своеобразная гимнастика. Обязательно должен быть мячик, чтобы проверять свод
руки – округлый. У вокалиста инструмент – голос, у пианистов – руки, объяснить
ученику строение руки (кисть, предплечье, плечо) и создать образ, на что похожа
рука? В книге А.Д.Артоболевской «Первая встреча с музыкой» написано, что
руки ребёнка должны быть свободными, гибкими, как «резиновый шланг для
поливки», «надо добиваться, чтобы сила «текла» по всей руке от плеча к кисти и
кончику пальца, «как вода по шлангу». Можно представить пуки, как «две гибких
змейки», как «человека с пятью ножками», кисть –её купол – как «домик», в
котором «живут пять братцев», сразу познакомить с цифровым обозначением
каждого пальца.
Я разбила упражнения на несколько групп:
1.Рука – подражание движению крыльев птиц. Сюда относятся упражнения:
«дирижёр»
«До свидания»
«Волна»
2.Свободное падение с высоты:
«Мятник»
«Мельница»
«Прыжок в воду»
«На дыхание»
В упражнениях работать над образом.
3. На форму руки и укрепление 1х фаланг пальцев. С мячиком: перебрасывать его
из руки в руку, ловить на лету (хватательные движения), подбросить и отбить
(можно выполнять без мячика, только жест).
Упражнения:
«Кошка»
«Одуванчик»
«Щелчки»
«Салют»
«Упор на стенку» (сначала упор на плоскую ладонь, потом мы придаём ей
округлую форму)
4.Рука, как одно целое:
«Бокс»
«Рубить дрова» - со счетом вслух «И-раз»
«Улитка» (раскручиваем панцирь улитки, рука идеально ровная, не согнута
в локте)
5.Для активации работы пальцев. Упражнение с карандашом (по Артоболевской)
Следующие упражнения выполняются за инструментом.
1.Посадка. сидим на стуле, пятки прижаты к полу. Локти округлой формы, без
острых углов. Играем упражнения тыльной или боковой поверхностью кулачка со
счётом «раз-два и т.д.»
2.Колени – клавиши- колени.
3.Колени – клавиши – крышка – клавиши – колени.
4.Из-за спины («Змейки» - Соня и Засоня).
5.Из-за головы («Саночки», песня М.Иорданского «Голубые санки»). Можно со
счётом или со словами. В дальнейшем эти упражнения будут выполняться одним
пальцем, сначала 3, потом 2, 4, 1,5 каждой рукой отдельно.
Для освоения клавиатуры полезно упражнение с ластиками. Разложить их ро
клавиатуре, белым и чёрным клавишам, можно положить на подставку для нот.
Потом собирать в воображаемую корзиночку под музыку песни А.Филиппенко
«По малину в сад пойдём», можно петь или читать, как стих, текст песни.
Полезны боковые движения руки: «Разлёты», «Перелёты» - это упражнения
«Пчёлка», «Мячик». Ударять мячиком по клавише, делать большой полукруг на
фортепиано, можно дробить на два удара мячика, потом на четыре (более мелкие
движения ещё трудно выполнять). Стихотворение А.Барто «Мой весёлый,
звонкий мяч». Оно помогает ребёнку играть ритмично.
Первые уроки можно украсить игровыми импровизациями ученика под рассказ
преподавателя.
Пример: рассказ «Гроза»
Налетел сильный ветер (можно использовать скользящую гамму), гром
загрохотал, жёлтые листья посыпались с деревьев на землю и первые капли упали
на землю. Сначала дождь шёл не спеша, потом перешёл в ливень. Мальчик Петя
сидел дома и ждал, когда закончится дождь, чтобы отнести другу книги. Сидит
он, и кажется ему, что часы в доме разговаривают. У дедушки в комнате
напольные часы толстым голосом говорят: «тик-так», у бабушки в комнате
настольные часы говорят потише, а маленькие наручные часы звучат еле слышно.
Не заметил Петя, как и дождь закончился. Вышел он на крыльцо и увидел над
лесом огромную радугу, вспомнил стихотворение: «Ой, ты, радуга-дуга, под
тобой лежат луга», весело стало Пете, ещё кукушка запела свою любимую
песенку: «Сижу весь день на суку, кричу ку-ку-ку-ку-ку-ку».
Ученику надо помочь сыграть песенку от ноты «соль» 3 пальцем и спеть её, а
потом только саму попевку ку-ку, она грустная, в миноре, можно её построить от
ноты «фа» и «ре». В простой тетради эту попевку нарисовать кружками, счёт
такой: шаг – сто-оп. Показать рукой движение – скачок вниз. Потом прибавятся
попевки: «Чижик», «Мя-у», «Динь-дон». В попевках определять интонацию,
характер, образ.
Успех обучения во многом определяется донотным периодом. Ученик должен
получить наработки, как освобождать руки, как прикасаться к клавишам, какой
должен быть звук. Многие задания развивают его творческий потенциал,
приучают к самостоятельности мышления и действий, что очень важно при
переходе в нотный период обучения.
Используемая литература:
1.
А Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Изд. «Советский
композитор», г.Москва, 1986г.
2.
А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» Изд. «Музыка»
г. Москва, 1971г.
3.
Н.Соколов «Ребёнок за роялем» Изд. «Музыка», г.Москва, 1983