Автор: Ольга Анатольевна Борисова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №32" г.Владимира
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: статья
Тема: "Читательский дневник как средство формирования читательской грамотности младших школьников"
Раздел: начальное образование
Читательский дневник как средство формирования
читательской грамотности младших школьников
"Книга - это духовное завещание одного
поколения другому. Вся жизнь человечества
последовательно оседала в книге: племена,
государства исчезали, а книга оставалась"
В.А.Сухомлинский
Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у
каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки
выбирать и читать книги, т.е. формирование школьника - читателя. В
ФГОС приоритетной целью обучения литературному чтению является
формирование необходимого уровня читательских компетенций,
осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования. Успешное
обучение в начальной и основной школе невозможно без
сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность - это способность человека понимать
и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности участвовать в социальной жизни.
Большую роль в формировании читательской культуры младших
школьников играют уроки внеклассного чтения. Для этого я
использую "Читательский дневник" издательства "Планета". Это
пособие содержит задания, направленные на формирование
читательских компетенций у обучающихся начальной школы.
Авторы пособия использовали основные методы формирования
читательской грамотности при составлении заданий "Читательского
дневника" в технологии критического мышления, информационно -
коммуникационные, игровые.
В своей деятельности я использую различные методы и приемы
работы с текстом, которые способствуют формированию читательской
грамотности.
Работу с читательским дневником начинаю с марта месяца 1
класса. Главная цель этого периода – научить детей работать с
читательским дневником. Успех всей работы во многом очень
зависит от поддержки родителей, поэтому на родительских собраниях
провожу предварительную работу с родителями. Во-первых,
стараюсь донести важность и необходимость самостоятельного
детского чтения, знакомлю с необходимыми условиями поддержки и
развития внеклассного чтения. А главное, что я, как учитель, должна
и могу сделать – увлечь, зацепить чем-то ребенка, привлечь его
внимание к книге. Довожу до сведения родителей следующие
правила.
1.Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру
ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали
прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать. Для
этого родители или педагоги во внеурочное время используют
различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит
ребенка продолжить чтение; просит прочитать небольшой текст под
картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей
семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).
2.Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше
ему читать взрослым. Установите правила в семье: перед сном
взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.
3.Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что
прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В
этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.
4.В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте)
предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из
героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого
автора.
В 1 классе ребята только знакомятся с "Читательским дневником".
Преобладает, в основном, коллективное выполнение заданий.
Хорошо работает методика « чтения с остановками»: на уроке или
внеурочных занятиях начинаю читать художественное произведение,
можно в течение несколько уроков читать понемногу. Чтение
учителем доводится до определенной смысловой кульминации и
вдруг обрывается, а далее детям предлагается самим это
произведение дочитать до конца и рассказать, чем же всё
закончилось. К примеру, читаем рассказ Драгунского "Сверху вниз,
наискосок!" Дочитываю: эпизод " А бочонок с краской оставили. И
резиновый шланг тоже." Использую прием прогнозирования,
спрашиваю: А что случилось дальше, как вы думаете? Дети
высказывают предположения: может быть они сами попробовали
красить; это, наверное, тяжело детям, качать краску... и т.д. Говорю,
чтобы узнать, что случилось дальше, нужно дочитать этот рассказ до
конца самим.
Еще хорошо срабатывают вопросы – загадки, отгадки на которые
дети могут найти, прочитав то или иное произведение. Какого цвета
бывают листья на деревьях? Ребята говорят зеленые, красные,
желтые, коричневые. А вот в рассказе В.А.Осеевой листья синие. Как
вы думаете: почему? Ответ найдете, когда прочитаете этот рассказ.
Прочитав произведение, переходим к выполнению заданий
дневника: определяем жанр, тему, главных героев.
Большое внимание авторы дневника уделяют слову. При составлении
заданий к прочитанным произведениям, они обращают внимание
читателей на значение слов и выражений, необходимых для
понимания прочитанного. Например, такое задание "прочитай слова
и их значения. Найди каждому слову пару и закрась ее
соответствующим цветом." "Соедини слово и его значение" и т.д.
Обучая ребят пересказу прочитанного, использую прием
"логические цепочки" (работа с составлением картинного плана).
После прочтения текста предлагаю учащимся построить события в
логической последовательности. Таких заданий много в
"Читательском дневнике". Пользуясь картинным планом,
пересказываем прочитанное.
На уроках внеклассного чтения в 1 класса хорошо работают
игровые технологии.
