Напоминание

Урок математики по теме "Конкретный смысл действия деления" 2 кл


Автор: Григорьева Вера Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Неклюдовская СОШ им. В.А. Русакова"
Населённый пункт: Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок математики по теме "Конкретный смысл действия деления" 2 кл
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ «Неклюдовская СОШ им. В.А. Русакова»

д. Ново-Ивановское Неклюдовское с/п

Кимрский район Тверская область

2019 – 2020 учебный год

В.Д. Григорьева,

учитель начальных классов

Предмет: Математика

Класс: 2 класс

УМК: «Школа России»

Тип урока: ОНЗ (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными

умениями) (технология деятельностного метода)

Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный

Технологическая карта изучения темы «Конкретный смысл действия деления»

Тема

Конкретный смысл действия деления

Основные

цели:

1) Познакомить

с действием

деления

2)Развивать

вычислительны

е навыки,

творческое

мышление;

анализировать и

решать задачи.

Задачи:

Образовательные: Усвоить правила деления. Совершенствовать умение читать, записывать,

сравнивать числа, считывать информацию со схемы, решать простые и составные задачи, закрепить

вычислительные навыки в пределах100.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания,

наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Формировать УУД:

- Личностные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к

уроку, понимание необходимости учения.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной

деятельности.

Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

- Регулятивные УУД:

Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации.

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать

последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- Коммуникативные УУД:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно

договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им).

Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной

форме;слушать и понимать речь других)

- Познавательные УУД:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

Развивать умение работать с разными видами информации.

Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

Работать над использованием знаково-символичных средств.

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый

результат

Предметные:

Уметь правильно делить числа. Правильно оформлять решение задачи.

Личностные:

Проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность

действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность

выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в

соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его

завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё

предположение

Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно

договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Ориентируется в своей системе знаний:отличает новое от уже известного с помощью учителя;

добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Формулировать ответы на вопросы; определять проблемные; уметь производить деление чисел;

находить в задаче условие, вопрос, планировать её решение; решать примеры

Основные

понятия

Деление

Ресурсы:

- основные

дополнительн

ые

Математика. Учебник для 2-го класса общеобразовательных учреждений. 2 часть. Школа России

2013год

Математика. Рабочая тетрадь и Тетрадь на печатной основе

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения урока

Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых приведёт

к достижению

запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

1. Мотивация к

учебной

деятельности

Отвечают на

вопросы,

выполняют

Организует

актуализацию

требований к

– Сегодня вы продолжаете

путешествовать по миру

математики. Начнём с

Умеет

читать,

записывать,

(Познавательн

ые УУД).

Оформляет

Цель:

1) создать условия

для возникновения

внутренней

потребности

включения в

учебную

деятельность на

уроке через связь с

предыдущими

уроками;

2) актуализировать

требования к

ученику со стороны

учебной

деятельности;

3) установить

тематические рамки

учебной

деятельности:

сложение и

вычитание

трёхзначных чисел.

предложенные

задания

.

ученику со

стороны учебной

деятельности.

Создаёт условия

для

возникновения у

учеников

внутренней

потребности

включения в

учебную

деятельность.

разминки.

Что вы умеете делать с

числами? (Читать,

записывать, сравнивать,

представлять их в виде

суммы разрядных

слагаемых, выполнять

арифметические

действия: сложение,

вычитание, умножение)

– Знаем ли мы все

арифметические действия,

или нам не хватает каких-то

знаний? (Не умеем делить)

– Значит сегодня мы

познакомимся …

действием деление)

– Это новый для вас

материал, значит, как будет

организован урок?

(Сначала повторим

необходимые знания)

– Итак, прежде чем узнать

новое, нужно …

(Повторить необходимые

знания.)

– Зачем? (Они могут

пригодиться при

построении нового.)

сравнивать

двузначные

числа,

представлят

ь их в виде

разрядных

слагаемых

свои мысли в

устной форме

(Коммуникати

вные УУД).

