Авторы: Царева Зинаида Владимировна, Савостьянов Юрий Борисович
Должность: педагог-психолог, руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Коррекционно-развивающая программа "Ступеньки успеха" для обучающихся с ОВЗ основного общего образования
Тема: "Психология развития обучающихся с ОВЗ ООО"
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
Самарской области
«Региональный социопсихологический центр»
Коррекционно-развивающая программа «Ступеньки успеха» для
обучающихся 5-9 классов с ОВЗ основного общего образования
Составитель:
Царева З.В.
Педагог-психолог РСПЦ
Руководитель
психолого-педагогического
сопровождения Савостьянов Ю.Б.
Самара
Пояснительная записка.
Программа
коррекционной
работы
в
соответствии
с
федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования
(ФГОС ООО) направлена на создание системы комплексной помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья
в освоении основной образовательной
программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и
(или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание
помощи детям этой категории в освоении образовательных программ.
Проблема охраны детей и подростков с ОВЗ, актуальность, которой становится все
более очевидной, не может быть решена без практического использования
социально-психологических знаний в системе школьного образования. В последнее
десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков
психолого-педагогического
сопровождения
складывается
особая
культура
поддержки и помощи ребенку с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе. Впервые
понятие «сопровождения» как новой образовательной технологии прозвучало в
работах Е.И. Казаковой, М.Р. Битяновой. Сопровождение ребенка в образовательной
среде может включать в себя как приспособление этой среды к возможностям
ребенка, так и специально организованное «доразвитие» (коррекционное обучение).
Психологическое сопровождение реализации ФГОС предполагает обеспечение
развивающего характера образования.
Модель психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса на основной ступени общего образования
Уровни психолого-педагогического сопровождения
Система
комплексного
подхода
психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ, в условиях образовательного процесса, включающего
обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей
является
необходимым
компонентом
образования.
Реализующим
моментом
исследования динамики развития детей с ОВЗ, их успешности в освоении программ
развития, обеспечивает социально-психологическое проектирование, проведение
экспертизы и мониторинга условий для личностного, интеллектуального и
социального развития детей, для охраны психического здоровья всех участников
образовательного
процесса,
а
также
обеспечивает
оказание
психолого-
педагогической помощи (поддержки) всем участникам образовательного процесса в
соответствии с целями и задачами системы образования.
В основе реализации основной образовательной программы лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной
среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии
социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного
развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования —
развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм
общения при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие
индивидуальных
образовательных
траекторий
и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых
детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа формируется
с учётом психолого-
педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы
и
осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под
руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной
педагогом и осмысленной цели к
овладению этой учебной деятельностью
на
ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-
технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного
исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на
самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и
самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в
организации учебного сотрудничества;
- с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря
развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в
различные учебно-предметные области,
качественного преобразования учебных
действий
моделирования, контроля и оценки и
перехода от самостоятельной
постановки обучающимися новых учебных задач
к развитию способности
проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных
планов во временной перспективе;
- с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на
общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с
окружающим миром;
-с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации
и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях
обучающихся с учителем и сверстниками;
- с
изменением
формы
организации
учебной
деятельности
и
учебного
сотрудничества
от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-
лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической
фазой развития ребёнка - переходом к кризису младшего подросткового возраста
(11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся
началом перехода от детства к
взрослости,
при котором центральным и специфическим
новообразованием
в
личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания -
представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также
внутренней
переориентацией
подростка с правил и ограничений, связанных с
моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:
-
бурным,
скачкообразным
характером
развития,
т. е.
происходящими
за
сравнительно
короткий
срок
многочисленными
качественными
изменениями
прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка
значительных субъективных трудностей и переживаний;
- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в
котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике
как «переходного», «трудного» или «критического»;
- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к
усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире
взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном
возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов,
моральное развитие личности;
- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между
потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной
неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой
подросткового
кризиса
независимости,
проявляющегося
в
разных
формах
непослушания, сопротивления и протеста);
- изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок
и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы
и способы получения информации (СМИ, телевидение, интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность
формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности
связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения
образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие
его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей)
решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего
типа отношений на новый.
