Автор: Коваленко Ольга Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: Иркутский район,село Пивовариха
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка
в 3 классе А
МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ»
Учитель: Коваленко Ольга Федоровна
Дата проведения: 26.04.2022 г.
Тема урока
Место урока в разделе
«Правописание частицы НЕ с глаголами»
23 урок из 28 уроков
Тип урока
Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения
Урок открытия нового знания
Урок-диалог, работа в парах, работа в группах; методы:
наглядный, частично-поисковый, контроля
Цель урока
Задачи урока
Создание условий для ознакомления учащихся с новой для них
частью речи и формирования умения писать её раздельно с
глаголами.
Метапредметные:
1.
Тренировать умение проявлять самостоятельность в учебной
деятельности и опыт самооценки этого умения на основе
применения эталона.
2.
Тренировать
умение
использовать
приемы
понимания
собеседника без слов и фиксировать умение проводить
самооценку этого умения на основе применения эталона.
3.
Сформировать умение проявлять целеустремленность в
учебной деятельности на основе применения эталона и опыт
самооценки этого умения на основе применения эталона.
Предметные:
1.
Познакомить с отрицательной частицей не.
2.
Сформировать
умение
правильно
писать
частицу
не
с
глаголами.
Предполагаемый результат
Предметный результат
УУД
Учащиеся научатся писать глаголы с частицей не раздельно
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на
уровне положительного отношения к школе, ориентация на
содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика».
Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу; в
сотрудничестве с учителем определять тему урока и ставить новые
учебные задачи; самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные:
развивать орфографическую зоркость, умение
находить и исправлять ошибки в тексте; учить осуществлять
сравнение и классификацию по заданным критериям; учить
устанавливать причинно-следственные связи и строить простые
рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; учить
обобщать на основе выделения существенной связи.
Коммуникативные: учить договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности; использование речевые
средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Образовательные технологии
Оборудование
Технология деятельностного метода.
Компьютер, проектор, экран, презентация, Л.Ф.Климанова,
Т.В.Бабушкина «Русский язык 3 класс». Учебник для
общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч.2.-
Просвещение, 2018.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/аспекты
компетенции/УУД
Оценивание/формы
контроля
I.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1. Проверяет готовность учащихся к уроку,
настраивает
класс
на
продуктивную
деятельность.
2. Создает эмоциональный настрой на работу
на уроке:
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните
беспокойство,
неуверенность,
страх.
Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть
весеннего солнечного дня, уверенность в
своих силах и хорошее настроение. Начнём
наш урок.
- Садитесь тихонечко за свои рабочие места.
3. Учитель открывает девиз на слайде: «У нас
всё получится!» (слайд 1)
- Прочитайте девиз нашего урока. Согласны
с ним? Вы же УМНИКИ!
Приветствуют учителя.
Оценивают
готовность
к
уроку.
Высказывают своё мнение.
Личностные:
-
создавать
позитивное
эмоциональное
отношение
учащихся к уроку и предмету;
Познавательные:
-
выделять
существенную
информацию из текста;
Коммуникативные:
-
слушать
собеседника
и
понимать речь других;
Регулятивные:
- самостоятельно
организовывать своё рабочее
место;
-
настраивать
себя
на
продуктивную работу.
Самооценка
готовности
к уроку.
Оценка эмоционального
состояния.
II.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
1.
Чистописание.
-
Откройте тетради и запишите число,
классная работа.
- Начнем с минутки чистописания:
А чтобы узнать, какую букву будем писать,
надо
выполнить задание: назовите
букву,
которая
обозначает
согласный,
звонкий
непарный,
мягкий
парный
звук
в
слове
УМНИКИ. Запишите заглавную и строчную
буква
Нн.
(слайд
2)
Составьте
каллиграфическое
упражнение
с
данной
Записывают число, классная
работа.
Определяют букву.
Прописывают
заглавную
и
строчную
букву
Нн,
составляют каллиграфическое
упражнение.
