Напоминание

"Психология развития обучающихся с ОВЗ ООО"


Авторы: Царева Зинаида Владимировна, Савостьянов Юрий Борисович
Должность: педагог-психолог, руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Коррекционно-развивающая программа "Ступеньки успеха" для обучающихся с ОВЗ основного общего образования
Тема: "Психология развития обучающихся с ОВЗ ООО"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

Коррекционно-развивающая программа «Ступеньки успеха» для

обучающихся 5-9 классов с ОВЗ основного общего образования

Составитель:

Царева З.В.

Педагог-психолог РСПЦ

Руководитель

психолого-педагогического

сопровождения Савостьянов Ю.Б.

Самара

Пояснительная записка.

Программа

коррекционной

работы

в

соответствии

с

федеральным

государственным образовательным стандартом основного общего образования

(ФГОС ООО) направлена на создание системы комплексной помощи детям с

ограниченными возможностями здоровья

в освоении основной образовательной

программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и

(или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание

помощи детям этой категории в освоении образовательных программ.

Проблема охраны детей и подростков с ОВЗ, актуальность, которой становится все

более очевидной, не может быть решена без практического использования

социально-психологических знаний в системе школьного образования. В последнее

десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков

психолого-педагогического

сопровождения

складывается

особая

культура

поддержки и помощи ребенку с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе. Впервые

понятие «сопровождения» как новой образовательной технологии прозвучало в

работах Е.И. Казаковой, М.Р. Битяновой. Сопровождение ребенка в образовательной

среде может включать в себя как приспособление этой среды к возможностям

ребенка, так и специально организованное «доразвитие» (коррекционное обучение).

Психологическое сопровождение реализации ФГОС предполагает обеспечение

развивающего характера образования.

Модель психолого-педагогического сопровождения участников

образовательного процесса на основной ступени общего образования

Уровни психолого-педагогического сопровождения

Система

комплексного

подхода

психолого-медико-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ, в условиях образовательного процесса, включающего

обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей

является

необходимым

компонентом

образования.

Реализующим

моментом

исследования динамики развития детей с ОВЗ, их успешности в освоении программ

развития, обеспечивает социально-психологическое проектирование, проведение

экспертизы и мониторинга условий для личностного, интеллектуального и

социального развития детей, для охраны психического здоровья всех участников

образовательного

процесса,

а

также

обеспечивает

оказание

психолого-

педагогической помощи (поддержки) всем участникам образовательного процесса в

соответствии с целями и задачами системы образования.

В основе реализации основной образовательной программы лежит

системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям

информационного общества, инновационной экономики, задачам построения

российского гражданского общества на основе принципов толерантности,

диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и

поликонфессионального состава;

формирование соответствующей целям общего образования социальной

среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии

социального проектирования и конструирования на основе разработки

содержания и технологий образования, определяющих пути и способы

достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного

развития обучающихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования —

развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и

освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной

деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному

образованию;

признание решающей роли содержания образования, способов организации

образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей

личностного и социального развития обучающихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических

особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм

общения при построении образовательного процесса и определении

образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие

индивидуальных

образовательных

траекторий

и

индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых

детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная образовательная программа формируется

с учётом психолого-

педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы

и

осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под

руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной

педагогом и осмысленной цели к

овладению этой учебной деятельностью

на

ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-

технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного

исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на

самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и

самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в

организации учебного сотрудничества;

- с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря

развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в

различные учебно-предметные области,

качественного преобразования учебных

действий

моделирования, контроля и оценки и

перехода от самостоятельной

постановки обучающимися новых учебных задач

к развитию способности

проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных

планов во временной перспективе;

- с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на

общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с

окружающим миром;

-с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации

и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях

обучающихся с учителем и сверстниками;

- с

изменением

формы

организации

учебной

деятельности

и

учебного

сотрудничества

от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-

лабораторной, исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической

фазой развития ребёнка - переходом к кризису младшего подросткового возраста

(11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся

началом перехода от детства к

взрослости,

при котором центральным и специфическим

новообразованием

в

личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания -

представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также

внутренней

переориентацией

подростка с правил и ограничений, связанных с

моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:

-

бурным,

скачкообразным

характером

развития,

т. е.