Основные направления деятельности педагога- психолога
Направление
Условия проведения,
Сроки
Профилактическое
Занятия по профилактике
и коррекции адаптации
пятиклассников
Групповая форма работы
Сентябрь-декабрь
Занятия по профилактике
трудностей на 2 ступени
обучения
Групповая форма работы
Январь-апрель
Диагностическое
Психодиагностическое
обследование
сформированности УУД
на этапе адаптации в
средней школе ФГОС
Групповая форма работы
октябрь
Определение уровня
сформированности УУД у
обучающихся 6 классов
Групповая, индивидуальная формы
работы
Октябрь
Определение уровня
развития
интеллектуальной и
эмоциональной сфер у
учащихся 7-8 кл.
Групповая форма работы
Декабрь
Определение
психологического климата
(социометрия) в 7-8
классов.
Групповая форма работы
Декабрь
Определение
профориентации в 9-х
классах.
Групповая форма работы
Декабрь
Исследование в 9 классах
умственного развития и
стрессоустойчивости к
ОГЭ
Групповая форма работы
В течение года
Определение
удовлетворенности
образовательным
процессом родителей
школы
Родительское собрание
В течение года
Коррекционно-
развивающее
Занятия по развитию
познавательных процессов
с детьми ОВЗ
Все классы КРО
В течение года
Занятия по развитию
сплоченности,
взаимопонимания в
коллективе
Все классы
В течение года
Тренинг личностного
роста
Групповая работа
Октябрь-апрель
Занятия по коррекции
поведения с «трудными»
детьми
Индивидуальная форма работы
В течение года
Консультативное
Консультации для
учащихся, родителей,
педагогов
Индивидуальная форма работы
В течение года
Просветительское
Выступление на
родительских собраниях,
семинарах, педсоветах
Групповая форма работы
В течение года
- оформление
информационных листов
В течение года
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся пятиклассников
направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене
школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-
психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот
этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения
задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь
содержание общего образования и его образовательный результат.
Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который
приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им
культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в
дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих
отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии,
самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности и т.д.
В процессе образования эти важнейшие человеческие способности передаются
педагогами
и
приобретаются
учащимися
в
виде
универсальных
учебных
действий.
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле под универсальными учебными действиями понимается
совокупность
действий
учащегося,
обеспечивающих
его
культурную
идентичность,
социальную
компетентность,
толерантность,
способность
к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат
школьного образования.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями
Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.
Актуальность программы. Программа коррекционной работы развития УУД на
ступени основного общего образования конкретизирует требования стандарта
нового поколения к личностным и метапредметным результатам освоения основной
образовательной программы. Дополняет традиционное содержание образовательно-
воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ
учебных предметов и программ внеурочной деятельности с учетом индивидуально-
типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, что
способствует
развитию
личности
учащегося
на
основе
освоения
способов
деятельности и развития компетентностей.
Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе
определяет:
цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию
универсальных учебных действий в основной школе, описание основных
подходов,
обеспечивающих
эффективное
их
усвоение
обучающимися,
взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности по развитию УУД;
планируемые
результаты
усвоения
обучающимися
познавательных,
регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели
уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами
освоения основной образовательной программы;
ценностные ориентиры развития универсальных учебных действий, место и
формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные
занятия и т. п. Связь УУД с содержанием учебных предметов;
основные направления психолого-педагогического сопровождения по развитию
УУД в основной школе;
условия развития УУД;
преемственность программы развития УУД при переходе от начального к
основному общему образованию.
Целью программы: создание целостной системы сопровождения, обеспечивающей
психолого-педагогические
условия
развития
у
учащихся
с
особыми
образовательными потребностями школьно-значимых функций, универсальных
учебных действий (УУД) и доведение их уровня до возрастной нормы.
Задачи:
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей
учащихся с ОВЗ при освоении ими основной образовательной программы и
их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных действий;
обеспечение умения школьников учиться;
дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию
реализация
системно-деятельностного
подхода,
положенного
в
основу
Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.
