Автор: Лукашева Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Школа №4 г.Черемхово
Населённый пункт: Иркутская обл.
Наименование материала: Воспитание патриотизма у младших школьников
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: начальное образование
Вечер. Тени.
Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе — бег оленя,
В каждом взоре — лёт копья.
И когда на закате кипела вселенская ярь,
Из лавчонки вылетел мальчонка,
Провожаемый возгласом: «Жарь!»
И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева.
Велимир Хлебников, 1908 год
Произведение датировано 1908 годом. Желание погрузиться в литературный мир привело к тому,
что Велимир Хлебников переехал жить в Петербург. Там он активно занимается изучением
языческой культуры и славянской мифологии.
Тема
Поэт в своей необычной манере описывает компанию молодых людей. Лирический герой вместе
с друзьями проводит вечер в беззаботной атмосфере. Основные мотивы большинства творений
Хлебникова – это одновременно и цикличность бытия, и неповторимость каждого мгновения.
Композиция
Стих короткий, состоит из десяти строчек. Строфа одна, слова в ней написаны сформировавшимся
авторским стилем Велимира, еще неизвестного в то время для широкого круга читателей.
Некоторые строки произведения сочетаются между собой при помощи рифм (перекрестной и
смежной форм), а другие (7,9,10) поэтично звучат при помощи заданного ритма.
Жанр
«Вечер, Тени, Сени, Лени» относится к футуристическому жанру лирики. Каждое творение поэта
было его личным экспериментом. Учитывая, что интерес к его творчеству не угасает и в наши дни
– опыт удался.
Средства выразительности
Тропов в традиционном для них смысле использовано немного. Для Хлебникова больше
свойственно употребление неологизмов и славянизмов.
Эпитеты
«Вселенская ярь» придает творению огромные масштабы.
Олицетворение
«Кипела ярь» - невидимая сила заполнило все пространство вокруг лирического героя.
Метафоры
«Вечер пья», «вылетел мальчонка» и др. – так как поэт создал свой мировой язык, то многие из
фраз имеют скрытое значение, трактовать которое каждый из читателей может по-своему.