происходящими

за

сравнительно

короткий

срок

многочисленными

качественными

изменениями

прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка

значительных субъективных трудностей и переживаний;

- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в

котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике

как «переходного», «трудного» или «критического»;

- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к

усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире

взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном

возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов,

моральное развитие личности;

- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между

потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной

неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой

подросткового

кризиса

независимости,

проявляющегося

в

разных

формах

непослушания, сопротивления и протеста);

- изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок

и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы

и способы получения информации (СМИ, телевидение, интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность

формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности

связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения

образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие

его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей)

решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего

типа отношений на новый.

Основные направления деятельности педагога- психолога

Направление

Условия проведения,

Сроки

Профилактическое

Занятия по профилактике

и коррекции адаптации

пятиклассников

Групповая форма работы

Сентябрь-декабрь

Занятия по профилактике

трудностей на 2 ступени

обучения

Групповая форма работы

Январь-апрель

Диагностическое

Психодиагностическое

обследование

сформированности УУД

на этапе адаптации в

средней школе ФГОС

Групповая форма работы

октябрь

Определение уровня

сформированности УУД у

обучающихся 6 классов

Групповая, индивидуальная формы

работы

Октябрь

Определение уровня

развития

интеллектуальной и

эмоциональной сфер у

учащихся 7-8 кл.

Групповая форма работы

Декабрь

Определение

психологического климата

(социометрия) в 7-8

классов.

Групповая форма работы

Декабрь

Определение

профориентации в 9-х

классах.

Групповая форма работы

Декабрь

Исследование в 9 классах

умственного развития и

стрессоустойчивости к

ОГЭ

Групповая форма работы

В течение года

Определение

удовлетворенности

образовательным

процессом родителей

школы

Родительское собрание

В течение года

Коррекционно-

развивающее

Занятия по развитию

познавательных процессов

с детьми ОВЗ

Все классы КРО

В течение года

Занятия по развитию

сплоченности,

взаимопонимания в

коллективе

Все классы

В течение года

Тренинг личностного

роста

Групповая работа

Октябрь-апрель

Занятия по коррекции

поведения с «трудными»

детьми

Индивидуальная форма работы

В течение года

Консультативное

Консультации для

учащихся, родителей,

педагогов

Индивидуальная форма работы

В течение года

Просветительское

Выступление на

родительских собраниях,

семинарах, педсоветах

Групповая форма работы

В течение года

- оформление

информационных листов

В течение года

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся пятиклассников

направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене

школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-

психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот

этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения

задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь

содержание общего образования и его образовательный результат.

Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который

приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им

культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в

дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих

отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии,

самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности и т.д.

В процессе образования эти важнейшие человеческие способности передаются

педагогами

и

приобретаются

учащимися

в

виде

универсальных

учебных

действий.

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение

учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем

сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле под универсальными учебными действиями понимается

совокупность

действий

учащегося,

обеспечивающих

его

культурную

идентичность,

социальную

компетентность,

толерантность,

способность

к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого

процесса.

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных

действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат

школьного образования.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями

Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.

Актуальность программы. Программа коррекционной работы развития УУД на

ступени основного общего образования конкретизирует требования стандарта

нового поколения к личностным и метапредметным результатам освоения основной

образовательной программы. Дополняет традиционное содержание образовательно-

воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ

учебных предметов и программ внеурочной деятельности с учетом индивидуально-

типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, что

способствует

развитию

личности

учащегося

на

основе

освоения

способов

деятельности и развития компетентностей.

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе

определяет:

цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию

универсальных учебных действий в основной школе, описание основных

подходов,

обеспечивающих

эффективное

их

усвоение

обучающимися,

взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности по развитию УУД;

планируемые

результаты

усвоения

обучающимися

познавательных,

регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели

уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами

освоения основной образовательной программы;

ценностные ориентиры развития универсальных учебных действий, место и

формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные

занятия и т. п. Связь УУД с содержанием учебных предметов;

основные направления психолого-педагогического сопровождения по развитию

УУД в основной школе;

условия развития УУД;

преемственность программы развития УУД при переходе от начального к

основному общему образованию.

Целью программы: создание целостной системы сопровождения, обеспечивающей

психолого-педагогические

условия

развития

у

учащихся

с

особыми

образовательными потребностями школьно-значимых функций, универсальных

учебных действий (УУД) и доведение их уровня до возрастной нормы.

