Автор: Журавлева Юлия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ "Траектория успеха"
Населённый пункт: село Ашитково, Воскресенский район, Московская область
Наименование материала: реферат
Тема: "Условия, стимулирующие развитие креативности"
Раздел: начальное образование
Реферат на тему
«Условия, стимулирующие развитие креативности»
Выполнила: учитель начальных классов
Журавлева Юлия Викторовна
2022 г.
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Теоритические основы развития креативности у младших школьников.....5
1.1 Понятие креативности..................................................................................5
1.2 Особенности креативного мышления у младших школьников.................5
2. Условия, стимулирующие развитие креативности..........................................7
2.1 Педагогические условия развития креативности в школе.........................7
2.2 Игра – эффективный приём, воздействующий на творчество младших
школьников...........................................................................................................9
2.3 Готовность учителя к формированию креативности................................10
2.4 Влияние семейных отношений на развитие креативности младших
школьников.........................................................................................................11
Заключение............................................................................................................12
Список литературы...............................................................................................13
2
Введение
За последние годы развития педагогической науки существенно
изменились приоритеты начального образования.
На данный момент
образование ставит перед собой такие цели, которые включают в себя не
только развитие познавательных способностей учеников, но также развитие
творческих способностей, творческого потенциала учащихся.
Понятие творчества вообще и детского в частности, всегда привлекало
к себе внимание психологов, педагогов, искусствоведов, философов. Не
потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые
вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и
формирования.
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом
связаны
с
такими
индивидуально-психологическими
особенностями
человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они
проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой
выразить
себя
в
нем.
В
последнее
время
творчество
все
чаще
рассматривается
как
наиболее
содержательная
форма
психической
активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное
выполнение самых разнообразных видов деятельности. Существует острая
социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у
школьников креативности одна из важнейших задач в сегодняшней школе.
Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то
направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой
жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости,
тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Психологами установлено, что личностные качества ребенка, основа
интеллекта и основа духовной сферы ребенка формируется преимущественно
в младшем школьном возрасте, несмотря на то, что результаты развития этих
способностей обнаруживаются позже. А именно в старшем школьном
возрасте, когда от учеников требуют поиска новых, нестандартных путей для
3
решения каких-либо задач.
Проблема развития творческих способностей у младших школьников
не является новой для педагогов, но с течением времени не теряет своей
актуальности. Это связанно с тем, что современное общество постоянно
претерпевает всё новые и новые изменения, начиная с экономической сферы
жизни общества и заканчивая социальной.
Изучением данной проблемы занимались такие ученные и педагоги,
как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.C.
Выготский, В.В. Давыдов, и другие.
Актуальность исследования обусловлена потребностью общества и
начального образования в развитии творческих способностей младших
школьников и формировании креативного мышления.
Проблема
исследования
заключается
в
противоречии
между
необходимостью развития творческих способностей у младших школьников
и недостаточным вниманием учителей к способам его развития в условиях
начального образования.
Цель
исследования:
изучить
условия
развития
творческих
способностей
младших
школьников,
стимулирующих
креативное
мышление.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать
психолого-педагогическую
литературу
по
исследуемой проблеме.
2.
Изучить
условия,
стимулирующие
развитие
творческих
способностей младших школьников для формирования креативности.
Объект исследования:
учебно-воспитательный процесс начальной
школы.
Предмет
исследования:
условия,
стимулирующие
развитие
творческих
способностей
младших
школьников
для
формирования
креативного мышления.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования.
4
1. Теоритические основы развития креативности у младших
школьников
1.1 Понятие креативности
В настоящее время необходимы люди, способные находить выход из
проблемных
ситуаций,
принимать
нестандартные
решения,
умеющие
творчески мыслить. В связи с этим повышается роль образовательных
учреждений. Ведь целью Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования является развитие личности
школьников, их творческих способностей, формирование желания и умения
учиться.
Креативность - творческие способности человека, помогающие ему
создавать и воплощать в жизнь новые идеи, которые не вписываются в
традиционные схемы.
Творческие способности или креативность заложены и существуют в
каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно
массовый характер, и большинство специалистов относят к ней такие
познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие
креативности происходит в творческой деятельности.
Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать
возможность всем учащимся проявлять свои способности и творческий
потенциал. Формирование креативных возможностей важно на всех этапах
школьного обучения, но больше всего в младшем школьном возрасте.
Как показывает опыт, именно в начальной школе развивающее
обучение позволяет раскрыть индивидуальные способности школьника. А
наиболее эффективным средством формирования креативного мышления
является использование творческих заданий в процессе обучения.
1.2 Особенности креативного мышления у младших школьников
Каковы же особенности формирования креативности у младших
5
школьников? Младший школьный возраст называют вершиной детства.
Однако в этом возрасте появляется другая логика мышления, утрачивается
детская непосредственность, происходит смена образа и стиля жизни.
Меняются интересы, ценности ребёнка. Он приобретает не только знания и
умения, но и новый социальный статус. Преобладающей функцией младшего
школьника становится мышление, в результате чего интенсивно развиваются
и перестраиваются мыслительные процессы, которые тесно связаны с
творческой деятельностью.
