Автор: Токарева Марина Петровна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: ГОУ ЛНР "Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат"
Населённый пункт: Луганск
Наименование материала: Физико-математический викторина для 8-9 классов
Тема: «Формула успеха»
Раздел: среднее образование
Физико-математический викторина «Формула успеха» для 8-9 классов
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по математике и физике 8-9
класса;
развитие познавательного интереса,
логического мышления и внимания,
формирование потребности в приобретении знаний;
воспитание
духа
соревнования,
ответственности,
умения
принимать
самостоятельные решения, работать в команде.
Форма проведения: физико-математический викторина
Ход мероприятия
Ведущий. Добрый день! Мы рады приветствовать вас на физико-математической
викторине
«Формула
успеха».
Физика,
математика!
Сколько
проблем
и
сложностей возникает при изучении этих предметов, как сложно постичь азы этих
наук. Сегодня мы хотим вывести формулу успеха для изучения этих предметов.
Математика, физика – это интересно, познавательно, а главное практично и
необходимо в жизни.
Итак, мы начинаем. Хочу представить вам наших знатоков физики и
математики.
Представляются команды. Каждая команда называет свое название
Ведущий. Сегодня оценивать работу команд будут учащиеся лицея:
Представление жюри
1 конкурс «Узнай меня»
Ведущий.
Не секрет, что математика и физика основываются на понятиях,
определения которых необходимо знать и понимать. Поэтому первый конкурс
ставит перед вами задачу «Узнай меня». Вам необходимо по описанию
определить о каком понятии, явлении, величине или ее единицах измерения,
инструменте, а может даже и об ученом из области математики и физики идет
речь.
Для определения очередности команд нам поможет «Дешифровщик»
Вид четырехугольника – трапеция
Команда первая, давшая правильный ответ, отвечает первая, вторая команда –
вторая и т.д.
В
течение
минуты
командам
необходимо
«узнать»
математические
и
физические понятия, явления и величины.
Вопросы для 1 команды (8 класс):
1.
Какое физическое явление «позволяет» черстветь хлебу? (испарение)
2.
Как называется отношение прилежащего катета к гипотенузе? (косинус угла)
3.
Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности? (хорда)
4.
Атом, потерявший электрон. (Положительный ион)
5.
Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой окружности (радиус)
6.
Прибор для измерения силы (динамометр)
7.
График квадратичной функции? (парабола)
8.
Величина, характеризующая быстроту движения (скорость)
9.
Утверждение, не требующее доказательства. (Аксиома)
10.
Сила, с которой Земля притягивает к себе тела (сила тяжести)
11.
Что находят прежде, чем корни, при решении квадратного уравнения?
(дискриминант)
12.
Вокруг любого проводника с током возникает… (магнитное поле)
13.
Самая длинная хорда? (диаметр)
14.
Как определить пройденный путь? (скорость умножить на время)
15.
Сколько корней может иметь квадратное уравнение?( 0,1,2)
Вопросы для 2 команды (8 класс):
1.
Как называются два угла, у которых одна сторона общая, а две другие
составляют прямую? (смежные)
2.
Физическая величина, показывающая, как быстро движется тело. (скорость)
3.
Ромб с прямыми углами (квадрат)
4.
Одна из основных физических величин, измеряется амперметром (сила тока)
5.
Результат сложения (сумма)
6.
Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого
угла? (гипотенуза)
7.
Единицей измерения скорости является (м/с)
8.
Прибор для измерения углов. (транспортир).
9.
График обратной пропорциональности (гипербола)
10.
Сильное возмущение магнитного поля Земли. (магнитная буря)
11.
Мера площади равная 10 000 м
2
(гектар).
12.
Замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от
одной точки. (окружность).
13.
В
треугольнике
два
угла
равны.
Как
называется
этот
треугольник?
(равнобедренный).
14.
В чем измеряется объем? (м
3
)
15.
Какое явление отвечает за кругообращение воздуха в комнате (конвекция)
Вопросы для 3 команды (9 класс):
1.
Утверждение, требующее доказательства. (теорема)
2.
Линия, вдоль которой движется тело (траектория)
3.
Результат вычитания? (Разность)
4.
Прибор для измерения массы тела (весы)
5.
Назовите основной признак колебательного движения (периодичность)
6.
Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса)
7.
Явление накладывания волн (интерференция)
8.
График прямой пропорциональности (прямая)
9.
Наука, занимающаяся изучением геометрических фигур (геометрия)
10.
В каких единицах измеряется оптическая сила (диоптрии)
11.
Как называют направленный отрезок? (вектор)
12.
Что упало Ньютону на голову? (яблоко)
13.
Какое физическое явление позволяет выпадать росе? (конденсация)
14.
Чему равен катет, лежащий против угла в 30 градусов? (половине гипотенузы)
15.
Модель атома по Томсону (кекс с изюмом)
Вопросы для 4 команды (9 класс):
1.
Развернутый угол равен… (180
о
).
2.
Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости (планиметрия).
3.
Если у ромба все углы прямые, то, как будет называться такой ромб? (квадрат).
4.