Слушает и

понимает речь

других

Преобразовыв

ает

информацию

из одной

формы в

другую:

2. Актуализация

знаний и фиксация

затруднений в

Под

Предлагает

задание для

Организация учебного

процесса на этапе 2:

– Приступим?!

Знает приём

сложения и

(Познавательн

пробном учебном

действии.

Цель:

1) тренировать

умение складывать

и вычитать

двузначные числа ;

2) активизировать

мыслительные

операции:

сравнение, анализ,

аналогию;

3) мотивировать

учащихся к

выполнению

пробного учебного

действия;

4) организовать

самостоятельное

выполнение

учащимися

индивидуального

задания на

применение нового

знания,

запланированного

для изучения на

данном уроке;

5) организовать

фиксацию

учащимися

возникшего

руководством

учителя

выявляют место

затруднения.

Проговаривают

причину

затруднения с

помощью

учителя.

Фиксируют

индивидуальное

затруднение (Я не

знаю)

пробного

действия.

Организует

выполнение

учащимися

пробного

учебного

действия.

Организует

фиксирование

индивидуального

затруднения.

Организует

выявление места

затруднения.

Организует

фиксирование во

внешней речи

причины

затруднения.

Показываю

образец на листе.

Организует

уточнение

следующего этапа

учебной

деятельности

Организует

постановку цели

урока.

1)

2)Вставьте пропущенные

числа, чтобы получились

верные равенства.

83 – 70 = +7 3*4 = * 3

64 + 6 = 78 - 6 : 2 = : 3

– Посмотрите на

выражения. Что в них для

вас ново? (Мы ещё никогда

не выполняли деление)

Дети, приступив к

выполнению задания,

должны остановиться на

действии с делением, что

будет свидетельствовать о

наличии у них способности

видеть недостаточность

эталона и шагов алгоритма.

– Вы выполнили задание до

конца? (Нет, мы не

выполнили задание до

конца.)

– В чём же ваша трудность?

Чего вы не смогли сделать?

(Мы не смогли решить

примеры полностью)

– Что делать дальше?

(Подумать, почему

возникло затруднение.)

вычитания

двузначных

чисел

ые УУД).

Оформляет

свои мысли в

устной форме

(Коммуникати

вное УУД).

Проговаривает

последователь

ность действий

на уроке;

высказывает

своё

предположени

е

(Регулятивные

УУД).

Ориентируется

в своей

системе

знаний:отлича

ет новое от

уже

известного с

помощью

учителя

затруднения в

выполнении

пробного действия.

Организует

составление

совместного

плана действий.

Организует

фиксирование

нового знания в

речи и знаках.

3. Выявление

места и причины

затруднения

Цель:

1) создать условия

для проведения

учащимися анализа

своих действий;

2) организовать

выявление и

фиксацию

учащимися места и

причины

затруднения:

недостаточность

алгоритма сложения

и вычитания

двузначных чисел

для сложения и

вычитания

трёхзначных чисел.

Проговаривают

следующий шаг

учебной

деятельности.

С помощью

учителя

проговаривают

название

следующего

этапа, ставят цель

урока.

Составляют и

проговаривают

план действий с

помощью

учителя.

Взаимопроверка

по шкале успеха.

Выполняют

самопроверку по

эталону.

Организует

уточнение

следующего шага

учебной

деятельности.

Организует

составление

совместного

плана действий.

Организует

определение

средств.

– Какое задание вы должны

были выполнить? (Записать

примеры и решить их,

сравнить.)

– Что в этом задании было

для вас новым по

сравнению с предыдущим?

(Мы не выполняли

действий деления)

– Почему же вы не смогли

решить примеры на

деление? (Алгоритма

сложения и вычитания,

умножения чисел

недостаточно .)

Умеет

применять

правило в

действии

Имеет

представлен

ие о

структуре

задачи.

Умеет

различать

условие и

вопрос

задачи.

оформлять

решение

задачи.

(Познавательн

ые УУД).

Проговаривает

последователь

ность действий

на уроке;

(Регулятивные

УУД).

