Напоминание

Мониторинг сформированности коммуникативных УУД


Автор: Парамонова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей"
Населённый пункт: город Лесной
Наименование материала: Диагностический инструментарий для организации мониторинга сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. 1- 4 класс
Тема: Мониторинг сформированности коммуникативных УУД
Раздел: начальное образование





Назад




Диагностический инструментарий для

организации мониторинга

сформированности коммуникативных

универсальных учебных действий.

1- 4 класс

Матери-

ал собран учи-

телем

начальных классов МАОУ «Лицей»

Парамоновой С.И.

Содержание.

1. Характеристика результатов формирования коммуникативных универсальных учеб-

ных действий на разных этапах обучения в начальной школе.

2. Формы отражения результатов мониторинга формирования коммуникативных универ-

сальных учебных действий.

Планируемые результаты

Коммуникативные универсальные учебные действия.

3.Типовые задачи для определения сформированности коммуникативных универсальных

учебных действий.

3.1. «Братья и сестры» (Ж. Пиаже) 1 класс 2 полугодие;

3. 2.«Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже) 2 класс 1 полугодие;

3.3.Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. 3 класс 1

полугодие

3.4.Бланк для учащихся с заданием по методике Г.А.Цукерман

3.5. Задание «Совместная сортировка» (Г.В.Бурменская) 3 класс 2 полугодие

3.6. Задание «Дорога к дому» 4 класс 1 полугодие

4. Контрольно – измерительные материалы по литературному чтению. (3 класс)

5. Итоговая диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных

действий . (3 класс 2 полугодие, 4 класс)

За основу взяты диагностические материалы кандидата педагогических наук О.В.Запя-

той из методического пособия «Диагностика сформированности коммуникативных учеб-

ных действий у младших школьников». Издательство «Учитель», 2013.

5.1. Урони сформированности коммуникативных универсальных учебных дей-

ствий.;

5.2. Виды табло учёта;

5.3. Процедуры диагностики;

5.4. Диагностический материал:

5.5. Схема анализа сформированности коммуникативных универсальных учебных

действий.

1. Характеристика результатов формирования коммуникативных универ-

сальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе.

Класс

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,

благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

2 класс

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и

жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-

популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении

проблемы (задачи).

3 класс

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и

жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-

популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении

проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Понимать точку зрения другого

7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с дру-

гом.

4 класс

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и

жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-

популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении

проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументи-

ровать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной

позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с дру-

гом. Предвидеть последствия коллективных решений.

2. Формы отражения результатов мониторинга формирования ком-

муникативных универсальных учебных действий.

Формирование коммуникативных УУД обучающихся 1 класс

ФИО

Участвовать в

диалоге на уро-

ке и в жизнен-

ных ситуациях.

Отвечать на во-

просы учителя,

товарищей по

классу.

Соблюдать про-

стейшие нормы

речевого этике-

та: здороваться,

прощаться,

благодарить.

Слушать и по-

нимать речь

других.

Участвовать в

паре.

Формирование коммуникативных УУД обучающихся 2 класс

ФИО

Участвовать в диало-

ге; слушать и пони-

мать других, выска-

зывать свою точку

зрения на события,

поступки

Оформлять свои

мысли в устной и

письменной речи с

учетом своих учеб-

ных и жизненных ре-

чевых ситуаций

Читать вслух и про

себя тексты учебни-

ков, других художе-

ственных и научно-

популярных книг,

понимать прочитан-

ное.

Выполняя различные

роли в группе, со-

трудничать в сов-

местном решении

проблемы (задачи

Формирование коммуникативных УУД обучающихся 3 класс

ФИО

Участво-

вать в диа-

логе; слу-

шать и по-

нимать дру-

гих, выска-

зывать

свою точку

зрения на

события,

поступки

Оформлять

свои мысли

в устной и

письменной

речи с уче-

том своих

учебн. и

жизн. рече-

вых сит.

Читать

вслух и про

себя тексты

учебников,

других ху-

дожествен-

ных и

научно-

популярных

книг, пони-

мать прочи-

танное.

Выполняя

различные

роли в

группе, со-

трудничать

в совмест-

ном реше-

нии пробле-

мы (зада-

чи).

Отстаивать

свою точку

зрения,

соблюдая

правила ре-

чевого эти-

кета.

Понимать

точку зре-

ния другого

Участвовать

в работе

группы,

распреде-

лять роли,

договари-

ваться друг

с другом.

Формирование коммуникативных УУД обучающихся 4 класс

ФИО

Участво-

вать в диа-

логе; слу-

шать и по-

нимать

других,

высказы-

вать свою

точку зре-

ния на со-

бытия, по-

ступки

Оформ-

лять свои

мысли в

устной и

письмен-

ной речи с

учетом

своих

учебн. и

жизн. ре-

чевых сит.

Читать

вслух и

про себя

тексты

учебников,

других ху-

дожествен-

ных и

научно-

популяр-

ных книг,

понимать

прочитан-

ное.

Выполняя

различные

роли в

группе, со-

трудни-

чать в сов-

местном

решении

проблемы

(задачи).

Отстаи-

вать свою

точку зре-

ния,

соблюдая

правила

речевого

этикета;

аргументи-

ровать

свою точ-

ку зрения с

помощью

фактов и

дополни-

тельных

сведений.

. Критично

относиться

к своему

мнению.

Уметь вз-

глянуть на

ситуацию

с иной по-

зиции и

договари-

ваться с

людьми

иных пози-

ций.

Понимать

точку зре-

ния друго-

го

Участвовать

в работе

группы, рас-

пределять

роли, догова-

риваться

друг с дру-

гом.

Предвидеть

последствия

коллектив-

ных реше-

ний.

Технологическая карта планируемых результатов начального общего образования

УУД (коммуникативные)

Базовый уровень

Допускать воз-

можность суще-

ствования у лю-

дей различных

точек зрения, в

том числе не сов-

падающих с его

собственной

Осознавать цель

общения

Объяснение правил

поведения при обще-

нии

Для чего люди об-

щаются?

