Напоминание

Современная школа. Образовательно-пространственная среда – условия развития и саморазвития обучающихся


Автор: Полякова Валерия Аркадьевна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 14"
Населённый пункт: города Нижневартовска, ХМАО - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Современная школа. Образовательно-пространственная среда – условия развития и саморазвития обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Полякова В.А.

директор МБОУ «СШ №14»

г. Нижневартовска

Современная школа. Образовательно-пространственная среда – условия развития

и саморазвития обучающихся.

В прошлом учебном году школе №14 исполнилось 40 лет. Для образовательного

учреждения 40 лет – это зрелый возраст. Сформирован коллектив, создана система работы

по всем направлениям образовательной деятельности, сложились свои традиции. Сегодня

в школе обучается 1285 учеников в 45 классах.

Отличительная особенность школы – это

высокий уровень образования. Качество

обучения -49 % , а это значит что почти каждый второй ученик учится на 4 и 5. Школа

обеспечивает высокие результаты на ЕГЭ (результаты по всем предметам всегда выше

среднего по городу).

В школе создана система работы с одаренными обучающимися, о чем свидетельствуют

успешные выступления обучающихся на олимпиадах и на слетах научных обществ,

победы на творческих конкурсах и в спортивных соревнованиях. Школа славится своими

профильными

физико-математическими

и

химико-биологическими

классами,

выпустившими в мир большое число врачей, инженеров, нефтяников.

Результаты эти стали возможны, потому что в школе работает высокопрофессиональный

коллектив и создана особая современная образовательная среда.

Уклад современной школы не может и дальше базироваться на классно-урочной системе,

нужны

такие

новые

формы

деятельности,

как

исследовательская,

проектная,

управленческая, конструкторская, игровая. И на развитие обучающихся должны работать

не только содержание образования, но и вся

предметно-пространственная среда

образовательного учреждения.

В школе давно уже начались перемены, главная цель которых создать условия для

развития обучающихся и на уроках, и после них. В школе №14 для реализации этой

задачи создана хорошая материально-техническая база. Недавно открыт Школьный

технопарк, в составе которого IT-класс, Робоклассы, Мульткласс.

Целью создания Школьного технопарка является организация

образовательной

деятельности в сфере общего и дополнительного образования для развития у детей

информационной, инженерной, технологической компетентностей.

Робокласс: Эта зона предназначена для обучения управлению микроконтроллерами,

настройки беспроводного аппаратного обеспечения, освоению технологий в области

электроники и программирования. Планируется реализация программ внеурочной

деятельности по робототехнике и легоконструированию на основе конструкторов Лего и

Ардуино.

IT-класс: зона предназначена для освоения современных информационных технологий

для решения прикладных задач, разработки настольных, мобильных и web-приложений,

проектирования, 3Д- программирования, программирования задач для квадрокоптеров.

Мульткласс: зона предназначена для освоения навыков создания видеоконтента , где

дети пробуют себя на разных этапах кинопроизводства. Производят мультфильмы или

документальные фильмы разного жанра.

Занятия в Школьном технопарке по формированию инженерных компетенций

осуществляются за счет часов внеурочной деятельности и рассчитаны на каждый возраст

Каждый кабинет школы оснащен компьютерной техникой, есть лаборатории L-микро,

Архимед в кабинете физики, есть лаборатории для исследовательской деятельности в

кабинетах биологии, химии, в начальной школе, есть 3Д принтеры и системы учета

знаний.

Каждый кабинет начальной школы оснащен цифровыми микроскопами,

наборами для исследовательской работы, интерактивными глобусами .

Одна из главных целей образовательного учреждения – повышение качества

математического

образования,

в

том

числе

через

активизацию

шахматного

образования, ведение курсов внеурочной деятельности « Алгоритмика», « Ментальная

математика», «Шахматы». Возникла проблема помещений, так как школа работает в 2

смены. Проблема решилась следующим образом – холл 2 этажа стал шахматной школой.

Шахматы настенные, шахматы напольные, шахматные столики. Обучающиеся играют

здесь на переменах, и занятия внеурочной деятельности проводятся здесь же.

Остро стоит в начальной школе проблема безопасности дорожного движения.

Изучение правил дорожного движения также

стало содержанием обязательного

образования. Введена программа ПДД с 1по 11 классы. Для выполнения этой задачи в

школе был создан кабинет ПДД, оснащенный современным оборудованием. Рекреация

первого

этажа так же

работает на решение этой проблемы. Разметка на полу

символизирует

перекресток.

