Автор: Суслова Любовь Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258 Колпинского района Санкт Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок математики "Квадратный дециметр" 3-й класс
Раздел: начальное образование
Суслова Любовь Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии
Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
урок математики "Квадратный дециметр" 3-й класс
Цель: познакомить учащихся новой единицей измерении площади – квадратным дециметром.
Задачи:
1.
Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с
квадратным сантиметром.
2.
Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки
измерения длины и площади.
3.
Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и
оценивать свою работу.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер, мультимедиапроектор, презентационный экран,
ручка, карандаш, тетрадь, линейка, квадраты.
4.
Медиапродукт: Наглядная презентация учебного материала
5.
Технологический сценарий (последовательная модель).
6.
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
7.
Тип урока: урок получения новых знаний
Формы, приёмы, методы
Цель применения
1. Сообщение темы и цели урока
I-й этап урока. Cамоопределение к деятельности (орг.момент).
Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
1. Психологический настрой детей на урок
Начинается урок математики.
Ребята, покажите какое настроение у вас перед уроком?
(На столе у каждого ребенка лежат карточки с изображением солнца, солнца за
тучей и тучи.)
И у меня сегодня радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в
очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых
открытий!
Сопровождать нас в путешествии будет Знайка.
Знайка предлагает провести разминку «ГИМНАСТИКУ ДЛЯ УМА»
Какое сегодня число?
Увеличьте его на 7.
Сколько дм в 1 м?
Какое число следует за числом 59, 88, 99?
Увеличьте 9 в 6 раз
Увеличьте 9 на 6
Уменьшить 42 на 7
Уменьшить 42 в 7 раз
Сколько см в 1 м?
Активизация
мыслительной
деятельности учащихся.
Сколько см в 1дм?
II-й этап урока. Актуализация знаний.
Цель этапа: развитие умений группировать фигуры, обосновывать свое мнение
Следующее задание Знайки.
Решите примеры устно, записывая в тетрадь только ответы, потом с помощью
шифра сможете узнать часть темы урока. Что надо знать, чтобы решить эти
примеры? Вспомните порядок действий.
(6 + 2) · 4
(13 – 8) · 7
68 – 60 + 12
36 : 6 + 4
(18 – 18) · 10
(29 – 28) · 4
(70 – 40) : 5
0 4 6
1
0
20
3
2
35
а д ь щ о
п
л
– Какое слово получилось?
– Что такое площадь? (Место, которое занимает фигура на плоскости.)
– Площадь, какой фигуры мы уже умеем вычислять?
– В каких единицах измерения мы вычисляли площадь?
На доске и на парте у детей геометрические фигуры.
Какие фигуры здесь лишние? (1 и 3) < Приложение 2>
Почему?
(У фигур 2, 4, 5 – прямые углы, стороны противоположные, попарно равны, они
прямоугольники).
– Найдите площадь прямоугольника 2.
– Что для этого нужно знать?
– Среди прямоугольников есть квадрат? (да).
– Назовите его (5).
– Какое главное свойство квадрат вы знаете? (У квадрата все стороны равны).
Измерьте сторону квадрата, который перед вами.
– Чему равна его площадь? (1 см
2
) Как вы нашли площадь?
– Кто думает также?
Развитие логического
мышления учащихся,
умения сравнивать и
анализировать
III-й этап урока. Постановка и решение проблемной ситуации.
Цель этапа: повторить материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.
Знайка приготовил вам фигуру, она у вас в конвертах под номером один.
(Работа в парах.)
– Измерьте стороны этой фигуры (10 см)
Что можно сказать? (это квадрат, со стороной 10 см)
– 10 см – это линейная единица, единица измерения длины.
Заменим ее наибольшей линейной единицей.
10 см = 1 дм запись в тетради
– Значит у вас квадрат со стороной 1 дм.
– Как найти площадь этого квадрата? (Длину умножить на ширину)
S=1 дм * 1 дм = 1 дм
2
запись в тетради
– Чему равна его площадь?
– Какое открытие мы сейчас сделали? (Мы нашли площадь квадрата в
дециметрах.)
– Сформулируйте тему и задачи урока.
КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР
Задачи урока:
1.
Познакомиться с квадратным дециметром.
2.
Узнать, как он связан с квадратным сантиметром.
3.
Учиться решать задачи с использованием новой единицы площади.
<Приложение 1>
(Работа в парах.)
– Возьмите второй квадрат. Что увидели? (разделен на см
2
) <Приложение 3>
Сколько можно уложить квадратиков в 1 дм
2
А как найти площадь этого квадрата?
(Пересчитать все квадратики, посчитать квадратики по длине и ширине и их
перемножить)
Как это записать?
S = 10 см · 10см = 100 см
2
запись в тетради
– Какой путь короче?