Личностные:
-
способствовать
к
сотрудничеству со взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях;
- соблюдать дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться
к
учителю
и
одноклассникам;
Познавательные:
- анализировать
объекты
с
Сравнение с заданным
эталоном
и
самооценивание.
буквой. Поставьте точки под буквами, которые
получились более похожими на образец.
-
Когда
мы
с
вами
определим
тему
сегодняшнего
урока,
вы
поймете,
почему
прописывали именно эту букву.
2.
Повторение изученного о глаголе:
Учитель читает стихотворение. (слайд 3)
Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
– О какой части речи говорится в этом
стихотворении?
– Докажите.
– Найдите глаголы в стихотворении.
Выпишите их.
- Чтобы продолжить наше знакомство с
глаголом, давайте вспомним всё то, что вы
узнали на прошлых уроках. Проведём
графический диктант. Если вы согласны с
моим утверждением ставим +, если нет – .
1.
Глагол – самостоятельная часть речи.
2.
Глагол отвечает на вопросы кто? Что?
3.
Глаголы изменятся по временам.
4.
Существует 2 времени
Выделяют
наиболее
получившиеся буквы.
Слушают стихотворение.
Высказывают своё мнение.
Находят глаголы в тексте.
Выписывают глаголы.
Вспоминают
изученное
о
глаголе.
Выполняют
графический
диктант.
Выполняют взаимопроверку.
целью выделения признаков;
-
выбирать
основания
и
критерии
для
сравнения,
классификации объектов;
Регулятивные:
-
Самостоятельно
сличить
результат
с
заданным
эталоном;
- определять тему урока в
сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные:
- выражать свои мысли с
достаточной
полнотой
и
точностью, обосновывать свои
суждения;
-
формулировать
ответы
и
вопросы.
5.
Глаголы изменяются по числам.
6.
В настоящем времени глаголы
изменяются по родам.
- Проверяем.
- Что вы знаете о глаголе? (слайд 4)
3.
Самоопределение к деятельности.
Вы учитесь в 3 классе и называют вас
учениками. Каждый школьник знает, как
себя вести в школе. Давайте почитаем
правила. (слайд 5), карточка.
Правила школьника.
1.Разговаривай на уроке.
2. Рисуй на парте.
3.Читай лёжа.
4.Выкрикивай с места.
5.Слушай подсказки.
- Верно ли записаны правила? Что надо
изменить в них, чтобы они стали верными?
- Кто готов сформулировать тему урока?
Читают правила.
Высказывают своё мнение.
Формулируют тему урока
III.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
1.
Работа в парах.
- Исправьте правила, записанные на карточке.
- Как написали НЕ с глаголами?
- У кого возникло затруднение?
- Какую цель на данном уроке вы перед собой
поставите?
Вспоминают правила работы в
парах.
Выполняют задание.
Фиксируют затруднение.
Проговаривают
причину
затруднения.
Формулируют цель урока.
Регулятивные:
-
ставить
цель,
принимать
учебную задачу, планировать
деятельность;
- определять границу «знания-
незнания»;
Познавательные:
-
фиксировать
собственные
затруднения в деятельности;
Работа в парах.
Самоконтроль,
самооценка.
Коммуникативные:
- выражать свои мысли с
достаточной
полнотой
и
точностью, обосновывать свои
суждения;
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
- Что такое НЕ? Какая это часть речи?
– Как думаете частица НЕ – это служебная или
самостоятельная часть речи?
– Служебные части речи не называют ни
предметов, ни признаков, ни действий.
К ним нельзя поставить вопрос.
Составляют план достижения
цели и определяют средства
решения
проблемной
ситуации.
Регулятивные:
-
планировать
свою
деятельность;
- искать пути решения задачи;
Коммуникативные:
- формулировать ответы на
вопросы.
Оценка
постановки
учебной
задачи,
планирование
действия
по ее решению.
V.
Реализация построенного объекта.
