Напоминание

"Здоровьесберегающие образовательные технологии"


Автор: Эдильхаджиева Хатича Хасмагомедовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Гудермесский железнодорожный техникум"
Населённый пункт: Гудермес
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Здоровьесберегающие образовательные технологии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДОКЛАД

Тема: Здоровьесберегающие педагогические технологии.

Введение.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для

всех

времен

и

народов,

а

в

XXI

веке

она

становится

первостепенной.

Состояние здоровья российских обучающихся вызывает серьезную тревогу

специалистов.

Наглядным

показателем

неблагополучия

является

то,

что

здоровье обучающихся ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать

или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты

всех

групп

болезней

происходит

в

возрастные

периоды,

совпадающие

с

получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье

ребенка,

его

социально-психологическая

адаптация,

нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он

живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,

т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени

его

бодрствования.

В

то

же

время

в

этот

период

происходит

наиболее

интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся

жизнь,

организм

ребенка

наиболее

чувствителен

к

экзогенным

факторам

окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, образовательная

среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых

связано

20-40

%

негативных

влияний,

ухудшающих

зд оровье

подрасткоговозраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать

факторы

риска

по

убыванию

значимости

и

силы

влияния

на

здоровье

учащихся:

1. Стрессовая педагогическая тактика;

2.

Несоответствие

методик

и

технологий

обучения

возрастным

и

функциональным возможностям обучающихся;

3.

Несоблюдение

элементарных

физиологических

и

гигиенических

требований к организации учебного процесса;

4.

Недостаточная

грамотность

родителей

в

вопросах

сохранения

здоровья детей;

5. Провалы в существующей системе физического воспитания;

6. Интенсификация учебного процесса;

7.

Функциональная

неграмотность

педагога

в

вопросах

охраны

и

укрепления здоровья;

8. Частичное разрушение служб медицинского контроля;

9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья

и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса

создает

у

обучающихся

постоянные

стрессовые

перегрузки,

которые

приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и

способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая

система образования имеет здоровьезатратный характер. Анализ факторов

риска

показывает,

что

большинство

проблем

здоровья

обучающихся

создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е.

связано

с

их

профессиональной

деятельностью.

Поэтому

учителю

необходимо

найти

резервы

собственной

деятельности

в

сохранении

и

укреплении

здоровья

обучающихся.

Следует

учесть,

что

утомительность

урока

не

является

следствием

какой-либо

одной

причины

(сложности

материала

или

психологической

напряженности),

а

определенным

сочетанием,

совокупностью

различных

факторов.

Интенсификация

образовательного процесса идет различными путями. Первый – увеличение

количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и

т.п.).

Фактическая

учебная

нагрузка

(по

данным

Института

возрастной

физиологии

РАО,

Научного

центра

охраны

здоровья

детей

и

подростков

РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в

гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов,

составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной

школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе

с

п р и г о т о в л е н и е м

д о м а ш н и х

з а д а н и й

р а б о ч и й

д е н ь

современногообучающегося составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в

основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной

нагрузки в подобных заведениях и не проходит бесследно: у этих детей чаще

отмечается

большая

распространенность

и

выраженность

нервно-

психических

нарушений,

большая

утомляемость,

сопровождаемая

иммунными

и

гормона льными

дис функциями,

более

н и з к а я

сопротивляемость

болезням

и

другие

нарушения.

Другой

вариант

интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов

при

сохранении

или

увеличении

объема

материала.

Частое

следствие

интенсификации

возникновение

у

обучающихся

состояний

усталости,

утомления,

переутомления.

Именно

переутомление

создает

предпосылки

развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных,

психосоматических

и

других

заболеваний.

Современные

теоретические,

методические

подходы

к

формированию

здоровья

обучающихся

в

педагогическом

процессе

и

в

повседневной

жизни.Здоровьесберегающие

технологии

реализуются

на

основе

личностно-ориентированного

подхода.

Осуществляемые

на

основе

личностно-развивающих

ситуаций,

они

относятся

к

тем

жизненно

важным

факторам,

благодаря

которым

обучающиеся

учатся

жить

вместе

и

эффективно

взаимодействовать.

Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры

человеческих

отношений,

в

формировании

опыта

здоровьесбережения,

который приобретается через постепенное расширение сферы общения и

деятельности

обучающегося,

развитие

его

саморегуляции

(от

внешнего

контроля

к

внутреннему

самоконтролю),

становление

самосознания

и

активной

жизненной

позиции

на

основе

воспитания

и

самовоспитания,

формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других

людей.Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить

развитие

природных

способностей

ребенка:

его

ума,

нравственных

и

эстетических

чувств,

потребности

в

деятельности,

овладении

первоначальным

опытом

общения

с

людьми,

природой,

искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К.

Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы,

методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья,

личностныхкачеств,

способствующих

его

сохранению

и

укреплению,

формирование

представления

о

здоровье

как

ценности,

мотивацию

на

ведение

здорового

образа

жизни.

Здоровьесберегающая

технология,

по

мнению В.Д. Сонькина, - это:

1.

условия

обучения

ребенка

(отсутствие

стресса,

адекватность

требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2.

рациональная

организация

учебного

процесса

соответствии

с

возрастными,

половыми,

индивидуальными

о собенно стями

и

гигиеническими требованиями);

3.

соответствие

учебной

и

физической

нагрузки

возрастным

возможностям ребенка;

4.

необходимый,

достаточный

и

рационально

организованный

двигательный режим.

Под

здоровьесберегающей

образовательной

технологией

понимает

систему,

создающую

максимально

возможные

условия

для

сохранения,

укрепления

и

развития

духовного,

эмоционального,

интеллектуального,

личностного

и

физического

здоровья

всех

субъектов

образования

(обучающихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

o

Использование

данных

мониторинга

состояния

здоровья

обучающихся,

проводимого

медицинскими

работниками,

и

собственных

наблюдений

в

процессе

реализации

образовательной

технологии,

ее

коррекция в соответствии с имеющимися данными.

o Учет особенностей возрастного развития обучающихся и разработка

образовательной

стратегии,

соответствующей

особенностям

памяти,

мышления,

работоспособности,

активности

и

т.д.

обучающихся

данной

возрастной группы.

o Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в

процессе реализации технологии.

o

Использование

разнообразных

видов

здоровьесберегающей

деятельности

обучающихся,

направленных

на

сохранение

и

повышение

резервов здоровья, работоспособности

Принципы здоровьесбережения.

Проблемы

сохранения

здоровья

обучающихся

стали

особенно

актуальными

на

современном

этапе.

Кризисные

явления

в

обществе

способствовали

изменению

мотивации

образовательной

деятельности

уобучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое

и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В

создавшейся

обстановке

естественным

стало

активное

использование

педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья обучающихся.

По

словам

профессора

Н.

К.

Смирнова,

«здоровьесберегающие

образовательные

технологии

это

системный

подход

к

обучению

и

воспитанию,

построенныйна

стремлении

педагога

не

нанести

ущерб

здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится

к

качественной

характеристике

любой

образовательной

технологии,

показывающей,

как

решается

задача

сохранения

здоровья.

Данные

технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые

сформулировал Н. К. Смирнов:

* «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые

средства

должны

быть

обоснованными,

проверенными

на

практике,

не

наносящими вреда здоровью.

*

Приоритет

заботы

о

здоровье—

все

используемое

должно

быть

оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников

образовательного процесса.

*

Ответственность

за

свое

здоровье

у

каждого

ребенка

надо

стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он

реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед

любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету,

что

совершенно

невозможно

без

достаточного

уровня

мотивации

обучающихся.

В

решении

означенных

задач

и

могут

помочь

здоровьесберегающие

технологии.

Следует

отметить,

что

в с е

здоровьесберегающие

технологии,

применяемые

в

учебно-воспитательном

процессе, можно разделить на три основные группы:

1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия

образовательного процесса;

2.

технологии

оптимальной

организации

учебного

процесса

и

физической активности обучающихся;

3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые

на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии,

обеспечивающие

гигиенически

оптимальные

условия

образовательного процесса.

