Автор: Степанова Ирина Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Осиновка
Населённый пункт: с.Осиновка Бирский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Доклад (из опыта работы)
Тема: "Духовно – нравственное развитие школьников на уроках литературы"
Раздел: среднее образование
Доклад на педсовет
Степанова Ирина Александровна
Духовно – нравственное развитие школьников на уроках литературы.
Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одним из ключевых,
стоящих перед учебными заведениями, родителями, обществом в целом. В настоящее
время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессии.
Характерными причинами данной ситуации явились отсутствие чётких положительных
ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально – нравственной
обстановки в обществе, спад культурно- досуговой работы с детьми и молодёжью. Наше
молодое поколение окружает жестокость и агрессия, исходящая от средств массовой
информации, телевидения, ими изобилуют и многочисленные компьютерные игры,
материалы отдельных сайтов интернета. Важной педагогической задачей формирования
личности
является
выработка
обучающимися
активной
жизненной
позиции,
нетерпимости к отклонению от норм нравственности. И в этом отношении важную
роль
в
школьном
образовании
играют
предметы
гуманитарного
цикла.
Значительная роль в воспитании и обучении принадлежит учителям, преподающим
предметы гуманитарного цикла, особенно литературу. Ведь преподавание литературы в
школе играет важную роль в подготовке учащихся к жизни. Мы живём в такое время,
когда наблюдается дефицит духовности, падение нравственности, утрата милосердия,
жестокость и зло берут верх над добром и порядочностью. Поэтому я считаю, что для
учителя литературы воспитание нравственности у учащихся становится одной из
главных задач, как на уроке, так и вне урока, конечно, не злоупотребляя процессом
обучения. На уроках литературы я стараюсь научить ребят идейно-художественному,
лингвостилистическому
анализу
лирических
произведений,
эпических
текстов
и
понимать теорию литературы, развивать монологическую речь, и всё же при всём этом
обращаю внимание их на нравственные моменты художественного произведения.
В начале 20 века часто непорядочность, невоспитанность, предрассудки
господствовали над образованностью, трудолюбием, хорошими манерами поведения. Я
считаю, что жизненные ситуации чеховских героев современны и нашему времени.
Учитель литературы должен учить учащихся на уроках видеть в человеке не внешнюю
красоту, а внутреннюю, жить и трудиться не только для себя , но и для других.
Анализируя рассказ «Попрыгунья» А. П. Чехова отмечаем нравственную красоту и
величие врача Дымова. Этот герой идёт на помощь людям, даже когда у него большое
личное горе, и он сам имеет право на отдых и человеческое сочувствие.
Чехов не даёт прямых авторских оценок Дымова ни как врача, ни как человека, почти не
говорят о нём и герои рассказа. Но на протяжении всего повествования разбросаны
краткие авторские замечания, помогающие понять и величие героя, и силу любви его к
людям.
Я считаю, что на уроках литературы при изучении художественных произведений
учитель должен убедить учащихся внимательнее относиться к другим, становиться
требовательнее к себе.
Учебной
программой
предусмотрено
немало
произведений,
где
показаны
взаимоотношения отцов и детей, то есть старшего и младшего поколения в семье. Это
произведения
К.
Паустовского,
А.
С.
Пушкина
«Станционный
смотритель»,
«Капитанская дочка», Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», Л. Н. Толстого «После бала», В.
Шекспира «Ромео и Джульета», А. Островского «Гроза», И. С. Тургенева «Отцы и дети»,
А. Куприна «Олеся», М. Горького «Фома Гордеев», М. Шолохова «Судьба человека»,
«Донские рассказы»(«Родинка», «Червоточина» и др.)
Применение метода проектов на уроках литературы позволяет мне осваивать
новые формы и методы работы и в значительной мере способствует мотивации учащихся
к учебной и творческой деятельности, повышает качество знаний, самооценку учащихся,
развивает навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
Обратимся к фрагменту урока литературы в седьмом классе. Изучая произведение
А. С Пушкина «Станционный смотритель», я ставлю цель: выявить у ребят чувство
ответственности за близких им людей. Достичь осмысления внутреннего мира героев, их
поступков помогают вопросы по тексту:
Права ли Дуня, что уехала из дома?
Как отреагировал отец(С. Вырин) на отъезд Дуни?