Принципы коррекционной работы:
- Преемственность.
Принцип обеспечивает создание единого образовательного
пространства при переходе от начального общего образования к основному общему
образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования,
необходимых
обучающимся
с
ограниченными
возможностями
здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы
коррекционной работы с другими разделами программы основного общего
образования:
программой
развития
универсальных
учебных
действий
у
обучающихся
на
ступени
основного
общего
образования,
программой
профессиональной
ориентации
обучающихся
на
ступени
основного
общего
образования,
программой
формирования
и
развития
ИКТ-компетентности
обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
-
Соблюдение интересов ребёнка.
Принцип определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах
ребёнка.
-
Системность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений
у
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
а
также
всесторонний
многоуровневый
подход
специалистов
различного
профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
-
Непрерывность.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению.
-
Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и
психическом развитии.
-
Рекомендательный
характер
оказания
помощи.
Принцип
обеспечивает
соблюдение
гарантированных
законодательством
прав
родителей
(законных
представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы
получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей
с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-
реализацию
комплексного
индивидуально
ориентированного
социально-
психолого-педагогического
и
медицинского
сопровождения
в
условиях
образовательного
процесса
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья с учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в
соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и
проведение
индивидуальных и
групповых
коррекционно-
развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и
трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и речевой сфер;
— развитие универсальных учебных действий с учетом требований основного
общего образования;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных
форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции;
-
развитие
компетенций,
необходимых
для
продолжения
образования
и
профессионального самоопределения;
- формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ),
способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных
жизненных условиях;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями
Закона «Об образовании», с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) направлена на создание
системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, а
также с учетом опыта работы МБОУ Школа № 140 по данной проблематике.
Адресат программы: психолого-педагогическое сопровождение по реализации
данной программы строится в трех направлениях:
Продолжительность программы: программа рассчитана на 34 часа.
Условия реализации программы:
Занятия по программе проводятся в рамках внеурочной деятельности с детьми,
испытывающими трудности в формировании УУД в ОУ 1-2 раза в неделю (по
40минут).
Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных
действий
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в
ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы с ОВЗ будут
сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные
универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения
учиться в общении. Подробное описание планируемых результатов формирования
универсальных учебных действий, прилагается в основной общеобразовательной
программе.
Технологии развития универсальных учебных действий
Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит
системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность
обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования —
знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в
процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается
переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе
обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной
жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению
представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и
одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Наряду с учебными
ситуациями для развития УУД в основной школе будут применяться следующие
типы задач:
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— на учёт позиции партнёра;
— на организацию и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображению предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков;
— ролевые игры;
— групповые игры.
Познавательные универсальные учебные действия:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание;
— на принятие решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию.
Реализация программы осуществляется в три этапа:
1
этап – диагностический, включает:
Групповую диагностику всего класса, по результатам диагностики обучающиеся
зачисляются на коррекционные занятия;
Индивидуальную диагностику, через обследования ВПФ;
2 этап – проведение коррекционных занятий по программе развития в соответствии
с тематическим планированием;
3этап – итоговый, включает:
Групповую диагностику всего класса УУД и написание контрольных работ по
русскому языку и математике.
Индивидуальную диагностику ВПФ (спустя 1-2 недели после группового
исследования).
Итоговое занятие в активной форме (праздник «Турнир знатоков»)
Занятия имеют три четко определенные цели:
образовательную, коррекционно-развивающую, воспитательную.
Образовательная
цель
должна
определять
задачи
усвоения
учебного
программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями,
умениями и навыками.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей,
совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными
умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель
должна четко ориентировать педагога на
развитие
психических
процессов,
эмоционально-волевой
сферы
ребенка,
на
исправление
и
компенсацию
имеющихся
недостатков
специальными
педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно
конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые
будут
максимально
задействованы
на
занятиях.
Реализация
коррекционно-
развивающей цели предполагает включение в занятие специальных коррекционно-
развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций,
эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на
несколько анализаторов и пр.
Структура занятия.
