Автор: Давыдова Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 имени Ф. М. Достоевского
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородской области
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Использование игровых технологий в начальной школе
Раздел: начальное образование
Давыдова Галина Васильевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2
имени Ф. М. Достоевского
с углубленным изучением
английского языка
г. Старая Русса
Использование игровых технологий в начальной школе
Введение
При переходе из дошкольного детства к школьной жизни у ребенка
меняется ведущий тип деятельности с игры на обучение. Но, несмотря на это,
игры помогают младшему школьнику проще познавать мир, усваивать новые
знания, поэтому исключать их из процесса обучения не стоит. От
преподавателя требуется не мало сил на правильное применение игр на
уроках, поскольку весь педагогический процесс должен быть строго
продуман
и
решать
задачи
формирования
предметной
компетенции
стандартов ФГОС.
Игра помогает ребенку лучше и интереснее познавать учебный
материал, развивает память, мышление, сплачивает коллектив. Тем самым
опора на игру – это верный путь к включению работы младших школьников
в учебный процесс.
1.
Проблемы использования игры в качестве метода обучения в
начальной школе
Игра представляет собой неотъемлемую часть общественной жизни
людей, является одним из основных видов деятельности человека. Она
является не только способом развлечения или отдыхом, а также может быть
процессом обучения, применяться в воспитании и привитии труда.
Впервые игра как метод обучения возникла еще с давних времен и
имеет глубокие исторические корни. Игра – это метод социализации ребенка
и с первых моментов своего возникновения выступает как первичная школа
воспроизводства различных практических ситуаций с целью их постижения.
Она
помогает
привитию
необходимых
человеческих
черт
характера,
навыков, качеств, а также развитие необходимых способностей у ребёнка.
Ещё в Древней Греции образование занимало особое место в обществе
и было частью жизни каждого гражданина. Начиная со Спарты обучение
было построено на принципе игры, соревнований, где юноши отчаянно
состязались в танцах, пении или в публичных соревнованиях за звание
первого. Рассматривая Западную Европу эпохи Возрождения образование
было построено на игровом обучении, к которому призывали Т. Кампанелла
и Ф. Рабле. Смысл заключался в том, что дети без особого труда, играя могли
знакомиться со всем разнообразием наук. Хочу отметить, что в XVI – XVII
веках великий дидакт Ян Амос Каменский призывал все «школы – каторги»
и «школы – мастерские» превратить в места для игр. По его мнению, любая
школа может стать универсальной игрой.
Фридрих Фрёбель классифицировал игру как педагогическое явление,
он смог доказать, подметив её дидактичность, что она может решать задачи
обучения школьника. Игры способны давать представления о цвете, форме,
помогают овладевать культурой. Дальнейшее их изучение показало, что с
помощью игровых форм можно изучить практически все педагогические
задачи. Могу сказать, что, переходя на современное развитие игровых
технологий, особую роль сыграло продвижение игротехнического движения,
которые в свою очередь послужили основой становления большой группы
активных форм и методов обучения.
Многие педагоги и психологи рассматривали игру в качестве метода
обучения. Большой вклад в ее развитие внесли выдающиеся личности как:
П.П Блонский, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев,
они разработали большое разнообразие учебного материала с применением
игр в учебно-образовательном процессе.
Само понятие как «игровая технология» появилась на рубеже 1940 –
1950 годов, что означает совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих
формы,
методы
и
приемы
обучения.
Является
инструментарием
педагогического
процесса,
делая
его
более
результативным. Л.С. Выготский характеризовал игру как пространство
«внутренней
социализации»
ребенка,
средство
усвоения
социальных
установок. А по мнению А.Н. Леонтьева игра – свобода личности в
воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».
А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким,
непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре.
Забавляясь и находясь в игре, ребенок осознает себя личностью. Сейчас же в
общественной практике значение игры стало осмысливаться по-новому,
занимая серьезную общенаучную категорию. Поэтому дидактические игры –
более активный метод использования учителями в работе. Дидактическое
значение игры в России доказывал еще К.Д. Ушинский.