Кто говорит- кому-

с какой целью

Осознавать разно-

образие речевых

ситуаций

Умение ориентиро-

ваться в ситуации

общения

Умение говорить -

слушать

Общение в быту

(обыденное- повсе-

дневное)

Оценивать некото-

рые высказывания

людей с точки зре-

ния их уместности

Приведение приме-

ров удачного и неу-

дачного общения в

своей жизни и жизни

окружающих

Эффективное обще-

ние- умелая, искус-

ная устная и пись-

менная речь

Риторический тре-

угольник

Ориентироваться

на позицию парт-

нера в общении и

взаимодействии

Анализировать си-

туацию

Планирование со-

трудничества

Установление до-

брых уважительных

взаимоотношений

Речевая (коммуни-

кативная) ситуация

Прояснение непо-

нятных моментов

Делиться мыслями и

чувствами в задан-

ной ситуации

Виды общения и ри-

торические действия

(раскрытие понятий)

Вежливые слова.

Тон вежливой речи

Развитие способ-

ности положитель-

но общаться с гла-

зу на глаз

Установление до-

брых уважительных

взаимоотношений

Вопросы, связанные

с культурой речево-

го поведения (рече-

вой этикет)

Учитывать тон,

темп, жесты, мими-

ку при общении

Учитывать

разные мнения и

стремиться к

координации раз-

личных позиций

в сотрудничестве

Оценивать свои и

чужие высказыва-

ния с точки зрения

их эффективности

Анализ поведения в

общении

Гибкое, сообразное,

уместное речевое

поведение

Сотрудничество в

поиске и сборе ин-

формации

Анализировать вы-

сказывания с точ-

ки зрения различ-

ных позиций

Развитие представле-

ний об обращении

как коммуникатив-

ном умении

Уметь описывать

различные жизнен-

ные ситуации, раз-

личные речевые

роли (отца, матери,

подруги…)

Вырабатывать уме-

ния учитывать раз-

личные обстоятель-

ства общения, что-

бы оно было эф-

фективным

Формулировать

собственное мне-

ние и позицию

Делать простые

выводы и обобще-

ния

Умение реализовы-

вать намеченную

программу высказы-

вания

Умение использо-

вать уместные, аде-

кватные ситуации.

Словесные и несло-

весные средства об-

щения

Ученик в роли ве-

дущего телепереда-

чи (сообщить сло-

весно, заинтересо-

вать)

Принятие решения

Уметь доказывать

Дискуссия, игра

и его реализация

свою точку зрения

Продумывать,

уточнять и форму-

лировать речевую

задачу своего вы-

сказывания

Развитие умения со-

трудничать в паре

Обмениваться ин-

формацией, делить-

ся мыслями и чув-

ствами в кругу зна-

комых и близких

Сотрудничество в

паре (интервью, во-

прос- ответ, диа-

лог)

Договариваться и

приходить к об-

щему решению в

совместной дея-

тельности, в том

числе, в ситуации

столкновения ин-

тересов

Выявление

проблемы

Поток информации в

устном или письмен-

ном виде

Обсудить получен-

ную информацию и

прийти к единому

мнению

Общение для кон-

такта и для сооб-

щения информации

Подчинять свое

высказывание со-

ответствующей си-

туации

Контроль, коррек-

ция, оценка действий

партнера

Умение кратко изло-

жить свою точку

зрения

Коммуникативная

удача, точность

речи, фактические

ошибки

Поиск и оценка

способов разреше-

ния конфликта

Быстро и правильно

ориентироваться в

условиях общения

Проявление эмоцио-

нальной отзывчиво-

сти и доброжела-

тельности в спорных

ситуациях

Неподготовленная

и подготовленная

речь

Строить понят-

ные для партнера

высказывания,

учитывающие,

что партнер знает

и видит, а что нет

Оценивать соот-

ветствие высказы-

вания относитель-

но ситуации

Анализ своего рече-

вого поведения

Излагая информа-

цию, учитывай зна-

ния

Что сказал, что хо-

тел сказать, что не

сказал

Умение взаимо-

действовать с

партнером, готов-

ность понимать

его мысли, чувства

Постановка себя на

место партнера

Уметь понимать,

чувствовать, сопере-

живать

Оценка поведения

собеседника со сво-

ей точки зрения

Адаптироваться

применительно к

ситуации

Найти оптимальную

позицию к данной

ситуации

Умение общаться

применительно к

данной ситуации

Кому сказал, с ка-

кой целью, как ска-

зал?

Задавать вопросы

Создавать устные

высказывания

Планирование устно-

го высказывания

Определять основ-

ные части данной

ситуации

Способы выраже-

ния согласия, веж-

ливые возражения

в споре

Реализовывать

простое высказы-

вание на заданную

тему

Уметь правильно

спланировать свою

речь

Умение ориентиро-

ваться в ситуации и

содержании обще-

ния

Высказывание сво-

его отношения к

данному вопросу

Достаточность ин-

формации для по-

Правильно выбрать

содержание общения

Расширение круго-

зора, применение

Интеллектуальные

игры

нимания цели во-

проса

знаний на практике

Повышенный уровень

Учитывать и

координировать в

сотрудничестве

отличные от соб-

ственной пози-

ции других лю-

дей

Понимание воз-

можности различ-

ных позиций и то-

чек зрения на ка-

кой-либо предмет

или вопрос

Осознание ответ-

ственности за произ-

несенное слово

Понимать и знать

для чего и с какой

целью ты произно-

сишь речь

Распределение ро-

лей в игре

Ориентация на по-

зицию других лю-

дей, отличную от

собственной

Уважение к иной

точке зрения

Анализировать и

оценивать свои

успехи и неудачи в

общении

Учет речевой ситу-

ации для успешно-

го общения

Учитывать

разные мнения и

интересы и обос-

новывать

собственную по-

зицию

Умение договари-

ваться

Оценивать тактич-

ность речевого пове-

дения

Осознание недостат-

ка информации, ис-

пользование допол-

нительного материа-

ла

Речевые ситуации

(согласен-не согла-

сен)

