Автор: Неизвестных Надежда Георгиевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ "Кожевниковская СОШ№2"
Населённый пункт: Томская область,с.Кожевниково
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности у школьников
Раздел: среднее образование
Неизвестных Надежда Георгиевна, учитель русского языка МАОУ
«Кожевниковская СОШ№2»
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
У ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению функциональной
грамотности.
В
рамках
этого
рассмотрено
понятие
функциональной
грамотности,
а
также
технологии
формирования
читательской
функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы у
школьников и практические приемы.
Ключевые
слова:
грамотность,
функциональная
грамотность,
читательская функциональная грамотность.
Понятие функциональной грамотности школьников возникло еще в
1970-е годы. Изначально под ним понималась совокупность навыков чтения
и письма, необходимых для разрешения реальных жизненных задач. В
дальнейшем, рассматриваемое понятие стало приобретать все большую
значимость. В настоящее время функционально грамотный ученик является
основным показателем высокого уровня качества образования[1].
Так, функциональная грамотность представляет собой способность на
практике использовать приобретённые знания, умения и навыки для решения
жизненных задач в различных областях. Её основной смысл состоит в
метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а
точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной
задачи.
Помимо этого, функциональная грамотность зачастую рассматривается
как совокупность двух групп компонентов. Это такие компоненты, как
интегративный
и
предметный.
Предметный
компонент
полностью
соответствует
предметам,
представленным
в
учебном
плане.
К
интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная,
социальная
грамотность.
Она
может
быть
сформирована
на
любом
предметном содержании [4].
Важной частью функциональной грамотности является читательская
грамотность. В настоящее время согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту (ФГОС), читательская грамотность выступает в
качестве одного из планируемых результатов обучения. Требования, которые
предъявляются к уровню читательской грамотности, также представлены в
ФГОС. К ним относится работа, осуществляемая с информацией, а также
обобщение планируемых результатов относительно освоения основных
учебных программ. В данном случае обобщение представлено следующими
позициями:
нахождение
и
выделение
нужных
сведений;
активное
использование
методов
информационного
поиска;
осознанное
и
произвольное выстраивание речевого высказывания.
От того, как именно ребенок будет понимать информацию, находится
в
прямой
зависимости
формирование
базиса,
необходимого
для
их
читательской
грамотности.
Вследствие
этого
текст
должен
являться
основным объектом исследования. Для этого наибольшим потенциалом
обладают уроки литературы и русского языка. Это связано с тем, что именно
на них каждый ребенок сможет научиться работе с текстом и получать для
себя совершенно новые сведения. Помимо этого, проводится работа с
различными учебными заданиями.
Вместе с этим, процесс формирования читательской грамотности у
школьников включает в себя и непосредственный учет факторов на
следующих уровнях: школы, учителя и ученика. При этом целесообразно
применять более современные технологии, опираясь на литературный
источник. Также важно использование форм урочной и внеурочной
деятельности[2].
Для формирования читательской грамотности на уроках русского
языка и литературы у школьников могут быть применены различные
технологии. Далее рассмотрим некоторые из них. В первую очередь, это
технология критического мышления. Ее основная цель состоит в следующем.
Это формирование определенных мыслительных навыков у школьников. Это
навыки, которые необходимы как в учебе, так и в дальнейшей жизни.
Во-вторых,
технология
проблемного
обучения,
предполагающая
создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности
школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов,
требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными
фактами явления.
Игровая технология помогает достижению единства эмоционального и
рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и
обмен
информации,
а
также
формирование
навыков
общения
и
взаимодействия. Информационно-коммуникационная технология в рамках
формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она
предусматривает
работу
с
разными
источниками
информации.
При
проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий
актуальны
толковый
и
энциклопедический
словари.
Личностно-
ориентированная технология, предполагающая создание на уроке учебной
ситуации, когда не только излагаются знания,
но и раскрываются,
формируются и реализуются личностные особенности школьников[3].
Таким образом, в случае, при котором произойдет сочетание
представленных выше приемов, получится организовать работу на уроках
литературы и русского языка по формированию читательской грамотности на
более высоком уровне. С их непосредственной помощью происходит
обеспечение развития у школьников навыков мышления и рефлексии.
Именно они в данном случае и являются основными компонентами термина
«читательская деятельность». Продуманная и целенаправленная работа с
текстом дает возможность ученику из большого объема информации
получить нужную и полезную, а также сформировать социально-
нравственный опыт и познавать окружающий мир.
Для формирования функциональной грамотности можно использовать
на уроках русского языка следующие приемы. При изучении темы
«Характеристика человека» следующие задания помогут формировать у
детей навыки поиска и оценки различной информации: используя материалы
интернета, составить небольшую по объему характеристику известного
художника, композитора, ученого, спортсмена; постараться отразить в ней не
только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его
характера.
Также можно применять практико-ориентированные задания:
самостоятельно выполнить поиск информации в открытых источниках. На
основе найденных источников можно выстроить целую исследовательскую
работу.
Примеры самостоятельной работы:
чтение и понимание лингвистического текста;
составление сообщения на лингвистическую тему;
подготовка проектной работы на лингвистическую тему;
редактирование сочинения.
Задания могут включать обязательную групповую работу, работу в
парах, что способствует формированию коммуникативных навыков и
умению сотрудничать.
Так, готовя задания на лингвистическую тему, можно предложить
работу в парах. Обучающиеся учатся собирать и систематизировать
информацию, употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации,
проводить смысловой анализ текста. Следующее задание: пересказывать,
сохраняя особенности стиля речи, создать текст определенного стиля речи.
Работа над формированием читательской грамотности учит решать
жизненные задачи. Для мотивации школьников подходят задания,
построенные на современном публицистическом материале. Можно
предложить задания креативного характера: написать статью о современных
видах спорта, современных гаджетах, добавив к тексту свои предложения, а
также иную информацию по теме работы. Работа в группе предполагает
поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к теме.
Творческие задания способствуют формированию креативного
мышления. Это могут быть задания на создание собственных текстов, в том
числе стихотворных. Работа в парах позволит выстроить коммуникативные
отношения, способствует формированию толерантности.
Формированию глобальных компетенций способствуют такие задания,
как обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности
ученика, истории. В качестве задания по проектной деятельности можно
предложить детям подобрать тексты из разных научных областей и провести
исследовательскую работу.
Сегодня как никогда особенно важна профессиональная ориентация
школьников. Можно предложить текст на названную тему. На основе текста
дается система заданий и упражнений, также важно, чтобы школьник умел
успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами
для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. Также детям
необходимо предлагать тексты табличной формы, с использованием
иллюстраций и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с
такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти
навыки понадобятся во взрослой жизни.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность
ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а
также сформировать социально-нравственный опыт и познавать
окружающий мир.
Список литературы
1.
Борщевская
А.
Функциональная
грамотность
в
контексте
современного этапа развития образования // Наука и школа. – 2021. – №1. –
С. 199-208.
2.
Исаева М.Ю. Приемы работы с текстом на уроках литературного
чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному
выполнению комплексных работ // Международный педагогический портал.
– 2017. – №5. – С. 5-12.
3.
Крылова О. В. Формирование читательской грамотности учащихся /
О. В. Крылова // Школьные технологии. – 2016. – №2. – С. 9-16.
4.
Палжанова
М.Ш.
Развитие
функциональной
грамотности
школьников на уроках русского языка и литературы // Теория и практика
образования в современном мире. – 2016. – №1. – С. 60-65.