Каждое занятие состоит из нескольких блоков, этапов, в ходе которых психолог
решает коррекционную, учебную и воспитательную задачи, подчиненные общей
теме занятия: ввести в тему, активизировать прошлый опыт, закрепить умения через
задания развивающие ВПФ. Задания по развитию ВПФ строятся на учебном
материале, соответствующем классу, в котором обучается ребенок.
Кроме того, в занятия должен быть отдельно выделен блок заданий для ребенка с
проблемным
развитием,
учитывающий
индивидуальные
особенности,
соответствующий
его
физическим
возможностям
и
интеллектуальным
способностям. Инструкции, которые использует психолог на занятии, должны быть
четко сформулированы.
Психолого-педагогическое
воздействие
конструируется
путем
создания
дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и
психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций. Организуя общение с
детьми,
психолог
интегрирует
коррекционно-развивающую
и
игровую
деятельность, включает в процесс обучения проблемные ситуации.
Для развития мотивации учитывается соотношение побуждения воспитанников к
деятельности (комментарии, высказывание положительной эмоции, установки,
стимулирующей интерес, волевое усилие к решению задачи и т.п.).
В данной программе была сделана попытка учесть значение зоны ближайшего
развития
в
освоении
коммуникативных
навыков,
личностного
развития,
регулятивных умений и познавательных процессов. Важно учитывать не только
изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и
потребности детей.
Содержание коррекционно – развивающей программы
для обучающихся 5 классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Адаптация
обучающихся на сложных возрастных этапах», автор-составитель С.А. Коробкина.
Данная программа актуальна тем, что переход на основной уровень (5 класс)
предъявляет
повышенные
требования
к
интеллектуальному
и
личностному
развитию учащихся, к степени сформированности умственных учебных действий, к
способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период
происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний,
новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у
детей
житейские
понятия,
а
школьное
обучение
способствует
развитию
теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация
понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий,
новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так
далее.
Цель: оказание психологической поддержки обучающимся 5-х классов в период их
адаптации.
Задачи:
- создание доброжелательной обстановки в группе;
- формирование у обучающихся представлений об универсальных учебных
действиях в процессе обучения в среднем звене;
- снижение уровня школьной тревожности;
- формирование навыков взаимодействия на основе самораскрытия;
- преодоление коммуникативных барьеров;
- формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо
деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
- развитие навыков конструктивного общения, бесконфликтного поведения.
Предполагаемые результаты:
- формирование групповой сплоченности;
- снижение уровня школьной тревожности;
-формирование
толерантных
поведенческих
стратегий
во
взаимодействии
и
общении;
- формирование навыков совместной коллективной деятельности.
Форма проведения: подгрупповая работа.
Методы работы:
На занятиях используются: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые и подвижные игры,
групповая дискуссия, развивающие упражнения или игры и их обсуждение.
Структура программы:
Длительность занятия 40 мин. Частота встреч - 1 раз в неделю.
Основные содержания занятий по возрастным группам и классам:
Календарно – тематическое планирование занятий в 5 классах
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1.
Вводное занятие. Формирование положительного эмоционального
отношения к занятиям.
1
2-4
«Я - пятиклассник». Снижение уровня эмоциональной напряжённости.
(подгрупповое)
3
5-6
«Я и мир». Выработка навыков позитивного отношения к себе и
окружающему миру, формирование позитивной Я -концепции
2
7-8
«Я - ученик». Совершенствование и развитие навыков социализации.
2
9-
10
«Я + мы». Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение
уровня сплочённости классного коллектива.
2
11-
12
Мы и наше настроение. Актуализация представлений о факторах, влияющих
на настроение людей. Развитие навыков произвольного контроля и
регуляции собственного настроения.
2
13-
14
Чего я боюсь? Обучение детей умению распознавать свои школьные страхи,
помощь в нахождении способов их преодоления. Снижение школьной
тревожности.
2
15-
16
Диагностика адаптированности учащихся в 5 классе.
2
17
Как преодолеть неуверенность в себе. Формирование у детей позитивной Я-
концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной
тревожности. Знакомство с навыками уверенного поведения.
1
18
Наша агрессивность. Обучение участников безопасным способам разрядки
гнева, агрессивных эмоций.
