Автор: Ионова Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№8"
Населённый пункт: город Октябрьский. Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС"
Раздел: начальное образование
«Здоровьесберегающие технологии во время
учебного процесса в рамках ФГОС
Толстеющие детки
«
Успешной и востребованной будет та школа, которая
обеспечивает здоровье детей, использует
здоровьесберегающие педагогические технологии»
В.Н.Касаткин
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным
направлением деятельности всего общества, поскольку лишь
здоровые дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны быть полезными
обществу. В национальной Программе «Здоровый образ
жизни» говорится, что «одной из задач в области устойчивого
развития страны является увеличение средней продолжительности
жизни населения с внедрением и совершенствованием механизмов,
обеспечивающих оздоровление нации. В этой связи актуальным
является формирование общественного мнения и активности в
пользу здорового образа жизни», но, напряженные и интенсивные
условия современной жизни, усложнение учебных программ
оказывают негативное влияние на здоровье ребенка. Поэтому,
согласно Инструктивно-методического письма, одной из
задач начального уровня образования является «обучение
культуре поведения, здоровому образу жизни, соблюдению правил
личной гигиены, правилам безопасности жизни. По определению
Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это
состояние полного физического, психического и социального
благополучия», поэтому в системе здоровьесберегающей
деятельности наше учреждение соблюдает следующие условия:
соблюдение правильного режима труда и отдыха,
нормализация учебной нагрузки учащихся с целью
предотвращения умственного утомления, эмоционального
стресса;
применение современных здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе;
проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в
режиме дня (гимнастика до уроков, гимнастика после сна,
физкультминутки на уроках и занятиях, подвижные перемены
и др.);
обеспечение рационального питания;
поддержание духовно-нравственного благополучия,
воспитание положительных эмоций;
сохранение психического здоровья учащихся и
воспитанников;
пропаганда ЗОЖ, личной гигиены, профилактика вредных
привычек, воспитание культуры здоровья.
Работая учителем начальных классов, я задумалась над
вопросом: какова роль физического воспитания в обучении
детей бережному отношению к здоровью? Для меня важно было
не только обучить детей основным видам движений, организовать
двигательную активность и физическое развитие детей, но и
способствовать развитию компетентности младших школьников в
области «здоровье», формированию у них устойчивых мотивов и
потребностей в бережном отношении к своему здоровью. Ответ на
свой вопрос я нашла в применении здоровьесберегающих
технологий.
По определению Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие
технологии – это все те психолого-педагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у
учащихся культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению, и укреплению, формирование
представлений о здоровье как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни». Петров В.О. подразумевает
под здоровьесберегающими технологиями «систему, создающую
максимально возможные условия для сохранения, укрепления и
развития духовного, эмоционального, интеллектуального,
личностного и физического здоровья всех субъектов образования».
Осуществляя профессиональную деятельность, использую
здоровьесберегающие технологии во всех направлениях: при
организации учебной и внеклассной работы с учащимися
начальных классов, соблюдении оптимального двигательного
режима в учреждении, вовлечении родителей в образовательный
процесс, повышении компетентности педагогов в области
здоровьесбережения.
Детское ожирение во всем мире является чуть ли не самой
распространенной проблемой, связанной со здоровьем. Ожирение
опасно не только высоким риском развития у ребенка многих
сопутствующих заболеваний (диабет, артериальная гипертензия,
заболевания сердечно-сосудистой системы и пр.), но и негативно
влияет на его репродуктивную функцию, приводя к печальным
последствиям вплоть до бесплодия.
Однако эта проблема часто недооценивается родителями.
А между тем ожирение легче и быстрее лечить именно в детском
возрасте
От лишних килограммов страдают не только взрослые, но и
дети. Причем, все чаще и чаще. Частота избыточного веса и
ожирения у детей и подростков растет и достигает сейчас по самым
скромным оценкам где-то 15-20%.
Еще 30 лет назад картина была иной, а частота избыточного
веса у детей и подростков не превышала и 10%. Тенденции эти
пугают, так как ожирение в детском возрасте, это почти наверняка
ожирение на всю жизнь со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Объяснить нарастание веса какими-то
болезненными причинами можно не более чем у 5% детей. В
остальных случаях никаких заболеваний, которые могли бы стать
причиной лишних килограммов, обнаружить не удается. В этих не
менее чем 95% случаев речь может идти о каких-то естественных
причинах, с которыми наши дети сталкиваются в быту, в выборе
питания, в общении с нами или друг с другом. На детей все больше
ориентируется реклама продуктов питания Новые веяния в культуре
питания Общие тенденции, с которыми сейчас столкнулось
человечество – наша пища становится все более жирной, сладкой и
рафинированной. Все большая доля энергии приходится на
лакомства. Не последнюю роль в этих изменениях играют законы
рынка – производителям продуктов надо кормить сытых,
пресыщенных вкусным людей. Значит, необходима реклама,
убеждающая нас попробовать чизбургер или бисквит. И если мы с
вами еще можем разобраться, что полезно, а что нет, то наши дети
перед этим рекламным потоком оказываются совершенно
беззащитными. И именно на детей все больше ориентируется
реклама продуктов питания. И что же она предлагает им съесть или
выпить? Кока-колу – напиток, содержащий 4 чайных ложки сахара
(!) на стакан. Крекеры для детских завтраков жирностью порядка
10% (для сравнения, обычный хлеб содержит всего 1-2% жира),
чипсы, жирность которых достигает 30%, молочные напитки в два
раза более жирные, чем обычное молоко, плюс, с неестественно
высоким содержанием сахара. Все эти продукты не могут быть
основой питания современного человека, они прямо способствуют
нарастанию массы тела. Но реклама не просто советует их есть.
