Автор: Медведева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№5"
Населённый пункт: Дальнереченск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Речевая практика
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету речевая практика предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Речевая практика». На изучение
данного учебного предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю.
Основой для реализации учебного плана является:
1.
Программа по устной речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией
И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.
2.
Учебник «Устная речь 2 класс», автор С. В. Комарова, «Просвещение», Москва, 2012 год.
Основная цель изучения предмета «Речевая практика» заключается в совершенствовании речевой практики умственно отсталой
учащейся и развитии её речи как средства общения.
Учебный предмет «Речевая практика» ставит следующие задачи:
– способствовать совершенствованию речевого опыта учащейся;
– корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний ребёнка;
– формировать выразительную сторону речи;
– учить строить устные связные высказывания;
– воспитывать культуру речевого общения.
В программе по «Речевой практике» обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для обучающейся. Минимальный уровень является
обязательным для обучающейся с умственной отсталостью.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 2 класса по 5-бальной шкале системы
отметок (во 2 классе оценки выставляются со второго полугодия). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
оценка «2» не ставится.
Оценка достижения обучающейся с умственный отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов
осуществляется на принципах индивидуального подхода. Усвоенные обучающейся даже незначительных по объему и элементарных по
содержанию знаний и умений должны выполнять коррекционно-развивающуюся функцию.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащейся. Она состоит из анализа трех этапов:
1 этап – стартовая диагностика на начало изучения тем.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.
2 этап – промежуточная диагностика.
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащейся по темам изучаемого предмета за определенный
промежуток времени.
3 этап - итоговая диагностика.
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа
диагностики заполняется графа знаков, представленных в виде баллов:
0 баллов – не проявил данное умение (не научился);
1 балл - смысл действий понимает фрагментарно, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь.
2 балла - выполняет действие после первичной и дополнительных инструкций. Нуждается в активной помощи педагога;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет
после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками.
5 баллов - выполняет действие самостоятельно без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после
самопроверки.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне освоения знаний, умений и навыков в текущем учебном
году. Запланировать работу с учащейся в дальнейшем обучении.
2
. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся
Обучение предмету «Речевая практика» во 2 классе продолжает носить практическую направленность, тесно связано с другими
учебными предметами, с жизнью. Процесс обучения организован на наглядной основе, обеспечен соответствующей системой наглядных
демонстрационных пособий для индивидуальной работы учащейся, а также раздаточным дидактическим материалом и техническими
средствами обучения, проведение дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создание увлекательных для детей
ситуаций.
На уроках «Речевая практика» учитель вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности, что
способствует формированию и развитию речи учащейся.
Содержание учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе включает следующие разделы:
речевая практика;
организация речевого общения.
Основной формой организации процесса обучения предмета «Речевая практика» является урок. Ведущей деятельностью работы
учителя с учащейся на уроке является индивидуальная работа. При обучении используются следующие приёмы обучения: сравнение,
материализация (то есть умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях), демонстрация,
наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсия.
3.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах
обучения.
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» программа
рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). Из них:
I четверть - ч.
II четверть- ч.
III четверть - ч.
IV четверть - ч.
4.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижения учащейся личностных результатов:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Программа обеспечивает достижения учащейся 2 класса базовых учебных действий:
1.Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
2.Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать интеракцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.
3.Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещение);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев.
4.Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, устной высказывание предъявленное на бумажных и электронных
носителях);
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные
существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
К концу обучения во 2 классе учащаяся должна усвоить следующие представления:
о содержании небольших сказок, рассказов и стихотворений;
о участии в диалогах речевых ситуаций;
о высказывании своих просьб и желаний;
о составлении рассказов по картинкам.
Основные требования к знаниям и умениям учащейся.
К концу обучения во 2 классе учащаяся должен уметь:
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
5.
Содержание учебного предмета
Программа по предмету «Речевая практика» для учащейся 2 класса включает в себя несколько подразделов с постепенным
расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Речевая практика
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных
действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки,
соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки в общении людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в
речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы
«Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,
«салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др.
Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения
по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.
Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные
реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи
(гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата
«алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому
человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно
мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо …
имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в
общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающейся и социальной
ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут
быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
6.
Тематический план
№
Раздел, тема урока
Кол-во
Сроки
Наглядность
Словарная
Основные виды
п/п
час
работа
учебной
деятельности
Аудирование
6
1.
Слушание,
запоминание
и
отчётливое
произнесение ряда слоговых комплексов
и слов (3слога, 2-3 слова).
1
слоги
слова
произнесение
ряда
слоговых комплексов
2.
Слушание и повторение слов, близких по
звучанию:
букет-пакет,
удочка-уточка,
гладит-глядит
и
др.
(с
опорой
на
наглядные средства).
1
карточки-схемы
слушание
и
повторение слов
3.
Выполнение действий с предлогами: в-на,
у-за, над-под, с-на, к-от и др..
1
сюжетные
картинки
предлоги
Выполнение действий
4.
Выполнение движений или заданий по
словесной
двучленной
инструкции
учителя с последующим речевым отчётом
о действии.