Формирование
ассоциативности,
диалектичности
и
системности
мышления является главной задачей педагога. А развитие таких качеств
делает мышление ребёнка нестандартным, продуктивным, гибким.
Решение задачи развития творческого мышления ребёнка связано с
потребностью
образовательных
заведений
в
педагогах,
эффективно
преодолевающих
данные
сложности.
Подготовленность
психологов
и
педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент
является актуальной.
Творческое
мышление
выступает
мощным
фактором
развития
личности,
определяющим
ее
готовность
изменяться,
отказываться от
стереотипов. Но, пожалуй, самое главное, что побуждает человека быть
творческим - это изменчивость современного мира. Вследствие всего этого
становится
очевидной
необходимость
поиска
средств,
позволяющих
развивать творческое мышление - способность, которой, пусть и в разной
степени, обладает каждый человек
Мир, в котором мы живём, регулярно изменяется. Стремительный
подъём
научно-технического
прогресса
обуславливает
необходимость
формирования и воспитания людей, обладающим креативным мышлением и
способностью к нестандартному решению недостатков.
6
2. Условия, стимулирующие развитие креативности
2.1 Педагогические условия развития креативности в школе
Развитие креативности возможно при создании определенных условий,
благоприятствующих его формированию.
Проблемой развития творческих способностей детей, креативного
мышления сегодня занимаются психологи и учителя. Задача учителя –
активизировать творческую деятельность ученика, в результате которой
возникает познавательный интерес в учебном процессе. Именно в начальной
школе ребёнок должен научиться работать с информацией, синтезировать
знания,
приобретать
навыки
выхода
за
рамки
привычных
цепочек
рассуждений, используя при этом своё воображение.
Успешное развитие возможно при создании определенных условий,
таких как:
1. Изменение роли ученика. Ученик – активный участник познания,
имеющий
возможность
выбирать,
удовлетворять
свои
потребности,
интересы, реализовывать свой потенциал.
2.
Создание
комфортной
обстановки,
благоприятствующей
развитию способностей. Поощрение и стимулирование стремления детей к
творчеству, принятие каждого ученика, уважение его мнений, исключение
замечаний
и
осуждений.
Отрицательные
эмоции
(тревога,
страх,
неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность
творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста,
т.к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный
психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае,
когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и
требовательности
3. Создание внутренней мотивации учения. Установка на творчество,
высокая самооценка, уверенность в своих силах. Тогда познавательная
потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к
самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной
7
гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению,
и пойдет ребенку на пользу.
4. Корректная педагогическая помощь ребёнку. Доброжелательная
помощь взрослых, а не подсказка. Нельзя думать за ребенка, когда он сам
может додуматься
5. Сочетание разнообразных форм работы. Сочетание фронтальных,
групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей
выполнения творческого задания и его уровня сложности.
6. Межпредметность. Использование знаний из разных областей. В
процессе решения творческих задач, использовать знания из разных
областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для
ее решения.
7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны
даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В
каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность
8.
Самостоятельность
выполнения
творческого
задания.
Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального
напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей
и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы
сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют
интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию, так и по
степени сложности. Сочетание творческих и обычных учебных заданий
содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в
зоне ближайшего развития каждого из учащихся. Последовательность и
системность в развитии творческих способностей младших школьников.
10. Постоянный характер творческих упражнений и заданий.
Эпизодический
характер
творческих
упражнений
и
заданий,
предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует
активизации
творческой
деятельности
учащихся,
следовательно,
8
недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей
детей.
Таким образом, каждый учитель начальных классов должен ставить
перед собой задачу - создание благополучных условий для формирования
креативных способностей через использование творческих заданий. Ему
нужно создать систему педагогических действий для достижения результата.
Педагогу необходимо оказать помощь ученику узнать свои способности,
увлечь и поддержать, продемонстрировать результат его творчества. Работу
по
формированию
и
развитию
творческих
способностей
младших
школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время,
используя различные приёмы.
2.2 Игра – эффективный приём, воздействующий на творчество
младших школьников
Одним
из
эффективных
приёмов,
активно
воздействующих
на
творческую деятельность, является творческая игра. Например, на уроках
математики предлагаю различные типы заданий и задач: стихотворения
математического характера, кроссворды, составление тестов, задачи с
несформулированным
вопросом,
«Определяй-ка»;
«Третий
лишний»;
логические задачи. Выполняя такие задания, учащиеся овладевают умением
самостоятельно вести поиск решения в нестандартной ситуации. А задачи
развивают умственную активность, инициативу, помогают сохранить живой
интерес к математике.
Творческие задания способствуют обогащению словарного запаса,
кругозора учащихся. Поэтому на уроках литературного чтения можно
использовать следующие приёмы: чтение текстов с заданной интонацией,
придумывание загадок в стихах, сочинение фантазий, инсценирование
небольших рассказов и стихотворений, создание своих проектов.
