Напоминание

Занимательность на уроках технологии - развитие познавательного интереса к предмету


Автор: Елена Павловна Дегтярева
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Шиковская СШ
Населённый пункт: село Шиковка
Наименование материала: статья
Тема: Занимательность на уроках технологии - развитие познавательного интереса к предмету
Раздел: среднее образование





Назад




Занимательность на уроках технологии - развитие

познавательного интереса к предмету

Сформировать глубокий познавательный интерес к предмету у всех учащихся

невозможно, однако творчески работающие учителя находят и успешно используют

различные методы, приемы и средства для активизации процесса обучения. Важно,

чтобы на каждом уроке всем ученикам было интересно, тогда у многих из них

первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий

интерес к науке. Особое место в этом плане принадлежит такому эффективному

педагогическому средству, как занимательность.

Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного

успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации

мыслительной деятельности факт немаловажный. Она состоит в том, что учитель,

используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления,

обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у

них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной

деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов [18].

Важное место занимают игровые материалы, которые в последнее время становятся

все более популярными. К ним чаще всего относятся загадки, кроссворды, ребусы,

чайнворды, шарады и другие головоломки. Использование их в учебной работе

способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, они

позволяют в необычной форме не только повторить изученный материал, но и

познакомят учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями, разнообразят

занятия, а также помогут снять усталость. Все игры можно подразделить на

тренировочные, интеллектуальные и организационно-деятельные. Основная задача

всех этих игр научить учащихся самостоятельно принимать решения, искать более

реальные пути для достижения цели, активизировать их мыслительную деятельность.

Среди тех, кто увлекался игровыми материалами, было много выдающихся ученых и

изобретателей. На огромную познавательную и воспитательную ценность

интеллектуальных игр неоднократно указывали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К.

Крупская, А.В. Луначарский.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям

учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учащихся элементом

занимательности могут быть не только ребусы, загадки и т.д., но и чтение или

прослушивание фрагментов легенд, сказаний, всевозможных фантастических

рассказов. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную

деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить

ранее изученную тему или блок тем на уроке. Например, по теме "горячие напитки"

элементом занимательности является история открытия чая 3000 лет до нашей эры,

кофе лекари прописывали как лекарство от «хандры и плохого настроения», шоколад

получил свое имя от всемогущего ацтекского бога Чокоатль и его использовали

только как напиток и только в 1659 году в продаже появился плиточный шоколад.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-

своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую

мысль, воспитывает. Один из таких видов деятельности - игра. Она в равной мере

способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию

многих необходимых качеств личности. Именно поэтому игра - не только

деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для

подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне его. Иных мнений, по-моему,

быть не может. Другое дело - определить, кто играет охотнее: учащиеся 5-6 классов

или 7-9. Считаю, все они хотят играть. Важно только, исходя из их возрастных

особенностей, выбрать форму игры и органично вплести ее в ткань урока [11].

На уроках технологии использую игры различного типа: и такие, в основе которых

лежит соревнование, и такие, которые базируются на стремлении представить свою

работу в сценическом действии. Иногда тему урока представляю в виде игры: это

игра с «рассыпанным» текстом или с «рассыпанной» иллюстрацией. Целевые

установки урока помогают избрать форму игры. Например, на обобщающем занятии

по разделу «Кулинария», в целях развития познавательного интереса к предмету и

закрепления изученного материала можно провести игровое занятие «Своя игра» (см.

Приложение А).

Неплохие результаты, на мой взгляд, дают игровые моменты на уроке. Они

направлены на удовлетворение детской любознательности, расширение кругозора,

являясь иллюстрациями широких и самых различных практических применений

технологии в производстве и быту. Разгадывание загадок, анаграмм, метаграмм,

логогрифов, головоломок, ребусов, кроссвордов (см. Приложение Б) позволят

учащемуся самостоятельно узнать о качестве своих знаний, а также выявить уровень

наблюдательности, внимания, памяти, мышления. Преодоление трудностей, при

выполнении задания, попытке подумать, поразмышлять доставят учащимся не только

глубокое познавательное удовлетворение, но и большую радость. Решение и

выполнение конкретных заданий помогают школьникам учится успешнее, развивать

интерес, склонности и способности к самостоятельному мышлению и вырабатывать

навыки самообразования.

Игровая форма может заинтересовать школьников любого возраста, она дает

возможность обеспечивать не только интеллектуальное, но и эмоциональное

усвоение понятий и знаний. Так по закреплению знаний по изученной теме, во всех

классах, можно провести игру в виде заочного путешествия, используя при этом

игровое поле (см. Приложение В) и карточки-задания на которых также указано

количество возможных ходов при правильном ответе, если нет - фишка остается на

месте. Сплошная стрелка указывает на передвижение фишки вперед, пунктирная -

назад. Выигрывает тот, кто придет к финишу первым.

Тема урока «Виды отделки: лоскутная техника» по содержанию материала выходит за

рамки программы и предполагает индивидуальный творческий подход со стороны

учителя и учеников. Чтобы у учеников не возникало излишней психологической

напряженности, связанной со сложностью изделия, форма их проста, что не

ограничивает фантазии в использовании материала, сочетание цветов и узоров.

Ученикам целесообразно не только определиться с изделиями и цветовым

решением, но и раскроить детали и выполнить ручные работы. Поэтому для

закрепления практических навыков учащихся я использовала урок-соревнование.

Момент соревновательности применила не только для того, чтобы избежать

монотонности в работе но и ускорить темп работы, способствовать развитию

коммуникативных навыков (см. Приложение Г).

Задача развития познавательной и творческой активности вызвала к жизни

дидактические ролевые игры. Обращённые непосредственно к эмоциональной

сфере, они стимулируют познавательный интерес обучаемых, их воображение,

включают в действие многие личностные компоненты,которые обычно слабо

затрагиваются в учебном процессе. Ролевые игры и драматизация рассматриваются

как сильное педагогическое средство, возбуждающее интерес.



В раздел образования