Автор: Кусякова Резеда Рафаиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 с. Акъяр
Населённый пункт: село Акъяр
Наименование материала: Современные образовательные технологии
Тема: Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
«Системно-деятельностный подход в начальной школе»
Работать по ФГОС сложно, ноинтересно. Раньше надо было как можно нагляднее и доступнее на уроке
всё объяснить, показать, рассказать, теперь является включение самого ученика, даже «слабого», в
учебную деятельность. Нужно планировать не только учебное содержание, но организовать
деятельность учащихся, продумать наиболее эффективные формы работы, использовать
инновационные приёмы.
Надо организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и
самостоятельно же применяли эти знания в решении познавательных, учебно-практических, жизненных
проблем. Поэтому приходиться по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей
умение и желание учиться, и притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные
учебные действия. И начала работать над применением системно-деятельностного метода обучения.
Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность
детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её
на основе имеющихся теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в
нестандартных условиях, будут способны принимать правильные решения. Ученик теперь главный
деятель на уроке. Во главе учебного процесса находится познавательная деятельность ученика,
активная и более самостоятельная.
Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-деятельност-
ного метода: принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире,
психологической комфортности, вариативности, творчества. Особое внимание уделяю принципу
минимакса, который обеспечивает дифференцированное обучение детей. Ведь очень важно, чтобы
каждый ребёнок имел крепкие и глубокие знания, важно при этом и то, чтобы ни один ребёнок не был
перегружен как в умственной сфере, так и в эмоциональной.
Знания дети открывают сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят
приобретают личностную значимость. Я лишь направляю деятельность учеников. Ребёнок должен быть
включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются
деятельностные способности.
Одним из важных этапов на уроке –это мотивация учащихся к деятельности на уроке. Дети должны
удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему,
исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока.
Есть разные приёмы мотивации. В 1-ом классе, конечно же, игры и игровые ситуации. На уроках
русского языка - рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к
образу. Использую и давно известные приёмы мнемотехники, которые облегчают детям запоминание,
увеличивают объём памяти: «КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто".
Для мотивации детей на уроке чтения применяю такие приёмы: чтение обычное и наоборот, чтение
текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с
перепутанными «хвостами», т.е. концами предложений. Интересно детям: чтение текста с «дырками»,
т.е. с пропущенными словами. Такие приёмы превращают чтение в интересное занятие, и у учащихся
формируется положительное эмоциональное отношение к нему. А в результате ученики приобретают
навыки быстрого сознательного и выразительного чтения.
Использование наглядности на уроке, а тем более ИКТ облегчает учителю задачу мотивации учащихся.
Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся. Без пробуждения
интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт. С первого класса обучаю детей
планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Учу детей
анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать
достижению поставленной цели, определять их место на уроке.
Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в виде диалога. Дети включаются в активную
работу, каждый хочет высказаться. Выслушиваю все мнения с большим интересом. Обсуждая в диалоге
вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. Я только направляю их, подвожу к открытию
нового знания. После обсуждения подвожу итог, знакомлю с правильной терминологией, вместе с
ребятами составляем алгоритм действий.
При организации практической работы надо научить ребят работать в парах, группах, научить
выслушивать мнение других, высказывать своё, а делать выводы. Работа в паре имеет большое значение
для формирования всех видов у УУД: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных.
Но прежде чем ввести этот вид деятельности, с 1 класса провожу воспитательную работу на классных
часах,где мы изучили основные правила работы в паре. В начале школьного обучения дети еще не
умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе использую
следующие упражнения: 1. Один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и
точно их повторить, затем участники меняются ролями. 2. Один говорит (например, времена года или
дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются
ролями. 3. Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха
(указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
Самое главное при работе в группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это
умение будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Такое упражнение использовала для
этого: на первую парту каждого варианта выдается карточка со стишком, пословицей, правилом и т. д.
Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и
проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте
произносит фразу вслух.
Чтобы образовать группу, дети, сидящие за первой партой, просто
оборачиваются к тем, кто сидит за второй партой и так далее. Но надо не забывать, что наиболее
продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний -
низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников. Учителю надо регулировать уровень шума в
классе, работу в группах. При проверке задания у доски предлагаю детям в группах самим выбрать, кто
будет записывать, кто будет подсказывать. Затем сами учащиеся делают выводы по группам. Дети чаще
всего оценивают субъективно( дружит с Ваней, нравится Ваня, значит его ответ лучший). Учу делать
объективную оценку. При этом учу отмечать прежде всего положительное в ответе, а об отрицательном
говорить тактично, в форме пожеланий. Мжно оценивать ответы аплодисментами, а ребята уже по
громкости делают выводы: кому громче аплодировали, тот ответ лучший. При такой организации
работы дети приучаются внимательно слушать говорящего. Учу ребят вести диалог друг с другом и с
учителем.
Для проверки практической работы на уроках ученики используют различные формы самоконтроля и
взаимоконтроля. Этому нужно учить с самого начала обучения, тогда все ребята научатся давать
объективную оценку своей работе.
Большое значение уделяю внимание на то, что им было сделать затруднительно, а в чём они не
испытали трудности и почему, т.е. рефлексии учащихся. Рефлексия это как бы разговор ученика с
самим собой. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока: на этапе планирования деятельности на
уроке можно задать вопросы: С чего вы начнёте? Что предполагаете поставить вторым этапом? Перед
началом работы в парах можно задать вопрос: Как поможет вам работа в парах? На завершающем этапе
можно спросить: Что дала вам работа в парах? Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?