От

правильной

организации

урока,

уровня

его

рациональности

во

многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе учебной

деятельности,

возможность

длительно

поддерживать

умственную

работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное

наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока,

которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и

уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице:

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической

активности обучающихся.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический

опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с

позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока. Во-первых, это учет всех

критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная

цель учителя - научить ученика запрашивать

Критерии здоровьесбережения Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в группе Температура и свежесть

воздуха, освещение аудитории и доски, монотонные неприятные звуковые

раздражители

Количество видов учебной деятельности.Виды учебной деятельности:

опрос,

письмо,

чтение,

слушание,

рассказ,

ответы

на

вопросы,

решение

примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частотачередования видов деятельности

Количество

видов

преподавания

Виды

преподавания:

словесный,

наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа,

самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

Наличие

и

место

методов,

способствующихактивизации

Метод

свободного

выбора

(свободная

беседа,

выбор

способа

действия,

свобода

творчества).

Активные

методы

(ученик

в

роли:

учителя,

исследователя,

деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие

(интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать

ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза

обучающегося,

чередование

позы

Правильная

посадка

обучающегося, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание ипродолжительность на уроке моментов

оздоровления

Физкультминутки,

динамические

паузы,

дыхательная

гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие

мотивации

деятельности

обучающихся

науроке

Внешняя

мотивация:

оценка,

похвала,

поддержка,

соревновательный

момент.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от

активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: учитель

— ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет

возрастных

особенностей);

ученик

ученик

(сотрудничество

соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность,

заинтересованность — безразличие)

Определяется

в

ходе

наблюдения

повозрастанию

двигательных

или

пассивных

отвлечений

в

процессе

учебной

деятельности

Момент

наступления

утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого

необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению,

осознание

того

что

он

хочет

узнать,

готовность

и

умение

задать

(сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

>

показателем

включенности

ученика

в

обсуждаемую

проблему

и,

следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

> проявлением и тренировкой познавательной активности;

> показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых вопросов служат

одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического

здоровья,

а

также

тренируют

его

успешность

в

учебной

деятельности.

Организация

урока

должна

обязательно

включать

три

этапа:

-

1-й

этап:

учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); - 2-й

этап: обучающиеся формулируют и задают вопросы - 3-й этап: учитель и

обучающиеся отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес,

который подавляет утомление.

Во-первых,

это

учет

всех

критериев

здоровьесбережения

на

рациональном

уровне.

Во-вторых,

главная

цель

учителя

-

научить

обучающихся запрашивать необходимую информацию и получать требуемый

ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к

познанию,

обучению,

осознание

того

что

он

хочет

узнать,

готовность

и

умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

*

показателем

включенности

ученика

в

обсуждаемую

проблему

и,

следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

* проявлением и тренировкой познавательной активности;

* показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств

индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением

психических функций между полушариями. Выделяются различные типы

функциональной

организации

двух

полушарий

мозга:

-

левополушарные

люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно

-

логический

стиль

познавательных

процессов,

склонность

к

абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди — доминирование

правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление

и

воображение;

-

равнополушарные

люди

у

них

отсутствует

ярко

выраженное доминирование одного из полушарий.

На

основе

предпочтительных

каналов

восприятия

информации

различают:

-

аудиальное

восприятие;

-

визуальное

восприятие;

-

кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный

материал

на

доступном

для

всех

учащихся

языке,

облегчив

процесс

его

запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся

Экспериментально

доказано,

что

биоритмологический

оптимум

работоспособности у обучающихся имеет свои пики и спады, как в течение

учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит

и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности

обучающихся представлены на диаграммах.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения

здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью,

объемом

нагрузки

и

характерными

видами

деятельности.

Данные

представлены в таблице 1.3.

Эффективность усвоения знанийобучающихся в течение урока такова:

* 5-25-я минута — 80%;

* 25-35-я минута — 60-40%;

* 35-40-я минута — 10%.

Практически

все

исследователи

сходятся

во

мнении,

что

урок,

организованный

на

основе

принципов

здоровьесбережения,

не

должен

приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и

выраженными формами утомления.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение

функционального

состояния

человека,

выражающееся

в

снижении

работоспособности,

в

неспецифических

изменениях

физиологических

функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует

рассматривать

только

как

отрицательный

феномен.

Это

защитная,

охранительная

реакция

организма,

стимулятор

его

восстановительных

процессов

и

повышения

функциональных

возможностей.

Действительно,

отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и

хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Интенсивность умственной деятельности обучающихся в ходе урока

Часть урока Время Нагрузка Деятельность

1-й этап. Врабатывание 5 мин. Относительно невелика Репродуктивная,

переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.Максимальная работоспособность 20-25 мин. Максимальное

снижение

на

15-й

мин.