Задачи:

выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей

учащихся с ОВЗ при освоении ими основной образовательной программы и

их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных,

регулятивных, познавательных и коммуникативных действий;

обеспечение умения школьников учиться;

дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию

реализация

системно-деятельностного

подхода,

положенного

в

основу

Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.

Принципы коррекционной работы:

- Преемственность.

Принцип обеспечивает создание единого образовательного

пространства при переходе от начального общего образования к основному общему

образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных

результатов освоения основной образовательной программы основного общего

образования,

необходимых

обучающимся

с

ограниченными

возможностями

здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы

коррекционной работы с другими разделами программы основного общего

образования:

программой

развития

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся

на

ступени

основного

общего

образования,

программой

профессиональной

ориентации

обучающихся

на

ступени

основного

общего

образования,

программой

формирования

и

развития

ИКТ-компетентности

обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.

-

Соблюдение интересов ребёнка.

Принцип определяет позицию специалиста,

который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах

ребёнка.

-

Системность.

Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и

развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции

нарушений

у

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

а

также

всесторонний

многоуровневый

подход

специалистов

различного

профиля,

взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

-

Непрерывность.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным

представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или

определения подхода к её решению.

-

Вариативность.

Принцип предполагает создание вариативных условий для

получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и

психическом развитии.

-

Рекомендательный

характер

оказания

помощи.

Принцип

обеспечивает

соблюдение

гарантированных

законодательством

прав

родителей

(законных

представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы

получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения,

защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с

родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей

с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)

образовательные учреждения.

Коррекционно-развивающая работа включает:

-

реализацию

комплексного

индивидуально

ориентированного

социально-

психолого-педагогического

и

медицинского

сопровождения

в

условиях

образовательного

процесса

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья с учётом особенностей психофизического развития;

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями

здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в

соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и

проведение

индивидуальных и

групповых

коррекционно-

развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и

трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,

познавательной и речевой сфер;

— развитие универсальных учебных действий с учетом требований основного

общего образования;

- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных

форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,

коммуникативной компетенции;

-

развитие

компетенций,

необходимых

для

продолжения

образования

и

профессионального самоопределения;

- формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ),

способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных

жизненных условиях;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при

психотравмирующих обстоятельствах.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями

Закона «Об образовании», с федеральным государственным образовательным

стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) направлена на создание

системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, а

также с учетом опыта работы МБОУ Школа № 140 по данной проблематике.

Адресат программы: психолого-педагогическое сопровождение по реализации

данной программы строится в трех направлениях:

Продолжительность программы: программа рассчитана на 34 часа.

Условия реализации программы:

Занятия по программе проводятся в рамках внеурочной деятельности с детьми,

испытывающими трудности в формировании УУД в ОУ 1-2 раза в неделю (по

40минут).

Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных

действий

В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в

ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы с ОВЗ будут

сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные

универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения

учиться в общении. Подробное описание планируемых результатов формирования

универсальных учебных действий, прилагается в основной общеобразовательной

программе.

Технологии развития универсальных учебных действий

Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит

системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность

обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования —

знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в

процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается

переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе

обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной

жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению

представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и

одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Наряду с учебными

ситуациями для развития УУД в основной школе будут применяться следующие

типы задач:

Личностные универсальные учебные действия:

— на личностное самоопределение;

— на развитие Я-концепции;

— на смыслообразование;

— на мотивацию;

— на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— на учёт позиции партнёра;

— на организацию и осуществление сотрудничества;

— на передачу информации и отображению предметного содержания;

— тренинги коммуникативных навыков;

— ролевые игры;

— групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

— задачи и проекты на сравнение, оценивание;

— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

— задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на планирование;

— на рефлексию;

— на ориентировку в ситуации;

— на прогнозирование;

— на целеполагание;

— на оценивание;

— на принятие решения;

— на самоконтроль;

— на коррекцию.

Реализация программы осуществляется в три этапа:

1

этап – диагностический, включает:

Групповую диагностику всего класса, по результатам диагностики обучающиеся

зачисляются на коррекционные занятия;

Индивидуальную диагностику, через обследования ВПФ;

2 этап – проведение коррекционных занятий по программе развития в соответствии

с тематическим планированием;

3этап – итоговый, включает:

Групповую диагностику всего класса УУД и написание контрольных работ по

русскому языку и математике.