Что нового узнали на уроке? Каким образом можно использовать полученные знания в жизни?
Начав работать по новым стандартам и изучая инновационные технологии, методы и приёмы, я поняла,
что некоторые из них применяла в своей деятельности и раньше.. Например «Кластер». Раньше этот
приём называла просто составлением схемы. Кластер – это способ графической организации материала,
позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в
ту или иную тему. Этот приём можно прекрасно использовать на всех этапах урока. Лично я чаще всего
использую на этапе рефлексии. Работу эту каждый ребёнок может вести индивидуально, а можно в
группах, можно по всей теме или по отдельным смысловым блокам.
Считаю кластер доступным и
эффективным приёмом в начальных классах.
Для формирования регулятивных УУД часто и с большой результативностью использую приём
«Мозговой штурм». Этот приём использую при каком-то затруднении, когда дети высказывают любые
свои мнения, что помогает найти выход. Приём «актуальность», называла ранее возникновением
проблемной ситуации. Применение этого приёма связано с пониманием практической значимости
знаний, возможностью использовать эти знания в жизни. Например, на уроке математики дети при
тренировке в решении примеров на сложение без перехода через десяток затрудняются решить пример
на сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
- Почему вы не можете решить этот пример? - Чем же мы сегодня будем заниматься?
Этот приём позволяет формировать познавательные УУД.
Использую такие словесные оценки как «самый умный на этом уроке», «самый догадливый», «самый
активный», «самый вежливый», «лучший помощник учителя» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом
небе от счастья. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая
качественная оценка стимулирует к деятельности.
Жизнь младшего школьника связана с эмоциями, поэтому для них личностно значимо лишь то, что
вызывает положительную эмоциональную реакцию. Те новые знания, которые они сами строят,
вызывают удивление, радость, даже восторг от самостоятельных побед. Китайская мудрость гласит «Я
слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Поэтому использую в своей работе
исследование, опыт, практические работы, чтобы ребенок сам экспериментальным путем добыл новое
знание. Не забываю о необходимости атмосферы доверия, доброжелательности, позволяющей по-
настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику. Я стараюсь, чтобы каждый ученик
не боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и, с другой стороны, с уважением относился
бы к мнениям своих товарищей.
Могу отметить первые результаты своей деятельности. Среди них самый главный результат –
изменение мотивации учащихся. Новизна учебного материала, необычность его подачи всегда
побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем. Ещё
один стимул - практическая значимость и польза предлагаемых знаний для самих школьников. Моя
задача: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для
престижа в обществе, для карьеры. Одним из моих приёмов является противоречивость материала. Ведь
когда школьник встречается с противоречием, у него возникает эффект удивления и желание
разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие. И, конечно же, в начальных классах - игра.
Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности. Чтобы дети самостоятельно
добывали знания, использую такие формы и приёмы обучения, как ученическая исследовательская
группа, придумывание научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов,
экскурсии, поездки. Как показывает результат диагностических работ, мои ученики не боятся
выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-
ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у
детей уровень тревожности при их выполнении.
Позитивные изменения произошли и в деятельности учащихся. Самостоятельной работе на уроке
отводится больше времени: это исследовательский, творческий.. Учащиеся выполняют задания и учатся
формулировать учебные задачи. Я как учитель при этом формирую у учеников навыки самоконтроля и
самооценки. Если прежде самостоятельная деятельность детей на уроке использовалась только с целью
контроля уровня знаний и умений, то в условиях ФГОС осуществляется, в основном, для достижения
поставленной цели.
Раньше я организовывала деятельность детей по выполнению заданий из учебника, а сейчас - по
поиску, обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи и т. д. Дети
могут самостоятельно приобретать знания, умеют применять знания на практике, способны действовать
в нестандартных ситуациях. Это позитивный результат моей новой деятельности в условиях ФГОС.
Стараюсь учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность,
владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить
эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически
мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Поэтому в новых условиях мне просто необходимо
совершенствовать педагогические технологии, методы, приёмы и средства обучения, пользоваться
инновациями в учебном процессе. Необходимость применения средств ИКТ диктуется возрастными
особенностями учащихся, ведь младшие школьники испытывают потребность в наглядной
демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Организовать подлинно исследовательскую,
творческую, самостоятельную деятельность позволяет метод проектов.
Проектный подход применятся в изучение любой школьной дисциплины и очень эффективен, ведь
ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде. Технология
деятельностного метода на уроках ориентирована на личностное развитие ребенка, где знания
рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций,
творческих способностей и мотивов деятельности. Ученик не просто выполняет задание учителя – он
учится учиться. Технология работы с портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений учащихся. Портфолио помогает поддерживать высокую учебную
мотивацию школьников, поощрять возможности для самообучения, развития навыков рефлексивной и
оценочной деятельности. Обучение в диалоге, работа в парах и группах, эвристическая беседа, деловые
игры – эти интерактивные технологии обеспечивают самостоятельную познавательную и
мыслительную деятельность на уроке. Усвоение знаний – результат его деятельности. Все эти
технологии просто необходимы в работе учителя.