Например, прием "Незнайкино письмо"( письмо с пропусками или
письмо с дырками). Дети знают, что Незнайка - герой, который все
время что - то путает, забывает. На уроке, посвященном
стихотворениям А.Л. Барто, дети получают такое "письмо" с
пропусками. Пользуясь книгой, обучающиеся восстанавливают
стихотворения, читают их выразительно.
Для осмысления содержания прочитанного произведения в
дневнике предусмотрены задания вида: закончи предложения
словами из текста, выбери верный ответ на вопрос, ответь словами
текста и т.д.
Чтобы дать характеристику героям, дети выбирают из
предложенного списка слова, которыми можно их охарактеризовать.
Авторы пособия предусмотрели для маленьких читателей приемы
иллюстрирования художественного произведения, разгадывание
ребусов, кроссвордов. Такие задания вызывают у ребят особый
интерес. Очень нравятся детям приемы чтение по ролям и
драматизация(разыгрывание сценок из произведений).
К 3 классу техника чтения у ребят увеличивается. Произведения
из "Читательского дневника" становятся большими по объему.
Возрастает читательская самостоятельность обучающихся при работе
с произведениями.
На этапе осмысления содержания текста использую прием "Тонкие и
толстые вопросы". Он помогает различать вопросы, на которые
можно дать однозначные ответы(тонкие) и те, в ответе на которые
требуются умения размышлять, рассуждать, доказывать свою точку
зрения(толстые). На этом этапе организовываю работу в парах.
Например, при работе над текстом Д.Н.Мамина - Сибиряка "Богач и
Еремка" ребята записали "толстые вопросы": Почему старика Ерему
прозвали Богачем? Почему Еремка не взял зайца? Как ты думаешь,
отчего Богач отказался от службы?
"Тонкие вопросы": Что такое пожива? Что случилось с зайчиком?
Какой гостинец принес Богач зайцу?
На этом же этапе использовала другой прием "Дерево мудрости".
Прочитав сказку В.В.Бианки "Оранжевое горлышко", дети
приготовили записки, в которых содержался вопрос по тексту.
Каждый прикрепил ее к дереву. Далее ребята по очереди подходили,
"срывали" записки, читали вопросы и отвечали на них. Например,
дети записали такие вопросы: Что такое "полевой корабль"? Когда
куропатки начинают вить гнезда? Почему Подковкины взяли к себе
поршков Бровкиных? и т.д.
На этапе определения основной мысли произведения использовала
прием написания эссе. Например, при ответе на вопрос : Чему
научила тебя сказка Ю.К.Олеши "Три толстяка"? В "Читательском
дневнике для ответа на этот вопрос дается две строчки. Некоторые
ребята подошли ко мне с вопросом: А мне мало строчек, не
умещается ответ, где писать? Я предложила дать развернутый ответ
на этот вопрос, помогала правильно оформить мысли, это трудно,
поэтому помощь учителя необходима. Получались очень хорошие
эссе. Или по рассказу Л.Ф.Воронковой "Что сказала бы мама?" В
названии рассказа содержится вопрос. Определенного ответа на него
в тексте нет. Я предложила детям порассуждать над тем, а что бы на
самом деле сказала мама.
В "Читательском дневнике" во всех классах использована и
информационно - коммуникационная технология. Авторы пособия
большое внимание уделяют работе с разными источниками
информации: толковым, этимологическим словарем,
энциклопедиями. Такие задания обогащают словарный запас
учащихся, развивают их речь.
К 4 классу степень самостоятельности при работе с
художественным произведением возрастает. Методы и приемы
остаются прежними. Ребята сами выполняют задания. Вместе
разбираем те из них, которые вызвали затруднения. Дети
представляют задания, которые им особенно понравились.
Здесь часто использую прием "Черное и белое" при характеристике
героев произведений. Работая в парах, одни отбирают
положительные качества(белое), другие - отрицательные(черное).
Вызывают особый интерес составление синквейнов. Я знаю, что
многие коллеги используют в работе такой прием.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить
интерес к чтению книг - задача учителя, родителей. В решении
задачи формирования читательской самостоятельности помогает
работа с "Читательским дневником" издательства "Планета".
Работая с "Читательским дневником", мы отмечаем, что тексты,
подобранные авторами пособия разнообразны по жанру,
представлены произведения русских, советских и зарубежных
писателей. Они интересны, увлекательны для детей. Однако стоит
заметить, что многие из них давно не переиздаются. Поэтому у ребят
и родителей возникали трудности в поиске книг для чтения.
Только тот, кто сам влюблен в книгу, поможет найти к ней дорогу.
Работая по "Читательскому дневнику" издательства "Планета", я
некоторые произведения сама читала в первый раз, и они мне
понравились.
Читайте и "заражайте" чтением детей!