Продуктивная,

творческая,

знакомство

с

новым

материалом

3-й

этап.

Конечный

порыв

10-15

мин.

Небольшое

повышение

работоспособности

Репродуктивная,

отработка

узловых

моментов

пройденного

Специальными

исследованиями

выявлено,

что

у

обучающихся,

заканчивающих

занятия

с

сильным

и

выраженным

утомлением,

диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз,

являющийся

основой

формирования

психосоматических

заболеваний.

Следовательно,

снижая

утомление,

поддерживая

и

восстанавливая

работоспособность обучающихся, контролируя ее изменение в ходе процесса

обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие

эмоционального

напряжения

Использование

игровых

технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач,

введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять

эмоциональное

напряжение.

Этот

прием

также

позволяет

решить

одновременно

несколько

различных

задач:

обеспечить

психологическую

разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного

плана,

показать

практическую

значимость

изучаемой

темы,

побудить

к

активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения

знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического

или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал.

Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы

того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший

эффект

дает

использование

интерактивных

обучающих

программ,

которые

вызывают

неизменный

интерес

у

обучающихся,

одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно

отметить

и

прием

использования

литературных

произведений,

иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование

пословиц

при

изучении

понятия

монотонности

функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше

положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения

как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление

от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же

введение в урок литературных или исторических отступлений способствует

не

толькопсихологической

разгрузке,

но

и

установлению

и

укреплению

межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание

благоприятного

психологического

климата

на

уроке.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический

комфорт обучающихся во время урока. С одной стороны, таким образом,

решается

задача

предупреждения

утомления

обучающихся,

с

другой

появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей

каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к

каждому

высказыванию,

позитивная

реакция

учителя

на

желание

обучающегося

выразить

свою

точку

зрения,

тактичное

исправление

допущенных

ошибок,

поощрение

к

самостоятельной

мыслительной

деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление —

вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся

к раскрытию способностей каждого ребенка.

Обучающиеся входят в группе не со страхом получить плохую оценку

или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои

знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает

эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не

справился,

что-то

не

смог

выполнить.

Более

того,

отсутствие

страха

и

напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных

психологических

барьеров,

смелее

высказываться,

выражать

свою

точку

зрения.

К тому же каждый обучающийся уже более спокойно реагирует на

полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои

ошибки,

сразу

же

видит

и

пути

их

исправления.

Неудача

на

уроке,

воспринимаемая

как

временное

явление,

становится

дополнительным

стимулом для более продуктивной работы дома и в группе. Педагог поощряет

стремление

обучающегося

к

самоанализу,

укрепляет

его

уверенность

в

собственных возможностях.

Следует

заметить,

что

в

обстановке

психологического

комфорта

и

эмоциональной

приподнятости

работоспособность

класса

заметно

повышается,

что

в

конечном

итоге

приводит

и

к

более

качественному

усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По

окончании

урока

обучающиеся

покидают

группу

с

хорошим

настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы

практически отсутствовали.

Охрана

здоровья

и

пропаганда

здорового

образа

жизни

Охрана

здоровья

ребенка

предполагает

не

только

создание

необходимых

гигиенических

и

психологических

условий

для

организации

учебной

деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду

здорового

процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов. Педагог,

владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с

обучающимися,

медицинскими

работниками

-

планирует

свою

работу

с

учётом

приоритетов

сохранения

и

укрепления

здоровья

участников

педагогического

процесса.

Нет

какой-то

одной

единственной

уникальной

технологии здоровья Здоровьесбережение может выступать как одна из задач

воспитательно-образовательного процесса. Это может быть воспитательно-

образовательный

процесс

медико-гигиенической

направленности;

физкультурно-

оздоровительной;

профилактической.

Это

может

выражаться

через

непосредственное обучение обучающихся элементарным приёмам здорового

образа жизни, использование на уроках физкультминуток, психогимнастики,

тренингов, лечебной физкультуры, проведение массовых оздоровительных

мероприятий.

2.1. Методы здоровьесберегающих технологий.

В

своей

практике

педагоги

используют

различные

методы

здоровьесберегающих

технологий.

