Автор: Матанцева Светлана Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ ИСОШ имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича
Населённый пункт: пгт.Игрим
Наименование материала: Программа лингвистического клуба "Hollywooditis".
Тема: "Внеурочная деятельность"
Раздел: среднее образование
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕ-
РОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
Программа
лингвистического клуба английского языка
‘Hollywooditis’
(срок реализации 3 года)
Составитель программы:
С.Н.Матанцева,
Учитель английского языка
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
« В каждом человеке Солнце,
только дайте ему светить »
Сократ
Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей
планеты в XXI веке определяют потребность в образовании и воспитании по-
коления с новым типом мышления, новым отношением к жизни; поколения,
способного самоопределиться в условиях быстро меняющегося мира.
И в первую очередь именно обновление образования должно сыграть ключе-
вую роль в обеспечении динамичного развития российского подрастающего
поколения. А интегральным результатом образования и воспитания должно
стать становление человека, готового к свободному, гуманистически ориенти-
рованному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями,
которые позволят ему самостоятельно решать проблемы повседневной, про-
фессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, терпимого к
представителям других культур и национальностей, независимого в суждени-
ях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли.
Выпускник школы должен иметь нужные для этого знания, составляющие
целостную картину мира, а также обладать современными ценностными ори-
ентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться информаци-
онными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному
сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Это возможно лишь при личностно ориентированном подходе к образова-
нию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребно-
сти, возможности и склонности, обучающихся и сами они выступают наряду с
преподавателем
в
качестве
активных
субъектов
деятельности.
Культурное
самоопределение
проявляется
по
мере
вхождения
обучающихся
в
социо-
культурное пространство и его расширение: от семьи, учебного заведения, го-
рода, региона, страны до мира.
2
Большая роль в решении этих актуальных задач общества принадлежит ан-
глийскому языку, как одному из важнейших предметов школьного образования.
Ведь именно хорошее знание английского языка даёт полное представление о
мире как об одном большом доме, в котором живут разные народы, отличаю-
щиеся друг от друга и в то же время объединённые общими стремлениями к
миру, добру и счастью. В связи с этим в современной школе одной из актуаль-
ных задач ставится задача выявления и поддержки, наиболее способных к
усвоению иностранного языка детей. Становится очевидной необходимостью
формирование в школе эффективной социально-образовательной среды для
обучения, воспитания и развития потенциально одарённых детей. Речь идёт о
создании для таких учащихся широких и разнообразных оснований для разви-
тия и самосовершенствования. Одной из таких возможностей можно рассмат-
ривать внутришкольный клуб любителей английского языка, в котором дети
углубляют свои знания по предмету, целенаправленно занимаются самообразо-
ванием, исследовательской и проектной деятельностью по страноведению, а
также реализуют свои творческие способности к межкультурному иноязычно-
му общению. Данный клуб призван стать одной из важнейших составляющих
внеурочной деятельности по английскому языку в школе. Деятельность клуба
предполагает активное применение ИКТ, проектно-исследовательских и компе-
тентностно-ориентированных технологий, поэтому является инновационной.
Актуальность и новизна деятельности клуба заключается в том ,что его задачи
также как, задачи обновления образования и воспитания, стоящие перед рос-
сийским обществом, определяют становление личности, готовой к свободному,
гуманистически ориентированному выбору, обладающей многофоункциональ-
ными компетентностями, позволяющими самостоятельно решать различные
проблемы социальной жизни, терпимой к представителям других культур и на-
циональностей,
независимой
в
суждениях
открытой
для
иного
мнения
и
неожиданной мысли.
Клуб организует свою деятельность на принципах равенства, саморазвития и
самоуправления. Структура клуба: выбранный совет, секции клуба:
3
секция страноведения знакомит учащихся с культурой и традици-
ями зарубежных стран, условиями жизни и учебы своих сверстников,
молодежными организациями; занимается проектно-исследовательской
деятельностью по страноведению;
творческая группа – проводит тематические вечера, традицион-
ные английские праздники, конкурсы и другие культурно-массовые
мероприятия клуба;
пресс-центр выпускает бюллетени, оформляет стенгазеты, по-
священные отдельным событиям, разрабатывает положения о конкур-
сах;
«Разговорный английский» - проводит тренинги по освоению ан-
глийского разговорного языка;
секция путешественников - осуществляет заочные путешествия
по различным зарубежным странам.