Индивидуальную диагностику ВПФ (спустя 1-2 недели после группового

исследования).

Итоговое занятие в активной форме (праздник «Турнир знатоков»)

Занятия имеют три четко определенные цели:

образовательную, коррекционно-развивающую, воспитательную.

Образовательная

цель

должна

определять

задачи

усвоения

учебного

программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями,

умениями и навыками.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей,

совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными

умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель

должна четко ориентировать педагога на

развитие

психических

процессов,

эмоционально-волевой

сферы

ребенка,

на

исправление

и

компенсацию

имеющихся

недостатков

специальными

педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно

конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые

будут

максимально

задействованы

на

занятиях.

Реализация

коррекционно-

развивающей цели предполагает включение в занятие специальных коррекционно-

развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций,

эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на

несколько анализаторов и пр.

Структура занятия.

Каждое занятие состоит из нескольких блоков, этапов, в ходе которых психолог

решает коррекционную, учебную и воспитательную задачи, подчиненные общей

теме занятия: ввести в тему, активизировать прошлый опыт, закрепить умения через

задания развивающие ВПФ. Задания по развитию ВПФ строятся на учебном

материале, соответствующем классу, в котором обучается ребенок.

Кроме того, в занятия должен быть отдельно выделен блок заданий для ребенка с

проблемным

развитием,

учитывающий

индивидуальные

особенности,

соответствующий

его

физическим

возможностям

и

интеллектуальным

способностям. Инструкции, которые использует психолог на занятии, должны быть

четко сформулированы.

Психолого-педагогическое

воздействие

конструируется

путем

создания

дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и

психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций. Организуя общение с

детьми,

психолог

интегрирует

коррекционно-развивающую

и

игровую

деятельность, включает в процесс обучения проблемные ситуации.

Для развития мотивации учитывается соотношение побуждения воспитанников к

деятельности (комментарии, высказывание положительной эмоции, установки,

стимулирующей интерес, волевое усилие к решению задачи и т.п.).

В данной программе была сделана попытка учесть значение зоны ближайшего

развития

в

освоении

коммуникативных

навыков,

личностного

развития,

регулятивных умений и познавательных процессов. Важно учитывать не только

изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и

потребности детей.

Содержание коррекционно – развивающей программы

для обучающихся 5 классов.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Адаптация

обучающихся на сложных возрастных этапах», автор-составитель С.А. Коробкина.

Данная программа актуальна тем, что переход на основной уровень (5 класс)

предъявляет

повышенные

требования

к

интеллектуальному

и

личностному

развитию учащихся, к степени сформированности умственных учебных действий, к

способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период

происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний,

новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у

детей

житейские

понятия,

а

школьное

обучение

способствует

развитию

теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация

понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий,

новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так

далее.

Цель: оказание психологической поддержки обучающимся 5-х классов в период их

адаптации.

Задачи:

- создание доброжелательной обстановки в группе;

- формирование у обучающихся представлений об универсальных учебных

действиях в процессе обучения в среднем звене;

- снижение уровня школьной тревожности;

- формирование навыков взаимодействия на основе самораскрытия;

- преодоление коммуникативных барьеров;

- формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо

деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

- развитие навыков конструктивного общения, бесконфликтного поведения.

Предполагаемые результаты:

- формирование групповой сплоченности;

- снижение уровня школьной тревожности;

-формирование

толерантных

поведенческих

стратегий

во

взаимодействии

и

общении;

- формирование навыков совместной коллективной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая работа.

Методы работы:

На занятиях используются: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые и подвижные игры,

групповая дискуссия, развивающие упражнения или игры и их обсуждение.

Структура программы:

Длительность занятия 40 мин. Частота встреч - 1 раз в неделю.

Основные содержания занятий по возрастным группам и классам:

Календарно – тематическое планирование занятий в 5 классах

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие. Формирование положительного эмоционального

отношения к занятиям.

1

2-4

«Я - пятиклассник». Снижение уровня эмоциональной напряжённости.

(подгрупповое)

3

5-6

«Я и мир». Выработка навыков позитивного отношения к себе и

окружающему миру, формирование позитивной Я -концепции

2

7-8

«Я - ученик». Совершенствование и развитие навыков социализации.

2

9-

10

«Я + мы». Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение

уровня сплочённости классного коллектива.

