Напоминание

"Читательский дневник как средство формирования читательской грамотности младших школьников"


Автор: Ольга Анатольевна Борисова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №32" г.Владимира
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: статья
Тема: "Читательский дневник как средство формирования читательской грамотности младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Читательский дневник как средство формирования

читательской грамотности младших школьников

"Книга - это духовное завещание одного

поколения другому. Вся жизнь человечества

последовательно оседала в книге: племена,

государства исчезали, а книга оставалась"

В.А.Сухомлинский

Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у

каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки

выбирать и читать книги, т.е. формирование школьника - читателя. В

ФГОС приоритетной целью обучения литературному чтению является

формирование необходимого уровня читательских компетенций,

осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию

читательской деятельности как средства самообразования. Успешное

обучение в начальной и основной школе невозможно без

сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность - это способность человека понимать

и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься

чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои

знания и возможности участвовать в социальной жизни.

Большую роль в формировании читательской культуры младших

школьников играют уроки внеклассного чтения. Для этого я

использую "Читательский дневник" издательства "Планета". Это

пособие содержит задания, направленные на формирование

читательских компетенций у обучающихся начальной школы.

Авторы пособия использовали основные методы формирования

читательской грамотности при составлении заданий "Читательского

дневника" в технологии критического мышления, информационно -

коммуникационные, игровые.

В своей деятельности я использую различные методы и приемы

работы с текстом, которые способствуют формированию читательской

грамотности.

Работу с читательским дневником начинаю с марта месяца 1

класса. Главная цель этого периода – научить детей работать с

читательским дневником. Успех всей работы во многом очень

зависит от поддержки родителей, поэтому на родительских собраниях

провожу предварительную работу с родителями. Во-первых,

стараюсь донести важность и необходимость самостоятельного

детского чтения, знакомлю с необходимыми условиями поддержки и

развития внеклассного чтения. А главное, что я, как учитель, должна

и могу сделать – увлечь, зацепить чем-то ребенка, привлечь его

внимание к книге. Довожу до сведения родителей следующие

правила.

1.Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру

ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали

прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать. Для

этого родители или педагоги во внеурочное время используют

различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит

ребенка продолжить чтение; просит прочитать небольшой текст под

картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей

семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).

2.Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше

ему читать взрослым. Установите правила в семье: перед сном

взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.

3.Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что

прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В

этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.

4.В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте)

предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из

героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого

автора.

В 1 классе ребята только знакомятся с "Читательским дневником".

Преобладает, в основном, коллективное выполнение заданий.

Хорошо работает методика « чтения с остановками»: на уроке или

внеурочных занятиях начинаю читать художественное произведение,

можно в течение несколько уроков читать понемногу. Чтение

учителем доводится до определенной смысловой кульминации и

вдруг обрывается, а далее детям предлагается самим это

произведение дочитать до конца и рассказать, чем же всё

закончилось. К примеру, читаем рассказ Драгунского "Сверху вниз,

наискосок!" Дочитываю: эпизод " А бочонок с краской оставили. И

резиновый шланг тоже." Использую прием прогнозирования,

спрашиваю: А что случилось дальше, как вы думаете? Дети

высказывают предположения: может быть они сами попробовали

красить; это, наверное, тяжело детям, качать краску... и т.д. Говорю,

чтобы узнать, что случилось дальше, нужно дочитать этот рассказ до

конца самим.

Еще хорошо срабатывают вопросы – загадки, отгадки на которые

дети могут найти, прочитав то или иное произведение. Какого цвета

бывают листья на деревьях? Ребята говорят зеленые, красные,

желтые, коричневые. А вот в рассказе В.А.Осеевой листья синие. Как

вы думаете: почему? Ответ найдете, когда прочитаете этот рассказ.

Прочитав произведение, переходим к выполнению заданий

дневника: определяем жанр, тему, главных героев.

Большое внимание авторы дневника уделяют слову. При составлении

заданий к прочитанным произведениям, они обращают внимание

читателей на значение слов и выражений, необходимых для

понимания прочитанного. Например, такое задание "прочитай слова

и их значения. Найди каждому слову пару и закрась ее

соответствующим цветом." "Соедини слово и его значение" и т.д.

Обучая ребят пересказу прочитанного, использую прием

"логические цепочки" (работа с составлением картинного плана).

После прочтения текста предлагаю учащимся построить события в

логической последовательности. Таких заданий много в

"Читательском дневнике". Пользуясь картинным планом,

пересказываем прочитанное.

На уроках внеклассного чтения в 1 класса хорошо работают

игровые технологии.