Основные правила клуба:
Не бойся быть самим собой: у каждого есть качества, достой-
ные восхищения.
Участвуй, будь открыт, активен, честен.
Учись слушать и слышать.
Не завидуй, не обижай и не обижайся.
Высказывай свою точку зрения в диалоге; общайся продуктив-
но, мир каждого человека самоценен, индивидуален и уникален.
Неудачный опыт полезен, он может научить тебя. Учись, выду-
мывай и пробуй.
Самореализация - не самоцель, а путь к творчеству ради обще-
ния в атмосфере добра и красоты.
Будь готов к совместному творчеству с другими, совершен-
ствуй свои коммуникативные умения.
Сохраняй настроение счастья, радости и доверия.
Основные принципы участников клуба
4
Знание иностранного языка - источник ценной информации о
мире.
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
Владение иностранным языком – это путь к успеху в будущей
профессии.
Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно
только научиться.
Активность, самостоятельность и способность к творчеству –
наши главные ключи к успеху.
Цели клуба
Расширение кругозора учащихся средствами английского язы-
ка.
Развитие способностей одарённых детей и подростков.
Стимулирование и развитие детского творчества.
Общекультурное развитие.
Воспитание толерантного отношения к людям.
Основные задачи:
I. Познавательный аспект.
познакомить детей культурой стран изучаемого языка (музы-
ка, история, литература, традиции, праздники и т.д.);
приобщению школьников к новому для них языковому миру и
осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира
и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с
родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические по-
нятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных ин-
тересов.
5
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским
языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рацио-
нальные приемы овладения иностранным языком;
формировать у детей готовность к общению на иностранном
языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к дру-
г о й
к у л ь т у р е ;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение ра-
ботать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение
к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей
в различные мероприятия;
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему
овладению иностранным языком и культурой
Содержание программы
полностью соответствует целям и задачам основной образовательной
программы школы. Данная программа напрямую связана с урочной дея-
тельностью.
Отбор
тематики
для
внеурочных
занятий
осуществлён
с
учётом материала программы обязательного изучения английского языка,
ориентирован на реальные интересы и потребности современных школь-
ников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в
целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процес-
6
се обучения английскому языку, с воспитанием личности
школьника и
развитием его творческого потенциала.
Виды деятельности, предполагаемые программой:
игровая деятельность;
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
постановка сценок,
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности
зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной дея-
тельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов рабо-
ты;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланиро-
ванных мероприятий;
широкое использование методов педагогического стимулиро-
вания активности учащихся;
открытость, привлечение детей с разными способностями и
уровнем овладения иностранным языком;
привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к
подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младше-
го возраста;
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
7
Знать / понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосо-
четаний); основные способы словообразования (аффиксация, слово-
сложение, конверсия);
особенности структуры простых и сложных предложений изучаемо-
го иностранного языка; интонацию различных коммуникативных ти-
пов предложений;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных
форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, су-
ществительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, ме-
стоимений, числительных, предлогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее рас-
пространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого
языка;
роль владения иностранными языками в современном мире, осо-
бенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (все-
мирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их
вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей
страны и стран изучаемого языка;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать;
составлять элементарное монологическое высказывание по об-
разцу;
читать и выполнять различные задания к текстам;
уметь общаться на английском языке;
понимать на слух несложные аутентичные тексты;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец.
Использовать приобретенные знания и умения в практической дея-
8
тельности и повседневной жизни:
социальной адаптации; достижения взаимопонимания в про-
цессе устного и письменного общения с носителями иностранного
языка,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегриро-
ваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодей-
ствие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
приобщения к ценностям мировой культуры
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Воспитание таких личностных качеств как
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других
стран;
познавательная, творческая, активность;
самостоятельность;
умение работать в сотрудничестве с другими,
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
Формы и методы деятельности клуба
Фонетические и лексические тренинги.
Разговорные практикумы.
Активно-игровые методы деятельности.
Проблемно-ситуативная деятельность.
Круглые столы (комплексно-рефлексивная деятельность).
Исследовательская деятельность.
Проектная деятельность.
Презентация творческой деятельности.
9
План реализации программы.
№
Мероприятия
Участники
Ответственные
Круглый стол:
«Организационное заседание клуба»
Знакомство с правилами клуба.