Цель: построение и фиксация нового знания.
1.
- Послушайте стихотворение поэта В.
Агафонова о глаголе и частице не:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и
Слушают стихотворение.
Формулируют правило.
Регулятивные:
-
выбирать
действия
по
достижению цели;
- определять границу «знания-
незнания»;
Коммуникативные:
- формулировать ответы на
вопросы;
- выражать свои мысли с
достаточной
полнотой
и
точностью, обосновывать свои
суждения;
Познавательные:
-
фиксировать
собственные
затруднения в деятельности;
Самоконтроль,
самооценка.
частице не?
-Как пишется не с глаголами?
- Давайте проверим еще раз, все ли правильно
написали НЕ с глаголом.
-Прочитайте обращение Самоварова на стр. 88
2.
Слова-исключения. (слайд 6)
- На слайде слова. Прочитайте их.
навидеть
годовать
волить
доумевать
здоровиться
домогать
взлюбить
сдобровать
- Как вы понимаете их смысл?
- Существуют ли такие слова? А как их
изменить?
- Мы знаем правило. Почему эти слова
выходят из правила? Это слова-исключения.
Они не имеют смысла без частицы НЕ,
поэтому пишутся слитно.
- Запишите слова-исключения в тетрадь.
- Что они обозначают?
Ненавидеть (не терпеть, не любить)
Негодовать (возмущаться)
Неволить (принуждать против воли)
Недоумевать (сомневаться из-за неясности)
Нездоровиться
Недомогать
невзлюбить
Читают правило в учебнике.
Читают слова на слайде.
Выясняют смысл слов.
Выясняют
причину
затруднения.
Записывают
слова-
исключения из правила.
Выясняют значение слов.
несдобровать (не миновать беды)
Физминутка:
Из-за парты не вставайте!
Солнышко не доставайте!
Друг другу не улыбайтесь!
Вправо не наклоняйтесь!
И влево не наклоняйтесь!
Ногами не топайте!
В ладоши не хлопайте!
За парты не садитесь!
Спину ровно не держите!
Выполняют
действия
наоборот.
VI. Первичное закрепление.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Упр.159, стр. 88
Проверка
- Кто из вас ошибся?
- Исправьте ошибки.
Выполняют упражнение.
Выполняют взаимопроверку.
Исправляют ошибки.
Личностные:
-
понимать
причины
успешного
выполнения
задания;
- оценивать результат своей
работы;
Коммуникативные:
- формулировать ответы на
вопросы.
Самоконтроль,
самооценка.
Обсуждение
допущенных ошибок, их
коррекция.
VII.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу).
Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Работа у доски.
-Соедините начало и конец пословицы на
карточке.
Кто (не) работает, тот того и ненавидит.
Попусту негодовать- торопись делом.
(Не) спеши языком, тот (не) ест.
Кто кого обидит, здоровья (не) видать.
- В тех словах, где НЕ отдельно, обводим
1 человек работает у доски,
остальные в тетради
записывают 2 понравившиеся
пословицы.
Личностные:
- оценивать результат своей
работы;
-
способствовать
к
сотрудничеству со взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях;
Регулятивные:
- формулировать ответы на
Самопроверка.
Коррекция допущенных
ошибок.
красным. Если слитно – зеленым.
- Как понимаете смысл пословиц?
вопросы.
VIII.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.
1.
Работа в группах.
- Предлагаю вам выполнить творческое
задание. Составить небольшой текст-призыв,
используя глаголы с частицей НЕ.
1 группа – о правилах поведения в лесу;
2 группа – о правилах поведения в
столовой;
3 группа – о правилах пользования
книгой;
4 группа – о правилах поведения на
уроках;
5 группа – об отношении к младшим:
6 группа – о правилах поведения в
театре.
2.
Проверка. Представитель от группы
читает свой текст-призыв. Обращаем
внимание на правописание частицы НЕ.
Делятся на группы.
Вспоминают правила работы в
группе.
