Автор: Астапкович Наталья Борисовна
Должность: Воспитатель спецгруппы
Учебное заведение: МБДОУ "ДС№446Г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Астапкович Наталья Борисовна
МБДОУ «ДС №446г.Челябинска»
Воспитатель спецгруппы
1категории
Развитие речи детей дошкольного возраста
В раннем детстве речь ребенка, выступает как средство общения со взрослыми и с
другими
детьми,
непосредственно
связана
с
практической
деятельностью,
осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой
происходит общение. Деятельность ребенка осуществляется в большинстве случаев или
совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный
характер. Это придает речи особую форму – форму ситуативной речи, носящей в
большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собой или ответы на
вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в
ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или,
наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей
действительности.
Диалогическая форма речи ребенка раннего детства является следствием и вместе с тем
выражением недостаточной самостоятельности ребенка, неотделенности его деятельности
от деятельности взрослых.
Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном изменении условий
развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. На основе
возросших
возможностей
ребенка
и
требований
взрослых
к
его
большей
самостоятельности, а также на основе тенденций самого ребенка к самостоятельному
осуществлению своей деятельности возникает реальная самостоятельная деятельность
детей. На этой основе бурно развиваются разнообразные виды деятельности детей:
творческая
ролевая
игра,
изобразительная
деятельность
(рисование
и
лепка),
конструирование, элементарные формы трудовой деятельности. Важнейшей чертой
является их творческий характер, заключающийся в самостоятельном воплощении
ребенком своих замыслов.
Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых
видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые
задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений,
полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-
сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном, о замысле игры и о
проделанной работе, о просмотренном детском фильме, прослушанном рассказе, о
взаимоотношениях с товарищами— о всем том, что происходило в жизни и деятельности
ребенка вне непосредственной связи со взрослыми. На основе развивающейся жизни в
коллективе возникает необходимость договариваться об общем замысле деятельности, о
распределении функций и контроле за выполнением правил и т п. В зависимости от
характера коллективной деятельности возникают задачи инструктирования, оценки и т. д.
На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь и возникают новые ее формы:
указания, оценки, согласование действий и т. д.
Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно
разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими
взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых
форм речи, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным
составом и грамматическим строением, в результате чего речь ребенка становится все
более связной. Степень связности речи прежде всего зависит от ее задач, от ситуации, в
которой происходит общение, и от его содержания.
Будучи
средством
непосредственного
общения
ребенка
с
близкими
людьми,
понимающими его с полуслова, она является грамматически менее оформленной.
«От исключительного господства только ситуативной речи он (ребенок) переходит к
овладению и контекстной речью, удельный вес которой нарастает по мере того, как
ребенок в своем отношении к окружающему миру все больше и больше выходит за рамки
непосредственного чувственного опыта», – указывает А. М. Леушина.
Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер: ребенок-дошкольник
в своих высказываниях всегда имеет в виду определенного, в большинстве случаев
близкого человека (родителей, воспитателей, знакомых детей). Однако разговорно-
бытовой стиль речи содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной
речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а
представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т. п. В пределах
разговорно-бытового стиля происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и
переход к пониманию на основе собственно языковых средств.
Понимание ребенком слов взрослых вообще сначала опирается на предметную ситуацию
и лишь постепенно общение становится в собственном смысле языковым, при котором
понимание опирается на языковые средства.
Литература:
Развитие речи
1 Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. –
М., 1964
2 Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по
спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.