1
19-
20
Работа с негативными переживаниями. Повышение эмоциональной
устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных
негативных эмоций. Формирование умения адекватно воспринимать
обидные замечания.
2
21
Конфликты или взаимодействие? Развитие навыков общения и разрешения
конфликтов. Обучение детей умению свободно, не боясь неодобрения,
высказывать свои мысли.
1
22-
23
Наши недостатки и наши достоинства. Развитие умения объективно
оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления
преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ.
2
24-
25
Игры и упражнения на развитие сообразительности, наглядно-образного
мышления, мыслительных операций (обобщение, группировка,
классификация), внимания, памяти, речи.
2
26-
27
Игры и упражнения на развитие произвольного внимания и памяти,
логического мышления, образных представлений, речи ,
2
28-
29
Игры и упражнения на развитие логического мышления, любознательности,
произвольной памяти и внимания, речи.
2
30-
31
Игры и упражнения на развитие произвольной памяти и внимания,
логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу.
2
32-
34
Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов: отождествления,
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования
3
Итоговый диагностический минимум на конец учебного года.
34
Содержание коррекционно – развивающей программы психологического
сопровождения для учащихся 6- 7- х классов.
Пояснительная записка.
С 6-го класса начинает активно развиваться самооценка подростка в сфере “Я и
Я”, он задумывается о своем месте в этом мире, собственной роли в своих
достижениях, начинает активно заниматься саморазвитием в том случае, если
взрослые направляют его. Если же этого не происходит – энергия подростка
направляется на ссоры, конфликты и другие негативные способы самореализации.
Поэтому направление энергии на саморазвитие и самоактуализацию является
мощным средством по профилактике конфликтности, других форм отклоняющегося
поведения.
Цель программы:
содействие
процессу
эмоционально-личностного
развития,
развитие волевой,
поведенческой сферы учащихся с ОВЗ, укрепление психического здоровья,
формирование
навыков
самоопределения,
саморегуляции
для
успешной
социализации личности.
Задачи:
- снижение уровня эмоциональной и социальной напряженности в школе,
- профилактика конфликтности;
- преодоление барьеров в общении, развитие коммуникабельности, улучшение
психологического климата в школе;
-
формирование
жизненных
целей
и
ценностей,
помощь
в
жизненном
и
профессиональном самоопределении;
- профилактика вредных привычек и воспитание ответственности за свое здоровье и
будущее;
- повышение учебной мотивации;
- выявление и устранение личностных комплексов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Структура занятия:
1.Ритуал приветствия.
Цель: Создание позитивного настроя на занятие.
2.Разминка.
Цель: Активизация участников группы, введение в рабочую атмосферу. Задания, рассчитанные на
проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти.
3.Основное содержание:
Выполнение развивающих упражнений, групповые дискуссии, игровые методы, проективные
методики рисуночного и вербального типов.
4.Рефлексия занятия.
Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.
5.Ритуал прощания.
Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
В ходе работы используются:
- игровые методы,
- метод группового обсуждения,
- ролевые игры,
- работа в парах и тройках,
- арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия)
- сказкотерапия,
- психогимнастика.
Ожидаемыми результатами данной программы могут быть:
- Качественные показатели (показатели развития мотивационно - личностной сферы):
- Развитие эмоциональной сферы. - Формирование адекватной самооценки.
Календарно – тематическое планирование занятий в 6 классах
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Вводное занятие. Формирование положительного эмоционального
отношения к занятиям.
1
2
Развитие межличностных отношений в группе, навыков общения и
взаимодействия в классном коллективе. (подгрупповое занятие)
1
3
Психологическое занятие «Барьеры в общении»
1
4
Обучение навыкам разрешения проблем и конфликтов.
1
5
Психологическое занятие «Хочу сказать приятное другому человеку»
1
6
Психологическое занятие «Умею ли я слушать другого человека»
1
7
Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.
1
8
Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля.
1
9
Психологическое занятие: «Нужна ли агрессия?»