Д.Б. Эльконин в книге «Психология игры», говорит о том, что игра
является передачей информации накопленного опыта реальной деятельности
человека. Эльконин трактует игру, как одну из форм развития психических
функций и способов познания мира взрослых.
Известный педагог и основоположник научной педагогики в России
К.Д. Ушинский писал: «Чем долее вы будете оберегать ребенка от серьёзных
занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные
занятия для ребенка занимательными – вот задача первоначального
обучения». Из этих слов можно сказать, что игра помогает ребенку пройти
период адаптации. Помогает снять ребенку напряжение и формирует
устойчивый интерес к учению.
Так считают и современные педагоги, например, Г.И. Щукина является
одной
из
ведущих
разработчиков
проблемы
формирования
интереса
младших школьников в процессе учёбы. По её мнению, чтобы урок был
интересен для ребенка нужно соблюдать такие условия, как:
1. Личность учителя – даже самый сложный или скучный к восприятию
урок будет интересен за счет любимого учителя, который готов на все, чтобы
школьник мог с удовольствием получить и усвоить учебный материал.
2. Содержание учебного пособия.
3. Применение современных обучающих технологий.
Именно
последний
пункт
является
более
распространённым
в
преподавательской практике, так как первые два не всем подвластны, даже
самым опытным учителям. А вот педагогические технологии – поле для
использования творческой деятельности любого учителя.
Используя разнообразие игр, учителя автоматически переключаются с
монотонного, сухого и равнодушного урока на более выразительное его
проведение. Находясь на таком уроке, учащиеся получают удовлетворение от
занятий и самостоятельно тянутся к знаниям.
2. Классификации, функции и виды игровых технологий
Ценность игры, как метода обучения заключается в психолого-
педагогическим аспекте. При адекватном использовании игры учителями,
можно понять, что она способна стать хорошим инструментарием в
педагогической практике.
Если рассматривать игру с точки зрения жизни младшего школьника,
то она выполняет важнейшие функции, такие как:
1. Развлекательная – помогает созданию благоприятной обстановке в
классе,
превращает
проведение
скучного
урока
в
увлекательные
приключения в поисках знаний.
2. Обучающая – способствует развитию общих учебных навыков и
умений, как восприятие, мышление, память, внимание и др.
3. Коммуникативная – устанавливает эмоциональный контакт между
сверстниками, а также учителями, родителями и обществом в целом.
Формирует навыки общения.
4. Релаксационная – помогает снять ребенку стресс или эмоциональное
напряжение, возникшее в процессе долгого обучения.
5. Диагностическая – в процессе определенных игр, учитель может
выявить, есть ли у ребенка отклонения от нормального поведения.
6. Межнациональной коммуникации – усвоение учениками общих
социокультурных ценностей.
7. Личностная – развитие ребенка и его личностного потенциала, а
также помощь учителю при выявлении лидеров, пассивных детей.
Игровые технологии имеют свою классификацию:
По виду
деятельности
По характеру
педагогического
процесса
По характеру
игровой
методике
По игровой среде
Физические
Обучающие,
тренировочные
Предметные
С предметами
Интеллектуальные
Познавательные
Ролевые
Без предметов
Трудовые
Репродуктивные,
продуктивные
Имитационные
Комнатные
Социальные
Творческие
Подвижные
Компьютерные
Психологические
Воспитательные,
коммуникативные
С применением
ТСО
Чтобы
активизировать мыслительную
и познавательную
деятельность
младшего школьника достаточно провести занятие в игровой форме,
которую можно создать при помощи игровых приемов и ситуаций. Таким
образом, дидактическая цель игры превращается в игровую задачу, вся
дальнейшая
деятельность
учащихся
подчиняется
созданным
игровым
правилам. Учебный материал служит средством игры.
Остановимся на методических особенностях деловой игры и ролевой
игры.
Деловая игра – это форма совместного познания учащихся в
образовательном процессе, которые позволяют смоделировать реальную
деятельность. Процессом такой игры служит деление учащихся на группы,
которые выполняют данное задание, предоставленное их группе.
