Автор: Мохова Ольга Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №62 им. А.Я. Опарина
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: методическая разработка урока математики
Тема: Урок по модульной технологии "Решение квадратных уравнений в 8 классе"
Раздел: среднее образование
8 класс (2 урока)
Тема: «Решение квадратных уравнений»
Цели:
•
закрепить и обобщить теоретические практические навыки по решению
квадратных уравнений:
•
закрепить
умение
решать
неполные
квадратные
и
квадратные
уравнения различными приёмами.
•
уметь применять знания, умения, навыки в комплексе.
•
определить уровень своих знаний по этой теме и готовность к
творческому
применению
знаний
—
открытие
нового
свойства
коэффициентов и связь их с корнями уравнения.
•
развивать навыки обобщения, классификации; самостоятельность у
учащихся и творческие способности.
•
воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего
товарищества и коммуникативные качества.
Ожидаемый результат:
1)
Каждый ученик должен в конце урока уметь решать неполные
квадратные уравнения; полные квадратные уравнения по общей формуле с
помощью Дискриминанта; уравнения, сводящиеся к квадратным (все
уравнения в явном виде).
2)
Уметь
решать
квадратные
уравнения
различными
способами;
уравнения, сводящиеся к квадратным, предварительно преобразовав их
(уравнения в неявном виде).
3)
Уметь применять полученные знания при решении усложнённых задач;
при решении уравнений с параметрами.
Критерии оценки:
1)
Если вы выполнили верно 1 и 2 задания таблицы «Проверь себя» и №
535 (2), вы усвоили материал урока на уровне обязательных результатов
обучения и получите оценку «З».
2)
Если вы выполнили верно задания обязательного уровня и ещё № 553
(1), вы получите оценку «4».
3)
Если вы выполнили верно задания продвинутого уровня и ещё задание
с параметром, вы получите оценку «5».
Тип урока и применение педагогической технологии.
Урок обобщения и коррекции знаний, навыков учащихся, рефлексии
деятельности. Модульная технология.
№ Учебные
элементы
Время
(мин.)
Деятельность учащихся
Виды
контроля
1
Сообщение темы
урока,
постановка
целей
учебной
деятельности
2
Восприятия
вступительного
слова
2
Проверка д.з.
5
№469(3) 551(4) 568
3
Входной
контроль (работа
устно)
10
1)Решить уравнения: 5
Х
2
=
0;
9Х
2
-Х=0; 4Х
2
+12Х+9=0;
2-18Х
2
=0; 2(1-Х)*(2Х+5)=0.
Д=?, если –Х
2
+5Х+3=0.
Х
2
+18Х-19=0, Х
1
=?; Х
2=
?
(не вычисляя) а/(а-3)=3/(3-а)
Х
2
+ВХ=0, В=?, если Х
1
+Х
2
=
= -1,5
Разложите на множители:
Х
2
-6Х+8=0; Х
4
+86Х
2
-3=0;
2)
Заполните
карточку
самооценки «Знаю и Умею».
Определите
свои
индивидуальные
цели
на
урок.
Контроль
учителя
4
Выполнение
заданий
на
закрепление,
23
1)Открой учебник стр.141.
Выполни
задания
таблицы
«Проверь себя»
обобщение,
корректирование
пробелов знаний,
навыков.
1.Задание 1), 3), 4),
7)с помощью дискриминанта
(Д)
6)через m=В/2; через р и q,
если
не знаешь через Д.
5)
выделение
полного
квадрата
8) с помощью Т.Виета.
2.
Задание
2)
разложите
квадратный трёхчлен. Сверьте
свои ответы с ответами в
учебнике
стр.235
глава
4.
Внесите коррективы в свою
работу;
3. № 535 (2)
Сверьте ответ с ответом в
учебнике.
4. № 553 (1)
5.При каких значениях а один
из
корней
уравнения
3Х
2
-
5Х+а=0 равен 2? Для данного
значения а найдите остальные
корни
уравнения.
Оцените
свою работу
Самоконтроль
Взаимоконтроль.
Взаимоконтроль
Самоконтроль.
Взаимоконтроль
Контроль
учителя
5
Работа по рядам
класса.
Открытие нового
свойства
коэффициентов
7
1.
Найдите
для
каждого
уравнения
своего
столбца
сумму
коэффициентов
и
решить каждое ур-ие (по 3 ур-
ия для каждого ряда).