Под

методами

здоровьесберегащих

образовательных

технологий

обучения

понимаются

способы

применения

средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. На основе

существующей

педагогической

практики

можно

выделить

следующие

методы:

* перцептивный (рассказ, беседы, лекции, дискуссии);

* соревновательный метод;

* практический метод;

* активные методы обучения;

* методы программированного обучения;

* познавательная игра;

* обучающий контроль;

* игровой метод;

* воспитательные, просветительские и образовательные программы.

2.2.Основополагающие приоритеты для педагогики

оздоровления следующие:

*

здоровый

обучающийся-

практически

достижимая

норма

подросткового развития;

* оздоровление - не совокупность лечебно - профилактических мер, а

форма развития психофизиологических возможностей обучающихся;

*

индивидуально-дифференцированный

подход

-

основное

средство

оздоровительно - развивающей работы с обучающимися.

2.3. Принципы здоровьесберегающей педагогики.

1. Принцип не нанесения вреда. «Nonocere!»- одинаково первостепенно

и для медиков, и для учителей.

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся и

педагогов.

Всё происходящее в техникуме – от разработки планов и программ до

проверки их выполнения (включая проведения занятий теоретического и

практического

обучения,

перемен,

организацию

внеурочной

деятельности

обучающихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и

т.д.)-

должно

оцениваться

с

позиции

влияния

на

психофизиологическое

состояние и здоровье обучающихся, учителей и мастеров производственного

обучения.

Реализация

этого

принципа

невозможна

без

проведения

мониторинга здоровья обучающихся.

3.Принцип

триединого

представления

о

здоровье.

Необходимо

подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной

организации

здравоохранения,

т.е.

имея

в

виду

неразрывное

единство

здоровья физического , психологического и духовно-нравственного.

4.Принцип

непрерывности

и

преемственности.

Определяет

необходимость проводить здоровьесберегающую работу в техникуме не от

случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке. Причём обязателен учёт

того, что уже было сделано в рамках организационных мероприятий, так и в

учебно- воспитательной работе непосредственно.

5.Принцип субъект - субъектного взаимоотношения с обучающимися.

Задача обучающихся состоит в обретении компетенций грамотной заботы о

своём здоровье.

Задача

педагога

-

максимально

содействовать

ему

в

этом

стремлении.Одна

из

граней

реализации

этого

принципа-

необходимость

индивидуального подхода к обучающемуся.

6.Принцип

комплексности

и

междисциплинарности.

Только

тесное,

согласованное воздействие педагогов, психолога, врачей является условием

достижения намеченных результатов.

7.Принцип медико-психологической компетентности учителя. Является

развитием

предыдущего

принципа

и

определяет

высокие

требования

к

уровню

педагогической

и

медико-валеологической

грамотности

и

соответствующей

перестройке

сознания,

ценностных

ориентаций

у

педагогов. Эффективно работающий педагог - это всегда хороший педагог.

8.Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над

негативными

(запретами,

порицаниями).

Один

из

важнейших

общепедагогических

постулатов

и

одно

из

важнейших

условий

здоровьесберегающей педагогики.

9.Принцип

приоритета

активных

методов

обучения.

Эти

методы

результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки

зрения здоровьесбережения.

Эффект достигается, во-первых, за счёт снижения риска появления у

обучающихся

переутомления;

во-вторых,

за

счёт

несравненно

более

гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс

постижения таинств жизни, именуемый образовательным.

10.Принцип

сочетания

охранительной

и

тренирующей

стратегии.

Стимулировать

процесс

развития

личности,

формирования,

укрепления

здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне

напряжения

сил

и

возможностей,

при

котором

проявление

заботы

о

перспективах

развития

и

жизнедеятельности

организма

не

вступает

в

противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.

11.Принцип

формирования

ответственности

обучающихся

за

своё

здоровье. Отсутствие у подростка чувства такой ответственности, по сути,

сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как не

обеспечивает

необходимыхпедагогических

предпосылок

для

реализации

знаний,

умений,

навыков

в

ситуации,

требующей

принятия

решений,

связанных со здоровьем.

12.Принцип

отсроченного

результата.

Личностные

изменения,

определяющие

систему

отношений

и

рисунок

поведения

человека,

формируется длительно и доступно. Поэтому на старте работы, направленной

на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, необходимо запастись

терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы

ожидания изменений.