1
10-
11
Психологическое занятие «Способы предотвращения конфликтов»
(подгрупповое занятие)
2
12-
13
Мотивирующие игры и упражнения на формирование позитивной учебной
мотивации. (групповое занятие)
2
14
Психологическое занятие: «Уверенное и неуверенное поведение»
1
15
Отработка способов самоконтроля и саморегуляции.
1
16
Арт – терапия «Школа моей мечты»
1
17
-18
Коммуникативные игры и упражнения.
2
19
-20
Сказкотерапия. Коррекция тревожности и страхов. (групповое занятие)
2
21
Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля.
1
22
Развитие навыков осознания и управления собственными эмоциями и
распознавание эмоционального состояния окружающих.
1
23
Психологическое занятие: «Эмоции – наши друзья или враги»
1
24
Отработка навыков отреагирования негативных эмоций и переживаний
.
1
25-
26
Формирование умения распознавать чувства и настроения других, работа по
снижению уровня школьной тревожности.
2
27
Психологическое занятие «Как подружились ХОЧУ и НАДО»
1
28
Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля.
1
29-
30
Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах
собственной личности. (групповое занятие)
2
31-
32
Сказкотерапия. Коррекция поведенческой сферы.
2
33-
34
Арт – терапия. Развитие эмоциональной сферы.
2
35-
36
Диагностика в течение года
2
Всего:
34
Календарно – тематическое планирование занятий в 7 классах.
№
Тема занятия
Кол – во
часов
1
Вводное занятие. Беседа. Формирование положительного эмоционального
отношения к занятиям.
1
2-3
«Саморазвитие личности». Каков я на самом деле? Кто я?
2
4-5
«Саморазвитие личности». Уверенное и неуверенное поведение
2
6-7
«Саморазвитие личности». Как справиться с раздражением, плохим
настроением.
2
8-9
«Саморазвитие личности». Как я преодолеваю трудности.
2
10-
11
«Саморазвитие личности». Мотивы наших поступков.
2
12
Люди, значимые для меня. Эффективные приемы общения. Помощь друг
другу.
1
13-
14
«Самопознание» Цели, нормы, правила. Общение в жизни человека. Зачем
нужно знать себя. Я глазами других.
2
15
“Личность или индивид”. Саморазвитие, самоактуализация личности на
основе самоанализа.
1
16-
17
“Личность или индивид”. Формирование жизненных целей и ценностей.
2
18-
19
“Личность или индивид”. Коррекция самооценки и уровня притязаний.
2
20
Развитие навыков адекватного поведения.
1
21-
22
Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.
2
23-
24
Развитие навыков осознания и управления собственными эмоциями и
распознавания эмоциональных состояний окружающих.
2
25-
26
“Дерево радостей и печалей”. Саморазвитие, самоактуализация личности;
коррекция самооценки и уровня притязаний; повышение учебной мотивации.
2
27-
28
Развитие умения видеть не только отрицательные, но и положительные
стороны явления; развитие коммуникабельности.
2
29-
30
“Можем ли мы называть себя взрослыми”. Развитие рефлексии, самоанализа
и уровня притязаний; ответственности за свои поступки и будущее.
2
31-
33
“Интересы и выбор профессии”. Формирование профессиональных
интересов; активизация саморазвития, повышение учебной мотивации.
2
34
“Конфликты, можно ли их избежать”. Профилактика конфликтных ситуаций;
коррекция самооценки и уровня притязаний.
1
35-
36
Итоговая диагностика на конец учебного года.
2
Всего:
34
Календарно - тематическое планирование занятий в 8 классе
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Вводное. Беседа.
1
2
Счастье – когда тебя понимают
1
3
Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.
1
4
Темперамент и профессии
1
5
Что такое характер?
1
6
Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции
1
7
Особенности мышления
1
8-
10
Диагностика по профориентации
3
11-
12
Склонность и интересы в выборе профессии
2
13-
14
Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова
2
15
Что я знаю о себе?
1
16
Ошибки в выборе профессий
1
17-
18
Составление личного профессионального плана
2
19
Навыки самопрезентации.