Она создает культуру их потребления. Какая компания, какой
приятельский разговор без чипсов, орешков или сухариков,
жареных в масле? А как играть, бегать и прыгать, как не тормозить,
если под рукой нет шоколадного батончика? Молодежная тусовка
без колы? Не смешите! И как результат, мы получаем поколение
людей, которые с детства привыкли есть на ходу, жевать между
делом, предпочитая при этом пищу избыточно жирную и сладкую.
Компьютерная приставка вместо войнушки, сериалы вместо игр в
дочки-матери – это малоподвижные формы досуга
Дети должны играть. Именно во время игр формируется опыт
общения, отношений друг с другом, выбор ролей, моделей
поведения, и так далее. Процесс этот совершенно необходимый для
нормального развития человеческой личности и психики. А до
последнего времени игры еще и защищали наших детей от
нарастания веса. Уж больно много они требовали энергии. И
времени. Наши дети за играми часто забывали о еде. Но оказалось,
что играть и овладевать «взрослыми» навыками можно, буквально
не сходя с места. Компьютерная приставка вместо войнушки,
сериалы вместо игр в дочки-матери. Не отходя от компьютера
можно заниматься восточными единоборствами, играть в баскетбол
или в футбол. Кстати, малоподвижность опасна не только
снижением расхода энергии, но и повышением потребления пищи.
Срабатывает обычное для дикой природы переключение. Животное
либо перемещается в поисках пищи, либо ее ест и в этом случае
пребывает в относительном двигательном покое. Остановка для
животного означает, что пища где-то рядом. Что бы ощутить
действие этого механизма на себе, достаточно вспомнить, когда мы
едим больше, в будни или выходные? Исследования показывают,
что потребление пищи в выходные дни примерно процентов на 20-
30% больше, чем в будни. И развивается стереотип поведения,
стопроцентно ведущий к лишним килограммам – часами сидеть
перед экраном монитора и, что бы унять напряжение, вызванное
компьютерной игрой, нервно есть какие-нибудь чипсы. Дурной
пример родителей Общепризнанный факт.
Полные дети гораздо чаще появляются в семьях полных
родителей. Считается, что если избыточным весом страдают и мама
и папа, все их дети будут как минимум склонны к полноте. Если же
ожирение наблюдается у одного из родителей, вероятность
появления лишних килограммов у потомков составляет порядка 50-
60%. Почему? Здесь мнение ученых расходится. Одни считают, что
во всем виновата генетика. Некоторые гены, передаваемые по
наследству, делают вероятность развития избыточного веса
значительно выше, чем в среднем по популяции. Другие резонно
замечают, что помимо всяких генов дети перенимают от родителей
их образ жизни и привычки в питании. Скорее всего, правы и те и
другие. Склонность к полноте частью наследуется, частью
передается с воспитанием. Дети, наблюдая за полными родителями,
невольно перенимают их образ питания (часто с привычным
избытком жиров и сахаров), отношение к подвижности (часто
негативное). А лишние килограммы становятся уже следствием
такого «жирогенного» образа жизни.
Жесткие запреты отнюдь не помогают похудеть Слишком
жестокие запреты Но иногда все бывает с точностью до наоборот.
Родители, осознавая вред лишних килограммов, при малейших
признаках полноты начинают ограничивать питание ребенка,
запрещать ему шоколад и конфеты, не давать есть после
пресловутых 18 часов, заставлять его бегать по стадиону и так
далее. Вроде бы, их действия продиктованы заботой о ребенке, но
на самом деле никак не помогают ему похудеть. Более того, всегда
находится способ уворовать еду: сердобольная бабушка, которая
накормит, деньги, припрятанные и потраченные на чипсы или
шоколадные батончики. Вырабатывается негативное отношение к
нагрузкам и спортивным усилиям. Ребенок продолжает
поправляться. Это оправдывает родителей в придумывании все
новых способов ограничить вкусное, а ребенка делает более
изворотливым в поисках еды. Круг замыкается.
Заключение.
Организуя здоровьесберегающую работу на уроках
физкультуры в начальной школе, нельзя не учитывать, что процесс
формирования культуры здоровья подрастающего поколения
длительный и постепенный. Формирование знаний человека о
здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести
здоровый образ жизни. Для этого необходима стойкая мотивация.
Очевидно, что обучение здоровью подразумевает не только
физическое самосовершенствование, овладениями методиками
оздоровления, но и формирование мотивационной и смысловой
сферы здоровья: установки на здоровый образ жизни, потребности
в самопознании и самосовершенствовании. Основанием для
дальнейшей учебно-воспитательной деятельности на уроках
физкультуры, направленной на реализацию здоровьесберегающих
технологий, формирование здорового образа жизни у младших
школьников, я вижу в осуществлении личностно-ориентированного
подхода. Надеюсь, что дальнейшая работа позволит мне
осуществлять здоровьесберегающую деятельность еще более
качественно и эффективно.
Закончить бы хотелось словами Н.А.Амосова:«Здоровье
необходимо. Это базис счастья…Если нельзя вырастить
ребёнка, что бы он совсем не болел, то, во всяком случае,
поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне
возможно».