Автор: Надежда Александровна Лыкасова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУСОШ №8 "с углубленным изучением математики"
Населённый пункт: г. Старая Русса,Новгородская область
Наименование материала: Программа элективного курса
Тема: Решение практико-ориентированных задач
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением
математики
Программа элективного курса по математике в 9 классе
«Способы решения практико-ориентированных задач»
Составил: учитель математики Н.А. Лыкасова
Старая Русса 2021-2022г
Пояснительная записка
Известно, что в настоящее время в обучении приоритетными
направлениями являются: системно-деятельностный подход;
переход от сухого изучения теоретических терминов к
практическому применению знаний на практике; развитие
метапредметных связей; умение пользоваться справочной
информацией; эффективная работа с информацией.
В сравнении с экзаменационными моделями 2019 г. в проектах
КИМ ОГЭ 2021 г. по математике включен новый блок практико-
ориентированных задач (с 1 по 5 задания). Практико-
ориентированные задачи - это задачи из окружающей
действительности, связанные с формированием практических
навыков, необходимых в повседневной жизни. Чему равна площадь
поверхности стен вашего дома, и сколько нужно приобрести
кирпича для его утепления? Сколько нужно купить обоев, чтобы
оклеить стены квартиры? Как посчитать сумму оплаты семьи за
израсходованную электроэнергию? Какую прибыль можно
получить при вкладе в банк? Вот примерные вопросы практико-
ориентированных задач.
Обучение с использованием практико-ориентированных задач
приводит к более прочному усвоению знаний, так как возникают
аналогии с конкретными действиями и событиями из реальной
жизни. Особенность этих заданий вызывает повышенный интерес
учащихся, способствует развитию любознательности, творческой
активности. Учащихся захватывает сам процесс поиска путей
решения таких задач. Они получают возможность развивать
логическое и ассоциативное мышление, обеспечивается развитие
личности ученика: наблюдательность, умение воспринимать и
перерабатывать информацию, делать выводы образного и
аналитического мышления. Так же развиваются творческие
способности у обучающихся, самостоятельная деятельность
математического характера. Раскрывается роль математики в
современном мире.
Цель курса: помочь обучающимся приобрести навыки решения
практико-ориентированных задач ОГЭ.
Задачи курса:
рассмотреть различные варианты практико-ориентированных задач
ОГЭ 2021 по математике;
проанализировать условие каждой задачи, найти и обосновать
рациональный способ решения задачи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
КУРСА:
В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими
знаниями, умениями и способами деятельности:
• будут иметь представление о математике как форме описания и
методе познания действительности;
• научатся анализировать, сопоставлять, сравнивать,
систематизировать и обобщать;
• научатся самостоятельно работать с математической литературой;
• узнают основные приемы решения нестандартных задач,
понимают теоретические основы способов решения задач;
• научатся решать задачи различными методами;
• научатся представлять результат своей деятельности, участвовать
в дискуссиях;
• научатся проводить самоанализ деятельности и самооценку ее
результата.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Смысл
курса заключается в предоставлении каждому ученику
«индивидуальной зоны потенциального развития», поэтому –
нельзя требовать от каждого ученика твердого усвоения каждого
«нестандартного приема». Специальный зачет или экзамен по
курсу не предусмотрен, но предлагаются некоторые варианты
выполнения
учениками
зачетных
заданий:
1. Решение учеником в качестве индивидуального домашнего
задания предложенных учителем задач из того списка, что
завершает
каждый
модуль
и
называется
«Упражнения
для
самостоятельной работы», т.к. осознание и присвоение учащимися
достигаемых результатов происходит с помощью рефлексивных
заданий.
Подбор
индивидуальных заданий осуществляется
с
учетом уровневой дифференциации, причем выбор делают сами
ученики, оценивая свои возможности и планируя перспективу
развития.
2. Решение группой учащихся в качестве домашнего задания
предложенных учителем задач из того же раздела. Работа в группе
способствует проявлению интереса к учению как деятельности.
Учащимся,
ориентированным
на
выполнение
заданий
более
высокого
уровня
сложности,
предлагается:
• Самостоятельное решение предложенных задач с последующим
разбором
вариантов
решений.
• Самостоятельное построение метода, позволяющего решить
предложенную
задачу.
Проанализировав открытый банк ФИПИ, различные сборники
типовых экзаменационных вариантов КИМ ОГЭ по математике,
составлен перечень вариантов практико-ориентированных задач:
Задача о дачном участке;
Задача про планировку квартиры;
Задача про форматы листов;
Задача о земледелии в горных районах;
Задача о мобильном интернете и тарифе;
Задача о теплице;
Задача про печь для бани;
Задача про автомобильные шины;
Задача про полис ОСАГО;
Задача про маршруты и населенные пункты;
Задача про схемы метро.
Данный курс рассчитан на 34 часа.
Каждое занятие состоит из двух частей: анализ условия задачи и ее
решение вместе с учителем; самостоятельное (или домашнее)
решение аналогичной задачи.
Программа может быть эффективно использована в 9-ых классах
при подготовке к ОГЭ.
Содержание программы
Занятие 1. Задача о дачном участке.
Занятие 2. Задача про планировку квартиры.
Занятие 3. Задача про форматы листов.
Занятие 4. Задача о земледелии в горных районах.
Занятие 5. Задача о мобильном интернете и тарифе.
Занятие 6. Задача о теплице.
Занятие 7. Задача про печь для бани.
Занятие 8. Задача про автомобильные шины.
Занятие 9. Задача про полис ОСАГО.
Занятие 10. Задача про маршруты и населенные пункты.
Занятие 11. Задача про зонты
Планирование курса
№п/п
Содержание занятия
Кол-во
часов
1
Вводное занятие, что такое практико-
ориентированные задачи
1
2
Задачи о дачном участке
1
3-4
Решение задач
2
5
Задачи про планировку квартиры
1
6-7
Решение задач
2
8
Задачи про форматы листов
1
9-10
Решение задач
2
11
Задачи про печь для бани
1
12-13
Решение задач
2
14
Задачи про маршруты и населённые пункты
1
15-16
Решение задач
2
17
Задачи про зонты
1
18-19
Решение задач
2
20
Задачи о теплице
1
21-22
Решение задач
2
23
Задачи про автомобильные шины
1
24-25
Решение задач
2
26
Задачи о мобильном интернете и тарифах
1
27-28
Решение задач
2
29
Задачи про полис ОСАГО
1
30-31
Решение задач
2
32
Задачи о земледелии в горных районах
1
33-34
Решение задач
2