Напоминание

"Урок -- основная форма новшества ФГОС 2022"


Автор: Бойкова Юлия Анатольевна
Должность: Учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №11 имени В.Д. Бубенина"
Населённый пункт: г. Петропавловск - Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Урок -- основная форма новшества ФГОС 2022"
Раздел: полное образование





Назад




Слайд 1 «Урок – основная форма новшества»

Бойкова Юлия Анатольевна,

учитель английского и немецкого языков

МБОУ «Средняя школа №11 имени В.Д. Бубенина» Петропавловск –Камчатского городского округа

Слайд 2 Константин Дмитриевич Ушинский:«Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим

самостоятельным процессом и давал для него материал».

Слайд 3 С 1 сентября 2022 года в силу вступают обновлённые ФГОС. Новые образовательные стандарты разрабатывались уже давно, однако

своевременному введению помешала пандемия. В отличие от предыдущего образца, ФГОС 2022 имеют четко прописанную структуру и

содержат конкретные формулировки навыков, которыми должен овладеть по итогу обучения.

В Федеральных стандартах указано, что главной целью современного образования является воспитание компетентной личности, которая

способна решать разнообразные сложные задачи как самостоятельно, так и в команде.

Слайд 4 Обновленные ФГОС касаются каждой школьной учебной дисциплины. Реализация концепции для каждого уровня образования

(начальная, средняя школа) проходит с учетом возрастных особенностей школьников.

Образование направлено на формирование комплекса сложных когнитивных навыков: критического мышления, структурирования и анализа

задач, а также ряда поведенческих компетенций.

Слайд 5 Современный урок требует применения новых форм проведения, организации. Это обусловлено развитием общества, широким

доступом к получению различной информации, многообразием источников информации.

Слайд 6 Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на применение активных форм

познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

Модульная система новых стандартов оставляет возможность вариативности при составлении учебной программы и разработке уроков.

Слайд 7 Любой урок — это показатель производительности труда учителя и учащихся.

Слайд 8 Типы

уроков

В дидактической системе ДМ выделяется четыре типа уроков в зависимости от их целей:

1) уроки открытия нового знания, на которых организуется процесс

самостоятельного построения детьми новых способов действия;

1

2) уроки рефлексии, на которых учащиеся закрепляют построенные предметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их

применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их ;

3) уроки общеметодологической направленности, которые посвящены структурированию и

систематизации изучаемого материала;

4) уроки развивающего контроля. Целью уроков развивающего контроля является контроль и

самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Слайд 9 Чем отличается современный урок по ФГОС?

1.Обучение происходит через открытие нового.

2. Происходит самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

3. Наличие дискуссий, различных точек зрения, поиск истины.

4. Демократичность.

5. Развитие личности.

6.Способность ученика проектировать предстоящую деятельность.

7. Осознание учениками деятельности, того как, каким способом получен результат, какие были затруднения, как они были устранены.

8.Поиск новых путей решения.

9.Педагог не доминирует, а управляет проблемно-поисковой деятельностью, исследованием.

10. Использование инновационных методик и технологий.

Слайд 10 Что же характерно для современного урока? .

Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:

умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

умение ставить перед собой цель, принимать решения;

умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;

умение проконтролировать себя, свои собственные действия;

умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;

умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми ФГОСами, он должен стать

исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.

2

Слайд 11 Методические требования к современному уроку:

Опора на метапредметные связи для формирования целостного представления о системе знаний.

Обеспечение практической направленности учебного процесса.

Включение упражнений творческого характера.

Оптимальное сочетание и соотношение методов обучения.

Знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.

Индивидуальный подход.

Мотивация учебной деятельности.

Создание условий для самостоятельной работы школьников.

Использование ИКТ.

Знание и использование основных принципов здоровьесбережения.

Обеспечение эстетических и гигиенических условий.

Слайд 12 Основные дидактические требования к уроку современного типа

1.Тему формулируют сами учащиеся.

2.Цели и задачи урока формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.

3.Обучающиеcя сами планируют способы достижения намеченной цели.

4.В практической деятельности обучающиеся осуществляют учебные действия, применяя групповые и индивидуальные методы.

5.Контроль осуществляется обучающимися в виде самоконтроля и взаимоконтроля.

6.Обучающиеся дают оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.

7.Проводится рефлексия.

Слайд 13 Организация образовательной среды в учебном процессе

обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание

и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует

успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и обще учебных умений.

