Напоминание

Урок "Соли"


Автор: Большакова Людмила Борисовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №25"
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: учебно-методическая работа
Тема: Урок "Соли"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок «Соли»

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»

Цели и задачи:

Образовательные:

- сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических

соединений;

- привести в систему знания учащихся о классификации солей;

- познакомить со способами получения, свойствами и применением солей.

Развивающие:

- развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и

химическими реактивами.

- правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций.

- развивать умения наблюдать и делать выводы.

Воспитательные:

- формирование всесторонне развитой личности.

- воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.

Методы: рассказ, беседа, эвристический

Технологии: исследовательская, ИКТ (презентации “Соли”)

Оборудование и реактивы (ученикам на каждый стол): штатив, пробирки,

растворы HCI, AgNO3, Na2CO3, CuSO4, Fe (гранулы), Cu, 2 пробирки с

различными солями (разного цвета и разной растворимости в воде), стеклянные

палочки по 2 шт, 2 стакана с водой.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация и активизация знаний.

Задание 1. Перечислите классы неорганических соединений, с которыми мы

уже знакомы (основания, кислоты).

Задание 2. Дайте названия следующим веществам и распределите их по классам

неорганических соединений: CO2, NaOH, HCl, Fe2O3, NaCl, Ca(OH)2, MgSO4,

Н2SO4

Послушайте несколько выдержек из литературных произведений (мотивация

учебной деятельности)

Спелеологи вошли в пещеру. Они, видавшие виды, были поражены красотой

увиденного. Сверху словно сосульки свисали сталактиты, а со дна пещеры

поднимались сталагмиты. Все это сверкало и переливалось и похоже на

царство Снежной Королевы, хотя каждый понимал, что это чудо образовали

карбонаты.

Я любил наблюдать за своей мамой. Она брала соду и добавляла в нее

уксусную кислоту - происходило вспенивание, и каждый раз я восхищался

увиденным (пищевая сода).

Давно Данила-мастер бродил по подземному царству Хозяйки Медной горы.

Из всех сокровищ, которые она готова была ему отдать, он попросил только

малахит.

У нас давно закончилась соль, и пища была безвкусной. Однажды, блуждая

по тайге, мы вышли на берег какого-то озера. Нашему взору предстала

удивительная картина. Берег был белый, словно покрыт снегом, то там, то

здесь лежали какие–то белые камни. Это чудо переливалось под лучами

солнца. Я не мог удержаться и, подняв с земли камень, зачем-то лизнул его.

Он оказался соленым. Мой организм, истосковавшийся по соли, требовал

еще и еще. В этот момент мне казалось, что нет ничего вкуснее (поваренная

соль).

3. Получение новых знаний

? Как вы считаете, о каких веществах мы сегодня поведем речь (Запишите тему

урока и сообщит цель урока)

? Что вы знаете о солях,

? Какие вы знаете соли (формулы, названия, свойства, применение).

А теперь запишите формулы солей, которые нам встретились в рассказах и

проанализируем их состав(слайд)

Карбонат кальция –Ca|CO

3

(металл + кислотный остаток).

Пищевая сода – Na|H|CO

3

(металл + водород + кислотный остаток).

Малахит -(CuOH)

2

CO

3

(металл + гидроксогруппа + кислотный остаток)

Мы подошли с вами к классификации солей.

Состав и название солей (учебник, с.222): Соли – это сложные вещества,

образованные атомами металлов и кислотными остатками.

Дайте названия солям: MgCl

2,

Na

3

PO

4,

K

2

SO

4,

Na

2

CO

3,

ZnS, Ca(NO

3

)

2

Классификация солей (слайд)

Нормальные (средние): Na

2

SO

4

- сульфат натрия

Кислые: KHSO

4

- гидросульфат калия

Основные: Mg(OH)Cl - гидроксохлорид магния

Средними или нормальными солями называют соли, которые образуются при

замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот:

H

3

PO

4

+ 3NaOH = Na

3

PO

4

+ 3H

2

O (ортофосфат натрия)

Кислыми солями называют соли, которые образуются в результате неполного

замещения атомами металлов атомов водорода в молекулах кислот (получаются

при избытке кислоты): Н

3

РО

4

+ NaOH = NaH

2

PO

4

+ H

2

O

(дигидроортофосфат натрия)

Основными солями называют соли, в молекулах которых, кроме кислотных

остатков,

имеются

также

гидроксогруппы

(получаются

при

избытке

оснований): Mg(OH

)2

+ HCI =Mg(OH)CI + H2O

(основный хлорид магния или гидроксохлорид магния)

Получение солей (слайд). Задание: составьте уравнения (слайд)

1.металл + кислота = соль + водород HCl + Zn = Zn C

l2

+ H2

2. соль+ металл = н.соль+ н.металл CuSO

4

+Fe =FeSO

4

+ Cu

3. Щелочь + кислота = соль + вода NaOH + HCl = NaCl + H

2

O

4. основный оксид + кислота = соль + вода CuO + H

2

SO

4

= CuSO

4

+ H

2

O

5. щелочь + кислотный оксид = соль +вода Ca(OH)

2

+ CO

2

= CaCO

3

+ H

2

O

Практическое значение солей (слайд).

Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства.

Вносим в почву мы фосфаты.

Не забудем и нитраты.

Ну, а осенью, друзья,

Испеку пирог вам я.

Рассмотрим физические свойства солей

Проведем лабораторный опыт (в парах): определите агрегатное состояние

и цвет солей. Проверьте их растворимость в воде. Высыпьте соль в воду и

размешайте стеклянной палочкой. Результаты запишите в тетради.

(Обсуждаем цвет солей и растворимость в воде)

Самостоятельная работа.

I – вариант

II – вариант

AgNO3 + HCl =

Na2CO3 + HCl =

Отчет: ваши наблюдения, составьте уравнения

4.Закрепление. Игра в “крестики-нолики” (слайды)

Покажите выигрышный путь, который составляет формулы солей.

Дайте названия этим солям.

HNO3

NaOH

Na2CO

3

CuCl2

Al2(CO3)

3

Na3PO

4

Cu(OH)

2

Fe(NO3)

2

Ba(OH)

2

Покажите выигрышный путь, который составляет формулы кислых солей.

Дайте названия.

KHCO3

Al2(CO3)

3

H2SO3

CuCl2

CaHPO4

Na3PO

4

Ca(OH)

2

Mg(OH)

Cl

NaHSO

4

Покажите выигрышный путь, который составляет формулы основных солей

H2SO4

NaCl

(CuOH)2

CO3

AgNO

3

Fe(OH)S

O4

Ca(OH)2

Ca(OH

)Cl

CuCl2

Na2CO3

5. Домашнее задание: §41(до химических свойств). Упр. № 1, 5* (для сильных

учеников), с.225.



В раздел образования