Автор: Табунова Ирина Паулисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа 428
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Предметные недели в начальной школе
Раздел: начальное образование
Предметные недели в начальной школе.
Что такое предметные недели в школе? Для чего они нужны? Как их
проводить? Ответы на эти вопросы Вы найдёте в этой статье.
Предметная неделя - то совокупная форма методической, учебной и
внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство
мероприятий, объединенных общими задачами. Другими словами – это
многообразие форм проведения занятий, заданий; глубокое погружение в
предмет; возможность посмотреть на изучаемый предмет с новой стороны и
возможность всем и каждому принять участие в это фестивале знаний,
независимо от уровня успеваемости.
Предметные недели проводятся один раз в учебный год. Делается это с
разными целями:
развитие интереса и положительного отношения школьников к предмету,
мотивация их на поиск интересной информации, возможность готовить
доклады и презентации, участвовать в олимпиадах; развитие творческих и
коммуникативных навыков, создание интересной информативной среды и
хорошего настроения.
Спектр форм организации и проведения предметных недель огромен.
Именно в это время целесообразно проводить нетрадиционные формы
уроков: прогулки, конференции, фантазии, турниры, КВН, телепередачи,
виртуальные путешествия, спектакли и многое другое.
Хочу предложить Вашему вниманию предметные недели в третьем классе,
которые подготовила и провела сама. Все предметные недели были разбиты
по дням, каждый день имел своё название, свои цели и форму проведения.
Неделя окружающего мира
Цель этой недели: учить работать с информацией, работать в команде,
повысить интерес к предмету, вовлечь учащихся в активное познание
окружающего мира, учить готовить доклады и презентации.
Развивать воображение, аналитические навыки, критическое мышление,
способствовать развитию коммуникативных навыков, чувства юмора.
Воспитывать любовь к природе и её обитателям, воспитывать аккуратность,
ответственность, чувство эмпатии и доброты.
Понедельник – «Паспортный стол»
Цель: изучить флору и фауну окрестных мест, больше узнать об
особенностях живых организмов, их проблемах и возможной помощи им,
обменяться полученной информацией.
Форма подготовки – мини-проект, конечный результат – доклад,
оформленный в виде паспорта (животных, птиц или деревьев)
Форма проведения – конференция.
Вторник – день кроссвордов.
Цель: закрепить полученные знания входе мини-проекта, развитие
коммуникативных навыков, умение работать в команде.
Форма подготовки: кроссворды по прошлому уроку.
Форма проведения: мозговой штурм. Учащиеся класса разбиваются на
команды, получают кроссворды, выполненные учениками другой команды и
разгадывают на время. После этого хозяин кроссворда оценивает
правильность ответов. За правильно разгаданные кроссворды команды
получают баллы.
Среда – день поделок.
Цель: вовлечь детей в творческую деятельность, развивать воображение,
аккуратность, умение ценить свой и чужой труд
Форма подготовки: поделки из природного материала.
Форма проведения: конкурс.
Четверг – день рисунков «Защитим родную природу»
Цель: развитие художественных способностей, вовлечение детей в проблемы
окружающего мира, воспитание чувства эмпатии, доброты.
Форма подготовки: рисунки
Форма проведения: выставка
Пятница – день интересных фактов.
Цель: побудить учащихся найти и увидеть не только красоту окружающего
мира, но и её удивительные факты, способные заставить ребёнка по-новому
посмотреть на обычное.
Форма подготовки: доклад на бумаге или презентация.
Форма проведения: телепередача «В мире животных и растений»
Неделя литературного чтения
Цель этой недели: учить работать с информацией, работать в команде,
повысить интерес к предмету, учить готовить доклады и презентации.
Развивать творческое воображение, способствовать развитию
коммуникативных навыков.
Воспитывать любовь к чтению, к литературным произведениям разного
жанра, воспитывать бережное отношение к книгам, уважение к чужому
труду, воспитывать чувство прекрасного.
Понедельник – биографии детских писателей.
Цель: познакомить детей с разными детскими писателями, с особенностями
этой профессии, с интересными фактами из их биографии.
Форма подготовки: мини-доклад
Форма проведения: телепередача «Детские писатели»
Вторник – конкурс чтецов.
Цель: выявление ораторских способностей и детей, развитие памяти.
