Напоминание

"Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"


Автор: Целищева Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Куженерская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: пгт. Куженер Куженерского района Республики Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куженерская основная общеобразовательная школа»

Куженерского района Республики Марий Эл

Статья

«Взаимодействие игровой и учебно- познавательной

деятельности младших школьников в условиях реализации

ФГОС НОО»

подготовила

учитель начальных классов

Целищева Наталья Юрьевна

пгт Куженер

2022

Начальная ступень образования является одним из важных периодов

общего образования, в ходе которой, младшим школьникам предстоит

освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным

учебным предметам.

В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит перед

учителем заключается в формировании у младших школьников учебной

мотивации,

а

также

развитие

у

них

универсальных

учебных

действий. Формирование у младших школьников системы универсальных

учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-

познавательной деятельности.

В

педагогической

литературе

учебно-познавательная

деятельность

рассматривается

как

взаимопроникновение

учебной

и

познавательной

деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности. Основной чертой

данной деятельности является то, что она требует научения знаниям,

умениям и мышлению.

В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют следующие

компоненты:

- сосредоточение внимания ученика на учебной ситуации;

- ориентировка его в деятельности;

- постановка цели деятельности;

- выполнение учебных действий;

- контроль и корректировка учебных действий;

- оценка полученных результатов.

С

первых

учебных

дней

школьники

включаются

в

учебно

-

познавательную деятельность, при организации которой важно: привить

младшему школьнику потребности и навыки самостоятельного пополнения

знаний; развитие умений и навыков логически рассуждать; развитие

познавательных способностей обучающихся и умений использования всех

источников познания.

Таким образом, перед собой ставлю такую цель: организовать такие

условия, чтобы учебно-познавательная деятельность младших школьников

осуществлялась

полноценно,

и,

способствовала

развитию

всех

сфер.

Очевидно, что прочные знания, умения и навыки формируются у младших

школьников только при наличии определенных теоретических знаний, а

добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность,

желание и умение учиться.

В связи с этим возникает вопрос о том, как процесс обучения сделать

ярким, увлекательным, без принуждения.

Для осуществления этих задач целесообразно учебно-познавательную

деятельность использовать во взаимодействии с игровой деятельностью,

которая

позволяет

возбуждать

интерес

к

знаниям,

делает

обучение

увлекательным, тем самым облегчает преодоление трудностей в усвоении

учебного материала.

В

психологии

игра

рассматривается

как

ведущая

развивающая

деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные

новообразования данного возраста. Игра - один из тех видов детской

деятельности,

которой

используется

взрослыми

в целях

воспитания

дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям

с предметами, способам и средствам общения.

Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и

не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое

огромное

окно,

через

которое

в

духовный

мир

ребёнка

вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности». Но и на сегодняшний день

актуальность игровых технологий не угасла.

Именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы,

учителем используется очень много различных игр, игровых приёмов на

уроках для того, чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес,

стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности.

Игра активирует стремление ребят к контакту друг с другом и

учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает

традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность

робким, неуверенным в себе ребятам говорить и тем самым преодолевать

барьер неуверенности. В игре школьник развивается как личность, у него

формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть

успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игры вносят разнообразие в процесс обучения,

наполняют жизнь

обучающихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их,

создают радость успеха, создают хорошее настроение, снимают усталость.

Также, уроки, на которых обязательно присутствуют творческие игры,

расширяют кругозор и творческую фантазию, обогащают словарный запас,

развивают речь; удерживают внимание.

Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют

полученные знания.

При

подборе

и

проведении

игр

необходимо

учитывать

следующие

требования:

- игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным

задачам,

программным

требованиям

к

знаниям,

умениям,

навыкам,

требованиям стандарта;

- игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом

подготовленности обучающихся и их психологических особенностей;

- игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и

методике его применения;

-

при

проведении

игры

большое

значение

имеет

динамичность,

эмоциональная привлекательность;

- игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать,

но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления

инициативы.