Рассмотрим структуру деловой игры:
1. Знакомство с реальной ситуацией.
2. Построение модели данной ситуации.
3. Сценарий.
4. Подбор информации и средств обучения, позволяющих создать
игровую обстановку.
5.
Постановка цели игры.
6.
Составление необходимых инструкций для учащихся, подготовка
дополнительного дидактического материала.
7.
Разработка способов оценки результатов игры в целом и ее
участников в отдельности.
Деловые игры дают возможность учащимся более глубоко вникнуть и
изучить учебный материал с различных его сторон.
Технология деловой игры
1 этап подготовки
2 этап проведения
3 этап анализа
и обобщения
Разработка
игры
Ввод в игру
Групповая
работа
Групповая
дискуссия
Вывод из игры,
анализ,
рефлексия,
оценка работы,
вывод и
обобщение,
Создание
сценария,
план игры,
материал.
Постановка
проблемы и
целей игры,
условия и
Работа с
источником,
тренинги,
мозговой
Выступления
групп,
защита
результатов,
обеспеч.
игры
правила
игры,
разбор
ролей
учащимися
штурм
работа
экспертов
рекомендации
При использовании деловой игры на уроке учащиеся могут также
применить на себе различные роли:
1.
По отношению работы в группе: генератор идей, имитатор, эрудит,
анализатор, разработчик.
2.
По организации: организатор, координатор, интегратор, тренер,
манипулятор или контролер.
3.
По отношению к новизне: инициатор, консерватор, осторожный
критик.
4.
По методологическим позициям: методолог, критик, методист,
проблематизатор.
5.
По социально-психологическим позициям: лидер, предпочитаемый,
принимаемый, независимый, отвергаемый.
Данные роли, образующиеся в процессе игры, помогают учителю
выявить характер учащихся, помочь им с возникшей проблемой и направить
на правильный путь в поиске знаний или установлении межличностных
отношений в классе между одноклассниками.
Ролевая
игра
–
это
игра,
которая
по
своей
сути
является
художественно-образным отражением каких-либо фактов или моментов
жизни. Помогает младшему школьнику расширять ролевой репертуар и
навыки поведения в различных ситуациях.
Подробнее рассмотрим перечень ролей, которые используют учащиеся
в данной игровой методике:
1.
Протоколист – ученик, который записывает идеи или результаты
работы своей, сформировавшейся группы.
2.
Хранитель времени – учащийся, который помогает команде следить
за временем, отведенным для выполнения задания.
3.
Оратор – выступает перед классом, представляя свою команду,
рассказывает о результатах работы, защищает позицию группы.
4.
Связист – устанавливает дружеские контакты между своей группой
и противоположными командами.
5.
Контролер – следит, чтобы каждый член команды выполнял
задание, так же помогает учителю следить за тишиной в командах.
Таким образом, данная игровая методика помогает расширить у
ребенка реальный жизненный опыт, вносит вклад в привитие эстетического
потенциала, выработке дедуктивного мышления. Учит младшего школьника
устанавливать «рабочие» взаимоотношения, построенные на доверии всех
членов группы. Прививает ответственность перед своей командой при
выполнении, поставленных учителем условий.
В настоящее время существует три группы игр, которые могут
использовать учителя начальной школы:
1. Игры, помогающие ребенку управлять собственной памятью.
2. Игры, связанные с функционирование абстрактного мышления.
3. Игры, направленные на формирование и развитие «образа я».
Игры, направленные на развитие памяти ребенка, необходимы для
детей, потому что прививают навыки воспроизведения впечатлений и
способствуют их репродукции. Дети в данном возрасте еще не умело
контролируют свою память, а как известно ее нужно тренировать. В данном
случае используется достаточно широкий спектр разнообразия игр, как
ролевые, постановочные, соревнования, а также игры конкурсы.
