Напоминание

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»


Автор: Декабрина Ильинична Баишева
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МО "Намский улус" РС(Я) МБОУ "Намская СОШ №2" педагог-психолог
Населённый пункт: МБОУ "Намская СОШ №2" Намский улус с.Намцы Республики Саха (я)
Наименование материала: доклад "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения"
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №2»

МО «Намский улус» РС (Якутия)

Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

с ограниченными возможностями здоровья

в условиях общеобразовательного учреждения»

Баишева

Декабрина

Ильинична

педагог-психолог

МБОУ «НСОШ №2»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_______________________________________________________________3

Глава I. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении__________________4

1.1.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ________________

1.2.

Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ__________________

II. Из опыта работы психолого-педагогического сопровождения с детьми ОВЗ и

детьми инвалидами ___________________________________________________

2.1. Оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и

механизмов его проблем_________________________________________________

2.2 Результат психолого-педагогического сопровождения ____________________

III. Заключение___________________________________________________________

Приложение 1. Индивидуальная карта психолого- педагогического сопровождения

учащихся с ОВЗ

Приложение 2.

Введение

Актуальность. Включение детей с ОВЗ в среду общеобразовательной школы требует

значительных изменений в организации процесса обучения. И подразумевает не только

создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в

общеобразовательные учреждения, но и необходимость обеспечения комплексного

психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего

периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ рассматривается

как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребѐнку и

родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны

специалистов разного профиля, действующих координировано.

Эта система предполагает содружество учителя с различными специалистами в

образовательном пространстве школы (педагогами-психологами, учителями-логопедами,

социальными и медицинскими работниками) в рамках психолого-педагогического

консилиума (ППк) в школе.

ППк является структурным подразделением образовательной организации, регулирующим

процесс сопровождения обеспечивающим комплексность процесса сопровождения.

Целью сопровождения является обеспечение оптимального развития ребенка с

ограниченными возможностями здоровья, получения качественного образования детьми в

условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи:

- координация деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения при

организации образовательного процесса детей с ОВЗ;

- психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с

ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);

- создание оптимального уровня психологического комфорта в образовательном учреждении

через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.

3

Глава I. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении.

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее

детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС),

позволяет

определить

пути

и

средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых

условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ

должно

стать

введение

в

культуру

ребёнка,

по

разным

причинам

выпадающего

из

её

образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать

обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером

нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые

образовательные

потребности

такого

ребёнка,

можно

открыть

ему

путь

к

общему

образованию.

Под

сопровождением

понимается

не

просто

сумма

разнообразных

методов

коррекционно-развивающей,

профилактической,

защитно-правовой,

реабилитационной

и

оздоровительной

работы

с

детьми,

а

именно

комплексная

деятельность

специалистов,

направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации

детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного

сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание

специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития.

В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения,

которые включают:

во-первых, систематическое

отслеживание

психолого-педагогического

статуса

ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения;

во-вторых, создание

социально-психологических

условий

для

развития

личности

ребенка и его успешного обучения;

в-третьих, создание

специальных

психолого-педагогических

и

медико-социальных

условий для оказания помощи семьям и детям-инвалидам и детям с ОВЗ.

Для

семьи,

воспитывающей

ребенка

с

ограниченными

возможностями,

важным

является

максимальное

развитие

потенциальных

возможностей

ребенка

и

успешная

интеграция

его

в

обществе.

Поэтому

родителям

необходимо

своевременная

помощь

в

воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению

их отчужденности в обществе.

Психолого-педагогическое

сопровождение

детей-инвалидов

и

детей

с

ОВЗ,

обучающихся в общеобразовательной массовой школе, в первую очередь направлено

4

на создание условий без барьерной образовательной среды.

И для психологической службы основная задача состоит в том, чтобы помочь этим

детям прийти к осознанию себя как полноправного члена детского сообщества. Именно

возможность детей с отклонениями в развитии идти и развиваться в ногу со временем

позволит им, окончив школу, не бояться столкнуться с действительностью этой жизни и

успешно в ней адаптироваться. Поэтому данная категория детей, наравне со сверстниками

должна быть вовлечена во все сферы образования и творчества. Все дети, вне зависимости от

диагноза и степени выраженности своего дефекта, по желанию должны посещать различные

кружки и секции школы.

Тесное

сотрудничество

педагога-психолога

школы

с

другими

специалистами

(медицинским

работником,

учителями-предметниками,

классными

руководителями,

социальным педагогом), а также родителями и самими учащимися позволит решить все

задачи.

Педагог-психолог

выступает

в

качестве

помощника

для

учителей

по

овладению

коррекционно-развивающими

технологиями,

помогает

им

на

основе

педагогической

диагностики разработать индивидуальный образовательный маршрут, даст рекомендации по

планированию учебных занятий с учетом специфики каждого ребенка.

5

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют

отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с

повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой

памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения

психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития,

не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как

детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений

жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это

определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети)

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (поведение и общение);

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения

представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического

сопровождения как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных

компонентов.

1.2. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

1.

У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в

необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной

информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2.

Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут

осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность

3.

Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на

другую.

6

Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной

активности детей, несовершенством навыков и умений

4.

Самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

5.

Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной,

механическая над логической, наглядная над словесной.

6.

Мышление. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-

образное.

7.

Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не

сформированы

8.

Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости

II.

Из опыта работы психолого-педагогического сопровождения с детьми ОВЗ

С каждым годом в общеобразовательную школу приходят все больше и больше детей с

ОВЗ, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В результате чего назрела

острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на

образование, желание и готовность включить их в детское сообщество [20].

