Напоминание

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»


Автор: Антипова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №15 г.Твери
Населённый пункт: г.Тверь
Наименование материала: статья
Тема: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Раздел: начальное образование





Назад




«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ».

Н.С.Антипова,

МОУ СОШ №15 г.Твери

Аннотация.

Статья

посвящена

вопросу

использования

здоровьесберегающих

технологий

в

школе.

В

качестве

основных

компонентов рассматриваются здоровьесберегающие технологии.

Ключевые

слова:

здоровье,

здоровьесберегающие

технологии,

физкультминутки.

Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как

для теории, так и для практики.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности,

направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их

комплекс

получил

в

настоящее

время

общее

название

«здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов,

психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на

сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Так что же такое «здоровьесберегающие образовательные

технологии»?

Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно-

оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,

которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога,

ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

- обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья,

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по

здоровому образу жизни,

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

[1, с. 91]

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии

применяются

в

различных видах деятельности и представлены как:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2. технологии обучения ЗОЖ;

3. коррекционные технологии.

Рассмотрим каждый из этих видов.

Моя задача как воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к

занятию продумывать не только познавательный материал, но и думаю,

как построить занятие, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих детей.

Главным условием успешной организации образовательной

деятельности является обеспечение двигательной активности. Для этого во

время внеурочных занятия провожу динамические паузы 2-5 мин., по мере

утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы

гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от

вида занятия.

Релаксация.

Для

психического

здоровья

детей

необходима

сбалансированность

положительных

и

отрицательных

эмоций,

обеспечивающая

поддержание

душевного

равновесия

и

жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в том, чтобы

подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать

свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой

целью в своей работе я использую упражнения на расслабление

определенных частей тела и всего организма. Использую спокойную

классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Неотъемлемым компонентом любого внеурочного занятия является

пальчиковая гимнастика.

Также пальчиковая

гимнастика тренирует

мелкую

моторику, стимулирует

речь, пространственное

мышление,

внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна

всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Для снятия зрительного напряжения использую гимнастику для глаз,

провожу в любое свободное время в зависимости от интенсивности

зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения

мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую

наглядный материал.

Дыхательную гимнастику провожу в различных формах

физкультурно-оздоровительной

работы.

У

детей

активизируется

кислородный

обмен

во

всех

тканях

организма,

что

способствует

нормализации и оптимизации его работы в целом.

Логоритмические упражнения. «Рассказывание» стихов с помощью рук

неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный

тонус,

эффективность

запоминания,

способствует

развитию

произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации

движений, воображения, образности мышления. [2, с.89 ]

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к

здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие

умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с

музыкальным сопровождением.

Физкультурные занятия. Они направлены на обучение

двигательным умениям и навыкам.

Серия занятий «Азбука здоровья».

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он

улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних

органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому

укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж

проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде

динамической паузы на занятиях.

Коррекционные технологии:

В организованной образовательной деятельности использую

артикуляционную гимнастику, провожу упражнения для тренировки

органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для

правильного

звукопроизношения,

помогающие

быстрее

«поставить»

правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения.

В процессе организации единого здоровьесберегающего

пространства школы и семьи, использую разнообразные формы работы:

педагогические

беседы

на

родительских

собраниях;

мастер-классы;

консультации; участие родителей в подготовке и проведении праздников,

анкетирование.

В заключении подчеркну, что здоровьесберегающие технологии в

образовательном процессе – лишь малая часть всей оздоровительной

работы. Эта система подвижна, она пополняется, совершенствуется

новыми формами и технологиями. И достичь успеха в этом деле можно

только при тесном контакте участников воспитательно- образовательного

процесса.

Список источников:

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и

психология здоровья в школе. – М., АРКТИ, 2011. С. 89. – 274 с.

2. Старченко Е.А Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: ACT,

2013. С. 88.



В раздел образования