- по окончании игры необходимо проведение обсуждения хода игры и ее

итогов.

Большая доля игр в младшем школьном возрасте принадлежит играм

дидактическим.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного

воздействия. Она формируется педагогом и осуществляется детьми.

Дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она -

способ обучения.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс

обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее

настроение,

облегчает

преодоление

трудностей

в

усвоении

учебного

материала. Дидактическая игра позволяет менять деятельность учащегося на

уроке пять раз, что соответствует стандартам нового поколения.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр,

сгруппированных по виду деятельности обучающихся:

Игры-упражнения. Они

совершенствуют

познавательные

способности

учащихся,

способствуют закреплению

учебного

материала,

развивают

умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений:

кроссворды, ребусы, викторины.

Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению

учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть

выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания

гипотез.

Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.

Обучающиеся соревнуются, разделившись на команды.

Игры – поручения. Игровая задача и игровое действие в них основаны на

предложении что-то сделать: «Помоги Буратино вставить пропущенные

буквы»,

«Помоги

Незнайке

найти

закравшиеся

ошибки»,

«Научи

Муравьишку отличать живые и неживые природные богатства»

Игры – предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы

хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Игровая задача

заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». ?

Игры-загадки. Игры-загадки пользуются особой популярностью у детей.

Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат

этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют

кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы,

через межпредметные связи развивают и обогащают речь.

Дидактическая игра является переходной формой от игры к учёбе, это

особая

форма

игрового

обучения,

когда

у

детей,

чаще

всего

непреднамеренно, формируются необходимые УУД (универсальные учебные

действия).

Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока: в начале

урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их

активность;в середине урока дидактическая игра должна решать задачу

усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер.

При использовании игровых технологий обязательно соблюдение

следующих условий:

- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

- доступность для учащихся данного возраста;

- умеренность в использовании игр на уроках.

В качестве современных средств обучения широко применяются мной

компьютерные

интерактивные

игры,

тренажёры.

Игровые

программы

основаны на комплексе мотиваций заинтересованности, познания нового,

соревновательности. Быстродействие, большая емкость памяти, легкость

использования

предоставляемой

информации,

делают

компьютерные

технологии идеальным средством для дидактических игр.

Из опыта работы

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я

применяю на своих уроках.

В начальной

школе много

времени

по

программе

отводится

на

изучение темы «Табличное умножение и деление». Наряду с известными

приемами, которые рекомендуются в методической литературе для изучения

табличных случаев умножения и деления, использую в своей практике

несложные дидактические игры, игровые приемы, которые помогают быстро

изучить и закрепить знания таблицы умножения, освоить соответствующие

случаи деления.

Дидактические игры по математике

для запоминания таблицы умножения

«Помоги белочке собрать грибы»

Учитель обращается к детям с предложением помочь Белочке отобрать

вкусные

грибы.

На

грибах

записаны

примеры

на

умножение

и

деление.Вкусными будут те, ответ которых будет меньше числа 27 и т.п.

«Залатай дыры»

На полу мышка

Подобрала книжку.

Страницы листала,

До дыр зачитала.

Учитель говорит, что нужно залатать страницы книги по математике.

5 х О = 15 3 х О = 27 6 х О = 18 3 х О = 21

Составь слово.

На доске записаны выражения. Выходят две команды. По сигналу каждый

из вызванных решает одно из выражений и выбирает среди подготовленных

карточек карточку с числом, соответствующим ответу выражения (на

обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слово,

например «молодцы», побеждает.

Лучший счетчик.

На доске записаны выражения: справа и слева их количество одинаковое:

9 • 9, 3 • 8, 7 • 8, 9 • 4, 4 • 8, 9 • 3, 6 • 7, 7 • 3.

По команде обучающиеся начинают записывать или выкладывать из

разрезных цифр соответствующие ответы, один - слева, другой - справа.

