Напоминание

Развитие речи детей дошкольного возраста


Автор: Астапкович Наталья Борисовна
Должность: Воспитатель спецгруппы
Учебное заведение: МБДОУ "ДС№446Г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Астапкович Наталья Борисовна

МБДОУ «ДС №446г.Челябинска»

Воспитатель спецгруппы

1категории

Развитие речи детей дошкольного возраста

В раннем детстве речь ребенка, выступает как средство общения со взрослыми и с

другими

детьми,

непосредственно

связана

с

практической

деятельностью,

осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой

происходит общение. Деятельность ребенка осуществляется в большинстве случаев или

совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный

характер. Это придает речи особую форму – форму ситуативной речи, носящей в

большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собой или ответы на

вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в

ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или,

наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей

действительности.

Диалогическая форма речи ребенка раннего детства является следствием и вместе с тем

выражением недостаточной самостоятельности ребенка, неотделенности его деятельности

от деятельности взрослых.

Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном изменении условий

развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. На основе

возросших

возможностей

ребенка

и

требований

взрослых

к

его

большей

самостоятельности, а также на основе тенденций самого ребенка к самостоятельному

осуществлению своей деятельности возникает реальная самостоятельная деятельность

детей. На этой основе бурно развиваются разнообразные виды деятельности детей:

творческая

ролевая

игра,

изобразительная

деятельность

(рисование

и

лепка),

конструирование, элементарные формы трудовой деятельности. Важнейшей чертой

является их творческий характер, заключающийся в самостоятельном воплощении

ребенком своих замыслов.

Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых

видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые

задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений,

полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-

сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном, о замысле игры и о

проделанной работе, о просмотренном детском фильме, прослушанном рассказе, о

взаимоотношениях с товарищами— о всем том, что происходило в жизни и деятельности

ребенка вне непосредственной связи со взрослыми. На основе развивающейся жизни в

коллективе возникает необходимость договариваться об общем замысле деятельности, о

распределении функций и контроле за выполнением правил и т п. В зависимости от

характера коллективной деятельности возникают задачи инструктирования, оценки и т. д.

На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь и возникают новые ее формы:

указания, оценки, согласование действий и т. д.

Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно

разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими

взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых

форм речи, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным

составом и грамматическим строением, в результате чего речь ребенка становится все

более связной. Степень связности речи прежде всего зависит от ее задач, от ситуации, в

которой происходит общение, и от его содержания.

Будучи

средством

непосредственного

общения

ребенка

с

близкими

людьми,

понимающими его с полуслова, она является грамматически менее оформленной.

«От исключительного господства только ситуативной речи он (ребенок) переходит к

овладению и контекстной речью, удельный вес которой нарастает по мере того, как

ребенок в своем отношении к окружающему миру все больше и больше выходит за рамки

непосредственного чувственного опыта», – указывает А. М. Леушина.

Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер: ребенок-дошкольник

в своих высказываниях всегда имеет в виду определенного, в большинстве случаев

близкого человека (родителей, воспитателей, знакомых детей). Однако разговорно-

бытовой стиль речи содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной

речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а

представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т. п. В пределах

разговорно-бытового стиля происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и

переход к пониманию на основе собственно языковых средств.

Понимание ребенком слов взрослых вообще сначала опирается на предметную ситуацию

и лишь постепенно общение становится в собственном смысле языковым, при котором

понимание опирается на языковые средства.

Литература:

Развитие речи

1 Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. –

М., 1964

2 Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по

спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.



В раздел образования