Нужно отметить, что абстрактное мышление развивается за долго до
появления речи, как способа выражения своих мыслей. Ребенок 7 или 8 лет
как правило мыслит конкретными категориями, затем переходит к стадии
формальных
операций,
которая
связана
с
определённым
уровнем
способностей школьника к обобщению и абстрагированию. Учащиеся
первых и вторых классов выделяют прежде всего внешние признаки, которые
характеризуют действие объекта и его назначение. Но приближаясь к
третьему и четвертому классу дети уже постепенно начинают опираться на
знания, а также представления, которые сложились в процессе обучения.
Поэтому такие игры основаны на предоставлении ученикам определенных
наглядных
пособий
для
дальнейшего
логического
анализа,
умения
представлять основные свойства и качества предметов в пространстве.
Формирование
у
школьников
своего
«образа
я»,
служит
для
укрепления самопознания и чувства собственной идентичности. Известно,
что дети более раннего возраста, а также и младшего школьного не умеют
проводить границ между собой и окружающим миром. Поэтому совершенно
легко могут потерять свою индивидуальность, как раз в этом нам и помогают
игры, которые формируют индивидуальные качества личности. Развивают
присущие конкретному ученику способности до тех пор, пока ребенок
самостоятельно не осознает свое отличие и идентичность от остальных.
Поступление ребенка в школу вносит большие изменения в его жизнь.
Учение является важнейшей обязанностью, которое поможет ребенку
получить знания, а также большой опыт в умении контролировать свои
действия,
дисциплину
и
усидчивость.
Учителю
поставлена
задача
преподнести своим учащимся, что учение все-таки не праздник, а работа, где
необходимо трудиться. Но чтобы обучение ребенка было не как напряженная
работа, нужно сделать урок занимательным и интересным. Показать ребенку
что это важно и нужно, учитывая все его психологические, личностные и
физиологические особенности, используя при этом весь свой педагогический
опыт.
3.
Игры и игровые приемы на различных этапах урока
Начальная школа отражает все современные веяния в педагогике.
Современная начальная школа должна формировать человека, способного
самостоятельно принимать решения и находить пути их реализации с
применением творчества в своих действиях. Необходимо, чтобы школа могла
решать новые задачи, поставленные перед российским образованием, в
первую очередь должны быть соблюдены условия для развития ребенка как
субъекта собственной деятельности, быть субъектом развития, а не объектом
педагогических воздействий учителя. Для реализации такого качественного
обучения могут послужить игровые приемы, которые помогают эффективно
раскрывать способности детей и их потенциал.
Как же правильно построить урок, реализовав все требования
стандартов ФГОС? Нам важно понять, какими должны быть критерии
результативности урока, построенного в рамках ФГОС НОО:
1.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к
ученику.
2.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное
действие – ребенок может оценивать свои возможности, готовность к уроку,
обнаруживать незнание, а также находить причины затруднений.
3.
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,
повышающие степень активности учащихся в учебном процессе – наиболее
ярко выражены игровые технологии.
4.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и
адресовать вопросы.
5.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную
формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и
самооценки – на данном этапе происходит специальное формирование
контрольно-оценочной деятельности у обучающихся.
7.
Учитель добивается осмысления всего учебного материала всеми
учащимися, используя для этого специальные приемы.
8.
Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого
ученика, поощряет и поддерживает даже самые минимальные успехи.
9.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником личную
позицию, иное мнение, обучает конкретным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу
сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие
«учитель
учению»
–
это
происходит
через
отношения,
совместную
деятельность и т.д.
Также необходимо знать структуру урока и его структурные элементы,
и типы, для правильного включения в работу учащихся различных игровых
приемов. Структура урока – это совокупность различных вариантов
взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения
и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Основные этапы урока включают в себя:
1.
Организационный момент.
2.
Этап проверки домашнего задания. Этап проверки знаний, умений и
навыков; на данном этапе урока проверку домашнего задания можно
поручить
детям,
через
игровую
контролирующую
деятельность.
Использовав, такие игры, как «Я –учитель», «Контролёр», в которых ученики
самостоятельно проверяют выполненную кем-то работу.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению
нового материала.