и
корней
уравнения.
1 ряд
1)
2Х
2
+Х-3=0
2)
4Х
2
-10Х+9=0
3)
2Х
2
+3Х-5=0
2 ряд
1)
Х
2
+4Х-5=0
2)
6Х
2
=5Х+1
3)
4Х
2
-20Х+25=0
3 ряд
1)
Х
2
-6Х+5=0
2)
3Х
2
+Х-4=0
3)
8Х
2
-6Х=-1
Сверьтесь с ответами (Прил.
1).
Какие
из
данных
уравнений
привлекли
ваше
внимание?
взаимоконтроль
6
Работа
в
группах.
Разрешение
проблемы.
3
2. Установите связь между
коэффициентами уравнений и
найденными
корнями.
Сформулируйте эту гипотезу
о взаимодействии корней кв.
ур-ия
и
суммы
коэф-тов
уравнения в общем виде.
3.Решите ур-ие используя эту
связь. Проверьте с помощью
дискриминанта 5Х
2
-4Х-1=0
-7Х
2
+6Х+1=0
Контроль
учителя
7
Выходной
контроль.
Тестовая
15
В 1 В 2
4.
Выполните
работу
по
вариантам (Прил. 2).
самоконтроль
проверочная
работа.
5. Запишите: свою фамилию
на листке, № задания и рядом
букву, которая соответствует
вашему ответу.
6. Проверьте себя и оцените,
используя ключ.
Критерии оценки:
3 задания – «3»
4 задания – «4»
5 заданий – «5»
8
Итоги и оценка;
Самооценка
учащихся
5
7. Самостоятельно оцените,
достигли ли вы цели. Для
этого
вернитесь
к
началу
модуля и прочитайте, какие
цели перед вами стояли в
ожидаемом результате.
Заполните лист самооценки
(Прил. 3).
9
Постановка
новой
цели
к
следующему
уроку.
5
8. Самоосмысление учащихся
задач к следующему уроку.
Д/З № 535(1) 553(2) 570
«3» «4» «5»
10
5
9. Рефлексия, саморегуляция
своей деятельности.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Приложения
Приложение 1
Ответы.
№
1 ряд
2 ряд
3 ряд
1)
Х
1
=1; Х=-1,5
Х
1
=1; Х
2
=-5
Х
1
=1; Х
2
=5
2)
Х
1
=12; Х
2
=-2
Х
1
=1; Х
2
=-1/6
Х
1
=1; Х
2
=-4/3
3)
Х
1
=1; Х
2
=-2,5
Решений нет
Х
1
=4; Х
2
=2
Приложение 2
Тестовая проверочная работа.
№ 1 вариант
а
б
в
г
№ 2 вариант
1
0,5Х
2
+3Х=0
0; -6
0,5 6
0; 6
0,5; -6
1
0,2Х
2
-1,2Х=0
2
9Х
2
+6Х+1=0
-3
-1/3
-3; 0
1/3
2
Х
2
+6Х+9=0
3
Х
4
+Х
2
-2=0
-2; 1
2; 1
-1; 1
-4; 1
3
Х
4
-3Х
2
+2=0
4
-Х/Х-1=
=3/Х
2
-5Х+4
3
2; 1
1; 3
2
4
2/Х
2
-10Х+9=
=Х/Х-9
5
Х
2
-кХ+2к-3=0
При каких к
уравнение
имеет один
корень?
-6; -2
6; -2
-6; 2
6; 2
5
Х
2
-рХ+р+3=0
При каких р
Уравнение
имеет один
корень?
Ключ
1 вариант
2 вариант
1а
1в
2б
2а
3в
3в
4а
4б
5г
5б
Приложение 3
Карточка самооценки.
Знаю
Умею
В
начале
урока
В
конце
урока
В
начале
урока
В
конце
урока
1)Виды
неполных
квадратных ур-ий:
а) если в=0, с=0
б) если в=0
в) если с=0
2) Полное кв. ур-ие. Решение
его через:
а) дискриминант Д
б)
выделение
полного
квадрата
в) в=2m
г) приведённое кв.ур-ие
д) теорема Виета
3) Биквадратное ур-ие
4) Ур-ия, содержащие Х в
знаменателе
5)Квадратный трёхчлен,
Его
разложение
на
множители.