Форма подготовки: выученные стихотворения любых поэтов.
Форма проведения: конкурс.
Среда – день рисунков.
Цель: развитие художественных и аналитических способностей, развитие
аккуратности.
Форма подготовки: иллюстрация.
Форма проведения: выставка «Угадай произведение»
Четверг – КВН по произведениям
Цель: вовлечь всех детей в творческое занятие, развитие интеллектуальных и
аналитических способностей, умения работать в команде.
Форма подготовки: кроссворды по литературным произведениям
Форма проведения: КВН
Пятница – день сказок
Цель: приобщить учащихся к культуре разных народов, ознакомить с
разными сказками, развивать творческие, коммуникативные навыки, выявить
театральные способности, воспитать умение договариваться и работать в
команде.
Форма подготовки: инсценировка сказок разных народов (класс разбивается
на группы)
Форма проведения: спектакль.
Неделя математики
Цель этой недели: учить работать с информацией, работать в команде,
повысить интерес к предмету, учить готовить доклады и презентации.
Развивать творческое и пространственное воображение, способствовать
развитию креативных и коммуникативных навыков.
Воспитывать интерес к математическим действиям и геометрическим
фигурам, умение видеть в математике не только скучные цифры, уметь
применить полученные знания на практике.
Понедельник – Великие математики.
Цель: познакомить учащихся с выдающимися математиками всех времен и
их достижениями.
Форма подготовки: мини-доклад.
Форма проведения: телепередача «Великие математики»
Вторник – Иллюзионист. День смешных задач.
Цель: побудить детей к составлению задач, используя имеющийся опыт,
воспитание чувства меры и юмора.
Форма подготовки: юмористическая задача, которую можно решить.
Форма проведения: турнир
Среда – Следователь. Шифрование посланий.
Цель: развитие творческих и аналитических способностей.
Форма подготовки: шифр плюс послание, которое нужно расшифровать.
Форма проведения: мозговой штурм.
Четверг –Архитектор. Геометрические фигуры
Цель: учить работать с шаблонами и развёртками, развивать
пространственное мышление, аккуратность.
Форма подготовки: поделки, выполненные из разных материалов в виде
объёмных геометрических фигур.
Форма проведения: выставка
Пятница – Дизайнер. Геометрические рисунки.
Цель: развитие творческого воображения, аккуратности, умения работать с
циркулем и линейкой, развитие чувства ритма, симметрии.
Форма подготовки: рисунки, выполненные в виде различных плоскостных
геометрических фигур, имеющих ритм и симметричное оформление, а также
интересно и ярко раскрашенных.
Форма проведения: выставка.
Неделя русского языка
Цель этой недели: повторить известные правила и орфограммы, создать
интересную обучающую образовательную среду, позитивное настроение и
юмористический досуг.
Развивать творческое воображение, креативное мышление, способствовать
развитию коммуникативных навыков.
Воспитывать любовь к родному языку, прилежность.
Понедельник – Тетрадь Пушкина. День каллиграфии.
Цель: способствовать улучшению каллиграфических навыков учащихся,
развивать аккуратность и эстетические чувства.
Форма подготовки: листочки с красиво написанным текстом (заранее
подготовленным)
Форма проведения: конкурс
Вторник- мой диктант
Цель: развитие воображения, орфографической зоркости, умение
использовать орфограммы при составлении текста.
Форма подготовки: листок с придуманным текстом для проверки знаний
Форма проведения: методическая копилка (тексты будут использоваться на
уроках)
Среда – день ребусов
Цель: создание и решение ребусов, развитие воображения, художественных
навыков, аналитического мышления.
Форма подготовки: ребусы на бумаге.
Форма проведения: дефиле.
Четверг – заколдованные сказки
Цель: развитие фонетического слуха у школьников.
Форма подготовки: известные всем сказки, записанные только с помощью
гласных или согласных букв.
Форма проведения: мозговой штурм.
Пятница – весёлые буквы
Цель: развитие пространственного мышления, чувства юмора, двигательной
активности.
Форма подготовки: изобразить слово, буквами которого будут дети в
разных позах.
Форма проведения: фотосессия.
Очень важно поощрять учеников за активное участие и выполненные работы.
Предметная неделя для некоторых детей - это единственная возможность
получить высокие отметки. Не стоит отнимать у учащихся эту возможность.