Автор: Марина Николаевна Куприянова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Грушевская СОШ
Населённый пункт: х. Грушевка, Белокалитвинского района, Ростовской области
Наименование материала: Разработка урока литературы
Тема: "Донской казачий фольклор"
Раздел: среднее образование
Урок литературы по теме: «Донской казачий фольклор».
Цели:
1. Расширить представления детей о малых жанрах Донского фольклора.
2.Прививать интерес к изучению устного народного творчества Донского
края.
3. Развивать познавательную активность, речь, мышление учащихся.
Оформление: детские рисунки по теме
1.Организационная часть:
Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать Вам здоровья доброго.
Я спешу сказать Вам: «Благости!»
Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам: «Радости!»
Удач, успехов и везения!
И всем, сидящим в этом классе
Прекраснейшего настроения!
- Ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте
поприветствуем их .
2.Вступительное слово учителя.
-Край Донской- жемчужина России. Неоглядные равнины, холмистые края,
бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.(Слайды)
3. «Степь родная! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и
жеребцов. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок,
суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим
гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании,
берегущие зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по - сыновьи целую
твою прекрасную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая
степь!» Так говорил великий русский писатель Михаил Александрович
Шолохов.
4. -А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки?
Откуда они появились?
-Никто точно не знает, откуда пошло слово «казак».Большинство учёных
считает, что оно тюрского происхождения и означает»вольный
человек».Первое появление слова « казак» в документах относится к 1444
году
Давным –давно вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные
люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли
прокормить свои семьи. Поэтому они бежали в степи, где было много
дичи, селились на островах, где в реке была рыба. Так с 16 века в грамотах
употреблялось название земля донских казаков, а в 18 веке на карте
появляется Земля Войска Донского.
-Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный,
земля сильных , гордых и в тоже время очень добрых и открытых людей.
-Ребята, а какими чертами характера обладали казаки?
(честность, храбрость, уважение к старшим)
Об обычаях , привычках, жизненном укладе, характере казаков мы узнаём
из произведений устного народного творчества. Запись темы на доске
5. Основная часть. Мы поделились на 3 группы. Каждая группа
приготовила свой рассказ об одном жанре фольклора
-Итак, начинаем !Слово предоставляется 1 группе
Группа работала с пословицами поговорками. Пословицы и поговорки-
древнейшие жанры народного творчества. Они известны во всём мире.
Не обошли они и донской край. Казаки были наблюдательными
людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и
поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости
народов Дона. Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья
молвится».
Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт.
Казакам мила родная сторона.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Донская земля дармоедов не кормит.
От безделья не бывает у казака веселья.
Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и хоре молодец.
Нет друга ищи , а нашёл – береги.
Казак сам голодает, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья .
Казаку конь- отец родной и товарищ дрогой.
Счастье не ищут, а делают
Учитель: -Я предлагаю вам игру: «Собери пословицу».
Слово предоставляется 2 Загадки и былички («Сом»)
С древнейших времён люди думали, что и дерево, и рыба, и птица- все
понимают человеческий язык. И собираясь на охоту или рыбную ловлю, они
старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с успехом
предстоящего дела. А для того, чтобы зверя обмануть и друг друга
понимать, придумали «загадочную речь». Вот загадки из той тайной речи
и родились.
Попробуйте и вы ответить на некоторые из них. Загадывают загадки
3 группа представляет казачий народный театр. Сценка «Суд атамана
Бури над купцом – аршинником»
Комментирование рисунков
Учитель. А нашим гостям мы хотим представить ещё один жанр
народного фольклора- частушки. В старину они именовались припевками и
страданиями. Исполнялись всегда на людях, в праздники. В них отражались
быт и нравы казаков, их отношения, крестьянский календарь.
( Исполняются частушки)девочки
1.Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки.
Мы сейчас вам пропоём
Новые частушки.
2.Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася.
Но гармошка заиграла
Я не удержалася.
3.Мой милёнок по деревне
Ходит улыбается.
Оказалось зубы вставил
Рот не закрывается.
4.По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал
Курица обидела.
5. Разрешите станцевать,
Разрешите топнуть.
Неужели в вашем доме
Полвицы лопнут?
6.Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Чтение текста предания «Как казак Чига – Чигуша немцу нос утер»
Задания: составить вопросы по тексту, дать характеристику героям
4. Заключение.
А)Рефлексия:
Какие жанры Донского фольклора мы теперь с вами знаем?
А зачем нам их надо изучать?
Из поколения в поколение через фольклор передаётся народная мудрость,
народное поэтическое слово. Интерес к фольклору- одно из проявлений
интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам,
надеждам, мечтам. Во все времена человек выражал себя в труде и в
творчестве. И то и другое также необходимо, хлеб, воздух, общение.
Так любите свою природу, свой край, свой народ, родину. Изучайте всё то,
что оставлено нам в наследство предками.
Итог урока – оценка в группе, самооценка – выбор красного или
желтого цветка