Автор: Ерюшина Елена Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ школа №507
Населённый пункт: город Санкт-Петербург Московский район
Наименование материала: статья
Тема: Значение хоровой работы в современной школе.
Раздел: среднее образование
Значение вокально-хоровой работы в современной
школе.
«…пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации.
Народ, воспитанный на одухотворенной песне,
благороден и велик».
Георгий Александрович Струве,
композитор, хормейстер, просветитель
Знаменитый советский композитор Дмитрий Кабалевский писал о
большом значении хорового пения в формировании личности ребенка: он
говорил: «Если запоют в ваших школах, то значит, что они школы
пошли
вперед».
В
период
короновирусных
ограничений
изучение
музыкальной литературы вышло на первый план, изучение жизни и
творчества композиторов, анализ и разбор их музыкальных произведений,
определение
музыкального
образа
через
средства
музыкальной
выразительности. Занятия проводились не в кабинете музыки, а в других
классах, где не было фортепиано, но дети общеобразовательной школы не
могут весь урок воспринимать только слушание произведений классики, они
стремятся
к
творческой,
исполнительской
деятельности,
особенно
в
начальной школе, но и дети 6,7,8 классов всегда просят исполнить на уроке
песни военных лет, бардовские песни известных композиторов: Б.Окуджавы,
В.Высоцкого, А.Городницкого, О,Митяева, Ю.Визбора. Администрация
предлагала исполнение песен под включенную фонограмму и пение a capella.
Такое исполнение не позволяет добиться профессионализма, высокого
уровня исполнения музыки, поэтому я приобрела синтезатор, который
помогал мне в работе, в период эпидемии, в период короновирусных
ограничений. Отказываться от пения на уроках я не хотела, так как считаю,
что учитель музыки должен помогать детям развиваться творчески,
участвовать в игре на музыкальных инструментах, дети должны читать стихи
и исполнять хоровые произведения в хоре. Концертные выступления,
хоровые олимпиады были запрещены в течении двух лет, дети только
участвовали в олимпиаде по слушанию музыки, районном дистанционном
конкурсе
творческих
работ
«Личности
в
искусстве.
Прошлое
и
настоящее». Участие в таких конкурсах развивает эрудицию учащихся,
расширяет кругозор детей, обогащает их новыми знаниями о творческой
музыкальной
деятельности.
Дети
занимаются
поиском
интересной
информации, изучают материал по данным вопросам в интернете, изучают
учебники и книги по музыкальной литературе, читают высказывания великих
композиторов и музыкантов о произведениях талантливых композиторов.
Дети
учатся
правильно
делать
сноски,
оформлять
рефераты
под
руководством
научного
руководителя,
правильно
составлять
список
использованной литературы для создания творческой работы. Учитывается в
данном конкурсе собственные рассуждения и самостоятельные мысли,
которым уделяется особое внимание в данных работах. Но для того, чтобы
эти мысли
появились у
детей,
первоначально
руководитель должен
направлять их на изучение материала по данному вопросу, должен учить
правильно оформлять цитаты великих педагогов и музыкантов прошлого.
Работа по составлению творческих работ напоминает работу с
сочинениями по литературе. Но все равно, не нужно забывать, что главным
на уроке музыке является вокально-хоровая работа. Самым лучшим уроком
музыки, считается тот урок, в котором осуществляется комплексный подход
к предмету, где сочетается изучение жизни и творчества композиторов,
разбор и анализ их музыкальных произведений, а также исполнении хоровых
произведений, пение распевок и исполнение песен, посвященных основной
теме урока. Но все-таки самым важным в проведение урока музыки является
исполнение хоровых музыкальных произведений, а также игра на детских
музыкальных инструментах, именно такое исполнение необходимо включать
в проведение урока. Пение распевок со словами, на определенные звуки,
способствует развитию вокально-хоровых навыков учащихся; таким образом
осуществляется работа над звуком и звукообразованием, над дикцией и
артикуляцией, над чистотой интонации, над динамическим ансамблем. В
исполнении песен и хоровых произведений осуществляется работа над
фразировкой, над музыкальной фразой, над динамикой и выразительностью
исполнения
и
музыкальным
образом
произведения.
Дети
всегда
с
удовольствием участвуют в исполнительской музыкальной деятельности на
уроке. Именно в момент исполнения хоровых произведений формируются
духовные ценности, морально-нравственные качества, также развиваются
творческие способности детей и формируются военно-патриотические
качества в момент исполнения песен военно-патриотического содержания:
песен о Родине, о мире, о войне, о подвиге народа в Великой Отечественной
войне.
Д.Б. Кабалевский, утверждал, что «…постепенное расширение и
оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной
культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового
музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня
подлинного искусства. Каждый класс –хор! – вот идеал, к которому
должно быть направлено это стремление!».
В своих исследования Г.С. Федорова, утверждала, что «…наиболее
эффективной формой музыкально-эстетического воспитаний детей в
процессе певческой работы на уроках музыки может быть только
классный хор».