13.Принцип контроля за результатами. Принцип основан на получении

обратной

связи,

должен

быть

реализован

как

в

работе

всего

техникума

(проведение диагностики и мониторинга здоровья), так и в работе каждого

педагога. Важно, как обучающийся усвоил, интересно ли ему это, какие

мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации и

т.д. [ 5 ]

3 .

О г р а н и ч е н и я

в

р а б о т е

п е д а г о г о в ,

с в я з а н н ы е

с о

здоровьесберегающими образовательными технологиями (9 «НЕ»)

1. Не допускать учебные нагрузки обучающихся, приводящие их к

состоянию переутомления.

2. Не допускать « профессиональные стрессы».

3.

Не

допускать

распространения

среди

обучающихся

вредных

привычек и зависимостей.

4.

Не

допускать

ошибок

в

организации

физической

активности

обучающихся, профилактике гиподинамии.

5.

Не

допускать

патологических

нарушений,

непосредственно

связанных с воспитательно - образовательным процессом.

6. Не допускать сбоев в питании обучающихся во время их пребывания

в техникуме.

7. Не «забалтывать» проблемы здоровья обучающихся.

8. Не пренебрегать сотрудничеством с родителями обучающихся по

вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

9.

Не

допускать

безграмотности

педагогов

в

вопросах

здоровья

и

здоровьесберегающих технологий.

4.План внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в

работу техникума

1.

Разработать

внутри

техникумовскую

программу

обеспечения

приоритета здоровья.

2 .

В

к а ж д о м

с е р ь ё з н о м

р е ш е н и и ,

п р и н и м а е м о м

администрациейтехникума,

отдельной

строкой

фиксировать

аспекты,

связанные с влиянием данного решения на здоровья обучающихся.

3.

Обеспечить

проведение

мониторинга

здоровья

обучающихся

и

происходящих в техникуме изменений, связанных с вопросами здоровья.

4.

Учитывать

результатами

мониторинга

при

составлении

отчётов

техникума, разработке программы развития, финансирования техникума.

5. С обучающимися провести индивидуальные беседы (что должен и

чего не должен делать данный обучающийся, чтобы заботиться о своём

здоровье

помочь

техникуму

обеспечить

решение

данной

приоритетной

задачи).

6. С родителями обучающихся провести индивидуальную работу, что

повысит уровень их ответственности.

7.

Составить

перечень

должностных

обязанностей

педагогов

и

специалистов в области здоровьесбеоегающих технологий.

8.

Обеспечить

соблюдение

требований

СанПиНов

к

санитарно

-

гигиеническим условиям в техникуме.

9.

Включить

в

техникумовскую

программу

мероприятий

по

профилактике основных «профессиональных болезней» и дезадаптационных

состояний.

10.

Обеспечить

благоприятное

(педагогическое

и

психологическое)

влияние каждого педагога на своих подопечных во время проведения уроков,

с максимальной индивидуализацией этого воздействия.

11.

Обеспечить

необходимый

уровень

грамотности

обучающихся

и

педагогов по вопросам здоровья через воспитание у обучающихся культуры

здоровья, а не просто «загружать» их информацией.

12. При появлении техникума финансовых возможностей использовать

дополнительные

средства

для

создания

условий,

позволяющих

целенаправленно

формировать,

укреплять

и

даже

восстанавливать

здоровья

обучающихся и педагогов.

5.План

организации

работы

техникума

по

здоровьесберегающим

технологиям

1. Составление расписания, позволяющего распределить нагрузку в

течение

дня,

недели,

учебного

года

в

соответствии

с

гигиеническими

требованиями СанПиНов.

2.

Выбор

учебных

программ,

учебных

технологий,

оптимальных

с

точки зрения влияния на здоровья обучающихся.

3.

Формирование

благоприятного

психологического

климата

в

техникуме в целом.

4. Создать комиссию для решения спорных вопросов.

5. Провести социально-психологические тренинги.

6. Координировать отдельные формы, методы, направления работы для

создания в техникуме «моды» на здоровый образ жизни.

7. Разработать и проводить: зарядку, физкультминутки, физкультпаузы,

динамические перемены.

8. Привлечь родителей для занятия с обучающимися физкультурой и

спортом.

9. Организовать рациональную работу столовой.

10. Эстетическое оформление столовой.

