Автор: Шишина Кристина Сергеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СШ №33
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ:
ПРИЁМЫ
И
МЕТОДЫ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием
«грамотность»,
появилось
понятие
«функциональная
грамотность».
Кроме
элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять
простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие
арифметические действия, необходимо сформировать «функционально грамотную»
личность для успешной адаптации в социуме, для профессионального роста.
«Функциональная
грамотность
—
это
способность
использовать
постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого
диапазона
жизненных
задач
в различных
сферах
человеческой
деятельности, общения и социальных отношений».
Нами рассмотрено одно из направлений функциональной грамотности: читательская
грамотность
Читательская
грамотность ―
способность
человека
понимать
и
использовать
письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и
заниматься чтением для того, чтобы
расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Следует помнить, что слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на
дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может
включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков.
Результаты, которые ожидаемы от учеников:
- умение работать с текстом;
-
умение быстро и качественно извлекать из текста нужную информацию;
-
умение систематизировать информацию;
-
умение оценивать информацию;
-
умение переводить информацию из текстового вида в другие формы и обратно;
-
умение
делать
выводы
и
принимать
решения
на
основе
полученной
информации.
Умения:
Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной
информации, запрашиваемой в вопросе.
Толкование или интерпретация
предполагает извлечение из текста такой
информации, которая не сообщается напрямую.
Интеграция или связывание
отдельных сообщений текста в единое целое
свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста –
от отдельных предложений или абзацев до частей составных (множественных)
текстов.
В данной работе рассмотрены разные виды заданий и упражнений, которые можно
использовать
в
работе.
Они
помогают
ученикам
улучшить
навык
чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют
формированию читательской грамотности.
Рассмотрим несколько приемов, используемых для формирования читательской
грамотности на примерах работы в начальной школе и среднем звене:
1.Прием – «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом,
подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех
ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и
организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.
Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая
должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.
2.Прием «Ключевые слова»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом,
подчеркивая те слова, которые являются ключевыми.
Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая
должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом и поможет
восстановить текст.
3 Прием «Найди ошибку»
Для
смыслового
обучения
чтению
можно
предложить
следующее
задание:
Прочитайте пословицу правильно
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
4. Прием «Найди слова»
Поиск в тексте заданных слов: Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери
пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова
«грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными).
Нет, напрасно мы решили
Прокатить ________ в _______.
_______ кататься не привык,
Опрокинул __________________.
5. Прием «Найди ошибку»
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
По печи узнают человека.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому - грач не нужен.
Торопливый человек дважды одно тело делает.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
Лес рубят – кепки летят.
Здоровье дороже молота.
Два сапога – тара.
Не руби лук, на котором сидишь.
Слезами морю не поможешь.
Смелость борода берёт.
Совесть без дубов, а загрызёт
6. Прием «Извлечение информации»
Извлечение
это
процесс
выбора
и
предъявления
конкретной
информации,
запрашиваемой в вопросе. Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов
информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту
его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая
информация содержится
Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от
морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и вернулась к хозяину с
мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пёс чем-то поранился,
поэтому начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не
обнаружил; шерсть же приобрела алый цвет. Некоторые финикийцы, взяв в руки 2
тяжёлых камня, ныряли на дно моря и доставали оттуда раковины, из которых
добывали несколько капель густой жидкости. Это была пурпурная краска. Если
краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой, если пожиже – алой. Ткань не
линяла. Её охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники. Какой вывод
можно сделать, основываясь на данном тексте?
Укажите правильный вариант ответа:
➢
Финикийцы добывали пурпурную краску из раковин, которые находили на берегу.
➢
Финикийцы добывали пурпурную краску из лесных растений.
➢
Расположение у моря позволило финикийцам добывать пурпурную краску.
➢
Лиловый цвет краски получался в результате более жидкого
7.
Приём
-
«Тонкие
и
толстые
вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие
вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые)
вопросы.
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также
развивает умение задавать ''умные'' вопросы.
Отдельно хочется выделить такой прием как синквейн, который можно
применять с 1 класса!
7.Прием «Синквейн»
Синкве
́
йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма,
возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной
информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
(первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя
прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая
строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это
синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия).
Итак, в нашей разработке мы рассмотрели приемы, которые являются
универсальными для школьников любого возраста ( в старшей школе-методы работы с
текстом усложняются)
Литература:
1.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013 – 2020 годы»
2.
Основные результаты российских учащихся в международном исследовании
читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018
и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И.
Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 28 с. —
200 экз. — (Факты образования № 2(25)).
3.
Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа
XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с.
4.
Лупан С. «Поверь в свое дитя»