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
5. Этап первичной проверки понимания, изученного; на данном этапе
хорошо
подойдут
игровые
действия,
которые
маскируют
сложную
мыслительную деятельность, делая ее более интересной. К примеру,
ученики, называя предмет, изображённый на картинке, вслушиваются в
звучание слова и определяют в нем наличие или отсутствие изучаемого
звука, затем помещают данную картинку в домик определенного цвета.
6. Этап закрепления нового материала; можно использовать такую
игровую методику как – сопоставление буквы с изображением знакомых
предметов, тем самым учащиеся быстрее запоминают написание заданной
буквы.
4.
Этап применения знаний и способов действий.
8.
Этап обобщения и систематизации знаний.
9.
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
10.Этап коррекции знаний и способов действий.
11.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж
по его выполнению.
12.Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, организации
самих
занятий,
а
также
содержания
и
способов проведения
урока.
Рассматриваются и дидактические задачи, которые решаются на уроке,
методы обучения и организация учебной деятельности учащихся.
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок
является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты,
уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. В качестве
примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их
проведения, можно привести следующие:
1.
Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН,
деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
2.
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных
общественной практике: мозговой штурм, интервью, репортаж, рецензия.
3.
Уроки, напоминающие публичные формы общения: дискуссия,
пресс-конференция,
брифинг,
аукцион,
регламентированная
дискуссия,
телемост.
4.
Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
5.
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и
организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет.
Данная типология уроков включает в себя элементы игровых приемов тем
самым можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс
игры или игровой ситуации приводит к тому, что игры дают возможность
сделать то или иное обобщение, понять правила, которые только что
изучили, закрепить или повторить полученные знания в системе, в новых
связях, что содействует более глубокому усвоению материла.
4.
Организация уроков в начальной школе с использованием
игровых технологий
Школьные
уроки
–
это
дорога
к
вершинам
знаний,
процесс
интеллектуального роста ученика и его совершенствования
Подбирая
игры
и
игровые
упражнения
необходимо
учитывать
познавательные интересы учащихся, а также сохранные психические
качества личности каждого ученика, это те игры, которые помогают ребёнку
проявить свои способности, обеспечивают уровень самостоятельности в
поиске знаний. Также необходимо разработать систему поощрения за успехи,
но не за победу ученика или группы учеников, а за демонстрацию в игре
применения новых умений и навыков. Важной основой является то, что
нужно учесть уровень знаний младших школьников, так как предоставляя
вариант более сложных игр, может пропасть интерес младших школьников
из-за неудач прохождения задания. Учащихся младших классов не трудно
заинтересовать письмом, чтением или математикой, ведь самое обычное
решение упражнений, примеров или усвоение детьми правил правописания
можно сделать так, что работа будет очень интересной, главное преподнести
увлекательный характер. Например, выявить у детей любимых сказочных
персонажей и пусть этот любимый всеми герой обратится за помощью к
ребятам – тогда даже самый отстающий от школьной программы ученик
придет на помощь своему герою и проявит какую-то учебную деятельность.
Очень хорошо применять элементы соревнований, так как форма игры
захватывает учеников в процесс и дает возможность проявить свои
лидерские качества.
Вместо
обычного
вступления
учителя
в
начале
урока
можно
использовать такой прием игры, как загадка. Учащимся предлагается ребус,
рисунки, карточки с заданием, а их целью является расшифровать название
темы урока. Также интересным для учащихся начальных классов игровым
упражнением является «Реши правильно и прочти». На доске развешены
плакаты с цифрами и буквами, ученик должен решить столбик примеров, а
рядом с примером записать соответствующую букву. В результате должно
получиться
какое-то
загаданное
учителем
слово.
Эта
работа
может
выполняться как одним учеником в классе, так и группой учащихся. Данное
упражнение применимо на уроке математики, а также помогает ученикам
быстрее запомнить написание той или иной буквы.
На уроке русского языка для развития интеллектуальной мыслительной
деятельности учащихся может хорошо подойти игра «Анаграмма». Дается
набор букв в разброс и ученикам необходимо составить из данного
количества букв слово. Пример анаграммы:
1.
СЕОТТ – ТЕСТО; КАОЛД – ЛОДКА.
2.
СЛОТ -СТОЛ; РАКЫШ - КРЫША.