Находить общее

решение

Согласование

разных точек зрения

и получение общего

результата

Определить вид об-

щения по его основ-

ной задаче (сооб-

щить, запросить ин-

формацию, поддер-

жать контакт…)

Общение для кон-

такта и общение

для получения ин-

формации

Строить высказы-

вания

Умение ориентиро-

ваться в ситуации и

содержании общения

Определять

уместность употреб-

ления словесных и

несловесных средств

Побуждение жела-

ния выступить в

общении

Понимать отно-

сительность мне-

ний и подходов к

Пользоваться зна-

ниями и уметь

применять их

Умение планировать

будущее высказыва-

ние

Алгоритм действий Рассуждение, обсу-

ждение, дискуссия

решению пробле-

мы

Критически

осмысливать свой

опыт общения, вы-

являть причины

удач и неудач

Умение осмысливать

свой опыт

Выявлять причины

удач и неудач

Делать выводы,

обобщения

Осознавать вариа-

тивность подходов

к решению

проблемы

Умение сопостав-

лять, анализировать

Решая проблему

учитывать вариатив-

ность данной ситуа-

ции

Найди несколько

вариантов ответов

Аргументировать

свою позицию и

координировать

ее с позициями

партнеров в со-

трудничестве при

выработке обще-

го решения в сов-

местной деятель-

ности

Аргументировать

свое мнение

Анализировать ин-

формацию, извлекая

при этом необходи-

мые для решения

коммуникативных

задач сведения

Умение общаться

(говорить, слушать,

писать, читать)

Дискуссия, обсу-

ждение

Убеждать и усту-

пать

Умение оценивать и

принимать точку

зрения партнера, со-

гласовывая со своей

точкой зрения

Умение вежливо

оценить чужую ра-

боту. Умение уте-

шить словом и де-

лом

Вежливая оценка

Утешение

убеждение

Умение четко и

грамотно выра-

жать свои мысли

Развитие целе-

устремленности,

ориентированности

на достижение успе-

ха

Обращаться к нор-

мативным словарям

за справкой. Анали-

зировать словарные

статьи

Написать заметку в

газету ( что- где-

когда и как произо-

шло)

Принимать пози-

цию собеседника

Профилактика и кор-

рекция завышенной

самооценки

Проявление отзыв-

чивости в спорных

ситуациях, умение

прислушиваться к

мнению собеседника

Ориентироваться в

ситуации общения,

определять комму-

никативное наме-

рение ( свое и парт-

нера), оценивать

его реализацию

Продуктивно раз-

решать конфлик-

ты на основе уче-

та интересов и

позиций всех его

участников

Способность

сохранять добро-

желательное отно-

шение друг к дру-

гу в ситуации кон-

фликта интересов

Проявление эмоцио-

нальной отзывчиво-

сти и доброжела-

тельности в спорных

ситуациях

Установление до-

брых уважительных

взаимоотношений.

Умение разрешать

конфликты

Аргументы в рассу-

ждении должны

быть убедительны-

ми, серьезными,

иначе конфликт

останется неразре-

шенным

Развитие учебного

сотрудничества с

учителем и сверст-

никами

Построение диалога

с учетом типа, стиля,

жанра речи

Умение ориентиро-

ваться в ситуации

общения

3. Типовые задачи для определения сформированности коммуникативных

универсальных учебных действий.

3.1. Определение сформированности коммуникативных действий 1

класс 2 полугодие

«Братья и сестры» (Пиаже).

Коммуникатив-

ные действ.

направленные на учет позиции собеседника (партнера) (интеллекту-

альный аспект общения)

Оцениваем.УУД

действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст

6,5 – 7 лет

Форма

индивидуальное обследование ребенка

Метод оценив.

беседа

Инструкция

1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев

у Саши? А у Володи?»

2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у

Оли? А у Маши?»

3. «Сколько сестер в этой семье?»

Критерии оценива-

ния

понимание возможности различных позиций и точек зрения, ори-

ентация на позицию других людей, отличную от собственной,

координация разных точек зрения.

Показатели уров-

ня выполнения за-

дания

Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: непра-

вильные ответы во всех трех пробах.

Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребе-

нок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на

точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки

зрения.

Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учи-

тывает позиции других людей и координирует их.

3.2. Определение сформированности коммуникативных действий

2 класс 1 полугодие

«Левая и правая стороны» (Пиаже).

Коммуникатив-

ные действия

направленные на учет позиции собеседника (партнера) (интеллекту-

альный аспект общения)

Оцениваемые УУД

действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст

7 - 8 лет

Форма (ситуация

оценивания)

индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания

беседа

Описание задания

ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопро-

сы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия

Материал

два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета,

например, монета и карандаш

Инструкция

1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Ле-

вую».

2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу.

Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к

лицу с ребенком.]»

Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, по-

кажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой

ноги. Правой.

3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны

от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А

монета?»

4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а

в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой

или в правой руке? А карандаш?»

Критерии оценива-

ния

понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориен-

тация на позицию других людей, отличную от собственной,

соотнесение характеристик или признаков предметов с особенно-

стями точки зрения наблюдателя, координация разных про-

странственных позиций.

Показатели уров-

ня выполнения за-

дания

Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок

правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учиты-

вает позиции, отличной от своей.

Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок от-

вечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

3.3.Определение сформированности коммуникативных действий 3 класс 1

полугодие

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.

Коммуникатив-

ные действия

направленные на учет позиции собеседника (партнера) (интеллекту-

альный аспект общения)

Оцениваем.УУД

действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст

ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма

индивидуальное обследование ребенка

Метод оценив.

беседа

Описание задания

ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по

очереди текст трех заданий и задаются вопросы.

Материал

Материал: три карточки с текстом заданий.

Инструкция

«Прочитай по очереди текст из трех маленьких рассказов и ответь на поставленные во-

просы».

Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал:

«Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из

них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит

каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»

Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим

задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому

языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возра-

зила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каж-

дая из девочек? Как им лучше поступить?»

Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к пер-

вому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше

подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как

объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предло-

жил подарить ты? Почему?»

Критерии оценива-

ния

понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эго-

центризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,

понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же пред-

мета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

учет разных мнений и умение обосновать собственное,

учет разных потребностей и интересов.

Показатели уров-

ня выполнения за-

дания

Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для

оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и ка-

чества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответ-

ственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сто-

рону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возмож-

ность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что

разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосно-

вать свои ответы.

Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оце-

нок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может

высказать и обосновать свое собственное мнение.

3. 4. Бланк для учащихся

Определение сформированности коммуникативных действий

3 класс 1 полугодие

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.

Фамилия имя …………………………………..

Ответы на вопросы

Задание 1.

«Петя нарисовал Змея Горыны-

ча и показал рисунок друзьям.

Володя сказал: «Вот здорово!».

А Саша воскликнул: «Фу, ну и

страшилище!»

Как ты думаешь, кто из них прав?

……………………………………………………………………

Почему так сказал Саша?

……………………………………………………………………

А почему рад Володя?

……………………………………………………………………

О чем подумал Петя?

.……………………………………………………………………

Что Петя ответит каждому из мальчиков?

……………………………………………………………………

Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»

……………………………………………………………………

Задание 2.

«После школы три подруги

решили готовить уроки вместе.

«Сначала решим задачи по ма-

тематике, - сказала Наташа».

«Нет, начать надо с упражне-

ния по русскому языку, -

предложила Катя» «А вот и

нет, вначале надо выучить сти-

хотворение, - возразила Ира».

Как ты думаешь, кто из них прав?

……………………………………………………………………

Почему?

………………………………………………………

Как объясняла свой выбор каждая из девочек?

……………………………………………………………………

Как им лучше поступить?»

……………………………………………………………………

……………………………………………………………………

Задание 3.

«Две сестры пошли выбирать

подарок своему маленькому

братишке к первому дню его

рождения. «Давай купим ему

это лото», - предложила Лена.

«Нет, лучше подарить само-

кат», - возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав?

……………………………………………………………………

Почему?

……………………………………………………………………

Как объясняла свой выбор каждая из девочек?

……………………………………………………………………

Как им лучше поступить?

……………………………………………………………………

А что бы предложил подарить ты?

……………………………………………………………………

Почему?.........................................................................................

3.5. Определение сформированности коммуникативных действий

3 класс 2 полугодие

Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)

Коммуникативные действия

Оцениваем.УУД

коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе органи-

зации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст

ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма

работа учащихся в классе парами

Метод оценив.

наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания

детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распре-

деления между собой) согласно заданным условиям.

Материал

Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5

желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круг-

лых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги

для отчета.

Инструкция

«Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принад-

лежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя

вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой,

разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце

надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».

Критерии оценива-

ния

продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности рас-

пределения полученных фишек;

умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость

разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность

находить общее решение,

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации

конфликта интересов,

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети рабо-

тают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с

другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга,

ссорятся и др.).

Показатели уров-

ня выполнения за-

дания

низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с

нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к

согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принад-

лежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех об-

щих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания

трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать парт-

нера;

высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объеди-

нены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые

круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и

квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кру-

гами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, кото-

рые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ром-

бы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных воз-

можных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на об-

ладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполне-

ния задания.

3.6.Определение сформированности коммуникативных действий 4 класс 1 полугодие

Задание

«Дорога к дому»

(модифицированное задание «Архитектор-строитель», Воз-

растно-психологическое консультирование…, 2007).

Коммуникативные действия

Оцениваем.УУД

умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры дей-

ствия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регули-

рующая функция речи

Возраст

ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма

выполнение совместного задания в классе парами.

Метод оценив.

наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата

Описание задания

двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (шир-

мой). Одному дается карточка с изображением пути к дому, другому — карточка с ори-

ентирами-точками. Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, вто-

рой — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но не-

льзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети ме-

няются ролями, намечая новый путь к дому.

Материал

набор из двух карточек с изображением пути к дому и двух карточек с ориентирами-

точками, карандаш или ручка, экран (ширма).

Инструкция

«Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как

обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с

изображением дороги к дому, а другой — карточку, на которой эту дорогу надо на-

рисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй — следовать его инструкци-

ям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сна-

чала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте ре-

шим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»

Критерии оценива-

ния

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства

нарисованных дорожек с образцами;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что

он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последова-

тельно и полно указать ориентиры траектории дороги;

умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведе-

ния от партнера по деятельности;

способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомо-

щи;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают

с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в

силу необходимости), негативное.

Показатели уров-

ня выполнения за-

дания

низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содер-

жат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу

или формулируются непонятно для партнера;

средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания

отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплыв-

чато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается ча-

стичное взаимопонимание;

высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети

достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информаци-

ей для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, че-

рез которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают ре-

зультат (нарисованную дорогу) с образцом.

4. Контрольно – измерительные материалы по литературному чте-

нию. (3 класс)

Викторина по произведениям К.Г.Паустовского 3 класс 1 четверть

1. РЕЗИНОВАЯ ЛОДКА.

Где купили резиновую лодку? ………………………………………………………………

Как назывался мост, около которого испытывали резиновую лодку?

…………………………………………………………………………………………………

Какой враг появился у лодки? ……………………………………………………………….

Что сгрыз у резиновой лодки маленький щенок? ………………………………………….

Что сделала с Мурзиком струя воздуха ? …………………………………………………..

Почему Мурзика не взяли на Глухое озеро?..........................................................................

…………………………………………………………………………

Что произошло на третий день ночевки на Глухом озере? …………………………………

………………………………………………………………………………………………………

Как после этого случая Мурзик относился к лодке? ……………………………………….

