Автор: Декабрина Ильинична Баишева
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МО "Намский улус" РС(Я) МБОУ "Намская СОШ №2" педагог-психолог
Населённый пункт: МБОУ "Намская СОШ №2" Намский улус с.Намцы Республики Саха (я)
Наименование материала: доклад "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения"
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Раздел: среднее образование
МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №2»
МО «Намский улус» РС (Якутия)
Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
с ограниченными возможностями здоровья
в условиях общеобразовательного учреждения»
Баишева
Декабрина
Ильинична
педагог-психолог
МБОУ «НСОШ №2»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение_______________________________________________________________3
Глава I. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении__________________4
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ________________
1.2.
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ__________________
II. Из опыта работы психолого-педагогического сопровождения с детьми ОВЗ и
детьми инвалидами ___________________________________________________
2.1. Оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и
механизмов его проблем_________________________________________________
2.2 Результат психолого-педагогического сопровождения ____________________
III. Заключение___________________________________________________________
Приложение 1. Индивидуальная карта психолого- педагогического сопровождения
учащихся с ОВЗ
Приложение 2.
Введение
Актуальность. Включение детей с ОВЗ в среду общеобразовательной школы требует
значительных изменений в организации процесса обучения. И подразумевает не только
создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в
общеобразовательные учреждения, но и необходимость обеспечения комплексного
психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего
периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ рассматривается
как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребѐнку и
родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны
специалистов разного профиля, действующих координировано.
Эта система предполагает содружество учителя с различными специалистами в
образовательном пространстве школы (педагогами-психологами, учителями-логопедами,
социальными и медицинскими работниками) в рамках психолого-педагогического
консилиума (ППк) в школе.
ППк является структурным подразделением образовательной организации, регулирующим
процесс сопровождения обеспечивающим комплексность процесса сопровождения.
Целью сопровождения является обеспечение оптимального развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, получения качественного образования детьми в
условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- координация деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения при
организации образовательного процесса детей с ОВЗ;
- психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с
ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);
- создание оптимального уровня психологического комфорта в образовательном учреждении
через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.
3
Глава I. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении.
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее
детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
(ФГОС),
позволяет
определить
пути
и
средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых
условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ
должно
стать
введение
в
культуру
ребёнка,
по
разным
причинам
выпадающего
из
её
образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать
обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером
нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые
образовательные
потребности
такого
ребёнка,
можно
открыть
ему
путь
к
общему
образованию.
Под
сопровождением
понимается
не
просто
сумма
разнообразных
методов
коррекционно-развивающей,
профилактической,
защитно-правовой,
реабилитационной
и
оздоровительной
работы
с
детьми,
а
именно
комплексная
деятельность
специалистов,
направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации
детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного
сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание
специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития.
В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения,
которые включают:
во-первых, систематическое
отслеживание
психолого-педагогического
статуса
ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения;
во-вторых, создание
социально-психологических
условий
для
развития
личности
ребенка и его успешного обучения;
в-третьих, создание
специальных
психолого-педагогических
и
медико-социальных
условий для оказания помощи семьям и детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Для
семьи,
воспитывающей
ребенка
с
ограниченными
возможностями,
важным
является
максимальное
развитие
потенциальных
возможностей
ребенка
и
успешная
интеграция
его
в
обществе.
Поэтому
родителям
необходимо
своевременная
помощь
в
воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению
их отчужденности в обществе.
Психолого-педагогическое
сопровождение
детей-инвалидов
и
детей
с
ОВЗ,
обучающихся в общеобразовательной массовой школе, в первую очередь направлено
4
на создание условий без барьерной образовательной среды.
И для психологической службы основная задача состоит в том, чтобы помочь этим
детям прийти к осознанию себя как полноправного члена детского сообщества. Именно
возможность детей с отклонениями в развитии идти и развиваться в ногу со временем
позволит им, окончив школу, не бояться столкнуться с действительностью этой жизни и
успешно в ней адаптироваться. Поэтому данная категория детей, наравне со сверстниками
должна быть вовлечена во все сферы образования и творчества. Все дети, вне зависимости от
диагноза и степени выраженности своего дефекта, по желанию должны посещать различные
кружки и секции школы.
Тесное
сотрудничество
педагога-психолога
школы
с
другими
специалистами
(медицинским
работником,
учителями-предметниками,
классными
руководителями,
социальным педагогом), а также родителями и самими учащимися позволит решить все
задачи.
Педагог-психолог
выступает
в
качестве
помощника
для
учителей
по
овладению
коррекционно-развивающими
технологиями,
помогает
им
на
основе
педагогической
диагностики разработать индивидуальный образовательный маршрут, даст рекомендации по
планированию учебных занятий с учетом специфики каждого ребенка.
5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют
отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с
повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой
памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития,
не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как
детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений
жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это
определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети)
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (поведение и общение);
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения
представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического
сопровождения как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных
компонентов.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
1.
У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в
необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной
информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2.
Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут
осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность
3.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на
другую.
6
Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной
активности детей, несовершенством навыков и умений
4.
Самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
5.
Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной,
механическая над логической, наглядная над словесной.
6.
Мышление. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-
образное.
7.
Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не
сформированы
8.
Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости
II.
Из опыта работы психолого-педагогического сопровождения с детьми ОВЗ
С каждым годом в общеобразовательную школу приходят все больше и больше детей с
ОВЗ, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В результате чего назрела
острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на
образование, желание и готовность включить их в детское сообщество [20].