3.
ГИАР -ИГРА; КООН – ОКНО.
Также применима такая игра как «Умозаключения». Нужно выбрать из
скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова
перед скобками. Пример «умозаключений»:
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).
3. Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки).
4.
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания).
Для темы, изучаемой в 3 классе «антонимы и синонимы» подойдет игра
«Языковые пропорции». Здесь учителю можно создать импровизацию с
подачей и материалом, могут раздаться красочные карточки, можно
изобразить на доске с помощью также заготовленных плакатов, вырезанных
лепесточков и соединять это в цветок, а задачей учеников будет к
предоставленному слову подобрать антоним или синоним:
1. Чёрное – белое = огонь – … (вода).
2. Война – мир = … – жизнь (смерть).
Данные
игры
способствуют
формированию
познавательных
компетенций на уроках как русского языка, так и литературы, окружающего
мира. При закреплении материала, повторении, объяснении новой темы
подойдут следующие игры.
Данные игры применимы на уроке математики: «Кто быстрее»
предлагается собрать из геометрических фигур предметы, «Найди ошибку»
даются числа с нарушенным порядком или неправильным написанием
цифры, ученики должны найти ошибку и исправить её. «Интеллектуальная
разминка» данная игра помогает расширить кругозор младшего школьника.
Ребятам дается ряд вопросов, на которые они должны сообразив быстро
ответить, можно провести данную игру в режиме блиц-опроса. Пример
вариаций самих вопросов:
1. Сколько пальцев на двух руках?
2. Сколько недель в месяце?
3. Порядковый номер пятницы в неделе?
4. Какого числа последний день года?
Эти вопросы могут сопровождаться картинками, которые будут
служить подсказками для учеников. А также при затруднении ответа,
учитель может задавать наводящие вопросы, давая тем самым подсказку к
ответу на это упражнение.
Для развития детской логики и конструктивного мышления, а также
навыка счета в уме можно использовать интеллектуальные задачи:
1.
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
2.
Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят
12 рыбаков за 12 дней?
В случае неудачи, когда класс не может найти правильного ответа,
учитель всегда может предложить ученикам подумать над упражнением еще
и через какое-то время вернуться к нему с новыми мыслями и силами.
Могу отметить, что с помощью ребусов, кроссвордов хорошо
проводить словарные диктанты, так как ученики не боятся обстановки
контрольной работы и с лёгкостью на одном дыхании делают задание,
допуская малое количество ошибок в словах. В свою очередь загадки
помогают развивать образное мышление, умение выделять существенные
признаки, тренируют быстроту и гибкость ума. Разные вариации игр в
«слова» обогащают лексический запас ребенка, а также актуализируют
пассивный словарь. Ключевым моментом проведения игровых технологий на
уроке является соблюдение времени, чтобы урок не превращался в
развлечение, можно было пройти больше материала и детям это придает
дополнительный азарт. Для развития воображения и творчества младших
школьников используются игры, как «Рассказ по картинкам», «Дополни
предложение».
Особенностями игровых технологий является то, что они дают
возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые
только что изучили, дают возможность закрепить материал и полученные
знания в системе, в новых связях, глубокому усвоению пройденного.
Дидактические игры с легкостью используются абсолютно на любом этапе
урока: как в начале помогают к восприятию учебного материала, так и в
середине – с целью активизации учебной деятельности младших школьников
или закрепления и систематизации новых понятий.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается
учащимися в меньшей степени, чем материал при изучении, которого игра не
использовалась. Это объясняется, прежде всего тем, что в игре органически
сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и
увлекательным для младших школьников.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в
доступной, интересной форме, способствуют лучшему усвоению знаний,
вызывают у младших школьников интерес к познанию и формируют
познавательные компетенции учащихся. Использование игровых методик
зависят от профессионализма и творчества учителя, который может
разнообразить приемы и формы работы.
Заключение
Действительно можно сказать, что игра является очень сильным
средством воздействия на личность ребенка. Игра – это мощный стимул
обучения, разнообразная и сильная мотивация учения. В жизни человека игра
занимает важную воспитательную роль, а также она имеет очень большое
влияние на развитие творческого воображения, которое очень необходимо в
дальнейшей трудовой деятельности младшего школьника.