Выигрывает тот, кто первым справится с заданием. (Проводя эту игру, нужно

чаще повторять те случаи умножения и деления,

которые труднее

запоминаются.)

Отбей мяч.

Учитель называет любое выражение (5 • 9), бросает ученику мяч, ученик

говорит ответ и возвращает мяч учителю. Затем учитель снова называет

пример, бросает мяч другому ученику и т. д.

Живая математика.

У учащихся карточки с цифрами от 0 до 30. Учитель читает выражение (3

• 2) Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6.

(Можно давать выражения на деление).

Делится - не делится.

Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если

число делится, например, на 3 (на 4, на 5) без остатка.

День и ночь.

Когда учитель произносит слово «Ночь», учащиеся кладут голову на

парту и закрывают глаза. В это время учитель читает выражение для устного

счета на деление или умножение. Следует небольшая пауза. Затем учитель

говорит: «День». Дети открывают глаза, садятся прямо, и те, кто сосчитал,

поднимают руку и говорят ответ.

(Игра ценна тем, что дает возможность сосредоточиться при счете детям с

замедленной реакцией, приучает их воспринимать задание не только по

записи, но и на слух.)

Дидактические игры по русскому языку

«Фразеологический зверинец»

Цель: расширение словарного запаса учащихся.

Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк).

Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…

(ёж). Здоров как…(бык).

«Одним словом».

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать.

Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним

словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.

1

. Обрубок дерева - …(чурбан).

2. Шестьдесят минут-…(час).

3. Густой частый лес- …(чаща).

4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).

5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).

6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).

«Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову

(существительному); например: КНИГА

к- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз.

«Бумеранг»

Цель:

воспитание у детей внимания и

развитие быстроты реакции:

обучающемуся необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его

учителю.

1.

«Подбери синоним».

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина

(прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд

(тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

2.

«Найди антоним».

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия

(скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий),

глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река

(глубокая)

«Найди ошибку»

Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.

Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает

одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.

Правильно выполнивший задание ученик, получает фишку. Выигрывает тот,

у кого больше фишек.

Примерный материал:

1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2.Карта, солнце, дверь, моряк, один.

3.Девочка, мел, большой, карандаш, жаба.

«Конструктор»

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Например, из букв слова «пятнашки» составьте 10 слов. (пятна, тяпка, пята,

шапка, шина, шип, пик, Катя, кипа, кит).

«Клички»

Цель:

формирование

процесса

словоизменения

и

словообразования,

закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание

собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Составить предложения, используя эти слова.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно

отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать

орфографическую

зоркость

и

многое

другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том,

что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей,

чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный

эмоциональный

настой

в

ходе

урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И

учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную,

так и письменную.

На уроках литературного чтения использую кроссворды, викторины,

загадки, дети придумывают сказки, загадки, рисуют рисунки к отрывкам

произведений, понравившихся героев.

Таким

образом,

учебно-познавательная

деятельность

во

взаимодействии с игровой деятельностью повышает интерес, стимулирует

умственную деятельность учащихся, делает процесс обучения более ярким и

увлекательным.

Список использованной литературы

1.

Андреева Е. А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие

игры для детей. – М.: РИПОЛ классик, 2006.

2.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.

3.

Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как

создание условий для ее самореализации - М.: Просвещение, 1998.

4.

Блонский П.П. Психология младшего школьника.- Воронеж, 1997.

5.

Венглер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //

Газман О.С., Харитонов Н.Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение,

1991.

6.

Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр,

упражнений, физкультминуток (1-4 классы). – М.: Эксмо, 2007.

7. Мухина В.С. Детская психология – М.: Просвещение, 2010.

8.

Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников //Нач. школа.

№ 6, 2001 г.

9.

Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. – Минск, 1997

10.Тарасова

И.А.

Дидактические

игры

в

начальной

школе //Начальная школа. – №10. – 2002



В раздел образования