2

11-

12

Мы и наше настроение. Актуализация представлений о факторах, влияющих

на настроение людей. Развитие навыков произвольного контроля и

регуляции собственного настроения.

2

13-

14

Чего я боюсь? Обучение детей умению распознавать свои школьные страхи,

помощь в нахождении способов их преодоления. Снижение школьной

тревожности.

2

15-

16

Диагностика адаптированности учащихся в 5 классе.

2

17

Как преодолеть неуверенность в себе. Формирование у детей позитивной Я-

концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной

тревожности. Знакомство с навыками уверенного поведения.

1

18

Наша агрессивность. Обучение участников безопасным способам разрядки

гнева, агрессивных эмоций.

1

19-

20

Работа с негативными переживаниями. Повышение эмоциональной

устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных

негативных эмоций. Формирование умения адекватно воспринимать

обидные замечания.

2

21

Конфликты или взаимодействие? Развитие навыков общения и разрешения

конфликтов. Обучение детей умению свободно, не боясь неодобрения,

высказывать свои мысли.

1

22-

23

Наши недостатки и наши достоинства. Развитие умения объективно

оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления

преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ.

2

24-

25

Игры и упражнения на развитие сообразительности, наглядно-образного

мышления, мыслительных операций (обобщение, группировка,

классификация), внимания, памяти, речи.

2

26-

27

Игры и упражнения на развитие произвольного внимания и памяти,

логического мышления, образных представлений, речи ,

2

28-

29

Игры и упражнения на развитие логического мышления, любознательности,

произвольной памяти и внимания, речи.

2

30-

31

Игры и упражнения на развитие произвольной памяти и внимания,

логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу.

2

32-

34

Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов: отождествления,

сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования

3

Итоговый диагностический минимум на конец учебного года.

34

Содержание коррекционно – развивающей программы психологического

сопровождения для учащихся 6- 7- х классов.

Пояснительная записка.

С 6-го класса начинает активно развиваться самооценка подростка в сфере “Я и

Я”, он задумывается о своем месте в этом мире, собственной роли в своих

достижениях, начинает активно заниматься саморазвитием в том случае, если

взрослые направляют его. Если же этого не происходит – энергия подростка

направляется на ссоры, конфликты и другие негативные способы самореализации.

Поэтому направление энергии на саморазвитие и самоактуализацию является

мощным средством по профилактике конфликтности, других форм отклоняющегося

поведения.

Цель программы:

содействие

процессу

эмоционально-личностного

развития,

развитие волевой,

поведенческой сферы учащихся с ОВЗ, укрепление психического здоровья,

формирование

навыков

самоопределения,

саморегуляции

для

успешной

социализации личности.

Задачи:

- снижение уровня эмоциональной и социальной напряженности в школе,

- профилактика конфликтности;

- преодоление барьеров в общении, развитие коммуникабельности, улучшение

психологического климата в школе;

-

формирование

жизненных

целей

и

ценностей,

помощь

в

жизненном

и

профессиональном самоопределении;

- профилактика вредных привычек и воспитание ответственности за свое здоровье и

будущее;

- повышение учебной мотивации;

- выявление и устранение личностных комплексов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Структура занятия:

1.Ритуал приветствия.

Цель: Создание позитивного настроя на занятие.

2.Разминка.

Цель: Активизация участников группы, введение в рабочую атмосферу. Задания, рассчитанные на

проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти.

3.Основное содержание:

Выполнение развивающих упражнений, групповые дискуссии, игровые методы, проективные

методики рисуночного и вербального типов.

4.Рефлексия занятия.

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.

5.Ритуал прощания.

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.

В ходе работы используются:

- игровые методы,

- метод группового обсуждения,

- ролевые игры,

- работа в парах и тройках,

- арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия)

- сказкотерапия,

- психогимнастика.

Ожидаемыми результатами данной программы могут быть:

- Качественные показатели (показатели развития мотивационно - личностной сферы):

- Развитие эмоциональной сферы. - Формирование адекватной самооценки.

Календарно – тематическое планирование занятий в 6 классах

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Вводное занятие. Формирование положительного эмоционального

отношения к занятиям.

1

2

Развитие межличностных отношений в группе, навыков общения и

взаимодействия в классном коллективе. (подгрупповое занятие)

1

3

Психологическое занятие «Барьеры в общении»

1

4

Обучение навыкам разрешения проблем и конфликтов.

