Напоминание

Речевая практика


Автор: Медведева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№5"
Населённый пункт: Дальнереченск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Речевая практика
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету речевая практика предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости

(интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273 - ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Речевая практика». На изучение

данного учебного предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю.

Основой для реализации учебного плана является:

1.

Программа по устной речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией

И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.

2.

Учебник «Устная речь 2 класс», автор С. В. Комарова, «Просвещение», Москва, 2012 год.

Основная цель изучения предмета «Речевая практика» заключается в совершенствовании речевой практики умственно отсталой

учащейся и развитии её речи как средства общения.

Учебный предмет «Речевая практика» ставит следующие задачи:

– способствовать совершенствованию речевого опыта учащейся;

– корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний ребёнка;

– формировать выразительную сторону речи;

– учить строить устные связные высказывания;

– воспитывать культуру речевого общения.

В программе по «Речевой практике» обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для обучающейся. Минимальный уровень является

обязательным для обучающейся с умственной отсталостью.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 2 класса по 5-бальной шкале системы

отметок (во 2 классе оценки выставляются со второго полугодия). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить

результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

оценка «2» не ставится.

Оценка достижения обучающейся с умственный отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов

осуществляется на принципах индивидуального подхода. Усвоенные обучающейся даже незначительных по объему и элементарных по

содержанию знаний и умений должны выполнять коррекционно-развивающуюся функцию.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащейся. Она состоит из анализа трех этапов:

1 этап – стартовая диагностика на начало изучения тем.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап – промежуточная диагностика.

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащейся по темам изучаемого предмета за определенный

промежуток времени.

3 этап - итоговая диагностика.

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа

диагностики заполняется графа знаков, представленных в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился);

1 балл - смысл действий понимает фрагментарно, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь.

2 балла - выполняет действие после первичной и дополнительных инструкций. Нуждается в активной помощи педагога;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет

после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками.

5 баллов - выполняет действие самостоятельно без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после

самопроверки.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне освоения знаний, умений и навыков в текущем учебном

году. Запланировать работу с учащейся в дальнейшем обучении.

2

. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Обучение предмету «Речевая практика» во 2 классе продолжает носить практическую направленность, тесно связано с другими

учебными предметами, с жизнью. Процесс обучения организован на наглядной основе, обеспечен соответствующей системой наглядных

демонстрационных пособий для индивидуальной работы учащейся, а также раздаточным дидактическим материалом и техническими

средствами обучения, проведение дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создание увлекательных для детей

ситуаций.

На уроках «Речевая практика» учитель вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности, что

способствует формированию и развитию речи учащейся.

Содержание учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе включает следующие разделы:

речевая практика;

организация речевого общения.

Основной формой организации процесса обучения предмета «Речевая практика» является урок. Ведущей деятельностью работы

учителя с учащейся на уроке является индивидуальная работа. При обучении используются следующие приёмы обучения: сравнение,

материализация (то есть умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях), демонстрация,

наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсия.

3.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана в соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах

обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» программа

рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). Из них:

I четверть - ч.

II четверть- ч.

III четверть - ч.

IV четверть - ч.

4.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижения учащейся личностных результатов:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.

Программа обеспечивает достижения учащейся 2 класса базовых учебных действий:

1.Личностные учебные действия:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

2.Коммуникативные учебные действия:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать интеракцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.

3.Регулятивные учебные действия:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещение);

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку

деятельности, оценивать ее с учетом

предложенных критериев.

4.Познавательные учебные действия:

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, устной высказывание предъявленное на бумажных и электронных

носителях);

применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с

содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные

существенные связи и

отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

К концу обучения во 2 классе учащаяся должна усвоить следующие представления:

о содержании небольших сказок, рассказов и стихотворений;

о участии в диалогах речевых ситуаций;

о высказывании своих просьб и желаний;

о составлении рассказов по картинкам.

Основные требования к знаниям и умениям учащейся.

К концу обучения во 2 классе учащаяся должен уметь:

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

5.

Содержание учебного предмета

Программа по предмету «Речевая практика» для учащейся 2 класса включает в себя несколько подразделов с постепенным

расширением и усложнением программного материала по каждому из них.

Речевая практика

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных

действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки,

соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое

использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки в общении людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и

ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые

(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к

сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в

речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы

«Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или

сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.

Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,

«салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).

Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью

обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др.

Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения

по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.

Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные

реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи

(гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите

пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата

«алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому

человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно

мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо …

имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень

рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже

поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка

извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.

Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в

общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающейся и социальной

ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут

быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

6.

Тематический план

Раздел, тема урока

Кол-во

Сроки

Наглядность

Словарная

Основные виды

п/п

час

работа

учебной

деятельности

Аудирование

6

1.

Слушание,

запоминание

и

отчётливое

произнесение ряда слоговых комплексов

и слов (3слога, 2-3 слова).

1

слоги

слова

произнесение

ряда

слоговых комплексов

2.

Слушание и повторение слов, близких по

звучанию:

букет-пакет,

удочка-уточка,

гладит-глядит

и

др.

опорой

на

наглядные средства).

1

карточки-схемы

слушание

и

повторение слов

3.

Выполнение действий с предлогами: в-на,

у-за, над-под, с-на, к-от и др..

1

сюжетные

картинки

предлоги

Выполнение действий

4.

