Автор: Добровольская Лилия Гайдуллаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 52
Населённый пункт: ХМАО-Югра город Нижневартовск
Наименование материала: Конспект открытого занятие опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Удивительная соль».
Тема: Конспект открытого занятие опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №52 «Самолетик»
Конспект открытого занятие опытно-экспериментальной деятельности для
детей среднего дошкольного возраста «Удивительная соль».
Разработала :Добровольская ЛГ воспитатель высшей квалификационной
категории
Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через
исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- исследовать свойства соли опытным путём.
-
стимулировать
познавательный
интерес,
создавая
условия
для
исследовательской деятельности детей.
Развивающие:
- развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к
изучению неживой природы;
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью; физкультминутка;
- наглядные: рассматривание иллюстраций по теме, наблюдение;
-
словесные:
беседа,
рассказ
воспитателя,
загадка,
объяснение,
обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.
Словарная
работа:
обогащать
словарь
детей
словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «кристалл», «сыпуча
я», «лаборатория», «эксперимент».
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное
развитие», «Социально
–
коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: оборудование для экспериментов, вещество
«соль», лупы, иллюстрации
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня я буду вашим воспитателем, и надеюсь на вашу
дружбу. Давайте встанем в круг.
Встали дети, встали в круг, встали в круг
Ты мой друг и я твой друг, добрый верный друг.
Друзья всегда помогают друг другу, и я надеюсь на вашу помощь сегодня.
Давайте подарим друг другу тепло наших сердец.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними
поздороваемся, и подарим тепло наших сердец и им. И гости я думаю, тоже
поделятся с нами своим теплом.
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла не с пустыми руками, а вот с такой
коробкой сюрпризов. Дети моей группы передали вам материал для
исследования, но чтобы узнать, что в коробке нам надо присесть на
стульчики.
А теперь давайте отгадаем загадку.
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно это соль. Вот какие вы умные.
Воспитатель достаёт из посылки соль и задаёт вопросы:
- Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль? Ответы детей.
(дома, в магазине)
- А для чего она нужна вам дома? Ответы детей. (чтобы готовить еду или её
используют для при консервировании)
Воспитатель: Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она
берётся, кто знает? Не знаете, а я вам расскажу.
Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе
– это каменная соль, ее добывают в горных месторождениях.
Ребята как вы думаете, зачем нужна соль?
Выдвижение предположений (ответы детей)
А теперь проверим, правильны ли ваши предположения
Картинки и показ соли.
1. Для приготовления пищи. Поэтому соль используется в кулинарии, в
приготовлении различных блюд, для консервирования овощей.
2. В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
3. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание
носа, солевые ушибы, полоскание горла).
4. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины
посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по
дорожке, не поскользнулся, не упал.
6.Соль нужна не только людям, и животным в небольших количествах.
А сейчас я приглашаю на некоторое время стать юными исследователями,
чтобы изучить свойства соли мы отправимся в лабораторию. Но для этого
нам надо надеть защитные костюмы. Как и на любом занятии у нас есть
правила работы, послушайте их.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
Не трогать руками глаза.
Соблюдать тишину.
Не толкать соседа во время работы.
Сначала посмотри, а потом повтори.
Выполнил и положи на место инструмент.
Мы с вами будем работать парами, поэтому возьмитесь парами.
Все запомнили.
Давайте произнесём волшебные слова:
Хлоп-хлоп-
Топ-топ,
повернись
И в лаборатории очутись!
Прежде чем начать наши опыты, я предлагаю вам размяться. А разминка
будет не простая, а с использованием соли. Делайте ее аккуратно, сильно ее
не сжимайте, чтобы не рассыпать и не пораниться.
Мы соль в кулак зажали,
И крепко подержали.
Ладонью строим горку,
Красиво, быстро, ловко.
Соль пересыпайся,
Да не просыпайся.
Хлопайте ладошки соленые крошки,
Крепко прижимайте, ловко отрясайте.
Отряхнем хорошо руки от соли, вытираем салфеточками.
Воспитатель:
Разминку
мы
сделали,
теперь
можем
отправляться
в
лабораторию.
Пройдём в лабораторию, возьмите емкость с солью, давайте определим,
какого цвета соль?
есть ли у соли запах?
Понюхайте её (без запаха).
Какая она на вкус? (соленая).
Насыпьте немного соли в тарелку.
Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая
(сыпучая, рассыпчатая).
Рассмотрите соль
через увеличительное стекло, на что похожа соль?
(зернышки, кристаллы, крупинки).
Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что
произошло с солью? (растворилась).
Изменился ли цвет воды? (нет).
А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы.
А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая,
рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды).
Ребята, как вы думаете, соль можно окрасить в разные цвета? Чем? А вот мы
сейчас проверим.
Я вам покажу, как можно окрасить соль пищевыми красителями.
Таким способом окраски можно получит соль разного цвета.
Давайте вернемся в детский сад, скажем вот такие слова
Хлоп-хлоп-
Топ-топ,
повернись
В детском саде очутись!
Присаживайтесь на стулья.
Воспитатель: Ребята, вы отличные исследователи. Мы с вами провели
несколько опытов с солью. Для того, что бы узнать, что мы узнали о соли, я
предлагаю вам поиграть (игра с мешочком с солью)
Воспитатель: мы будем передавать этот мешочек с солью и говорить о её
свойствах, которые мы узнали сегодня в лаборатории. Соль не имеет запаха.
Сыпучая.
Состоит
из
маленьких
кристаллов.
Растворяется
в
воде.
Используют в медицине. Используют в пище. Небольшое количество соли
нужно животным.
Релаксация:
Ребята, у меня на разносе бабочки….Возьмите
яркую
красивую бабочку если вам было интересно на занятии, если вам не
понравилось занятие возьмите черную мрачную бабочку.