2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с

учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3

3.Принцип целостности предполагает формирование у учащихся

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4.Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна

предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне,

определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить притом его усвоение на уровне социально безопасного

минимума (ФГОС).

5.Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и

на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм

общения.

6.Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся

способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному

принятию решений в ситуациях выбора.

7.Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся

собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 14 В учебно-воспитательном процессе учителя школы широко и эффективно используют современные образовательные технологии:

1)

исследовательские и проектные методы обучения,

2)

информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии (Современный урок невозможно провести без привлечения

информационно – коммуникационных технологий. Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение,

но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее

утомительным). ,

3)

технология модульного обучения,

4)

организационно-деятельностные и игровые технологии,

5)

коллективная система обучения, обучение в сотрудничестве (Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как

она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества,

межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все

это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов,

например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания;

Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной

поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников).

Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют

4

(показывают) всей группе. Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или

иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.

6)

система инновационной оценки «портфолио»,

7)

разноуровневое обучение (метод создания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению и учащихся, испытывающих

затруднения в учёбе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных

затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация

успеха создаётся путем дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности. Учащиеся с низкими

учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его

самостоятельно. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий ученика. Состояние тревожности при

этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успех).

Слайд 15 Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание

ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная

(ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений

Упражнения, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой

штурм (решение нестандартных задач) и др.

Методы обобщения и систематизации изученного

• Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов;

Методы стимулирования учебной деятельности

поощрение: словесное (похвала, признание, благодарность), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание

атмосферы эмоционального комфорта и др.

Приемы обучения в технологии развития критического мышления

5

Слайд 16 «

Посредственный

учитель излагает.

Хороший учитель

объясняет.

Выдающийся

учитель показывает.

Великий учитель

вдохновляет»

6

Краткое содержание метода

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1. Объяснительно-иллюстративный метод

(информационно-рецептивный). Основно

е назначение метода — организация

усвоения информации обучаемыми путем

сообщения им учебного материала и

обеспечение его успешного восприятия.

Объяснительно-иллюстративный метод

— один из наиболее экономных способов

передачи обучаемым обобщенного и

систематизированного опыта

человечества

1. Сообщение учебной информации с

использованием различных

дидактических средств: слова,

различных пособий, в том числе кино- и

диафильмов и т.д. Обучающий широко

использует беседу, демонстрацию

опытов и т.д.

1. Деятельность обучаемых

заключается в восприятии,

осмыслении и запоминании

сообщаемой информации

2. Репродуктивный метод. Основное

назначение метода — формирование

навыков и умений использования и

применения полученных знаний

2. Разработка и применение различных

упражнений и задач, использование

различных инструкций (алгоритмов) и

программированного обучения

2. Деятельность обучаемых

заключается в овладении

приемами выполнения отдельных

упражнений в решении различных

видов задач, овладении

алгоритмом практических

действий

3. Проблемный метод (проблемное

изложение). Основное назначение метода

— раскрытие в изучаемом учебном

материале различных проблем и показ

способов их решения

3. Выявление и классификация

проблем, которые можно ставить перед

обучаемым, формулировка гипотез и

показ способов их проверки.

Постановка проблем в процессе

проведения опыта, наблюдений в

природе, логического умозаключения.

При этом обучаемый может

пользоваться словом, логическим

рассуждением, демонстрацией опыта,

анализом наблюдений и т.д.

3. Деятельность обучаемых

заключается не только в

восприятии, осмыслении и

запоминании готовых научных

выводов, но и в прослеживании за

логикой доказательств, за

движением мыслей обучающего

(проблема, гипотеза,

доказательство достоверности или

ложности выдвинутых

предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод, или

эвристический метод. Основное

назначение метода – постепенная

подготовка обучаемых к самостоятельной

постановке и решению проблем

4. Подведение обучаемых к постановке

проблемы, показ им, как необходимо

находить доказательства, делать

выводы из приведенных фактов,

построить план проверки фактов и т.д.

Обучающий широко применяет

эвристическую беседу, в процессе

которой ставит систему

взаимосвязанных вопросов, каждый из

которых является шагом к решению

проблемы

4. Деятельность обучаемого

заключается в активном участии в

эвристических беседах, в

овладении приемами анализа

учебного материала с целью

постановки проблемы и

нахождения путей ее решения и

т.д.

5. Исследовательский метод. Основное

содержание метода — обеспечить

Уильям Уорд

Thanks for attention!

Danke für die Aufmerksamkeit

7



В раздел образования