Например, прием "Незнайкино письмо"( письмо с пропусками или

письмо с дырками). Дети знают, что Незнайка - герой, который все

время что - то путает, забывает. На уроке, посвященном

стихотворениям А.Л. Барто, дети получают такое "письмо" с

пропусками. Пользуясь книгой, обучающиеся восстанавливают

стихотворения, читают их выразительно.

Для осмысления содержания прочитанного произведения в

дневнике предусмотрены задания вида: закончи предложения

словами из текста, выбери верный ответ на вопрос, ответь словами

текста и т.д.

Чтобы дать характеристику героям, дети выбирают из

предложенного списка слова, которыми можно их охарактеризовать.

Авторы пособия предусмотрели для маленьких читателей приемы

иллюстрирования художественного произведения, разгадывание

ребусов, кроссвордов. Такие задания вызывают у ребят особый

интерес. Очень нравятся детям приемы чтение по ролям и

драматизация(разыгрывание сценок из произведений).

К 3 классу техника чтения у ребят увеличивается. Произведения

из "Читательского дневника" становятся большими по объему.

Возрастает читательская самостоятельность обучающихся при работе

с произведениями.

На этапе осмысления содержания текста использую прием "Тонкие и

толстые вопросы". Он помогает различать вопросы, на которые

можно дать однозначные ответы(тонкие) и те, в ответе на которые

требуются умения размышлять, рассуждать, доказывать свою точку

зрения(толстые). На этом этапе организовываю работу в парах.

Например, при работе над текстом Д.Н.Мамина - Сибиряка "Богач и

Еремка" ребята записали "толстые вопросы": Почему старика Ерему

прозвали Богачем? Почему Еремка не взял зайца? Как ты думаешь,

отчего Богач отказался от службы?

"Тонкие вопросы": Что такое пожива? Что случилось с зайчиком?

Какой гостинец принес Богач зайцу?

На этом же этапе использовала другой прием "Дерево мудрости".

Прочитав сказку В.В.Бианки "Оранжевое горлышко", дети

приготовили записки, в которых содержался вопрос по тексту.

Каждый прикрепил ее к дереву. Далее ребята по очереди подходили,

"срывали" записки, читали вопросы и отвечали на них. Например,

дети записали такие вопросы: Что такое "полевой корабль"? Когда

куропатки начинают вить гнезда? Почему Подковкины взяли к себе

поршков Бровкиных? и т.д.

На этапе определения основной мысли произведения использовала

прием написания эссе. Например, при ответе на вопрос : Чему

научила тебя сказка Ю.К.Олеши "Три толстяка"? В "Читательском

дневнике для ответа на этот вопрос дается две строчки. Некоторые

ребята подошли ко мне с вопросом: А мне мало строчек, не

умещается ответ, где писать? Я предложила дать развернутый ответ

на этот вопрос, помогала правильно оформить мысли, это трудно,

поэтому помощь учителя необходима. Получались очень хорошие

эссе. Или по рассказу Л.Ф.Воронковой "Что сказала бы мама?" В

названии рассказа содержится вопрос. Определенного ответа на него

в тексте нет. Я предложила детям порассуждать над тем, а что бы на

самом деле сказала мама.

В "Читательском дневнике" во всех классах использована и

информационно - коммуникационная технология. Авторы пособия

большое внимание уделяют работе с разными источниками

информации: толковым, этимологическим словарем,

энциклопедиями. Такие задания обогащают словарный запас

учащихся, развивают их речь.

К 4 классу степень самостоятельности при работе с

художественным произведением возрастает. Методы и приемы

остаются прежними. Ребята сами выполняют задания. Вместе

разбираем те из них, которые вызвали затруднения. Дети

представляют задания, которые им особенно понравились.

Здесь часто использую прием "Черное и белое" при характеристике

героев произведений. Работая в парах, одни отбирают

положительные качества(белое), другие - отрицательные(черное).

Вызывают особый интерес составление синквейнов. Я знаю, что

многие коллеги используют в работе такой прием.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить

интерес к чтению книг - задача учителя, родителей. В решении

задачи формирования читательской самостоятельности помогает

работа с "Читательским дневником" издательства "Планета".

Работая с "Читательским дневником", мы отмечаем, что тексты,

подобранные авторами пособия разнообразны по жанру,

представлены произведения русских, советских и зарубежных

писателей. Они интересны, увлекательны для детей. Однако стоит

заметить, что многие из них давно не переиздаются. Поэтому у ребят

и родителей возникали трудности в поиске книг для чтения.

Только тот, кто сам влюблен в книгу, поможет найти к ней дорогу.

Работая по "Читательскому дневнику" издательства "Планета", я

некоторые произведения сама читала в первый раз, и они мне

понравились.

Читайте и "заражайте" чтением детей!



В раздел образования