………………………………………………………………………………………………………

2. ПОДАРОК.

Как звали мальчика, внука лесника? ………………………………………………………..

Что однажды мальчик принёс Рувиму? …………………………………………………….

Куда поставили деревце ? ……………………………………………………………………

Что произошло при первом заморозке с деревцем в тёплой комнате? ……………………

………………………………………………………………………………………………………

О каком законе рассказал старый лесник? ………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………

Как объяснил это дед Митяй?...................................................................................................

………………………………………………………………………………………………………

Чем закончилась попытка сохранить память о лете? ………………………………………

……………………………………………………………………………………………………..

3. ДРЕМУЧИЙ МЕДВЕДЬ.

Куда определила бабка Анисья Петьку – маленького, когда он подрос?............................

О чём строго наказывали Петьке и бабка, и Степан? ………………………………………

Что интересного заметил Петя:

у бобров: ……………………………………………………………………………………………

у дятла: …………………………………………………………………………………………….

За что полюбили Петю звери, птицы и растения? ………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………

Почему медведя прозвали «Дремучим» ? ………………………………………………………

Кто помог Пете справиться с медведем? …………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………

Чего лишился медведь в схватке с окунем? ……………………………………………………

Что решил медведь для себя после этого происшествия? ………………………………………

Поверила ли бабка Анисья рассказу Пети? ………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………

Напишите другим ребятам, понравились ли вам произведения Паустовского. Почему?

Для чего надо читать произведения К.Г. Паустовского. ( Напишите ответ в виде текста,

не менее 5 предложений)

……………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………

5. Итоговая диагностика сформированности коммуникативных

универсальных учебных действий . (3 класс 2 полуг., 4 класс)

5.1. Уровни сформированности коммуникативных универ-

сальных учебных действий.;

Первый уровень: чтение текста (менее 90 слов в минуту вслух, более

100 слов в минуту про себя); воспроизведение текста по плану (схемам,

таблицам) с сохранением его основной мысли (выраженной в явном

виде), стиля и типа; ответы на наводящие вопросы.

Второй уровень: выразительное, осмысленное, беглое чтение текста

(более 100 слов в минуту вслух, более 120 слов в минуту про себя); со-

ставление простых планов текста, схем, таблиц по содержанию текста и

умение пользоваться ими при воспроизведении текста; нахождение

необходимой информации и усвоение её; умение ориентироваться в

мире дополнительной литературы; выражение своего отношения к вы-

сказыванию; ответы на различные виды вопросов; подробный и сжатый

пересказ текста; выступление по заданной теме; письменное составле-

ние небольшого текста по заданной теме.

Третий уровень: выразительное, осмысленное, беглое чтение текста

(более 120 слов в минуту Вслух, более 140 слов в минуту про себя). На-

хождение необходимой информации и её систематизация; умение поль-

зоваться справочной литературой (словарями и т. п.); самостоятельное

осмысление содержания высказывания; формулирование различных ви-

дов вопросов; пересказ текста от другого лица.

5.2. Виды табло учёта

1. Учёт сформированности КУУД.

Рекомендуется предлагать учащимся задания определённого уровня, если ими

освоен предыдущий уровень. В этом табло учёта приняты следующие критерии:

2б. - умение сформировано;

1б. - над этим умением идёт работа в настоящий момент.

2. Требования к уровню подготовки учащихся.

Начинать работу по заполнению табло необходимо за 1 год до окончания ступени.

В этом табло учета приняты критерии:

2б. - умение сформировано;

1 б. -умение частично сформировано;

0 б. -умение не сформировано.

3. Учёт видов работ по формированию общих коммуникативных универсаль-

ных учебных действий.

В данном табло необходимо отмечать, как регулярно и как часто для ученика ор-

ганизуются те или иные виды работ по формированию умений коммуникации.

При этом обозначаются только те виды работ, которые специально планировались

учителем с целью формирования умений коммуникации ученика. Из этого табло

можно увидеть, например, что на данном предмете для какого-либо ученика не

реже двух раз в неделю была специально запланирована работа по формированию

умения излагать мысли в устной форме: он дважды выступал с сообщением по

определённым темам в малых группах. Запись в соответствующей клеточке табло

может выглядеть следующим образом: «М 22.01; ЛЧ — 24.01». Это означает, что

данный ученик 22 января выступал с докладом в малой группе на математике, а

24 января — на литературном чтении. Таким образом, данное табло позволяет пе-

дагогу отслеживать, с какой регулярностью каждый ученик включён в различные

специально организованные ситуации взаимодействия с другими участниками

учебно-воспитательного процесса. Однако это табло ещё требует разработки и

апробации, поэтому его образец не приводится.

1. Учёт сформированности КУУД.

Уровень сформированности умения читать с пониманием

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

ФИО

Чтение текста (менее 90 слов в минуту - вслух, более 100 слов в минуту про себя)

Воспроизведение текста по плану, с со- хранением основной мысли, стиля, типа

Ответы на наводящие вопросы

Выразительное, осмысленное, беглое чтение текста (более 100 слов в минуту вслух, более 120 слов в

минуту про себя)

Составление простых планов текста, схем, таблиц по содержанию текста и умение пользоваться ими

Нахождение и усвоение необходимой информации

Умение ориентироваться в дополнительной литературе

Выражение своего отношения к высказыванию

Ответы на различные виды вопросов

Подробный и сжатый пересказ текста

Выступление по заданной теме

Письменное составление небольшого текста по заданной теме

Выразительное, осмысленное, беглое чтение текста (более 120 слов в минуту вслух, более 140 слов в

минуту про себя)

Нахождение и систематизация необходимой информации

Умение пользоваться справочной литературой

Самостоятельное осмысление содержания высказывания

Формулирование различных видов вопросов

Пересказ текста от другого лица

В этом табло учёта приняты следующие критерии:

2б. - умение сформировано;

1б. - над этим умением идёт работа в настоящий момент.

2. Требо

вания к уровню подготовки учащихся.