Вспоминала ли Дуня об отце в Петербурге?
Как вела себя Дуня на кладбище?(Обращаю внимание на глаголы легла и лежала)
Конечно,
ребятам
этого
возраста
хочется
видеть
конец
повести
счастливым.
Воспользовавшись этим, я использую элементы урока- гипотезы, то есть начинаю
вопросы со слов: «Что было бы если…
Вопросы:
- Что было бы, если станционный смотритель был принят в доме Минского, как гость?
- Что было бы, если Дуня уехала с согласия отца?
-Что было бы, если приехала навестить отца после появления его в Петербурге?
Такие вопросы выявят ответы, которые утвердят в сознании подростков понятия о
милосердии к людям.
Выше было сказано о том, что жизненный опыт ученика нужно соединять с
жизнью персонажей. Поэтому завожу разговор о том, как относятся ребята к родителям.
Прошу их подумать минуту о том, всегда ли были справедливы ребята с ними. Как
поступят они, когда родители будут преклонного возраста. Затем предлагаю всем
ребятам помолчать , и предлагаю мысленно попросить прощения у родителей за плохие
свои поступки.
Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей
жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным является воспитание морально-
волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и
скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.
Вопросы духовной морали и нравственности всегда волновали мастеров слова.
"Уроками нравственного прозрения" назвал уроки словесности А. Твардовский.
Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, школьник
становится эмоционально богаче, отзывчивее. Кроме того, искусство создаёт у каждого
ощущение самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в
произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания
личности.
В курсе русской литературы учащиеся читают
и библейские тексты,
знакомятся с памятниками древнерусской литературы. Многие писатели в своих
произведениях опирались на евангельские сюжеты. Так при изучении повести А. С.
Пушкина «Станционный смотритель» нельзя не вспомнить библейскую притчу о
блудном сыне.
Ребята с интересом обсуждают, чему учит притча,
и по-другому
воспринимают
пушкинский
текст.
Такой
учебный
материал
имеет
большие
потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников. На уроках
ученики напрямую выходят на осмысление своих отношений к человеку и к обществу.
Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения
о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство.
Успех преподавания литературы в огромной степени зависит и от умения
учителя полностью раскрыть своеобразие изучаемого материала. Этому способствуют
экскурсии по литературным местам. Такая форма даёт возможность школьникам
приблизиться к изображаемому в произведении материалу, лучше узнать жизнь
писателя.
Уважая в ученике личность, мы учим его ценить свою уникальность и
неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. В одной притче спросили лозу,
может ли она дорасти до солнца. «Дайте мне опору – и я дорасту до солнца»,- ответила
лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться
в Человека, набраться сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. Самое
сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает
личность педагога. Отношение педагога к своей работе, к людям и самому себе является
для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые
утверждаются в процессе обучения, укрепляют в подростках веру в торжество морали.
Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных
поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в
стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а
прорастают они не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть
немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг,
честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то
учитель может считать свою задачу выполненной.
Филологи, как никто другой, понимают, что уроки литературы – это уроки
добра, на которых кроме выявления в произведениях конкретно-исторического смысла и
общечеловеческого
содержания
развивается
эмоциональное
восприятие
художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение.
Школьники овладевают умением грамотно использовать русский литературный язык при
создании собственных устных и письменных высказываний (сочинение «Любимый
уголок природы», «За что я люблю Россию?» диспут на тему: «Что такое счастье?»и т.д.
Образовательный процесс в школе неразрывно связан с духовно-нравственным
воспитанием. Наиглавнейшая задача педагогов – вырастить честных, добрых, достойных,
трудолюбивых людей, чтобы они нашли своё место в жизни и использовали полученные
знания и умения на благо Родины.
И в заключение хочется привести слова С.Л. Соловейчика: «Воспитание – это
обучение нравственной жизни... Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей
за свой счет… Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека
действий и поступков; через требования нравственности переступать невозможно.
Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх –
духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и
духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
Список литературы.
1. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» - М.: Издательский Дом
Шалвы Амонашвили, 1995г.
2. Мещерякова Н.Я. «Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII
классах». М.: «Просвещение», 1984г.
3. Соловейчик С.Л. «Педагогика для всех» - М.: «Детская литература», 1989г.