Напоминание

Решение практико-ориентированных задач


Автор: Надежда Александровна Лыкасова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУСОШ №8 "с углубленным изучением математики"
Населённый пункт: г. Старая Русса,Новгородская область
Наименование материала: Программа элективного курса
Тема: Решение практико-ориентированных задач
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением

математики

Программа элективного курса по математике в 9 классе

«Способы решения практико-ориентированных задач»

Составил: учитель математики Н.А. Лыкасова

Старая Русса 2021-2022г

Пояснительная записка

Известно, что в настоящее время в обучении приоритетными

направлениями являются: системно-деятельностный подход;

переход от сухого изучения теоретических терминов к

практическому применению знаний на практике; развитие

метапредметных связей; умение пользоваться справочной

информацией; эффективная работа с информацией.

В сравнении с экзаменационными моделями 2019 г. в проектах

КИМ ОГЭ 2021 г. по математике включен новый блок практико-

ориентированных задач (с 1 по 5 задания). Практико-

ориентированные задачи - это задачи из окружающей

действительности, связанные с формированием практических

навыков, необходимых в повседневной жизни. Чему равна площадь

поверхности стен вашего дома, и сколько нужно приобрести

кирпича для его утепления? Сколько нужно купить обоев, чтобы

оклеить стены квартиры? Как посчитать сумму оплаты семьи за

израсходованную электроэнергию? Какую прибыль можно

получить при вкладе в банк? Вот примерные вопросы практико-

ориентированных задач.

Обучение с использованием практико-ориентированных задач

приводит к более прочному усвоению знаний, так как возникают

аналогии с конкретными действиями и событиями из реальной

жизни. Особенность этих заданий вызывает повышенный интерес

учащихся, способствует развитию любознательности, творческой

активности. Учащихся захватывает сам процесс поиска путей

решения таких задач. Они получают возможность развивать

логическое и ассоциативное мышление, обеспечивается развитие

личности ученика: наблюдательность, умение воспринимать и

перерабатывать информацию, делать выводы образного и

аналитического мышления. Так же развиваются творческие

способности у обучающихся, самостоятельная деятельность

математического характера. Раскрывается роль математики в

современном мире.

Цель курса: помочь обучающимся приобрести навыки решения

практико-ориентированных задач ОГЭ.

Задачи курса:

рассмотреть различные варианты практико-ориентированных задач

ОГЭ 2021 по математике;

проанализировать условие каждой задачи, найти и обосновать

рациональный способ решения задачи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

КУРСА:

В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими

знаниями, умениями и способами деятельности:

• будут иметь представление о математике как форме описания и

методе познания действительности;

• научатся анализировать, сопоставлять, сравнивать,

систематизировать и обобщать;

• научатся самостоятельно работать с математической литературой;

• узнают основные приемы решения нестандартных задач,

понимают теоретические основы способов решения задач;

• научатся решать задачи различными методами;

• научатся представлять результат своей деятельности, участвовать

в дискуссиях;

• научатся проводить самоанализ деятельности и самооценку ее

результата.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Смысл

курса заключается в предоставлении каждому ученику

«индивидуальной зоны потенциального развития», поэтому –

нельзя требовать от каждого ученика твердого усвоения каждого

«нестандартного приема». Специальный зачет или экзамен по

курсу не предусмотрен, но предлагаются некоторые варианты

выполнения

учениками

зачетных

заданий:

1. Решение учеником в качестве индивидуального домашнего

задания предложенных учителем задач из того списка, что

завершает

каждый

модуль

и

называется

«Упражнения

для

самостоятельной работы», т.к. осознание и присвоение учащимися

достигаемых результатов происходит с помощью рефлексивных

заданий.

Подбор

индивидуальных заданий осуществляется

с

учетом уровневой дифференциации, причем выбор делают сами

ученики, оценивая свои возможности и планируя перспективу

развития.

2. Решение группой учащихся в качестве домашнего задания

предложенных учителем задач из того же раздела. Работа в группе

способствует проявлению интереса к учению как деятельности.

Учащимся,

ориентированным

на

выполнение

заданий

более

высокого

уровня

сложности,

предлагается:

• Самостоятельное решение предложенных задач с последующим

разбором

вариантов

решений.

• Самостоятельное построение метода, позволяющего решить

предложенную

задачу.

Проанализировав открытый банк ФИПИ, различные сборники

типовых экзаменационных вариантов КИМ ОГЭ по математике,

составлен перечень вариантов практико-ориентированных задач:

Задача о дачном участке;

Задача про планировку квартиры;

Задача про форматы листов;

Задача о земледелии в горных районах;

Задача о мобильном интернете и тарифе;

Задача о теплице;

Задача про печь для бани;

Задача про автомобильные шины;

Задача про полис ОСАГО;

Задача про маршруты и населенные пункты;

Задача про схемы метро.

Данный курс рассчитан на 34 часа.

Каждое занятие состоит из двух частей: анализ условия задачи и ее

решение вместе с учителем; самостоятельное (или домашнее)

решение аналогичной задачи.

Программа может быть эффективно использована в 9-ых классах

при подготовке к ОГЭ.

Содержание программы

Занятие 1. Задача о дачном участке.

Занятие 2. Задача про планировку квартиры.

Занятие 3. Задача про форматы листов.

Занятие 4. Задача о земледелии в горных районах.

Занятие 5. Задача о мобильном интернете и тарифе.

Занятие 6. Задача о теплице.

Занятие 7. Задача про печь для бани.

Занятие 8. Задача про автомобильные шины.

Занятие 9. Задача про полис ОСАГО.

Занятие 10. Задача про маршруты и населенные пункты.

Занятие 11. Задача про зонты

Планирование курса

№п/п

Содержание занятия

Кол-во

часов

1

Вводное занятие, что такое практико-

ориентированные задачи

1

2

Задачи о дачном участке

1

3-4

Решение задач

2

5

Задачи про планировку квартиры

1

6-7

Решение задач

2

8

Задачи про форматы листов

1

9-10

Решение задач

2

11

Задачи про печь для бани

1

12-13

Решение задач

2

14

Задачи про маршруты и населённые пункты

1

15-16

Решение задач

2

17

Задачи про зонты

1

18-19

Решение задач

2

20

Задачи о теплице

1

21-22

Решение задач

2

23

Задачи про автомобильные шины

1

24-25

Решение задач

2

26

Задачи о мобильном интернете и тарифах

1

27-28

Решение задач

2

29

Задачи про полис ОСАГО

1

30-31

Решение задач

2

32

Задачи о земледелии в горных районах

1

33-34

Решение задач

2



В раздел образования