ФИО

Читать осмысленно, плавно (словосочетаниями, фразами), бегло (более 100 словв минуту вслух)

Контролировать скорость чтения в зависимости от ситуации

Выделять тему и главную мысль текста, устного или письменного

Находить в тексте непонятные слова и толковать их (с помощью словаря; по контексту)

Находить в тексте информацию, данную в явном виде

Находить в тексте информацию, данную в неявном виде

Формулировать выводы на основе явной и скрытой информации, содержащейся в тексте

Выполнять краткий пересказ текста (услышанного, прочитанного), сохраняя его жанр.принадлежн.

Проводить анализ языковых средств текста

Составлять план текста

Формулировать вопросы, направленные на понимание текста

Формулировать вопросы, направленные на обсуждение текста

Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму), с 2—3 микротемами

Строить свои высказывания в соответствии с литературными нормами

Начинать работу по заполнению табло необходимо за 1 год до окончания сту-

пени. В этом табло учета приняты критерии:

2б. - умение сформировано;

1 б. -умение частично сформировано;

0 б. -умение не сформировано.

5.3. Процедуры диагностики;

Цель диагностики: выявление уровня сформированности общих умений коммуникации (уме-

ния самостоятельно изучать литературу, то есть читать с пониманием, и излагать прочитанное в

письменной форме) учащихся для определения их образовательных дефицитов и постановки

дальнейших образовательных задач. Диагностику рекомендуется проводить не реже двух раз в

год: в начале учебного года (сентябрь — октябрь) и ближе к его завершению (апрель). для

своевременной коррекции работы педагогов и индивидуальных образовательных программ уча-

щихся целесообразно выборочное проведение диагностики в середине учебного года. Результа-

ты диагностики учитываются при планировании работы всеми педагогами, так как они являют-

ся основой для надпредметной составляющей индивидуальной образовательной программы

ученика. Имеющийся инструментарий позволяет проводить диагностику учащихся 4 классов.

В ходе работы диагностируется уровень сформированности следующих умений:

— находить в тексте информацию, заданную в явном виде;

— делить текст на смысловые части;

— находить информацию, заданную в неявном виде;

— определять тему, главную мысль текста;

— озаглавливать текст, смысловые части текста;

— объяснять смысл слов или выражений, опираясь на информацию, найденную в тексте;

— формулировать собственное мнение по проблемам, поднимаемым в тексте, привлекая для

аргументации дополнительные сведения;

— воспроизводить письменно прочитанный текст: подробно, с соблюдением авторской логики,

не искажая фактов, без речевых ошибок.

При проверке письменного текста рекомендуется исправлять орфографические и пунктуацион-

ные ошибки, но не оценивать за это работу, так как в текстах могут встречаться слова и предло-

жения с ещё не изученными орфограммами и пунктограммами (что тем не менее не влияет на

понимание текста

Материалы для диагностики:

• Пояснительная записка, содержащая элементы спецификации.

• Кодификатор умений коммуникации, проверяемых в ходе диагностики (далее — кодифика-

тор).

• Бланки с текстами и заданиями к ним (в двух вариантах).

• Лист примерных ответов.

• Схема анализа диагностической работы.

В пояснительной записке содержится информация о цели работы, составляющих диагностиче-

ского пакета, шкале оценки сформированности общих умений коммуникации, а также некото-

рые рекомендации по выполнению заданий учащимися, порядку проведения, проверки и оцени-

вания работ.

В логике поставленных целей работы составлен кодификатор. В нём отражены основные ма-

кроумения — самостоятельно изучать литературу (представленное в работе заданиями на пони-

мание текста); умение выражать мысли письменно (представленное заданиями на изложение

прочитанного в письменной форме, то есть воспроизведение). В кодификаторе указаны также

проверяемые микроумения и соответствующие им номера заданий работы.

Уровень сформированности умения самостоятельно изучать литературу диагностируется

при помощи заданий, направленных на проверку умений:

—делить текст на смысловые части;

— озаглавливать текст и его смысловые части (выносить в заголовок главное);

— определять тему и главную мысль текста;

— находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде (отвечать на вопросы);

— объяснять смысл слов или выражений, опираясь на информацию, найденную в тексте; фор-

мулировать собственное мнение по проблемам, поднимаемым в тексте, привлекая для аргумен-

тации дополнительные сведения.

Выполнение последнего задания требует от ученика умения не только находить в тексте нуж-

ную информацию, но и сочетать её с дополнительными сведениями (аргументами, примерами),

делать собственные выводы.

Уровень сформированности умения излагать прочитанное в письменной форме текста провеет-

ся отдельным заданием. Перед учащимся стоит задача изложить прочитанный текст подробно, с

соблюдением авторской логики, не искажая фактов, без речевых ошибок. В зависимости от за-

дач диагностики могут проверяться, напротив, умения передать содержание сжато или с изме-

нением лица и т. д. Следует подчеркнуть, что умение понимать и умение воспроизводить текст

неразрывно связаны. Без сформированности одного практически невозможно добиться каче-

ственного выполнения другого.

Каждый ученик для выполнения работы получает два бланка.

Бланк № 1 — это бланк с текстом и заданиями к нему. На этом же бланке предусмотрено место

для ответов учащегося.

Бланк №2 — это чистый лист для письменного воспроизведения текста. После выполнения на

бланке №1 заданий на понимание текста, перед тем как сдать его учителю и приступить к изло-

жению, ученик переписывает в бланк №2 свои заголовок и план текста. Кроме того, каждому

ученику выдаётся чистый лист черновик.

Важный момент: принципы отбора текстов для диагностики. Для учеников начальной школы

желательно подбирать тексты сюжетные, так как младшим школьникам более понятно повест-

вование, написанное в художественном стиле. Постепенно, по мере продолжения работы над

формированием общих умений коммуникации, тексты усложняются, дополняются элементами

рассуждения. Главная мысль в них выражается неявно.