Игры формируют самые положительные качества для межличностных
отношений. Так как в игре ребенок овладевает нравственными нормами и
правилами поведения, а также учится общению как со взрослым человеком,
так и со своим сверстником.
Игра
намного
облегчает
образовательный
процесс,
вовлекая
в
деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения
материала. При игре гарантировано позитивное эмоциональное состояние,
повышенная работоспособность младшего школьника, игра помогает при
снятии детской усталости, а также увеличивает мотивацию в обучении.
Отличительной особенностью педагогической игры является четко
поставленная цель в обучении и соответствующие ей педагогические
результаты, характеризующиеся познавательной направленностью.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что образовательный
процесс младших школьников будет более эффективным, если внедрять
игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, а также совмещать их
с другими видами педагогических технологий.
Рекомендуемая литература
1 Анкиева Н.П. «Воспитание игрой»/ Н.П. Анкиева // М.: Просвещение
1987– 334 с.
2 Баев И.М. «Играем на уроках русского языка» / И.М. Баев //
М.: Просвещение – 1989
–
113 с.
3 Барташникова И.А. «Учись, играя» / И.А. Барташникова //
Харьков – 1997– 45 с.
4 Бесова М.А. «Познавательные игры от А до Я» / М.А. Бесова //
Ярославль: Академия развития – 2004 – 272 с.
5 Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр»
/ В.М. Букатов // Учебное пособие – Московский психолого-социальный
институт – 1997– 96 с.
6 Винокурова Н. К. «Интеллектуальные игры» / Н.К. Винокурова //
Начальная школа. Развиваем таланты – 2017– 128 с.
7 Выготский Л.С. «Психология познания» / Л.С. Выготский // М.:
Просвещение – 1977– 127 с.
8 Гоноболин Ф.Н. «Психология» / Ф.Н. Гоноболин // М.: Просвещение
– 1973 – 240 с.
9 Занько С.Ф. «Игра и учение»/ С.Ф. Занько // М.: Просвещение – 1992
– 226 с.
10 Кулюткин Ю.Н. «Мотивация познавательной деятельности»
/ Ю.Н. Кулюткин // М.: Просвещение – 1972 – 55с.
11 Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. «Психологическая готовность к школе»
/ Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова // М.: Знание – 1987– 80 с.
12 Линго Т.И. «Игры, ребусы, загадки» / Т.И. Линго // Академия
развития – 2004 – 180 с.
13 Макаренко А.С. «Игра» / А.С. Макаренко // Педагогические
сочинения – 1984 – 120 с.
14 Морозова Н.Г. «Учителю о познавательном интересе»
/ Н.Г. Морозова //Психология и педагогика – 1979 – 5 с.
15 Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество»/ В.С. Мухина // Учебник для студентов – 2004 – 48 с.
16 Немов Р.С. «Психология» / Р.С. Немов // М.: Просвещение – 2003 –
337 с.
17 Пидкадистый И.П., Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и
развитии» / И.П. Пидкадистый, Ж.С. Хайдаров // Учебное пособие – 1996 –
289 с.
18 Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»
/ Г.К. Селевко // Народное образование – 1998 – 256 с.
19 Степанова О.А., Рыдзе О.А. «Дидактические игры на уроках в
начальной школе» / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе // М.: Сфера – 2003 – 93 с.
20 Ушаков Н.Н. «Занимательные материалы к урокам русского языка в
начальных классах» / Н.Н. Ушаков // М.: Просвещение – 1986 – 83 с.
21 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник
учителя» /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина //М.: Просвещение – 1999 – 175 с.
22 Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике»
/Г.И. Щукина// М.: Просвещение – 1971 – 175 с.
23 Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в
обучении»/ Г.И. Щукина // М.: Просвещение – 1984 – 34 с.
24 Эльконин Д.Б. «Психология игры» /Д.Б. Эльконин // М.: Владос –
1999– 360 с.