Напоминание

Значение хоровой работы в современной школе.


Автор: Ерюшина Елена Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ школа №507
Населённый пункт: город Санкт-Петербург Московский район
Наименование материала: статья
Тема: Значение хоровой работы в современной школе.
Раздел: среднее образование





Назад




Значение вокально-хоровой работы в современной

школе.

«…пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации.

Народ, воспитанный на одухотворенной песне,

благороден и велик».

Георгий Александрович Струве,

композитор, хормейстер, просветитель

Знаменитый советский композитор Дмитрий Кабалевский писал о

большом значении хорового пения в формировании личности ребенка: он

говорил: «Если запоют в ваших школах, то значит, что они школы

пошли

вперед».

В

период

короновирусных

ограничений

изучение

музыкальной литературы вышло на первый план, изучение жизни и

творчества композиторов, анализ и разбор их музыкальных произведений,

определение

музыкального

образа

через

средства

музыкальной

выразительности. Занятия проводились не в кабинете музыки, а в других

классах, где не было фортепиано, но дети общеобразовательной школы не

могут весь урок воспринимать только слушание произведений классики, они

стремятся

к

творческой,

исполнительской

деятельности,

особенно

в

начальной школе, но и дети 6,7,8 классов всегда просят исполнить на уроке

песни военных лет, бардовские песни известных композиторов: Б.Окуджавы,

В.Высоцкого, А.Городницкого, О,Митяева, Ю.Визбора. Администрация

предлагала исполнение песен под включенную фонограмму и пение a capella.

Такое исполнение не позволяет добиться профессионализма, высокого

уровня исполнения музыки, поэтому я приобрела синтезатор, который

помогал мне в работе, в период эпидемии, в период короновирусных

ограничений. Отказываться от пения на уроках я не хотела, так как считаю,

что учитель музыки должен помогать детям развиваться творчески,

участвовать в игре на музыкальных инструментах, дети должны читать стихи

и исполнять хоровые произведения в хоре. Концертные выступления,

хоровые олимпиады были запрещены в течении двух лет, дети только

участвовали в олимпиаде по слушанию музыки, районном дистанционном

конкурсе

творческих

работ

«Личности

в

искусстве.

Прошлое

и

настоящее». Участие в таких конкурсах развивает эрудицию учащихся,

расширяет кругозор детей, обогащает их новыми знаниями о творческой

музыкальной

деятельности.

Дети

занимаются

поиском

интересной

информации, изучают материал по данным вопросам в интернете, изучают

учебники и книги по музыкальной литературе, читают высказывания великих

композиторов и музыкантов о произведениях талантливых композиторов.

Дети

учатся

правильно

делать

сноски,

оформлять

рефераты

под

руководством

научного

руководителя,

правильно

составлять

список

использованной литературы для создания творческой работы. Учитывается в

данном конкурсе собственные рассуждения и самостоятельные мысли,

которым уделяется особое внимание в данных работах. Но для того, чтобы

эти мысли

появились у

детей,

первоначально

руководитель должен

направлять их на изучение материала по данному вопросу, должен учить

правильно оформлять цитаты великих педагогов и музыкантов прошлого.

Работа по составлению творческих работ напоминает работу с

сочинениями по литературе. Но все равно, не нужно забывать, что главным

на уроке музыке является вокально-хоровая работа. Самым лучшим уроком

музыки, считается тот урок, в котором осуществляется комплексный подход

к предмету, где сочетается изучение жизни и творчества композиторов,

разбор и анализ их музыкальных произведений, а также исполнении хоровых

произведений, пение распевок и исполнение песен, посвященных основной

теме урока. Но все-таки самым важным в проведение урока музыки является

исполнение хоровых музыкальных произведений, а также игра на детских

музыкальных инструментах, именно такое исполнение необходимо включать

в проведение урока. Пение распевок со словами, на определенные звуки,

способствует развитию вокально-хоровых навыков учащихся; таким образом

осуществляется работа над звуком и звукообразованием, над дикцией и

артикуляцией, над чистотой интонации, над динамическим ансамблем. В

исполнении песен и хоровых произведений осуществляется работа над

фразировкой, над музыкальной фразой, над динамикой и выразительностью

исполнения

и

музыкальным

образом

произведения.

Дети

всегда

с

удовольствием участвуют в исполнительской музыкальной деятельности на

уроке. Именно в момент исполнения хоровых произведений формируются

духовные ценности, морально-нравственные качества, также развиваются

творческие способности детей и формируются военно-патриотические

качества в момент исполнения песен военно-патриотического содержания:

песен о Родине, о мире, о войне, о подвиге народа в Великой Отечественной

войне.

Д.Б. Кабалевский, утверждал, что «…постепенное расширение и

оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной

культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового

музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня

подлинного искусства. Каждый класс –хор! – вот идеал, к которому

должно быть направлено это стремление!».

В своих исследования Г.С. Федорова, утверждала, что «…наиболее

эффективной формой музыкально-эстетического воспитаний детей в

процессе певческой работы на уроках музыки может быть только

классный хор».



В раздел образования