При составлении работ учитывалось, что тип текста влияет на формулировку заданий. Напри-

мер, если выбрать для работы текст-описание, то могут возникнуть затруднения с формулиров-

кой заданий, проверяющих умение находить в тексте информацию, заданную в неявном виде

(определение темы, главной мысли).

Опыт составления инструментария показал: чтобы данная работа не воспринималась и педаго-

гами, и учащимися как контрольная по русскому языку, не стоит отбирать тексты только из

сборников изложений и диктантов. Однако с особой осторожностью следует отбирать также от-

рывки из художественных произведений или статей, поскольку они не адаптированы для

подобной работы, для конкретного возраста. Возможно использование фрагментов учебников

П9 разным предметам для данного возраста. В любом случае необходимо иметь в виду, что в

работе, рассчитанной на два варианта и более, тексты должны быть одинакового уровня слож-

ности, примерно равного объема (допускается разница в 1—б слов), иметь одинаковое количе-

ство частей и быть пригодными для выполнения одинаковых заданий. Иначе школьники, вы-

полняющие разные варианты одной работы, будут поставлены в неодинаковые условия, а сле-

довательно, выводы не будут объективны.

Оптимальный объем текста для двухчасовой (2 урока) работы в 4 классах — от 90 до 110

слов. Как показывает практика; в течение отведенного времени ученики успевают выполнить

весь объем заданий, не испытывая при этом значительной учебной усталости.

5.4. Диагностический материал:

4 класс

Пояснительная записка

Цель работы: выявить уровень сформированности коммуникативных учебных действий

(умения читать с пониманием и умения излагать мысли письменно) учащихся для определе-

ния их образовательных дефицитов и постановки дальнейших образовательных задач.

Время выполнения: 80 минут (2 урока).

Шкала оценки: за каждое верно выполненное задание ставится 1 балл; за неверно выпол-

ненное или невыполненное задание — 0 баллов (см. схему анализа результатов).

Баллы, набранные за задания 2, 4, 5, 8, 9, 10, умножаются на коэффициент 1,5. Таким

образом, значимость заданий, проверяющих понимающие умения, в определении уровня

сформированности умений коммуникации увеличивается.

Максимальное количество баллов: 20.

Количество вариантов: 2.

Особенности проведения и проверки работы:

задания 2-10 выполняются индивидуально на бланках;

— для выполнения задания 11 ученик выписывает свой заголовок и план текста (задания 2,

5) на отдельный чистый лист, а затем выполняет на нём письменный пересказ текста;

— проверку и оценивание работы производит учитель после сдачи бланков;

— баллы выставляются в схему анализа работы.

Шкала оценки сформированности коммуникативных учебных действий:

Уровень сформиро-

ванности умений

Понимание

(задания 2—10)

Воспроизведение

(задание 11)

Общие умения

коммуникации

Высокий

14—16 баллов

4 балла

17—20 баллов

Средний

5—13 баллов

2—3 балла

7—16 баллов

Низкий

0—4 балла

0—1 балл

0—6 баллов

По количеству набранных баллов учитель делает выводы об уровне сформированности ком-

муникативных учебных действий.

Определение уровня сформированности необходимо, если учитель не имеет возможности на

этапе планирования и на самом занятии работать с каждым ребёнком, а только с группами

детей. В этом случае определение уровня понимающих умений или умений воспроизведе-

ния позволяет условно объединить детей в одноуровневые группы для более эффективной

работы.

Для проверки работы к пакету прилагается лист ответов. Но нужно иметь в виду, что не все

задания контрольной работы предполагают однозначный ответ. Вариантов правильных от-

ветов может быть несколько. Поэтому для максимальной объективности оценивания крайне

важна квалификация учителя в области умений коммуникации. Спорные случаи предлагаем

оценивать за счёт обсуждения в учительской кооперации.

К речевым ошибкам относятся:

1. Употребление слова в несвойственном ему значении.

Мы шокированы прекрасной игрой актера.

2. Неразличение схожих по звучанию, но разных по значению слов и их ошибочное упо-

требление.

Были приняты эффектные меры.

З. Употребление слов разной стилевой окраски.

Автор, обращаясь к данной проблеме, пытался направить слушателей в другую колею.

4. Употребление лишних слов.

Очень прекрасный молодой юноша.

5. Употребление рядом однокоренных слов (тавтология).

В рассказе рассказывается.

б. Неоправданное повторение слова.

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глу-

бимы содеянного.

7. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили,

писатель направился в гостиницу.

8. Неудачное употребление местоимений.

У меня в своем воображении сразу возникла картина.

Орфографическую и пунктуационную грамотность педагог оценивает согласно принятым

нормам. Эта оценка не влияет на определение уровня сформированности общих умений

коммуникации, так как данная работа не является контрольной по русскому языку.

Пакет диагностических материалов:

а) для учителя: данная пояснительная записка; кодификатор; лист ответов; схема анализа ре-

зультатов мониторинга;

б) для ученика: бланк № 1 с текстом и заданиями к нему (1—10); бланк № 2 — чистый лист

для выполнения задания 11.

Кодификатор коммуникативных учебных действий, проверяемых в ходе диагностики

ПОНИМАНИЕ

Умение читать с пониманием:

Номер

заданий

• озаглавить текст, смысловые части текста

2, 5

• разделить текст на смысловые части

4

• находить в тексте информацию, заданную в явном виде

3, 6, 7

• объяснить значение слова, опираясь на текст и привлекая допол-

нительные сведения

8

• находить информацию, заданную в неявном виде (определить

тему текста, главную мысль текста)

9, 10

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Умение излагать мысли письменно (воспроизводить пись-

менно прочитанный текст):

подробное изложение;

соблюдение логики изложения;

верное изложение фактов;

отсутствие речевых ошибок.

11

Бланк №1

Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий.

Учени ____ 4 класса

Школы № ___________________________________

Города (села) ________________________________

Района _____________________________________

(Ф. И. О. учащегося в родительном падеже)

________________________________________

Вариант 1

1. Прочитай текст:

Рыцарями в Средние века называли благородных воинов, служивших коро-

лю. Они жили в замках. Строили замки на высоких труднодоступных местах.