Оформлять

свои мысли в

устной форме;

слушать и

понимать речь

других

(Коммуникати

вные УУД).

Определять и

формулироват

ь цель на уроке

с помощью

учителя

(Регулятивные

УУД).

Проговариваьт

последователь

ность действий

на уроке

(Личностные

УУД)

4. Построение

проекта выхода из

затруднения

Цель:

1) создать условия

для

формулирования

учащимися

конкретной цели

своих будущих

учебных действий;

2) согласовать тему

урока;

3) организовать

выбор учащимися

способа и средств

для построения

нового знания.

С помощью

учителя

проговаривают

название

следующего

этапа.

Под

руководством

учителя

выполняет

составленный

план действий.

Фиксируют новое

знание в речи и

знаках.

Называет этап.

Организует

реализацию

построенного

проекта в

соответствии с

планом.

Организует

подводящий

диалог.

Организует

фиксирование

нового знания в

речи и знаках.

Какова же цель вашей

дальнейшей работы?

(Уточнить известный

алгоритм умножения и

научиться делить)

– Сформулируйте тему

урока. (Деление чисел.)

Открыть тему на доске.

– Повторите ещё раз, какой

алгоритм вы будете

уточнять? (Алгоритм

деления чисел.)

Умеет

проверять

правильност

ь

выполненн

ых

вычислений

Личностные

УУД)

Добывают

новые знания:

находят

ответы на

вопросы,

используя

информацию,

полученную на

уроке

(Познавательн

ые УУД).

Оформляют

свои мысли в

устной форме;

слушают и

понимают речь

других

(Коммуникати

вные УУД).

Работать по

коллективно

составленному

плану

(Регулятивные

УУД).

Взаимодейству

ет друг с

другом(Комму

никативные

УУД).

Использует

знаково-

символичные

средства.

(Познавательн

ые УУД).

Проявляетини

циативу в

оказании

помощи

соученикам

(Личностные

УУД).

5. Реализация

построенного

проекта.

Цель:

1) организовать

построение

учащимися способа

деления чисел

посредством

уточнения

известного

алгоритма

умножения чисел;

Отвечают на

вопросы учителя.

По схеме

рассказывают,

что узнали,

знают, смогли.

Организует

фиксирование

нового

содержания.

Организует

рефлексию.

– Решать поставленную

вами цель вы будете в

группах.

Раздайте тетради 10

ученикам по 2 каждому.

– Попробуйте уточнить

известный вам эталон.

Затем посмотрим, что у вас

получилось, и обсудим.

– Выберите представителя

от группы, который

расскажет о результатах

вашей работы.

Умеет

выполнять

письменные

вычисления

трехзначны

х чисел

Проговаривает

последователь

ность действий

на уроке

(Регулятивные

УУД).

Оценивает

правильность

выполнения

действия на

уровне

адекватной

ретроспективн

2) организовать

фиксацию нового

способа действий в

речи и знаково;

3) создать условия

для применения

нового способа

действий для

решения примеров,

вызвавших

затруднение;

4)зафиксировать

преодоление

возникшего ранее

затруднения.

Делают

самооценку с

помощью

смайлика.

Организует

самооценку

учебной

деятельности.

Организует

самооценку.

Представители групп

объясняют свои варианты

эталона

-Каким способом можно

заменить слово «раздать»?

(разделить)

– Какое дополнение вы

внесли в известный эталон?

(Добавили деление на

части.)

Открыть на доске рисунки с

конвертами. Учимся

выполнять деление, решая

задачи.

На конверты наклеили 6

марок: по 2 марки на

каждый конверт. Сколько

получилось конвертов с

марками?

Что нужно узнать для

решения задачи? (Сколько

раз по 2 содержится в

шести)

Знаем ли мы каким

действием это сделать?

– Расскажите, как мы

узнавали сколько марок в

трёх конвертах.

Учитель по ходу ответа

ой оценки.

(Личностные

УУД).