11. В учебных кабинетах сделать функциональную расстановку мебели,

позволяющую легко проводить физкультминутки.

12.

Оборудовать

кабинеты

плакатами

и

стендами

для

гимнастики

зрения.

13. В планы уроков включать физкультминутки, вопросы по тематике

здоровья.

14. На уроках следить за обучающимися, входящими в «группу риска»

и корректировать осанку и зрение.

15. Разработать план непрерывного образования всех обучающихся по

вопросам здоровья, здорового образа жизни.

16. Организовать работу «Университета для родителей» по вопросам

здоровья подросткового возраста.

17. Привлекать обучающихся «группы риска» в спортивные секции на

базе Дома спорта.

18.

Организовать

дежурство

по

техникуму

с

учётом

требований

СанПиНов.

19.

Кураторам

проводить

мероприятия

по

здоровьесберегающим

технологиям (беседы, классные часы, викторины и т.д.).

Организовывать спортивные мероприятия в каникулярное время.

6. Функции различных категорий работников техникума при работе по

здоровьесберегающим технологиям

1. Функции медицинской службы техникума:

* проведение диспансеризации обучающихся техникума;

*

медосмотр

обучающихся

техникума,

определения

уровня

физического здоровья;

* выявления обучающихся специальной медицинской группы;

* организация работы стоматологического кабинета.

2.Функции директора и его заместителей:

* общее руководство: организация, координация, контроль;

* общее руководство и контроль по организации горячего питания

обучающихся;

* организация контроля уроков физической культуры;

*

разработка

системы

внеклассных

мероприятий

по

укреплению

физического здоровья обучающихся и её контроль;

* организация работы кураторов по здоровьесберегающим технологиям

и её контроль;

* организация банка данных о социально неблагополучных семьях и

обеспечение поддержки обучающихся из таких семей;

* организация профилактической работы с обучающимися «группы

риска» по профилактике наркомании, табакокурения, употребления алкоголя;

*

организация

работы

психологической

и

социальной

службы

в

техникуме.

3. Функции куратора:

* санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности

обучающихся в техникуме;

* организация и проведение в группе мероприятий по профилактике

частых заболеваний обучающихся;

* организация и проведение в группе мероприятий по профилактике

травматизма на дорогах;

* организация и проведение в группе мероприятий по профилактике

наркомании, токсикомании, табакокурения;

* организация и проведение профилактической работы с родителями;

*

о р г а н и з а ц и я

в с т р е ч

р о д и т е л е й

с

п р е д с т а в и т е л я м и

правоохранительных органов, работников ГИБДД, ОППН, медработниками,

наркологами;

*

организация

и

проведение

внеклассных

мероприятий

(беседы,

диспуты, лекции, конкурсы по здоровьесберегающим технологиям);

*

организация

и

проведение

исследований

уровня

физического

и

психофизического здоровья обучающихся;

организация

и

проведение

диагностик

уровня

и

качества

знаний

обучающимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры. [ 3

]

Заключение

Резюмируя

данную

работу,

можно

сказать,

что

периодически

проводимая работа по формированию здорового образа жизни позволяет

решать важные задачи:

* во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с

которым подросток приходит в наше учреждение;

*

а

во-

вторых,

воспитать

у

подростка

ценностное

отношение

к

собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы

он

желал

и

мог,

например,

иметь

хорошую

осанку,

спокойный

нрав,

комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков.

Список литературы

1.

Баль,

Л.В.

Формирование

здорового

образа

жизни

российских

подростков [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В Баль, С.В.Барканова;

под ред. Л.В.Баль.- М.: Владос, 2003.- 192 с.

2. Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение [Текст]: учебник для

сред.проф. образов. / А.А.Кожин, В.Р.Кучма. – М.: Академия, 2006.- 397 с.

3.

Макарова,

Т.В.

Комплексная

программа

«Здоровье»

[Текст]

/

Макарова, Т.В. // Классный руководитель.- 2007.- № 5. - С. 27-37.

4. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога

[Текст]: учебное пособие для высш.проф.образов./ Л.М.Митина, Г.В.Митин;

под ред. Л.М.Митиной. – М.: Академия, 2005.- 362 с.

5. Тищенко, О.И. Программа «Школа-территория здоровья» [Текст] /

Тищенко, О.И. // Классный руководитель.- 2008.- № 4. – С. 74-86.



В раздел образования