Вокруг замков высились двойные или тройные кольца могучих крепостных

стен с башнями и бойницами. Замок был окружён глубоким рвом с водой. К

воротам шёл подъёмный мост на прочных цепях. При угрозе нападения мост с

помощью специальных приспособлений поднимали. В рыцарское жилище вели

дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая

решётка с острыми зубьями наверху. Жилище было безопасное, но не очень

удобное. Темно, сыро и мрачно внутри замка. Стёкол ещё не было, и окна за-

крывали ставнями. Согреться можно только у камина. В мирное время хозяин

замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры. Женщины занимались ру-

коделием. Одним из любимых развлечений рыцарей были турниры.

2. Озаглавь текст и запиши заголовок.

___________________________________________________________________

3. Отметь знаком «+» верные утверждения, а знаком «—» - неверные. Исполь-

зуй содержание прочитанного текста.

А) Рыцари служили королю.

Б) В замках всегда было тепло и светло.

В) Замок — это безопасное жилище.

Г) Замки строили на равнинах, чтобы до них было легко добраться.

д) Рыцари любили устраивать турниры.

4. Раздели текст на 4 смысловые части чёрточками.

5. Озаглавь каждую смысловую часть текста и запиши заголовки по порядку.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

б. Автор называет замок не очень удобным жилищем. Почему? Найди в тексте

доказательства и запиши их.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Автор говорит, что замок был безопасным жилищем. Найди в тексте и запи-

ши, как были защищены замки.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Объясни значение слова турнир (рыцарский). Запиши значение этого слова.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

9. Как ты думаешь, что нам хотел автор сказать этим текстом?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Сформулируй тему текста и запиши свой ответ.

11. Перечитай текст, подготовься к пересказу. Запиши на бланке № 2 свой за-

головок и план текста (задания 2, 5). Сдай бланк №1 учителю. На бланке №2

напиши подробный пересказ текста, соблюдая деление на абзацы. Подпиши

свою работу.

Бланк №1

Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий.

Учени ____ 4 класса

Школы № ___________________________________

Города (села) ________________________________

Района _____________________________________

(Ф. И. О. учащегося в родительном падеже) _____________________________

Вариант 2

1. Прочитай текст:

Славянские племена жили среди лесов, рек и тонких болот. Славяне охо-

тились, ловили рыбу, собирали мёд диких пчёл. Женщины готовили пищу, раз-

водили огороды, ткали, пряли, шили. Многие умели лечить больных отварами

из трав. Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под паш-

ню, приходилось вырубать лес. Поваленные деревья сжигали, золой удобряя

почву. Землю засеивали два-три года, пока она давала хороший урожай, а за-

тем переходили на новый участок. Место для поселения выбирали безопасное,

пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на прибрежном холме. Жилища

для тепла почти до половины уходили в землю, а рядом в загонах и хлевах дер-

жали домашний скот. Простым было убранство дома: деревянные лавки, сто-

лы, печь из камней и глины, топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выхо-

дил наружу через небольшие открытые окошки и низенькую дверь. Посуда

была глиняной. Одежду носили из льна и шерсти.

2. Озаглавь текст и запиши заголовок.

3. Отметь знаком «+» верные утверждения, а знаком ах—» — неверные. Ис-

пользуй содержание прочитанного текста.

А) Славяне. никогда не охотились.

Б) Славяне сообща занимались земледелием.

В) Убранство дома у славян было простым.

Г) Дома славян были очень высокими.

Д) Славяне умели лечить больных отварами из трав.

4. Раздели текст на 4 смысловые части чёрточками.

5. Озаглавь каждую смысловую часть текста и запиши заголовки по порядку.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6. Автор говорит, что «убранство дома было простым». Найди в тексте и запи-

ши, что было внутри дома.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Славяне землю засеивали два-три года, а затем переходили на новый уча-

сток. Почему? Найди ответ в тексте и запиши его.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Объясни значение слова земледелие. Запиши значение этого слова.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

9. Как ты думаешь, что нам хотел автор сказать этим текстом?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Сформулируй тему текста и запиши свой ответ.

____________________________________________________________________

11. Перечитай текст, подготовься к пересказу. Запиши на бланке № 2 свой за-

головок и план текста (задания 2, 5). Сдай бланк №1 учителю. На бланке № 2

напиши подробный пересказ текста, соблюдая деление на абзацы. Подпиши

свою работу.

5.5. Схема анализа сформированности коммуникативных универсаль-

ных учебных действий.

4 класс_______________________________________________________________________

(название образовательного учреждения, район, город)

Количество учащихся -________ Вариант- ____________________

№ Диагностируемые коммуникативные

учебные действия

Ф. И. учащегося

Сумма бал-

лов

2

Озаглавил текст с учётом темы,

основных событий (1 балл)

3

Отметил верные и неверные утвер-

ждения (1 балл за один правильный

ответ; максимум 5 баллов)

4

Верно разделил на смысловые части,

допустив не более одной неточности

(1 балл)

5

Озаглавил части с учётом микротем,

основных событий, допустив не бо-

лее одной неточности (1 балл)

6

Нашел в тексте доказательства приве-

денного утверждения (1 балл, если

нашел хотя бы одно доказательство)

7

Нашел в тексте и выписал нужную

информацию (1 балл)

8

Дал верное толкование слова (1 балл)

9

Верно сформулировал главную

мысль текста (1 балл)

10

Верно сформулировал тему текста (1

балл)

11

Текст изложил подробно (1 балл)

Логика изложения не нарушена (1

балл)

Фактических ошибок нет (1 балл)

Речевых ошибок нет (1 балл)

Сумма баллов в столбце (17 баллов)

Итоговый балл ученика (с учётом коэффициента) Максималь-

но, с учетом повышающего коэффициента, учащийся может

набрать 20 баллов (баллы, набранные за задания 2, 4, 5, 8, 9, 10,

умножаются на 1,5).



В раздел образования