– В каких единицах измеряется площадь? (В дм
2
)
– Сколько в 1 дм
2
квадратных сантиметров?
– в 1 дм
2
= 100 см
2
– Мы с вами сделали еще одно открытие.
– Сделайте вывод.
Развитие
познавательной
активности.
Развитие умения
осуществлять
умозаключения на
основе раннее
приобретённых знаний.
Откроем учебник на с.66 и посмотрим, согласен ли Знайка с нашими выводами.
– Какие задачи урока мы уже раскрыли? Что нам осталось?
Этим мы займемся после небольшой разминки. Сейчас вам придется много думать
самостоятельно и много писать, поэтому разомнем руки, глаза и сделаем
упражнения для улучшения мозговой деятельности.
«Физкультминутка»
Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию
учения.
Руки ставим мы вразлёт: Появился самолёт. (Руки в стороны.) Мах крылом туда-
сюда, (Наклоны в стороны.) Делай раз и делай два. (Повороты туловища вправо и
влево.) Раз и два, раз и два! (Хлопки в ладоши.) Руки в стороны держите, (Руки в
стороны.) Друг на друга посмотрите. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и
два, раз и два! (Прыжки на месте.) Опустили руки вниз, (Руки вниз.) И на место все
садись! (Сесть за парту.)
IV-й этап. Первичное закрепление
Цель этапа: повторить алгоритм нахождения площади.
– Для чего мы учимся решать задачи? (Чтобы знать, как находить площадь
прямоугольника.)
– Прежде чем мы решим задачу, давайте вспомним, для чего нужна единица
измерения площади в 1 кв.дм?
– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм,
если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные
фигуры или предметы)
– Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки?
– Посмотрите на картинки и найдите среди них те, которые удобнее измерять в
кв.дм, а какие в кв.см.
(На доске изображены предметы: почтовая марка, учебник математики,
блокнот, тетрадь, зеркало, шкаф)
(В кв. дм удобнее измерять крупные предметы – шкаф, зеркало, учебник. А
маленькие – марку, блокнот – в кв.см)
Здесь может возникнуть спор, в каких единицах лучше измерять тетрадь. Дети
могут приложить мерки к своей тетради и сообща прийти к выводу.
Знайка приготовил вам следующее задание.
– С помощью мерки узнаем длину и ширину листа, который лежит на ваших
партах.
– Чему равна длина?
– Чему равна ширина?
– Найдите площадь этого листа. Как найти площадь?
1 ученик на доске
S = 3 ·2 = 6 (дм
2
)
Ответ : 6 дм
2
.
– Кто не сделал ни одной ошибки?
– Кому было легко выполнять эту работу?
– Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?
– Ну а теперь, каждый из вас самостоятельно проверит, как он запомнил новый
материал.
V-й этап урока. Самостоятельная работа c самопроверкой
Цель этапа: закрепление изученного материала..
Знайка приготовил вам задачу.
Прочитайте задачу.
Начертить прямоугольник со сторонами 1 дм и 3 см.
Найти площадь.
– Что надо сделать?
– Что известно?
– Какая длина? Ширина?
– В каких единицах измеряется длина и ширина?
(В разных: дм и см)
– Что надо найти? (найти площадь)
Можно сделать сразу? ( нет)
Что надо сделать сначала? (Перевести дм в см)
Составьте план решения задачи.
1.
Перевести в дм в см
2.
Найти площадь
3.
Записать ответ
Решите самостоятельно по плану.
Самопроверка
– Кто не сделал ни одной ошибки?
– Кому было легко выполнять эту работу?
– Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?
Формирование
практических навыков
нахождения площади
VI-й этап урока. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала.
Знайка приготовил I группе задание повышенной трудности.
Длина 8 дм
Ширина – ? в 2 раза меньше
Найти S.
Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Решите задачу самостоятельно.
– А для всех остальных он приготовил задание в учебнике на с. 67 «Проверь себя».
(Самостоятельное выполнение задания. Проверка.)
Способствует развитию
умений устанавливать
причинно-следственные
связи.
Применение раннее
полученных знаний на
практике.
Актуализация
полученных знаний.
– А сейчас Знайка предлагает решить вам самостоятельно примеры в
учебнике с.67 №6 по рядам.
(Решение примеров по рядам, с последующей самопроверкой.)
– Кто не сделал ни одной ошибки?
– Кому было легко выполнять эту работу?
– Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?
VII-й этап урока. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель этапа: Обобщение всей работы. Само оценивание.
– Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке. ПРОДОЛЖИТЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Сегодня я узнал(а) …
Было интересно …
Было трудно…
Я приобрел(а) …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Мне хотелось…
– Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, так какое настроение у
вас?
Домашнее задание: с.60, № 2.
Знайка и я хотим вам сказать
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
– Спасибо вам за урок!
Метод стимулирования
и мотивации