Выполняют задание.
Один
представитель
от
группы
представляет
текст-
призыв на заданную тему.
Личностные:
- понимать значение новых
знаний
для
человека
и
принимать его;
Коммуникативные:
- выражать свои мысли с
достаточной
полнотой
и
точностью, обосновывать свои
суждения.
Работа
в
группе.
Самоконтроль,
самооценка.
IX. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
Цель: соотнесите цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
- Какую цель мы перед собой ставили?
- Удалось ли нам достичь цели?
- Что помогло нам открыть новое знание?
- Раскрасьте смайлик цветом по выбору:
Желтый – мне всё понятно.
Голубой – мне ещё надо поработать над темой,
есть сомнения.
Красный- я ничего не понял.
Отвечают на вопросы.
Закрашивают смайлик.
Личностные:
- устанавливать связь между
целью
деятельности
и
ее
результатом;
Познавательные:
-
систематизировать,
обобщать изученное;
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в
Рефлексия
с
использованием приема
Смайлик
«Запомните, мои друзья,
волшебная частица НЕ,
отрицая плохое,
недостойное человека действие,
учит нас мудрому отношению
к жизни и к себе».
устной форме;
- выражать свои мысли с
достаточной
полнотой
и
точностью, обосновывать свои
суждения;
- формулировать ответы на
вопросы;
Регулятивные:
-
соотносить
цели
и
результаты
собственной
деятельности;
- оценивать результаты своей
деятельности и всего класса.
X.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель: инструктаж по выполнению домашнего задания.
- Что будете делать дома, чтобы эти знания
окрепли?
- Правило, стр, 163, упр.90
Записывают домашнее
задание в дневниках.
Задают вопросы по уточнению
выполнения домашнего
задания.
Личностные:
- понимать значение новых
знаний для человека и
принимать его;
Коммуникативные:
- слушать объяснение учителя,
задавать уточняющие
вопросы;
Регулятивные:
Соотносить полученное
домашнее задание с
изученным учебным
материалом.
Самооценка умения
применять полученные
знания при выполнении
домашней работы.
Оценочный анализ урока
Дата посещения: 26.04.2022 г.
Учитель: Коваленко Ольга Федоровна
Класс: 3 А
Предмет: русский язык
Тема: НЕ с глаголами
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема урока соответствует программе и месту урока в системе уроков по разделу. Цели, задачи, структура урока, организация учебной
деятельности обучающихся ориентированы на требования ФГОС. Все этапы урока продуманы, логически связаны, дозированы по времени.
Урок был организованным, дисциплина хорошая.
Урок полностью соответствует заявленным технологиям системно-деятельностного подхода и проблемного обучения. Структура урока
логически выстроена, подача материала позволила обучающимся успешно освоить запланированное содержание учебного материала.
Учитель организует учебное сотрудничество. Дети умеют работать в парах и группах, что способствует формированию личностных и
коммуникативных универсальных учебных действий. Обучающиеся проявляют умение адекватно оценивать результат собственной
деятельности и результат работы одноклассников на всех этапах урока. Учитель создает условия для выстраивания ребенком
индивидуальной траектории изучения предмета, в случае возникновения затруднений у учащихся, учитель организует подводящий диалог.
Этапы урока четко прослеживаются. В течение урока ведется работа по развитию речи и обогащению словаря. На уроке грамотно
использованы современные и наглядные средства обучения. Использование ИКТ-технологий идет в соответствии с нормами Сан Пин
2.4.2821-10. Учащиеся активны в течение всего урока, работоспособность класса на высоком уровне. Учитель умело создает на уроке
доброжелательную и раскрепощенную атмосферу, поддерживает одобрительной оценкой. Дети свободны в выражении своих мыслей.
Психологический климат на уроке можно считать комфортным.
Цель урока достигнута. Учебный процесс организован в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Специалисты: _______________/ В.В. Филькина/
_______________/ Н.В.Татуревич/