Способность к

самооценке на

основе

критерия

успешности

учебной

деятельности

(Регулятивные

УУД).

Оценивает

правильность

выполнения

действия на

уровне

адекватной

ретроспективн

ой оценки.

(Коммуникати

вные УУД).

Работать по

коллективно

составленному

плану

добавляет шаг в алгоритм.

Мы сделаем схематический

рисунок. Обведём шесть

клеточек и разобьём их по

два.

Каким способом можно

заменить слово «разбить»?

(разделить)

– Проверьте полученный

вывод по учебнику.

Откройте его на стр. 58.

Прочитайте правило в

рамке.

– Что скажете? (Мы

пришли к правильному

выводу.)

– Теперь вы можете

закончить решение

примеров на деление.

– Закончите решение

примеров. (…)

По одному с места с

объяснением.

– Способ вы построили.

Молодцы! Чем предлагаете

заняться дальше?

(Потренироваться.)

6. Первичное

закрепление с

проговариванием во

внешней речи.

Цель:

создать условия для

выполнения

учащимися

нескольких типовых

заданий на

изученный способ

действий с

проговариванием во

внешней речи.

По одному с

места с

объясняют.

Организует и

корректирует

объяснение

1)с.58- работа с

графическими моделями

Открыть на доске рисунки

с конвертами. Учимся

выполнять деление, решая

задачи.

На конверты наклеили 6

марок: по 2 марки на

каждый конверт. Сколько

получилось конвертов с

марками?

Что нужно узнать для

решения задачи? (Сколько

раз по 2 содержится в

шести)

Знаем ли мы каким

действием это сделать?

– Расскажите, как мы

узнавали сколько марок в

трёх конвертах.

Учитель по ходу ответа

добавляет шаг в алгоритм.

Мы сделаем схематический

рисунок. Обведём шесть

клеточек и разобьём их по

два.

Каким способом можно

заменить слово «разбить»?

(разделить)

-Знак деления (:)

Умеет

выполнять

письменные

вычисления

трехзначны

х чисел

(Личностные

УУД).

Способность к

самооценке на

основе

критерия

успешности

учебной

деятельности;

развитие

самостоятельн

остии личной

ответственност

и за свои

поступки, в

том числе в

информационн

ой

деятельности,

на основе

представлений

о

нравственных

нормах

(Коммуникати

вные УУД).

Работать по

коллективно

составленному

плану

– Проверьте полученный

вывод по учебнику.

Откройте его на стр. 58.

Прочитайте правило в

рамке.

– Что скажете? (Мы

пришли к правильному

выводу.)

– Теперь вы можете

закончить решение

примеров на деление.

– Закончите решение

примеров на сравнение (…)

– Отработаем механизм

деления чисел, выполняя

номер №1

Детям раздали 12 орехов,

по 3 ореха каждому.

Сколько детей получили

орехи?

-Cделаем схематический

рисунок и решим её.

– Вы достаточно

потренировались. Что

дальше? (Нам надо

поработать самостоятельно,

чтобы проверить, насколько

хорошо мы поняли способ

деления чисел)

7.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону.

Цель:

1) организовать

самостоятельное

выполнение

учащимися типовых

заданий на новый

способ действий;

2) организовать

самопроверку

учащимися своих

работ по эталону

для самопроверки;

3) создать (по

возможности)

ситуацию успеха

для каждого

ребёнка.

Работают

самостоятельно

Организует

самостоятельную

работу и собирает

работы учащихся

– Выполните № 5,6 на стр.

58 дома

- А теперь выполните №1

и 2 в рабочих тетрадях к

сегодняшнему уроку

(рабочая тетрадь для

самостоятельных работ),

по окончанию работы

сдайте выполненные

задания.

-Выполнить №4,с.58 задачу

самостоятельно.

(Взаимопроверка тетрадей)

(Личностные

УУД).

Способность к

самооценке на

основе

критерия

успешности

учебной

деятельности;

развитие

самостоятельн

остии личной

ответственност

и за свои

поступки, в

том числе в

информационн

ой

деятельности,

на основе

представлений

о

нравственных

нормах

8. Включение в

систему знаний и

повторение.

Цель:

повторить решение

уравнений, анализ и

решение задач на

нахождение части.

Решают

уравнения с

комментирование

м и проверкой

Организует

фронтальную

работу учащихся

– Как вы думаете, где вам

пригодится знание способа

деления чисел? (При

решении примеров, задач,

уравнений, …)

1) 1)

2 ,

стр.

58

– Выполним 2,с.58

Уметь

решать

уравнения и

задачи на

нахождение

части с

применение

м нового

(Регулятивные

УУД).

Принимать и

сохранять

учебную

задачу,

планировать

своё действие

Решают задачу

под руководством

учителя

Организует

работу над

задачей

Прочитайте задание. Какое

свойство умножения

повторим?

(Переместительное

свойство умножения)

Один ученик у доски

объясняет ход решения,

остальные дети пишут в

тетрадях.

3,

стр.

58

– Выполним теперь № 3 на

стр. 58. Прочитайте задачу.

– Выполните анализ задачи.

(В задаче известно, что в

автобусе едут 72

пассажира, из них 50

пассажиров сидят. Надо

узнать, сколько пассажиров

стоят. Чтобы ответить на

вопрос задачи, надо из …

Это мы можем узнать, для

этого …)

– Расскажите план решения

задачи.

– Как составим обратную

задачу данной задаче? (То

что было известно станет

неизвестно) (1 вариант –

первая задача, 2 вариант –

вторая задача)

–Запишем решение задачи

тетрадях (Фронтальная

случая

сложения и

вычитания

в соответствии

с

поставленной

задачей и

условиями её

реализации

(Личностные

УУД).

Понимают

значение

границ

собственного

знания и

«незнания»;

осознают

необходимость

самосовершен

ствования,

адекватно

судят о

причинах

своего успеха/

неуспеха в

учении,

связывая

успехи с

усилиями,

трудолюбием

проверка)

– Вот вы и убедились в том,

что знания, полученные на

предыдущих уроках,

пригодятся вам для

выполнения многих

заданий.

9. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке.

Цель:

1) организовать

фиксацию

учащимися степени

соответствия цели и

результатов

учебной

деятельности;

2) организовать

фиксацию в речи

нового способа

действий,

изученного на

уроке: деления

чисел;

3) организовать

фиксацию

затруднений,

которые остались, и

способов их

Отвечают на

вопросы учителя

Организует

рефлексию

учебной

деятельности

– Подведём итог. Какую

цель вы поставили перед

собой на уроке? (Научиться

выполнять деление чисел.)

– Достигли цели?

Докажите.

– Как делят числа? (…)

– Что помогло вам так

легко построить новый

способ и понять его? (Мы

опирались на известный

способ умножения чисел.)

– Где вам могут

пригодиться новые знания?

(В решении задач,

уравнений, в повседневной

жизни, …)

– Кто сегодня может

сказать, что учился по-

настоящему? Почему? (…)

– Можете ли вы теперь

назвать себя знатоками

деления чисел? (…)

– Хорошо, я думаю, что мы

это выясним на

Приобретен

ие

начального

опыта

применения

математиче

ских знаний

для решения

учебно-

познаватель

ных и

учебно-

практически

х задач

(Метапредме

тные УУД).

Формирование

умения

планировать,

контролироват

ь и оценивать

учебные

действия в

соответствии с

поставленной

задачей и

условиями ее

реализации;

определять

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата;

формирование

умения

понимать

причины

успеха/неуспе

преодоления;

4) организовать

самооценку

учениками

собственной

деятельности на

уроке

последующих уроках. У

кого остались затруднения

по новой теме? Что вы себе

запланируете? (Отработать

новый способ дома,

повторив алгоритм.)

ха учебной

деятельности

и способности

конструктивно

действовать

даже в

ситуациях

неуспеха;

освоение

начальных

форм

познавательно

й и

личностной

рефлексии



В раздел образования