Настоящий

светофор

подает

разрешающие

или

запрещающие движение сигналы, карта микрорайона с указанием путей безопасного

движения привлекает внимание детей, которые ищут на карте свой дом и изучают по ней

свой безопасный маршрут.

Существенная задача современной школы – привить детям навыки творчества. Задачей

современной школы является умение школьников работать с готовой информацией,

применяя знания к действительности. Но высший пилотаж, к которому должна стремиться

школа, – дать человеку возможность самостоятельно создавать нечто новое, оригинальное

и неповторимое.

Развитию

творческих

способностей

обучающихся

способствуют

предметы

изобразительное искусство, музыка, литература, технология.

Этому же учатся дети на занятиях в объединениях дополнительного образования и во

внеурочной деятельности. В школе №14 действует 42 объединения дополнительного

образования различных направлений.

Обучающиеся 1- 11 классов 100% охвачены

внеурочной деятельностью. Но школа решила расширить круг возможностей проявить

себя в творчестве. На 2 и

4

этажах

школы организованы уголки творчества.

Установлены интерактивные столы, столы для рисования песком, на 4 этаже планшеты

для рисования, мольберты. Графические планшеты позволяют рисовать пером или

цифровым карандашом, а затем сохранять рисунки на компьютере, обрабатывать их,

варьировать цветовую гамму. Стол для рисования песком позволяет развивать мелкую

моторику, творческие способности, внимание. Кроме того, это определенным образом

отдых и релаксация между уроками.

Техническая новинка школы

- интерактивный комплекс «Планетарий».

Раскладной планетарий — это купол, на который проецируется карта неба без искажения,

что невозможно на плоской поверхности. Поэтому главное — это проектор хорошего

качества, причем это специальный аппарат, предназначенный как раз для круглых

поверхностей. На куполе воссоздается прекрасная картина звездного неба, повторяющая

контуры созвездий, создающая полный эффект присутствия под небесной сферой и дает

посетителям общее представление о процессах, происходящих в космосе.

Планетарий — это богатый инструмент, он дает возможность увидеть за несколько

минут процессы, которые происходили миллионы лет: эволюция галактик, рождение

Вселенной и т.д. Наш планетарий установлен в холле второго этажа школы и посещать

его дети могут и в рамках учебных предметов, и во внеурочное время.

В старших классах встает проблема выбора профессии

.

Старший школьник стоит на

пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию

развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим

школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов

обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость

учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки

зрения того, что он дает для их будущего.

Обучающимся старших классов нужна информация о профессиях, необходимых

качествах для той или иной профессии, информация о

вузах. Поэтому помимо

элективного курса «Выбор профессии» в 8-9 классах, в помощь старшеклассникам

предложена информация в интерактивном киоске, расположенном на 3 этаже школы, в

котором можно получить информацию о самых разнообразных профессиях и о вузах,

где их можно получить.

Главное, конечно же, школа должна воспитать патриотов, людей знающих и любящих

свою страну и её историю. Этому способствуют уроки истории и географии, литературы

и русского языка. Серия традиционных мероприятий так же направлена на решение этой

задачи:

«Фестиваль

дружбы»,

брейн-ринг

«Ими

гордится

Россия»,

смотр

инсценированной военной песни, экоконкурс «У нас Земля одна», фестиваль «Марсовы

потехи», акция милосердия «Тепло наших рук».

Образовательная среда так же работает на решение этой задачи. На 4 этаже школы

расположен Уголок Боевой славы, рассказывающий о русских полководцах и русском

оружии,

об истории вооруженных сил России и о ключевых событиях Великой

Отечественной войны, о выпускниках школы, ставших героями России. Здесь же хранятся

экспонаты, привезенные нашим поисковым отрядом из экспедиций. Карты России и

Ханты-Мансийского округа дают представление о величии и просторах России. А

экспозиции с репродукциями картин из Третьяковской галерее и Эрмитажа дают

представление о культурных ценностях.

Такой подход к организации образовательно-пространственной среды дает широкие

возможности для организации учебной, творческой и проектно-исследовательской

работы, для обеспечения доступности качественного образования, а главное позволяет

формировать в обучающихся информационную компетентность, творческое мышление,

способность

к

саморазвитию,

социальную

активность,

развивать

технические

способности. Именно такими должны стать будущие выпускники



В раздел образования