Создание совета клуба
Формирование секций клуба.
Обсуждение программы клуба.
2-11
Руководитель
проекта.
Работа пресс-центра.
Создание группы технической под-
держки(фото, видеосъёмки, создание
презентаций).
Работа секций:
«Разговорный английский».
«Страноведение».
Секция путешественников.
Творческая группа.
5-11
класс
Руководители
секций
Тренинги устной разговорной речи.
Видео путешествия по странам
англоговорящего мира.
Конкурс страноведческих презента-
ций.
Подготовка и проведение мероприя-
тий клуба:
Путешествие в страну Лэтландию.
Научно-практическая конференция
по страноведению.
Рождественское Шоу «Дни Зимнего
волшебства»
Праздник «День Святого Валенти-
на».
Конкурс английской песни «Звуки
весны».
Вечер английского юмора.
2-11
Партнёры.
Руководитель
проекта.
Инициативная
группа.
Творческая груп-
па.
10
Организационное заседание клуба.
Коммуникационные игры.
Заседание совета клуба
Формирование нового состава сек-
ций клуба.
Планирование деятельности секций.
Взаимодействие с детскими органи-
зациями посёлка.
2-11класс
Совет
клуба.
Руководитель
проекта.
Работа пресс-центра, группы техни-
ческой поддержки(фото, видеосъём-
ки, создание презентаций).
Работа секций:
«Разговорный английский».
«Страноведение».
Секция путешественников.
Творческая группа.
5-11
класс
Пресс-центр
Руководители
секций
Тренинги устной разговорной речи.
Видео путешествия по странам
англоговорящего мира.
Конкурс страноведческих презента-
ций.
Подготовка и проведение мероприя-
тий клуба:
Театрализованное представление
«По страницам английских сказок».
Защита исследовательских проектов
по страноведению.
Говорун-Шоу.
Рождественские встречи.
Межшкольный фестиваль англий-
ской песни.
2-11 класс
Партнёры.
Руководитель
проекта.
Творческая груп-
па.
Руководители
секций
Организационное заседание клуба.
Коммуникационные игры.
Заседание совета клуба
Формирование нового состава сек-
ций клуба.
Планирование деятельности секций.
Взаимодействие с детскими органи-
зациями посёлка.
2-11 класс
Совет клуба.
Руководители
секций
Работа пресс-центра, группы техни-
ческой поддержки(фото, видеосъём-
Пресс – центр.
11
ки, создание презентаций).
Работа секций:
«Разговорный английский».
«Страноведение».
Секция путешественников.
Творческая группа.
9-11 класс
Руководитель
клуба.
Тренинги устной разговорной речи.
Участие в коммуникационных викто-
ринах
Изучение правил написания раз-
ного вида писем.
Переписка по электронной почте.
Конкурс страноведческих презента-
ций.
Подготовка и проведение меропри-
ятий клуба:
Литературный вечер посвященный
творчеству Марка Твена.
Межшкольный отборочный тур кон-
курса английской песни.
Конкурс английской песни.
Гала концерт.
Говорун-Шоу.
Рождественские встречи.
Межшкольный фестиваль англий-
ской песни.
9-11класс
Творческая груп-
па.
Руководители
секций.
Руководитель
проекта.
В результате работы в клубе школьники :
расширят и углубят и свои знания об англоговорящем мире;
усовершенствуют языковые компетенции для пользования ин-
тернет технологиями;
усовершенствуют устную разговорную речь с целью, проведе-
ния своих каникул за границей;
научатся писать электронные письма на английском языке;
общаться по телефону с зарубежными сверстниками;
а также создавать свои блоги в интернете.
12
Список литературы.
1.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Мето-
дический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григо-
рьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.-с. 223-(Стандарты
второго поколения).
2.
Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод.по-
собие.
[ Текст ] /Ю.Я. Пучкова-М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.-
с.78
3.
Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке.
/составители К.А.Родкин, Т.А. Соловьёва – М.: «Просвещение»,
1980.-176 с.
4. Бурдина М.И. Вечер сказок на английском языке // Иностранные
языки в школе. – 1996. – №3. – С. 45-50
5. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении английскому языку //
Иностранные языки в школе. – 1989. – №4. – С. 14-16
6. Федотова Н. Drama in use. Размышления на тему //English. Прило-
жение к газете «Первое сентября». – 2004.-№4-с.3-4
13