1

5

Психологическое занятие «Хочу сказать приятное другому человеку»

1

6

Психологическое занятие «Умею ли я слушать другого человека»

1

7

Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

1

8

Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля.

1

9

Психологическое занятие: «Нужна ли агрессия?»

1

10-

11

Психологическое занятие «Способы предотвращения конфликтов»

(подгрупповое занятие)

2

12-

13

Мотивирующие игры и упражнения на формирование позитивной учебной

мотивации. (групповое занятие)

2

14

Психологическое занятие: «Уверенное и неуверенное поведение»

1

15

Отработка способов самоконтроля и саморегуляции.

1

16

Арт – терапия «Школа моей мечты»

1

17

-18

Коммуникативные игры и упражнения.

2

19

-20

Сказкотерапия. Коррекция тревожности и страхов. (групповое занятие)

2

21

Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля.

1

22

Развитие навыков осознания и управления собственными эмоциями и

распознавание эмоционального состояния окружающих.

1

23

Психологическое занятие: «Эмоции – наши друзья или враги»

1

24

Отработка навыков отреагирования негативных эмоций и переживаний

.

1

25-

26

Формирование умения распознавать чувства и настроения других, работа по

снижению уровня школьной тревожности.

2

27

Психологическое занятие «Как подружились ХОЧУ и НАДО»

1

28

Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля.

1

29-

30

Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах

собственной личности. (групповое занятие)

2

31-

32

Сказкотерапия. Коррекция поведенческой сферы.

2

33-

34

Арт – терапия. Развитие эмоциональной сферы.

2

35-

36

Диагностика в течение года

2

Всего:

34

Календарно – тематическое планирование занятий в 7 классах.

Тема занятия

Кол – во

часов

1

Вводное занятие. Беседа. Формирование положительного эмоционального

отношения к занятиям.

1

2-3

«Саморазвитие личности». Каков я на самом деле? Кто я?

2

4-5

«Саморазвитие личности». Уверенное и неуверенное поведение

2

6-7

«Саморазвитие личности». Как справиться с раздражением, плохим

настроением.

2

8-9

«Саморазвитие личности». Как я преодолеваю трудности.

2

10-

11

«Саморазвитие личности». Мотивы наших поступков.

2

12

Люди, значимые для меня. Эффективные приемы общения. Помощь друг

другу.

1

13-

14

«Самопознание» Цели, нормы, правила. Общение в жизни человека. Зачем

нужно знать себя. Я глазами других.

2

15

“Личность или индивид”. Саморазвитие, самоактуализация личности на

основе самоанализа.

1

16-

17

“Личность или индивид”. Формирование жизненных целей и ценностей.

2

18-

19

“Личность или индивид”. Коррекция самооценки и уровня притязаний.

2

20

Развитие навыков адекватного поведения.

1

21-

22

Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

2

23-

24

Развитие навыков осознания и управления собственными эмоциями и

распознавания эмоциональных состояний окружающих.

2

25-

26

“Дерево радостей и печалей”. Саморазвитие, самоактуализация личности;

коррекция самооценки и уровня притязаний; повышение учебной мотивации.

2

27-

28

Развитие умения видеть не только отрицательные, но и положительные

стороны явления; развитие коммуникабельности.

2

29-

30

“Можем ли мы называть себя взрослыми”. Развитие рефлексии, самоанализа

и уровня притязаний; ответственности за свои поступки и будущее.

2

31-

33

“Интересы и выбор профессии”. Формирование профессиональных

интересов; активизация саморазвития, повышение учебной мотивации.

2

34

“Конфликты, можно ли их избежать”. Профилактика конфликтных ситуаций;

коррекция самооценки и уровня притязаний.

1

35-

36

Итоговая диагностика на конец учебного года.

2

Всего:

34

Календарно - тематическое планирование занятий в 8 классе

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Вводное. Беседа.

1

2

Счастье – когда тебя понимают

1

3

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

4

Темперамент и профессии

1

5

Что такое характер?

1

6

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

7

Особенности мышления

1

8-

10

Диагностика по профориентации

3

11-

12

Склонность и интересы в выборе профессии

2

13-

14

Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова

2

15

Что я знаю о себе?

1

16

Ошибки в выборе профессий

1

17-

18

Составление личного профессионального плана

2

19

Навыки самопрезентации.