В нашей школе на сегодняшний день обучается 41 детей с ОВЗ, которые обучаются по
адаптированной основной образовательной программе с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-
педагогической комиссии (далее ТПМПК). Таким «особенным» детям необходимы и особые
условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-педагогического
сопровождения.
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что в нашей школе «НСОШ № 2» не
только созданы технические условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в
общеобразовательное учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса,
который строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья. Социально-психологическая служба старается организовать
благоприятные условия в кабинете зоны для психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ предполагает целостный, и непрерывный
комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов
7
взаимодействия всех участников образовательного процесса включающий в себя следующие
направления.
В школе работают педагоги-психологи, социальные педагоги, которые оказывают
необходимую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам, родителям, педагогам в решении
задач развития, обучения и воспитания.
(Слайд количество детей по годам)
Динамика показания детей с ОВЗ и детей инвалидов
По годам
Группа детей с ОВЗ
НОДА
ТНР
Слабовид.
Слабосл.
УО
ЗПР
Без
варианта
2019-2020г
1
5
1
0
5
22
4
2020-2021г
1
3
2
1
4
28
4
2021-2022г
2
4
4
1
4
22
4
Отслеживание детей-инвалидов
Года
Количество обучающихся
2019- 2020г
13обучающихся
2020-2021г
15 обучающихся
2021-2022г
18 обучающихся
8
2.1. Оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и
механизмов его проблем.
С 2021-2022 учебного года психологами разработана «Карта психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ и детей-инвалидов», в которой фиксируется
динамика качественных характеристик обучающегося, а так же его психологического
профиля с момента получения заключения ТПМПК о том, что ребенок имеет
ограниченные возможности здоровья (показ слайд)
Индивидуальная карта психолого-педагогического
сопровождения с ОВЗ
1.ФИО ребёнка:______________________________________________________
2.Дата рождения:_____________________________________________________
3.Класс______________________________________________________________
4.Классный руководитель______________________________________________
Дом.адрес, телефон____________________________________________________
Сведение о семье:
ФИО матери_________________________________________________________________
ФИО отца____________________________________________________________________
Образовательное учреждение: __________________________________________
Привычки, интересы: _________________________________________________
Ведущая рука: _______________________________________________________
Ведущая деятельность ребенка: ________________________________________
Общение:
- с одноклассниками__________________________________________________
- с учителями ________________________________________________________
Особенности поведения: ______________________________________________
Сформированность социально-бытовой ориентации: ____________________
Результат развития
Характеристика особенностей
психофизического развития
Не сформ.
Частич.
сформ.
Сформ.
1.Ориентировка во времени
2.Ориентировка в пространстве
3. Внимание. Определение
произвольного внимания -
наблюдательность
4. Память. Слуховая
5. Зрительная память
6. Мышление. Логические мысли.
Пересказ рассказа
7. Наглядно-действенное мышление.
Словесно-логическое мышление
8. имеет элементарные представления о
своем городе, стране, мире
9.Общая оценка учебных навыков
Рекомендации: (для специалистов, учителей-предметников)
Мы как педагоги-психологи проводим выявление индивидуальных личностных
особенностей обучающихся с ОВЗ, осуществляю коррекцию эмоционально-волевой,
поведенческой и коммуникативной сфер, развиваю когнитивные процессы обучающихся с
ОВЗ. Для осуществления деятельности, как и других общеобразовательных учреждениях,
нами разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа для обучающихся,
имеющих трудности в освоении образовательных программ.
Программа коррекционной работы направлена на коррекцию недостатков психического и
(или) физического развития обучающихся с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении
адаптированной основной образовательной программы, оказание помощи и поддержки
детям данной категории.
Цель нашей программы – обеспечение психолого-педагогических условий для успешного
обучения и развития личности обучающихся, имеющих трудности в освоении
образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.
Коррекционные занятия проводятся в кабинетах (классах) или в кабинете педагога-
психолога . Пространство кабинета педагога-психолога маленькая, но является важной
частью развивающей предметной среды образовательного учреждения и включает в себя
2 зоны, имеющих специфическое назначение.
Для повышения уровня самооценки, познавательной активности, мотивации к учебной
деятельности, для повышения уровня работоспособности и самостоятельности,
уверенности в себе нами психологами применяются специальные методы и приемы
коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:
игровые ситуации, которые являться психотерапевтическим средством;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков
предметов, позволяют развивать у детей произвольность психических процессов, таких
как внимание, восприятие, память;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы,
особенно в области лица и кистей рук;
- песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к
окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;
- Дыхательная гимнастика
- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности
ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие личности ребенка;
- образовательная кинезиология – специально организованные движения,
оптимизирующие деятельность мозга и тела для гармоничного развития и творческой
самореализации личности [9, 13, 14, 15, 27, 37].
Таким образом, применение специальных методов и приемов коррекционного
воздействия повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие
способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует
самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
2.2 Результат психолого-педагогического сопровождения
Динамика поступления в ССУЗ-ы
Поступление
по годам
Количество
поступивших
Куда поступили
2018-2019г
2уч.
ГА ПОУ НПК
20219-2020г
1уч.
ГАПОУ РС(Я) «Якутский
технологический техникум сервиса»
2020-2021г
5уч
Арктический государственный
агротехнологический университет.
ГА ПОУ НПК
Якутскиу музыкальный
колледжим.И.Н.Жиркова (2уч.)
Сунтарский технологический колледж
Достижения детей с ОВЗ и детей инвалидов
Наши дети активно принимают участие проводимых в школьной, муниципальной
олимпиаде, конкурсах, викторинах и даже в Всероссийских, региональных,
республиканских конкурсах, олимпиадах: