Напоминание

"Духовно – нравственное развитие школьников на уроках литературы"


Автор: Степанова Ирина Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Осиновка
Населённый пункт: с.Осиновка Бирский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Доклад (из опыта работы)
Тема: "Духовно – нравственное развитие школьников на уроках литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад на педсовет

Степанова Ирина Александровна

Духовно – нравственное развитие школьников на уроках литературы.

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одним из ключевых,

стоящих перед учебными заведениями, родителями, обществом в целом. В настоящее

время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессии.

Характерными причинами данной ситуации явились отсутствие чётких положительных

ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально – нравственной

обстановки в обществе, спад культурно- досуговой работы с детьми и молодёжью. Наше

молодое поколение окружает жестокость и агрессия, исходящая от средств массовой

информации, телевидения, ими изобилуют и многочисленные компьютерные игры,

материалы отдельных сайтов интернета. Важной педагогической задачей формирования

личности

является

выработка

обучающимися

активной

жизненной

позиции,

нетерпимости к отклонению от норм нравственности. И в этом отношении важную

роль

в

школьном

образовании

играют

предметы

гуманитарного

цикла.

Значительная роль в воспитании и обучении принадлежит учителям, преподающим

предметы гуманитарного цикла, особенно литературу. Ведь преподавание литературы в

школе играет важную роль в подготовке учащихся к жизни. Мы живём в такое время,

когда наблюдается дефицит духовности, падение нравственности, утрата милосердия,

жестокость и зло берут верх над добром и порядочностью. Поэтому я считаю, что для

учителя литературы воспитание нравственности у учащихся становится одной из

главных задач, как на уроке, так и вне урока, конечно, не злоупотребляя процессом

обучения. На уроках литературы я стараюсь научить ребят идейно-художественному,

лингвостилистическому

анализу

лирических

произведений,

эпических

текстов

и

понимать теорию литературы, развивать монологическую речь, и всё же при всём этом

обращаю внимание их на нравственные моменты художественного произведения.

В начале 20 века часто непорядочность, невоспитанность, предрассудки

господствовали над образованностью, трудолюбием, хорошими манерами поведения. Я

считаю, что жизненные ситуации чеховских героев современны и нашему времени.

Учитель литературы должен учить учащихся на уроках видеть в человеке не внешнюю

красоту, а внутреннюю, жить и трудиться не только для себя , но и для других.

Анализируя рассказ «Попрыгунья» А. П. Чехова отмечаем нравственную красоту и

величие врача Дымова. Этот герой идёт на помощь людям, даже когда у него большое

личное горе, и он сам имеет право на отдых и человеческое сочувствие.

Чехов не даёт прямых авторских оценок Дымова ни как врача, ни как человека, почти не

говорят о нём и герои рассказа. Но на протяжении всего повествования разбросаны

краткие авторские замечания, помогающие понять и величие героя, и силу любви его к

людям.

Я считаю, что на уроках литературы при изучении художественных произведений

учитель должен убедить учащихся внимательнее относиться к другим, становиться

требовательнее к себе.

Учебной

программой

предусмотрено

немало

произведений,

где

показаны

взаимоотношения отцов и детей, то есть старшего и младшего поколения в семье. Это

произведения

К.

Паустовского,

А.

С.

Пушкина

«Станционный

смотритель»,

«Капитанская дочка», Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», Л. Н. Толстого «После бала», В.

Шекспира «Ромео и Джульета», А. Островского «Гроза», И. С. Тургенева «Отцы и дети»,

А. Куприна «Олеся», М. Горького «Фома Гордеев», М. Шолохова «Судьба человека»,

«Донские рассказы»(«Родинка», «Червоточина» и др.)

Применение метода проектов на уроках литературы позволяет мне осваивать

новые формы и методы работы и в значительной мере способствует мотивации учащихся

к учебной и творческой деятельности, повышает качество знаний, самооценку учащихся,

развивает навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

Обратимся к фрагменту урока литературы в седьмом классе. Изучая произведение

А. С Пушкина «Станционный смотритель», я ставлю цель: выявить у ребят чувство

ответственности за близких им людей. Достичь осмысления внутреннего мира героев, их

поступков помогают вопросы по тексту:

Права ли Дуня, что уехала из дома?

Как отреагировал отец(С. Вырин) на отъезд Дуни?