1

20

Здоровье и карьера

1

21

Профориентационная игра «Спящий город»

1

22-

23

Современный рынок труда. Профессии 21 века

2

24

Устраиваемся на работу

1

25

Сто дорог – одна твоя

1

26

Как претворить мечты в реальность

1

27

Искусство самопрезентации: язык телодвижений

1

28

Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных

возможностей

1

29

Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми, деловая

этика

1

30

Я учусь принимать решение

1

31-

32

Умение учитывать свои сильные и слабые стороны при выборе

профессии

2

33

Тренинг «На пороге взрослой жизни»

2

34-

35

Итоговое занятие. Диагностическое.

2

Всего:

34

Календарно - тематическое планирование занятий в 9 классе.

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Вводное. Беседа.

1

2

Классификация профессий Климова

1

3

Эмоциональное отношение к выбору профессии

1

4

Темперамент и выбор профессии

1

5

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе

профессии

1

6

Склонность и профессиональная направленность

1

7

Профессиональный тип личности

1

8

Деловая игра «Кадровый вопрос»

1

9

Как достичь успеха в профессии

1

10

Кем я хочу быть и почему?

1

11

Профессии моей семьи

1

12

Что я знаю о себе?

1

13

На пороге взрослой жизни

1

14

Развитие умений по принятию решений

1

15

Профессиональная зрелость

1

16

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

17

Темперамент и профессии

1

18

Что такое характер?

1

19

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

20

Склонность и интересы в выборе профессии

1

21-

23

Что я знаю о мире профессий. Диагностика по профориентации.

3

24-

25

Перспектива профессионального будущего

2

26

Что я знаю о мире профессий

1

27

Ошибки в выборе профессий

1

28

Составление личного профессионального плана

1

29

Навыки самопрезентации.

1

30-

31

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и

выборе карьеры

2

32

Знакомство с профессиограммой

1

33

Я учусь принимать решение

1

34-

35

Итоговое занятие. Диагностическое.

2

Всего:

34

Литература и программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы использовались практические материаллы

коррекционно-развивающих

программ

психолого-социально-педагогической

направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий,

необходимый

для

осуществления

профессиональной

деятельности

педагога-

психолога:

1. Уроки психологического развития в средней школе (5 – 6 классы). Локалова Н.П. –

М.: Издательство «Ось-89», 2001г.:

2. Практикум по психологии общения. Тренинги профессионального общения.

Арбузова Е.Н., Анисимова А.И., Шатрова О.В. – СПб.: Речь, 2008г.:

3. Курс психологических тренингов «Подростки. Как помочь им стать настоящими

людьми». Скурат Г.Г. – СПб.: Речь, 2008г.:

4. Курс развивающих и обучающих занятий «Формирование коллектива класса:

Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. – 2-е изд. М.: 2007г.:

5. Курс коррекционно-развивающих занятий «Школьная тревожность: диагностика,

профилактика, коррекция». Микляева А.В., Румянцева П.В. – СПб.: Речь, 2007 г.:

6.

Программа тренинговых занятий «Тренинг для подростков: профилактика

асоциального поведения. Макартычева Г.И. – СПб.: Речь, 2006 г.:

7. Программа уроков психологии «Я – подросток». Микляева А.В. – СПб.: Речь,

2006г. 8. Уроки психологии в средней школе (5-8 классы) «Тропинка к своему Я».

Хухлаева О.В. – М.: Генезис, 2006.:

9. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. «На пороге

взрослой жизни». Фопель К. – М.: Генезис, 2008.:

10. Корреционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» / под ред.

Емельяновой Е.В. – Спб.: Речь, 2010.:

11. Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу «Когда не

знаешь, как себя вести…». Юдина И.Г. – М.:АРКТИ, 2007г

12. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. Широкова И.Б. – М.:

Генезис, 2005

13. Программа уроков психологии для младших подростков «Познаю себя и учусь

управлять собой». Смирнова Е.Е. – Спб.: Речь, 2007.:

14. Развитие личности школьника. Работа со словарем личностных качеств.

Лепешова Е.М. – М.: Генезис, 2007.:

15. Программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии».

Резапкина Г.В. – М.: Генезис, 2009.

16.Асмолов А.Г. Бурменская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в

основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – 2-е изд. – М.:

Просвещение, 2011.- 159с.

17.

Школьный психолог. Метод теории и практики. Программа адаптационных

встреч для пятиклассников.



В раздел образования