Автор: Демина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Приемы работы над формированием беглого чтения
Раздел: начальное образование
Приемы работы над формированием беглого чтения
Скорость чтения один из критериев, который влияет на успеваемость
школьника. Из многолетних наблюдений замечено, что ученик средних
классов с низкой техникой чтения не может достигнуть высоких результатов
в обучении. Поэтому в начальных классах необходимо уделять внимание
технике чтения.
Хочу поделиться некоторыми приемами, которые я использую в своей
работе.
1.
Пирамидки слов
Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с
наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые
записывают
на
некотором
расстоянии
друг
от
друга.
На
каждой
последующей строчке это расстояние увеличивается.
2.
Первый — последний
Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать
только первый и последний слог в каждой строчке.
Лето
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Маша
и Таня собирают ее в ведерко. Мама будет варить из нее варенье. Зимой
в холода дети будут пить чай с вареньем.
Журавли
Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек.
Гнёзда строят прямо на земле. Журавль кружит над гнездом,
охраняет его. В конце лета журавли собираются в стаи и улетают
в тёплые страны.
3.
Найди слово
На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных,
не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее
отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.
Например,
1.
Вокруг, хлев, девочки, укол и др.
Найдите слова очки, кол, круг, лев.
Или
2.
3.
Среди букв спрятаны слова. Их нужно как можно быстрее найти и
подчеркнуть.
тарнпудоркгмостбнкрцугщм
цтлампацщнвбюфдвогуреци
4.
Прием «Молния»
Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его
прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать
презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару
секунд.
Например, мама, дом, школа; кукла, котик, тигр и др.
Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока
ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов.
5.
Прием «Спрятанные буквы»
Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать
слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие
задания:
1. слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого
закрыта пятном;
вод
2. слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором
несколько букв отсутствуют;
К. Ш. А
С. Б. КА
К. О. О. ИЛ
К. Р. ВА
С. Л. В. Й
С. ОН
Б. Г. М. Т
В. Р. НА
Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их,
дети должны сказать, как это все называется одним словом. В некоторых
случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и т.д.
3. чтение слов с перепутанными буквами.
В начале работы слова с перепутанными буквами
дети разгадывают
с опорой на цифры:
ФИТЛУ
ПИГАСО
ПАКТИ
35142
541632
42135
Далее усложняем задание, не давая опоры на цифры.
Здесь лексическую тему лучше задавать заранее.
Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА
4.
разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и
предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его
части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину
линейкой);
5. Прием «День — ночь»
Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с
соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети
приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза.
Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в
тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.
Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем
нельзя.
6. Прием «Иностранец»
Читаем слова, выделяя последний слог, как будто с иностранным акцентом.
Упражнение довольно утомительное, поэтому выполняем его в течение 30
секунд.
ОдИН в поЛЕ не воИН.
7. Прием «Кенгуру»
Ребёнок читает текст вслух через слово, то есть одно слово читает вслух,
другое про себя. Затем нужно, не подглядывая, кратко пересказать
прочитанное
.