1
20
Здоровье и карьера
1
21
Профориентационная игра «Спящий город»
1
22-
23
Современный рынок труда. Профессии 21 века
2
24
Устраиваемся на работу
1
25
Сто дорог – одна твоя
1
26
Как претворить мечты в реальность
1
27
Искусство самопрезентации: язык телодвижений
1
28
Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных
возможностей
1
29
Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми, деловая
этика
1
30
Я учусь принимать решение
1
31-
32
Умение учитывать свои сильные и слабые стороны при выборе
профессии
2
33
Тренинг «На пороге взрослой жизни»
2
34-
35
Итоговое занятие. Диагностическое.
2
Всего:
34
Календарно - тематическое планирование занятий в 9 классе.
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Вводное. Беседа.
1
2
Классификация профессий Климова
1
3
Эмоциональное отношение к выбору профессии
1
4
Темперамент и выбор профессии
1
5
Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе
профессии
1
6
Склонность и профессиональная направленность
1
7
Профессиональный тип личности
1
8
Деловая игра «Кадровый вопрос»
1
9
Как достичь успеха в профессии
1
10
Кем я хочу быть и почему?
1
11
Профессии моей семьи
1
12
Что я знаю о себе?
1
13
На пороге взрослой жизни
1
14
Развитие умений по принятию решений
1
15
Профессиональная зрелость
1
16
Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.
1
17
Темперамент и профессии
1
18
Что такое характер?
1
19
Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции
1
20
Склонность и интересы в выборе профессии
1
21-
23
Что я знаю о мире профессий. Диагностика по профориентации.
3
24-
25
Перспектива профессионального будущего
2
26
Что я знаю о мире профессий
1
27
Ошибки в выборе профессий
1
28
Составление личного профессионального плана
1
29
Навыки самопрезентации.
1
30-
31
Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и
выборе карьеры
2
32
Знакомство с профессиограммой
1
33
Я учусь принимать решение
1
34-
35
Итоговое занятие. Диагностическое.
2
Всего:
34
Литература и программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы использовались практические материаллы
коррекционно-развивающих
программ
психолого-социально-педагогической
направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий,
необходимый
для
осуществления
профессиональной
деятельности
педагога-
психолога:
1. Уроки психологического развития в средней школе (5 – 6 классы). Локалова Н.П. –
М.: Издательство «Ось-89», 2001г.:
2. Практикум по психологии общения. Тренинги профессионального общения.
Арбузова Е.Н., Анисимова А.И., Шатрова О.В. – СПб.: Речь, 2008г.:
3. Курс психологических тренингов «Подростки. Как помочь им стать настоящими
людьми». Скурат Г.Г. – СПб.: Речь, 2008г.:
4. Курс развивающих и обучающих занятий «Формирование коллектива класса:
Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. – 2-е изд. М.: 2007г.:
5. Курс коррекционно-развивающих занятий «Школьная тревожность: диагностика,
профилактика, коррекция». Микляева А.В., Румянцева П.В. – СПб.: Речь, 2007 г.:
6.
Программа тренинговых занятий «Тренинг для подростков: профилактика
асоциального поведения. Макартычева Г.И. – СПб.: Речь, 2006 г.:
7. Программа уроков психологии «Я – подросток». Микляева А.В. – СПб.: Речь,
2006г. 8. Уроки психологии в средней школе (5-8 классы) «Тропинка к своему Я».
Хухлаева О.В. – М.: Генезис, 2006.:
9. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. «На пороге
взрослой жизни». Фопель К. – М.: Генезис, 2008.:
10. Корреционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» / под ред.
Емельяновой Е.В. – Спб.: Речь, 2010.:
11. Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу «Когда не
знаешь, как себя вести…». Юдина И.Г. – М.:АРКТИ, 2007г
12. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. Широкова И.Б. – М.:
Генезис, 2005
13. Программа уроков психологии для младших подростков «Познаю себя и учусь
управлять собой». Смирнова Е.Е. – Спб.: Речь, 2007.:
14. Развитие личности школьника. Работа со словарем личностных качеств.
Лепешова Е.М. – М.: Генезис, 2007.:
15. Программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии».
Резапкина Г.В. – М.: Генезис, 2009.
16.Асмолов А.Г. Бурменская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2011.- 159с.
17.
Школьный психолог. Метод теории и практики. Программа адаптационных
встреч для пятиклассников.