Сумма углов четырехугольника (360
о
).
5.
Как включают в цепь прибор для измерения силы тока? (Последовательно)
6.
Отрезок, соединяющий две соседние вершины треугольника (сторона).
7.
Сосуды, соединенные между собой так, что жидкость может переходить из
одного сосуда в другой (сообщающиеся сосуды)
8.
Вот мы говорим: «Катет, гипотенуза». А что больше? (гипотенуза).
9.
Угол между двумя прямыми равен 90
0
. Как называются эти прямые?
(перпендикулярные).
10.
Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус)
11.
Простое устройство, состоящее из катушки, надетой на железный сердечник
(электромагнит)
12.
От какого слова произошло слово «медиана»? (середина)
13.
Что измеряют барометром? (атмосферное давление)
14.
Результат умножения (произведение)
15.
Скорость света равна (300000 км/с)
Оглашаются результаты
Конкурс 2. «Где логика»
Ведущий.
На экране высвечивается три картинки, задача участников связать
логически между собой эти картинки и отгадать математический или
физический термин или понятие, которое является многозначным словом.
Команда зарабатывает 1 балл за каждое задание. Если команда затрудняется
ответить, право ответа переходит к сопернику.
Для определения очередности команд нам поможет «Дешифровщик»
Это слово в переводе с греческого означает природа – физика
Команда первая, давшая правильный ответ, отвечает первая, вторая команда –
вторая и т.д.
Слова спрятанные на слайдах
1.
Заряд
2.
Дробь
3.
Круг
4.
Номер
5.
Площадь
6.
Произведение
7.
Линия
8.
Треугольник
9.
Вода
10.
Приборы
11.
Температура
12.
Дисперсия
Оглашаются результаты
Ведущий. Итак, формула успеха в изучении предметов начинает вырисовываться. Нам
необходимо четко знать понятия и определения, развивать свое логическое
мышление. А что же еще необходимо? Конечно, необходимо развивать и
умения видеть и выделять главное, первостепенное. Поэтому следующее
наше задание мы разделим на две части: работа капитана и работа команды.
Конкурс капитанов.
Ведущий. Капитаны удаляются, им дается задание: расшифровать перевертыши и
объяснить в какой теме они встречались.
Например: Доброе утро, старики! (Спокойной ночи, малыши!)
Вечерний крест (Утренняя звезда)
Слабость легкости (Сила тяжести)
Теорема о несправедливом делении: «Одному – все, а другому –
половина!» (Катет в прямоугольном треугольнике напротив угла в
30°,равен половине гипотенузы)
За каждое правильное высказывание капитаны зарабатывают 1 балл, а если
предоставят свое, то дополнительно еще 2 балла.
Задания для капитанов
1 капитан (8 класс)
Беспорядочный покой нейтральных объектов. (Упорядоченное движение
заряженных частиц)
Магнитный лес. (Электрическое поле)
Внешняя лень. (Внутренняя энергия)
Умножать на единицу можно! (Делить на ноль нельзя!)
Свое:
2 капитан (8 класс)
Одинаково нейтральные объекты равнодушны друг к другу.
(Разноименно
заряженные тела притягиваются.)
Электрическое безразличие. (Магнитное взаимодействие)
Холодные замедлители. (Тепловые двигатели)
Неправильное целое больше нуля (Правильная дробь меньше единицы)
Свое:
3 капитан (9 класс)
Прямая взлета не совпадает с прямой захвата.
(Угол падения равен углу
отражения.)
Поглощение тьмы. (отражение света)
Вынужденный подъем (свободное падение)
Кривая дуга больше свернутой (Прямой угол меньше развернутого)
Свое:
4 капитан (9 класс)
В неоднородном месте тьма покоится криволинейно. (В однородной среде свет
движется прямолинейно).
Лунное сияние. (Солнечное затмение)
Утопическая слабость (выталкивающая сила)
Перпендикулярные отрезки пересекаются (Параллельные прямые не
пересекаются)
Свое:
Ведущий.
Пока капитаны работают их команды, также покажут свои умения в
выделении главного и первостепенного.
Конкурс 3 «А суть в чем?»
Ведущий. Командам необходимо составить синквейны на темы «Знания», «Опыт»,
«Задача», «Результат». На выполнение этого задания дается 3 минуты.
Напоминаем правила составления синквейна. Синквейн – это не простое
стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием
развивает образное мышление.
Примеры
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Потом команды зачитывают свои синквейны и передают жюри для оценивания.
Каждая строка оценивается в 1 балл.
Пока синквейны оцениваются заслушиваем капитанов.
Ведущий. Итак, все конкурсы сыграны и осталось подвести итоги нашей викторины.
Пока жури, подсчитывают результаты, давайте закончим нашу формулу успеха.
Успех при изучении любой дисциплины складывается из знания основных
понятий, умений логически мыслить, выделять главное, но и конечно уметь
применять это на практике.
Труд и наука — выше этих двух сил нет ничего на земле. М. Горький
Жюри оглашает результаты
Ведущий. Итак, наступает ответственный момент.
Жюри называет победивших и вручают дипломы