В нашей школе на сегодняшний день обучается 41 детей с ОВЗ, которые обучаются по

адаптированной основной образовательной программе с согласия родителей (законных

представителей) и на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-

педагогической комиссии (далее ТПМПК). Таким «особенным» детям необходимы и особые

условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-педагогического

сопровождения.

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что в нашей школе «НСОШ № 2» не

только созданы технические условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в

общеобразовательное учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса,

который строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными

возможностями здоровья. Социально-психологическая служба старается организовать

благоприятные условия в кабинете зоны для психолого-педагогического сопровождения

детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ предполагает целостный, и непрерывный

комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов

7

взаимодействия всех участников образовательного процесса включающий в себя следующие

направления.

В школе работают педагоги-психологи, социальные педагоги, которые оказывают

необходимую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам, родителям, педагогам в решении

задач развития, обучения и воспитания.

(Слайд количество детей по годам)

Динамика показания детей с ОВЗ и детей инвалидов

По годам

Группа детей с ОВЗ

НОДА

ТНР

Слабовид.

Слабосл.

УО

ЗПР

Без

варианта

2019-2020г

1

5

1

0

5

22

4

2020-2021г

1

3

2

1

4

28

4

2021-2022г

2

4

4

1

4

22

4

Отслеживание детей-инвалидов

Года

Количество обучающихся

2019- 2020г

13обучающихся

2020-2021г

15 обучающихся

2021-2022г

18 обучающихся

8

2.1. Оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и

механизмов его проблем.

С 2021-2022 учебного года психологами разработана «Карта психолого-педагогического

сопровождения обучающегося с ОВЗ и детей-инвалидов», в которой фиксируется

динамика качественных характеристик обучающегося, а так же его психологического

профиля с момента получения заключения ТПМПК о том, что ребенок имеет

ограниченные возможности здоровья (показ слайд)

Индивидуальная карта психолого-педагогического

сопровождения с ОВЗ

1.ФИО ребёнка:______________________________________________________

2.Дата рождения:_____________________________________________________

3.Класс______________________________________________________________

4.Классный руководитель______________________________________________

Дом.адрес, телефон____________________________________________________

Сведение о семье:

ФИО матери_________________________________________________________________

ФИО отца____________________________________________________________________

Образовательное учреждение: __________________________________________

Привычки, интересы: _________________________________________________

Ведущая рука: _______________________________________________________

Ведущая деятельность ребенка: ________________________________________

Общение:

- с одноклассниками__________________________________________________

- с учителями ________________________________________________________

Особенности поведения: ______________________________________________

Сформированность социально-бытовой ориентации: ____________________

Результат развития

Характеристика особенностей

психофизического развития

Не сформ.

Частич.

сформ.

Сформ.

1.Ориентировка во времени

2.Ориентировка в пространстве

3. Внимание. Определение

произвольного внимания -

наблюдательность

4. Память. Слуховая

5. Зрительная память

6. Мышление. Логические мысли.

Пересказ рассказа

7. Наглядно-действенное мышление.

Словесно-логическое мышление

8. имеет элементарные представления о

своем городе, стране, мире

9.Общая оценка учебных навыков

Рекомендации: (для специалистов, учителей-предметников)

Мы как педагоги-психологи проводим выявление индивидуальных личностных

особенностей обучающихся с ОВЗ, осуществляю коррекцию эмоционально-волевой,

поведенческой и коммуникативной сфер, развиваю когнитивные процессы обучающихся с

ОВЗ. Для осуществления деятельности, как и других общеобразовательных учреждениях,

нами разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа для обучающихся,

имеющих трудности в освоении образовательных программ.

Программа коррекционной работы направлена на коррекцию недостатков психического и

(или) физического развития обучающихся с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении

адаптированной основной образовательной программы, оказание помощи и поддержки

детям данной категории.

Цель нашей программы – обеспечение психолого-педагогических условий для успешного

обучения и развития личности обучающихся, имеющих трудности в освоении

образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.

Коррекционные занятия проводятся в кабинетах (классах) или в кабинете педагога-

психолога . Пространство кабинета педагога-психолога маленькая, но является важной

частью развивающей предметной среды образовательного учреждения и включает в себя

2 зоны, имеющих специфическое назначение.

Для повышения уровня самооценки, познавательной активности, мотивации к учебной

деятельности, для повышения уровня работоспособности и самостоятельности,

уверенности в себе нами психологами применяются специальные методы и приемы

коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:

игровые ситуации, которые являться психотерапевтическим средством;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков

предметов, позволяют развивать у детей произвольность психических процессов, таких

как внимание, восприятие, память;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы,

особенно в области лица и кистей рук;

- песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к

окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;

- Дыхательная гимнастика

- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности

ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие личности ребенка;

- образовательная кинезиология – специально организованные движения,

оптимизирующие деятельность мозга и тела для гармоничного развития и творческой

самореализации личности [9, 13, 14, 15, 27, 37].

Таким образом, применение специальных методов и приемов коррекционного

воздействия повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие

способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует

самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

2.2 Результат психолого-педагогического сопровождения

Динамика поступления в ССУЗ-ы

Поступление

по годам

Количество

поступивших

Куда поступили

2018-2019г

2уч.

ГА ПОУ НПК

20219-2020г

1уч.

ГАПОУ РС(Я) «Якутский

технологический техникум сервиса»

2020-2021г

5уч

Арктический государственный

агротехнологический университет.

ГА ПОУ НПК

Якутскиу музыкальный

колледжим.И.Н.Жиркова (2уч.)

Сунтарский технологический колледж

Достижения детей с ОВЗ и детей инвалидов

Наши дети активно принимают участие проводимых в школьной, муниципальной

олимпиаде, конкурсах, викторинах и даже в Всероссийских, региональных,

республиканских конкурсах, олимпиадах:



В раздел образования