Автор: Большакова Людмила Борисовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №25"
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: учебно-методическая работа
Тема: Урок "Соли"
Раздел: среднее образование
Урок «Соли»
«Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»
Цели и задачи:
Образовательные:
- сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических
соединений;
- привести в систему знания учащихся о классификации солей;
- познакомить со способами получения, свойствами и применением солей.
Развивающие:
- развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и
химическими реактивами.
- правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций.
- развивать умения наблюдать и делать выводы.
Воспитательные:
- формирование всесторонне развитой личности.
- воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.
Методы: рассказ, беседа, эвристический
Технологии: исследовательская, ИКТ (презентации “Соли”)
Оборудование и реактивы (ученикам на каждый стол): штатив, пробирки,
растворы HCI, AgNO3, Na2CO3, CuSO4, Fe (гранулы), Cu, 2 пробирки с
различными солями (разного цвета и разной растворимости в воде), стеклянные
палочки по 2 шт, 2 стакана с водой.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация и активизация знаний.
Задание 1. Перечислите классы неорганических соединений, с которыми мы
уже знакомы (основания, кислоты).
Задание 2. Дайте названия следующим веществам и распределите их по классам
неорганических соединений: CO2, NaOH, HCl, Fe2O3, NaCl, Ca(OH)2, MgSO4,
Н2SO4
Послушайте несколько выдержек из литературных произведений (мотивация
учебной деятельности)
Спелеологи вошли в пещеру. Они, видавшие виды, были поражены красотой
увиденного. Сверху словно сосульки свисали сталактиты, а со дна пещеры
поднимались сталагмиты. Все это сверкало и переливалось и похоже на
царство Снежной Королевы, хотя каждый понимал, что это чудо образовали
карбонаты.
Я любил наблюдать за своей мамой. Она брала соду и добавляла в нее
уксусную кислоту - происходило вспенивание, и каждый раз я восхищался
увиденным (пищевая сода).
Давно Данила-мастер бродил по подземному царству Хозяйки Медной горы.
Из всех сокровищ, которые она готова была ему отдать, он попросил только
малахит.
У нас давно закончилась соль, и пища была безвкусной. Однажды, блуждая
по тайге, мы вышли на берег какого-то озера. Нашему взору предстала
удивительная картина. Берег был белый, словно покрыт снегом, то там, то
здесь лежали какие–то белые камни. Это чудо переливалось под лучами
солнца. Я не мог удержаться и, подняв с земли камень, зачем-то лизнул его.
Он оказался соленым. Мой организм, истосковавшийся по соли, требовал
еще и еще. В этот момент мне казалось, что нет ничего вкуснее (поваренная
соль).
3. Получение новых знаний
? Как вы считаете, о каких веществах мы сегодня поведем речь (Запишите тему
урока и сообщит цель урока)
? Что вы знаете о солях,
? Какие вы знаете соли (формулы, названия, свойства, применение).
А теперь запишите формулы солей, которые нам встретились в рассказах и
проанализируем их состав(слайд)
Карбонат кальция –Ca|CO
3
(металл + кислотный остаток).
Пищевая сода – Na|H|CO
3
(металл + водород + кислотный остаток).
Малахит -(CuOH)
2
CO
3
(металл + гидроксогруппа + кислотный остаток)
Мы подошли с вами к классификации солей.
Состав и название солей (учебник, с.222): Соли – это сложные вещества,
образованные атомами металлов и кислотными остатками.
Дайте названия солям: MgCl
2,
Na
3
PO
4,
K
2
SO
4,
Na
2
CO
3,
ZnS, Ca(NO
3
)
2
Классификация солей (слайд)
Нормальные (средние): Na
2
SO
4
- сульфат натрия
Кислые: KHSO
4
- гидросульфат калия
Основные: Mg(OH)Cl - гидроксохлорид магния
Средними или нормальными солями называют соли, которые образуются при
замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот:
H
3
PO
4
+ 3NaOH = Na
3
PO
4
+ 3H
2
O (ортофосфат натрия)
Кислыми солями называют соли, которые образуются в результате неполного
замещения атомами металлов атомов водорода в молекулах кислот (получаются
при избытке кислоты): Н
3
РО
4
+ NaOH = NaH
2
PO
4
+ H
2
O
(дигидроортофосфат натрия)
Основными солями называют соли, в молекулах которых, кроме кислотных
остатков,
имеются
также
гидроксогруппы
(получаются
при
избытке
оснований): Mg(OH
)2
+ HCI =Mg(OH)CI + H2O
(основный хлорид магния или гидроксохлорид магния)
Получение солей (слайд). Задание: составьте уравнения (слайд)
1.металл + кислота = соль + водород HCl + Zn = Zn C
l2
+ H2
2. соль+ металл = н.соль+ н.металл CuSO
4
+Fe =FeSO
4
+ Cu
3. Щелочь + кислота = соль + вода NaOH + HCl = NaCl + H
2
O
4. основный оксид + кислота = соль + вода CuO + H
2
SO
4
= CuSO
4
+ H
2
O
5. щелочь + кислотный оксид = соль +вода Ca(OH)
2
+ CO
2
= CaCO
3
+ H
2
O
Практическое значение солей (слайд).
Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства.
Вносим в почву мы фосфаты.
Не забудем и нитраты.
Ну, а осенью, друзья,
Испеку пирог вам я.
Рассмотрим физические свойства солей
Проведем лабораторный опыт (в парах): определите агрегатное состояние
и цвет солей. Проверьте их растворимость в воде. Высыпьте соль в воду и
размешайте стеклянной палочкой. Результаты запишите в тетради.
(Обсуждаем цвет солей и растворимость в воде)
Самостоятельная работа.
I – вариант
II – вариант
AgNO3 + HCl =
Na2CO3 + HCl =
Отчет: ваши наблюдения, составьте уравнения
4.Закрепление. Игра в “крестики-нолики” (слайды)
Покажите выигрышный путь, который составляет формулы солей.
Дайте названия этим солям.
HNO3
NaOH
Na2CO
3
CuCl2
Al2(CO3)
3
Na3PO
4
Cu(OH)
2
Fe(NO3)
2
Ba(OH)
2
Покажите выигрышный путь, который составляет формулы кислых солей.
Дайте названия.
KHCO3
Al2(CO3)
3
H2SO3
CuCl2
CaHPO4
Na3PO
4
Ca(OH)
2
Mg(OH)
Cl
NaHSO
4
Покажите выигрышный путь, который составляет формулы основных солей
H2SO4
NaCl
(CuOH)2
CO3
AgNO
3
Fe(OH)S
O4
Ca(OH)2
Ca(OH
)Cl
CuCl2
Na2CO3
5. Домашнее задание: §41(до химических свойств). Упр. № 1, 5* (для сильных
учеников), с.225.