1
карточки-задания
Выполнение действий
5.
Прослушивание и выполнение заданий,
записанных на магнитофонной ленте.
1
Выполнение действий
6.
Упражнения в различении и соотнесении
с
ситуационными
картинками
предложений,
содержащих
слова
-
«родственники» или слова, обозначающие
функционально сходные предметы.
1
сюжетные
картинки
слова -
«родственники»
Выполнение действий
Дикция и выразительность речи
11
7.
Заучивание
чистоговорок
с
голоса
учителя, отчётливое и выразительное их
произнесение.
1
чистоговорки
Заучивание
чистоговорок
8.
Заучивание
четверостиший
с
голоса
учителя, отчётливое и выразительное их
произнесение.
1
стихотворения
Заучивание
чистоговорок
9.
Дыхательные упражнения.
1
дыхание
Выполнение действий
10.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых
детских песен.
1
11.
Громкая, тихая и шепотная речь.
1
громко, тихо,
шепотом
Выполнение
упражнений
12.
Индивидуальные и хоровые упражнения с
1
сила голоса
Выполнение
использованием силы голоса в различных
речевых ситуациях.
упражнений
13.
Быстрая и медленная речь.
1
Выполнение
упражнений
14.
Упражнения
в
использовании
нормального темпа речи.
1
темп речи
Выполнение
упражнений
15.
Помощники
устной
речи
(мимика
и
жесты) в тренировочных упражнениях в
связи с речевой ситуацией, являющейся
темой урока.
1
маски для
театрализованных
игр
мимика, жесты
Использование жестов
16.
Выражение
лица:
весёлое,
грустное,
удивлённое, сердитое.
1
таблица
удивление,
грусть, радость
Использование
мимики
17.
Практическое использование в речевых
ситуациях соответствующего тона голоса:
приветливого,
вежливого,
грубого,
испуганного, сердитого.
1
сюжетные
картинки
вежливость, испуг
Выполнение заданий
Подготовка речевой ситуации и
организация высказывания
10
18.
Лексическая тема: «Школьная жизнь».
1
сюжетные
картинки
школа
Составление
предложений
19.
Лексическая тема: «Истории о лете»
1
сюжетные
картинки
времена года
Составление
предложений
20.
Лексическая тема: «Игры детей».
1
сюжетные
картинки
Составление
предложений
21.
Лексическая тема: «Играем в сказку».
2
сюжетные
картинки
Составление
предложений
22.
Лексическая тема: «Я дома».
1
сюжетные
картинки
Составление
предложений
23.
Лексическая тема: «Я за порогом дома».
1
сюжетные
картинки
Составление
предложений
24.
Лексическая тема: «Мои товарищи в
школе».
1
сюжетные
картинки
Составление
предложений
25.
Лексическая тема: «Любимое занятие».
1
сюжетные
картинки
Составление
предложений
26.
Лексическая тема: «Мир природы».
1
сюжетные
картинки
природа
Составление
предложений
Культура общения
6
27.
Выражение благодарности. «Вежливые»
слова.
1
сюжетные
картинки
благодарность
Высказывание
благодарности
28.
Расширение слов для приветствия и
прощания: доброе утро, добрый день,
добрый вечер, доброй ночи.
2
сюжетные
картинки
доброе утро,
добрый день,
добрый вечер,
доброй ночи
Высказывание
прветствия
29.
Адекватное использование тона голоса,
мимики и жестов в различных речевых
ситуациях.
1
сюжетные
картинки
тон голоса
использование
тона
голоса,
мимики
и
жестов в различных
речевых ситуациях.
30.
Внимание к собеседнику. Поведение
собеседников в ходе диалога.
1
сюжетные
картинки
собеседник,
диалог
Выбор
правила
поведение в заданных
ситуациях
31-
34.
Тренировочные упражнения на готовом
текстовом материале.
1
сюжетные
картинки
Выполнение
тренировочных
упражнений
7. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Учебно-методическое обеспечение:
Учебная литература
-Комарова С.В. Устная речь. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В.
Комарова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2012г.
Научно-методическая литература
-Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям.
-Игровые атрибуты.
-Наглядно-дидактический материал.
-Презентации по речевым ситуациям.
-Сюжетные картинки.
-Презентации по темам.
-Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных
творческих заданий)
-Поле
речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 1997. - 180 с. Тираж 1000 экз.
Литература для учащихся
-Комарова С.В. Устная речь. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В.
Комарова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2012г.
2. Материально-техническое обеспечение:
Демонстрационные и печатные пособия
-Предметные и сюжетные картинки в соответствии с тематикой
-Детские книги
-Карточки «Упражнения для губ и языка»
-Комплекты правил поведения в гостях, на прогулке, с одноклассника
- Сборник пословиц, чистоговорок, четверостиший
- Сборник дыхательных упражнений
- Слоговые таблицы
Технические средства обучения
-Ноутбук
-Принтер
-Ксерокс
-Мультимедийный проектор
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по речевой практике уч-ся
2
класса
Уровни
Фамилия
имя уч-ся
Минимальный
Достаточный
баллы
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление
рассказов
с
опорой
на
картинный
или
картинно-
символический план.
итого