Напоминание

"Донской казачий фольклор"


Автор: Марина Николаевна Куприянова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Грушевская СОШ
Населённый пункт: х. Грушевка, Белокалитвинского района, Ростовской области
Наименование материала: Разработка урока литературы
Тема: "Донской казачий фольклор"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы по теме: «Донской казачий фольклор».

Цели:

1. Расширить представления детей о малых жанрах Донского фольклора.

2.Прививать интерес к изучению устного народного творчества Донского

края.

3. Развивать познавательную активность, речь, мышление учащихся.

Оформление: детские рисунки по теме

1.Организационная часть:

Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»

Чтоб пожелать Вам здоровья доброго.

Я спешу сказать Вам: «Благости!»

Чтоб пожелать Вам счастья нового.

Я спешу сказать Вам: «Радости!»

Удач, успехов и везения!

И всем, сидящим в этом классе

Прекраснейшего настроения!

- Ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте

поприветствуем их .

2.Вступительное слово учителя.

-Край Донской- жемчужина России. Неоглядные равнины, холмистые края,

бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.(Слайды)

3. «Степь родная! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и

жеребцов. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок,

суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим

гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании,

берегущие зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по - сыновьи целую

твою прекрасную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая

степь!» Так говорил великий русский писатель Михаил Александрович

Шолохов.

4. -А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки?

Откуда они появились?

-Никто точно не знает, откуда пошло слово «казак».Большинство учёных

считает, что оно тюрского происхождения и означает»вольный

человек».Первое появление слова « казак» в документах относится к 1444

году

Давным –давно вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные

люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли

прокормить свои семьи. Поэтому они бежали в степи, где было много

дичи, селились на островах, где в реке была рыба. Так с 16 века в грамотах

употреблялось название земля донских казаков, а в 18 веке на карте

появляется Земля Войска Донского.

-Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный,

земля сильных , гордых и в тоже время очень добрых и открытых людей.

-Ребята, а какими чертами характера обладали казаки?

(честность, храбрость, уважение к старшим)

Об обычаях , привычках, жизненном укладе, характере казаков мы узнаём

из произведений устного народного творчества. Запись темы на доске

5. Основная часть. Мы поделились на 3 группы. Каждая группа

приготовила свой рассказ об одном жанре фольклора

-Итак, начинаем !Слово предоставляется 1 группе

Группа работала с пословицами поговорками. Пословицы и поговорки-

древнейшие жанры народного творчества. Они известны во всём мире.

Не обошли они и донской край. Казаки были наблюдательными

людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и

поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости

народов Дона. Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья

молвится».

Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт.

Казакам мила родная сторона.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Донская земля дармоедов не кормит.

От безделья не бывает у казака веселья.

Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и хоре молодец.

Нет друга ищи , а нашёл – береги.

Казак сам голодает, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья .

Казаку конь- отец родной и товарищ дрогой.

Счастье не ищут, а делают

Учитель: -Я предлагаю вам игру: «Собери пословицу».

Слово предоставляется 2 Загадки и былички («Сом»)

С древнейших времён люди думали, что и дерево, и рыба, и птица- все

понимают человеческий язык. И собираясь на охоту или рыбную ловлю, они

старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с успехом

предстоящего дела. А для того, чтобы зверя обмануть и друг друга

понимать, придумали «загадочную речь». Вот загадки из той тайной речи

и родились.

Попробуйте и вы ответить на некоторые из них. Загадывают загадки

3 группа представляет казачий народный театр. Сценка «Суд атамана

Бури над купцом – аршинником»

Комментирование рисунков

Учитель. А нашим гостям мы хотим представить ещё один жанр

народного фольклора- частушки. В старину они именовались припевками и

страданиями. Исполнялись всегда на людях, в праздники. В них отражались

быт и нравы казаков, их отношения, крестьянский календарь.

( Исполняются частушки)девочки

1.Кукарекает петух,

Ссорятся индюшки.

Мы сейчас вам пропоём

Новые частушки.

2.Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася.

Но гармошка заиграла

Я не удержалася.

3.Мой милёнок по деревне

Ходит улыбается.

Оказалось зубы вставил

Рот не закрывается.

4.По деревне я шла

И Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела.

5. Разрешите станцевать,

Разрешите топнуть.

Неужели в вашем доме

Полвицы лопнут?

6.Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

Чтение текста предания «Как казак Чига – Чигуша немцу нос утер»

Задания: составить вопросы по тексту, дать характеристику героям

4. Заключение.

А)Рефлексия:

Какие жанры Донского фольклора мы теперь с вами знаем?

А зачем нам их надо изучать?

Из поколения в поколение через фольклор передаётся народная мудрость,

народное поэтическое слово. Интерес к фольклору- одно из проявлений

интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам,

надеждам, мечтам. Во все времена человек выражал себя в труде и в

творчестве. И то и другое также необходимо, хлеб, воздух, общение.

Так любите свою природу, свой край, свой народ, родину. Изучайте всё то,

что оставлено нам в наследство предками.

Итог урока – оценка в группе, самооценка – выбор красного или

желтого цветка



В раздел образования