Для творческого развития на уроках русского языка приоритетное
значение отводится свободным высказываниям детей. Поэтому предлагаю
9
писать сочинения на основе собственных наблюдений и впечатлений.
Игровые методы на темы: импровизация, «Узнай предмет по описанию»,
«Лесенка», «Помоги учителю!», ребусы, словарные диктанты с творческим
подходом (картинный диктант, грамматическая эстафета).
Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития
речи,
логики,
образности,
выразительности.
Такие
упражнения,
как
творческий рассказ, воображаемые экскурсии, игровые моменты: «А что,
если бы…?», «Составь своё задание», «Сочини загадку» позволяют ученику
самостоятельно
думать,
размышлять,
сочинять,
делать
выводы.
Он
использует знания, приобретённые в самостоятельной деятельности.
2.3 Готовность учителя к формированию креативности
Одним из педагогических условий развития креативности является
использование программ, методов и приемов обучения, направленных на
развитие креативности.
Также формирование готовности младших школьников к креативной
деятельности будет эффективным, если реализовать систему педагогических
условий:
•
владение учителем методикой диагностирования образной и
вербальной креативности, творческого мышления, интересов и склонностей
учащихся;
•
учет индивидуальных особенностей детей младшего школьного
возраста, включающих развитие познавательных процессов; снижение
уровня креативности с возрастом; формирование готовности к креативной
деятельности
на
различных
ступенях школьного обучения учеников;
творческая деятельность как способ выражения креативности и способ ее
развития;
•
вовлечение учащихся в деятельность с учетом их интересов и
склонностей.
10
2.4 Влияние семейных отношений на развитие креативности
младших школьников
Немалую роль в развитие креативности играют семейные отношения.
Каковы же условия влияния семейных отношений:
•
гармоничность отношений между родителями, а также между
родителями и детьми;
•
творческая личность родителей как образец подражания и
субъект идентификации;
•
общности интеллектуальных интересов членов семьи;
•
ожидания родителей по отношению к ребенку.
В настоящее время воспитание творчески мыслящего, вдумчивого,
заинтересованного в своём труде человека – главная задача образовательного
учреждения.
Залогом
успеха
начинающей
творческой
деятельности
ребёнка
является возможность свободно творить, фантазировать, не боясь допустить
ошибки. Развитие креативных способностей младших школьников должно
проходить в учебной и во внеклассной деятельности. Причём деятельность
эта должна координироваться.
Успешная адаптация к новым жизненным условиям заставляет
действовать
активно,
самостоятельно
находить
верные
решения
в
затруднительных ситуациях. Всё это способствует расширению кругозора,
развитию познавательных интересов, творческой инициативы и активной
жизненной позиции.
11
Заключение
Важность
творческого
развития
младшего
школьника,
его
способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу,
выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося
процесс творчества и обучения надо вести разговор о создании таких
условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех
обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные
черты креативной и творческой личности. Эффективность работы школы
определяется
тем,
в
какой
мере
учебно-воспитательный
процесс
обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к
жизни в обществе.
В связи с первой, поставленной задачей, были выявлены следующие
результаты. Творческие способности – это индивидуальные особенности
качества
человека,
которые
определяют
успешность
выполнения
им
творческой
деятельности
различного
рода.
В
их
основе
лежат
психологические
процессы
мышления
и
воображения,
следовательно,
основными направлениями развития творческих способностей ребенка
являются развитие продуктивного творческого воображения и развитие
качеств мышления, которые формируют креативность. Необходимо
использовать все возможности для развития креативных и творческих
способностей ребенка, потому, что с течением времени эти возможности
необратимо утрачиваются.
В связи со второй поставленной задачей, было выявлено, что успешное
развитие творческих способностей, формирующих креативность возможно
лишь при создании определенных, благоприятных для этого, условий.
Но,
следует
отметить,
что
создание
благоприятных
условий
недостаточно для воспитания и обучения ребенка с высокоразвитыми
творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по
развитию творческого потенциала детей.
Таким
образом,
считаю,
цель
исследования
достигнута,
задачи
12
решены.
13
Список литературы
1.
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность
младших школьников / Л.Н. Азарова. – М.,1998.
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л.С. Выготский. – М., 1967.
3.
Гальперин
П.Я.
Поэтапное
формирование
как
метод
психологических исследований / П.Я. Гальперин. – М., 1987.
4.
Давыдов В.В. Психическое развитие младшего школьника /
В.В. Давыдов. – М., 1990.
5.
Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном
возрасте / В.В. Давыдов. – М., 1973.
6.
Зак А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.,
1994.
7.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. –
М., 2000.
8.
Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество: избранные
психические / А.М. Матюшкин. – М.: МПСИ, 2003.
9.
Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников /
А.М. Матюшкин. – М., 1991.
10.
Талызина Н.Ф. Формирование творческой деятельности младших
школьников / Н.Ф. Талызина. – М., 1988.
11.
Теплов Б.М. Избранные труды / Б.М. Теплов. – М., 1985.
12.
Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант /
В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1997.
13.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б.
Эльконин. – М., 1979.
14