Выполнение движений или заданий по

словесной

двучленной

инструкции

учителя с последующим речевым отчётом

о действии.

1

карточки-задания

Выполнение действий

5.

Прослушивание и выполнение заданий,

записанных на магнитофонной ленте.

1

Выполнение действий

6.

Упражнения в различении и соотнесении

с

ситуационными

картинками

предложений,

содержащих

слова

-

«родственники» или слова, обозначающие

функционально сходные предметы.

1

сюжетные

картинки

слова -

«родственники»

Выполнение действий

Дикция и выразительность речи

11

7.

Заучивание

чистоговорок

с

голоса

учителя, отчётливое и выразительное их

произнесение.

1

чистоговорки

Заучивание

чистоговорок

8.

Заучивание

четверостиший

с

голоса

учителя, отчётливое и выразительное их

произнесение.

1

стихотворения

Заучивание

чистоговорок

9.

Дыхательные упражнения.

1

дыхание

Выполнение действий

10.

Пение слогов и слов на мотивы знакомых

детских песен.

1

11.

Громкая, тихая и шепотная речь.

1

громко, тихо,

шепотом

Выполнение

упражнений

12.

Индивидуальные и хоровые упражнения с

1

сила голоса

Выполнение

использованием силы голоса в различных

речевых ситуациях.

упражнений

13.

Быстрая и медленная речь.

1

Выполнение

упражнений

14.

Упражнения

в

использовании

нормального темпа речи.

1

темп речи

Выполнение

упражнений

15.

Помощники

устной

речи

(мимика

и

жесты) в тренировочных упражнениях в

связи с речевой ситуацией, являющейся

темой урока.

1

маски для

театрализованных

игр

мимика, жесты

Использование жестов

16.

Выражение

лица:

весёлое,

грустное,

удивлённое, сердитое.

1

таблица

удивление,

грусть, радость

Использование

мимики

17.

Практическое использование в речевых

ситуациях соответствующего тона голоса:

приветливого,

вежливого,

грубого,

испуганного, сердитого.

1

сюжетные

картинки

вежливость, испуг

Выполнение заданий

Подготовка речевой ситуации и

организация высказывания

10

18.

Лексическая тема: «Школьная жизнь».

1

сюжетные

картинки

школа

Составление

предложений

19.

Лексическая тема: «Истории о лете»

1

сюжетные

картинки

времена года

Составление

предложений

20.

Лексическая тема: «Игры детей».

1

сюжетные

картинки

Составление

предложений

21.

Лексическая тема: «Играем в сказку».

2

сюжетные

картинки

Составление

предложений

22.

Лексическая тема: «Я дома».

1

сюжетные

картинки

Составление

предложений

23.

Лексическая тема: «Я за порогом дома».

1

сюжетные

картинки

Составление

предложений

24.

Лексическая тема: «Мои товарищи в

школе».

1

сюжетные

картинки

Составление

предложений

25.

Лексическая тема: «Любимое занятие».

1

сюжетные

картинки

Составление

предложений

26.

Лексическая тема: «Мир природы».

1

сюжетные

картинки

природа

Составление

предложений

Культура общения

6

27.

Выражение благодарности. «Вежливые»

слова.

1

сюжетные

картинки

благодарность

Высказывание

благодарности

28.

Расширение слов для приветствия и

прощания: доброе утро, добрый день,

добрый вечер, доброй ночи.

2

сюжетные

картинки

доброе утро,

добрый день,

добрый вечер,

доброй ночи

Высказывание

прветствия

29.

Адекватное использование тона голоса,

мимики и жестов в различных речевых

ситуациях.

1

сюжетные

картинки

тон голоса

использование

тона

голоса,

мимики

и

жестов в различных

речевых ситуациях.

30.

Внимание к собеседнику. Поведение

собеседников в ходе диалога.

1

сюжетные

картинки

собеседник,

диалог

Выбор

правила

поведение в заданных

ситуациях

31-

34.

Тренировочные упражнения на готовом

текстовом материале.

1

сюжетные

картинки

Выполнение

тренировочных

упражнений

7. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Учебно-методическое обеспечение:

Учебная литература

-Комарова С.В. Устная речь. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В.

Комарова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2012г.

Научно-методическая литература

-Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям.

-Игровые атрибуты.

-Наглядно-дидактический материал.

-Презентации по речевым ситуациям.

-Сюжетные картинки.

-Презентации по темам.

-Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных

творческих заданий)

-Поле

речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 1997. - 180 с. Тираж 1000 экз.

Литература для учащихся

-Комарова С.В. Устная речь. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В.

Комарова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2012г.

2. Материально-техническое обеспечение:

Демонстрационные и печатные пособия

-Предметные и сюжетные картинки в соответствии с тематикой

-Детские книги

-Карточки «Упражнения для губ и языка»

-Комплекты правил поведения в гостях, на прогулке, с одноклассника

- Сборник пословиц, чистоговорок, четверостиший

- Сборник дыхательных упражнений

- Слоговые таблицы

Технические средства обучения

-Ноутбук

-Принтер

-Ксерокс

-Мультимедийный проектор

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по речевой практике уч-ся

2

класса

Уровни

Фамилия

имя уч-ся

Минимальный

Достаточный

баллы

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и

выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их

содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с

опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и

стихотворений; ответы на вопросы;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и

анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий

(приветствия, прощания, извинения и т. п;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых

ситуаций;

составление

рассказов

с

опорой

на

картинный

или

картинно-

символический план.

итого



В раздел образования