Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


Автор: Шишина Кристина Сергеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СШ №33
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ:

ПРИЁМЫ

И

МЕТОДЫ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием

«грамотность»,

появилось

понятие

«функциональная

грамотность».

Кроме

элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять

простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие

арифметические действия, необходимо сформировать «функционально грамотную»

личность для успешной адаптации в социуме, для профессионального роста.

«Функциональная

грамотность

это

способность

использовать

постоянно

приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально

широкого

диапазона

жизненных

задач

в различных

сферах

человеческой

деятельности, общения и социальных отношений».

Нами рассмотрено одно из направлений функциональной грамотности: читательская

грамотность

Читательская

грамотность ―

способность

человека

понимать

и

использовать

письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и

заниматься чтением для того, чтобы

расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни.

Следует помнить, что слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на

дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может

включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков.

Результаты, которые ожидаемы от учеников:

- умение работать с текстом;

-

умение быстро и качественно извлекать из текста нужную информацию;

-

умение систематизировать информацию;

-

умение оценивать информацию;

-

умение переводить информацию из текстового вида в другие формы и обратно;

-

умение

делать

выводы

и

принимать

решения

на

основе

полученной

информации.

Умения:

Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной

информации, запрашиваемой в вопросе.

Толкование или интерпретация

предполагает извлечение из текста такой

информации, которая не сообщается напрямую.

Интеграция или связывание

отдельных сообщений текста в единое целое

свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста –

от отдельных предложений или абзацев до частей составных (множественных)

текстов.

В данной работе рассмотрены разные виды заданий и упражнений, которые можно

использовать

в

работе.

Они

помогают

ученикам

улучшить

навык

чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют

формированию читательской грамотности.

Рассмотрим несколько приемов, используемых для формирования читательской

грамотности на примерах работы в начальной школе и среднем звене:

1.Прием – «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом,

подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех

ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и

организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.

Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая

должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

2.Прием «Ключевые слова»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом,

подчеркивая те слова, которые являются ключевыми.

Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая

должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом и поможет

восстановить текст.

3 Прием «Найди ошибку»

Для

смыслового

обучения

чтению

можно

предложить

следующее

задание:

Прочитайте пословицу правильно

Здоровому - грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит.

4. Прием «Найди слова»

Поиск в тексте заданных слов: Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери

пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова

«грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными).

Нет, напрасно мы решили

Прокатить ________ в _______.

_______ кататься не привык,

Опрокинул __________________.

5. Прием «Найди ошибку»

Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

По печи узнают человека.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит.

Лес рубят – кепки летят.

Здоровье дороже молота.

Два сапога – тара.

Не руби лук, на котором сидишь.

Слезами морю не поможешь.

Смелость борода берёт.

Совесть без дубов, а загрызёт

6. Прием «Извлечение информации»

Извлечение

это

процесс

выбора

и

предъявления

конкретной

информации,

запрашиваемой в вопросе. Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов

информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту

его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая

информация содержится

Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от

морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и вернулась к хозяину с

мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пёс чем-то поранился,

поэтому начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не

обнаружил; шерсть же приобрела алый цвет. Некоторые финикийцы, взяв в руки 2

тяжёлых камня, ныряли на дно моря и доставали оттуда раковины, из которых

добывали несколько капель густой жидкости. Это была пурпурная краска. Если

краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой, если пожиже – алой. Ткань не

линяла. Её охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники. Какой вывод

можно сделать, основываясь на данном тексте?

Укажите правильный вариант ответа:

Финикийцы добывали пурпурную краску из раковин, которые находили на берегу.

Финикийцы добывали пурпурную краску из лесных растений.

Расположение у моря позволило финикийцам добывать пурпурную краску.

Лиловый цвет краски получался в результате более жидкого

7.

Приём

-

«Тонкие

и

толстые

вопросы»

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие

вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые)

вопросы.

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также

развивает умение задавать ''умные'' вопросы.

Отдельно хочется выделить такой прием как синквейн, который можно

применять с 1 класса!

7.Прием «Синквейн»

Синкве

́

йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма,

возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной

информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

(первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя

прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая

строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это

синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия).

Итак, в нашей разработке мы рассмотрели приемы, которые являются

универсальными для школьников любого возраста ( в старшей школе-методы работы с

текстом усложняются)

Литература:

1.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об

утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие

образования» на 2013 – 2020 годы»

2.

Основные результаты российских учащихся в международном исследовании

читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018

и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И.

Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа

экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 28 с. —

200 экз. — (Факты образования № 2(25)).

3.

Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа

XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с.

4.

Лупан С. «Поверь в свое дитя»



В раздел образования