Вспоминала ли Дуня об отце в Петербурге?

Как вела себя Дуня на кладбище?(Обращаю внимание на глаголы легла и лежала)

Конечно,

ребятам

этого

возраста

хочется

видеть

конец

повести

счастливым.

Воспользовавшись этим, я использую элементы урока- гипотезы, то есть начинаю

вопросы со слов: «Что было бы если…

Вопросы:

- Что было бы, если станционный смотритель был принят в доме Минского, как гость?

- Что было бы, если Дуня уехала с согласия отца?

-Что было бы, если приехала навестить отца после появления его в Петербурге?

Такие вопросы выявят ответы, которые утвердят в сознании подростков понятия о

милосердии к людям.

Выше было сказано о том, что жизненный опыт ученика нужно соединять с

жизнью персонажей. Поэтому завожу разговор о том, как относятся ребята к родителям.

Прошу их подумать минуту о том, всегда ли были справедливы ребята с ними. Как

поступят они, когда родители будут преклонного возраста. Затем предлагаю всем

ребятам помолчать , и предлагаю мысленно попросить прощения у родителей за плохие

свои поступки.

Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей

жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным является воспитание морально-

волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и

скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

Вопросы духовной морали и нравственности всегда волновали мастеров слова.

"Уроками нравственного прозрения" назвал уроки словесности А. Твардовский.

Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, школьник

становится эмоционально богаче, отзывчивее. Кроме того, искусство создаёт у каждого

ощущение самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в

произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания

личности.

В курсе русской литературы учащиеся читают

и библейские тексты,

знакомятся с памятниками древнерусской литературы. Многие писатели в своих

произведениях опирались на евангельские сюжеты. Так при изучении повести А. С.

Пушкина «Станционный смотритель» нельзя не вспомнить библейскую притчу о

блудном сыне.

Ребята с интересом обсуждают, чему учит притча,

и по-другому

воспринимают

пушкинский

текст.

Такой

учебный

материал

имеет

большие

потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников. На уроках

ученики напрямую выходят на осмысление своих отношений к человеку и к обществу.

Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения

о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство.

Успех преподавания литературы в огромной степени зависит и от умения

учителя полностью раскрыть своеобразие изучаемого материала. Этому способствуют

экскурсии по литературным местам. Такая форма даёт возможность школьникам

приблизиться к изображаемому в произведении материалу, лучше узнать жизнь

писателя.

Уважая в ученике личность, мы учим его ценить свою уникальность и

неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. В одной притче спросили лозу,

может ли она дорасти до солнца. «Дайте мне опору – и я дорасту до солнца»,- ответила

лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться

в Человека, набраться сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. Самое

сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает

личность педагога. Отношение педагога к своей работе, к людям и самому себе является

для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые

утверждаются в процессе обучения, укрепляют в подростках веру в торжество морали.

Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных

поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в

стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а

прорастают они не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть

немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг,

честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то

учитель может считать свою задачу выполненной.

Филологи, как никто другой, понимают, что уроки литературы – это уроки

добра, на которых кроме выявления в произведениях конкретно-исторического смысла и

общечеловеческого

содержания

развивается

эмоциональное

восприятие

художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение.

Школьники овладевают умением грамотно использовать русский литературный язык при

создании собственных устных и письменных высказываний (сочинение «Любимый

уголок природы», «За что я люблю Россию?» диспут на тему: «Что такое счастье?»и т.д.

Образовательный процесс в школе неразрывно связан с духовно-нравственным

воспитанием. Наиглавнейшая задача педагогов – вырастить честных, добрых, достойных,

трудолюбивых людей, чтобы они нашли своё место в жизни и использовали полученные

знания и умения на благо Родины.

И в заключение хочется привести слова С.Л. Соловейчика: «Воспитание – это

обучение нравственной жизни... Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей

за свой счет… Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека

действий и поступков; через требования нравственности переступать невозможно.

Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх –

духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и

духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

Список литературы.

1. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» - М.: Издательский Дом

Шалвы Амонашвили, 1995г.

2. Мещерякова Н.Я. «Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII

классах». М.: «Просвещение», 1984г.

3. Соловейчик С.Л. «Педагогика для всех» - М.: «Детская литература», 1989г.



В раздел образования