Автор: Иконникова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 59"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологические сказки в формировании познавательного интереса"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ города Костромы «Детский сад № 59».
«Экологические сказки
в формировании
познавательного интереса»
Методические рекомендации
воспитателя1 квалификационной категории
Иконниковой О.В.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием
эмоций
ребенка,
умения
сочувствовать,
удивляться,
заботиться
о
живых
организмах,
воспринимать
их
как
братьев
по
природе,
уметь
видеть
красоту
окружающего
мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы,
маленького паучка. А где как не в сказках дети переживают
свои самые сильные чувства – сопереживают, удивляются,
плачут и смеются.
Сказка является одним из социально-педагогических
средств
формирования
личности,
она,
как
и
любое
произведение
искусства,
заставляет
волноваться,
сопереживать персонажам и событиям.
Цель работы :
использование экологических сказок в формировании
познавательного интереса у дошкольников.
Задачи:
- воспитывать гуманное, заботливое отношение к
окружающему миру в целом;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать чувство эмпатии к объектам природы;
- посредством экологических сказок прививать детям
экологическую культуру поведения;
- формировать систему элементарных экологических
научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;
- формировать первоначальные умения и навыки
экологически грамотного и безопасного для природы и для
самого ребенка поведения.
Детям младшего дошкольного возраста наиболее
интересны сказки о животных. (Н.Павловой «Зимняя
пирушка», Б.Заходера «Русачек», «Серая звездочка», В.Бианки
«Сова» и другие)
Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки.
(Л.Толстого «На что нужны мыши» «Шат и Дон»,
«Золотоволосая Царевна», «Как ходят деревья», Э.Шима
«Елкино платье», Э.Сетон-Томпсона «Рваное ушко» и другие)
Сказки, написанные самими детьми, занимают особое
место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже
понять детские интересы и их направленность.
Экологические сказки
-учат научному видению в занимательной форме,
-помогают раскрыть сложные явления в природе.
-воспитание таких качеств как внимательность,
бережливость, умение позаботиться о слабом.
-
Чтение
экологической
сказки
может
быть
отдельной
формой
в
работе
по
экологическому
воспитанию
детей
и
может
входить
в
другие:
экологические
занятия,
опытно-экспериментальную
деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность,
экологические праздники. Часто эти формы могут быть объединены
какой-то одной темой.
- Сказки, написанные самими детьми, представляют собой область,
которая помогает понять детские интересы, их направленность. Эту
группу сказок можно разделить на две категории: сказки, созданные
по
аналогии
с
уже
известными
литературными
произведениями;
сказки,
созданные
на
основе
личного
творчества.
Для
сочинения
сказки
ребенку
необходимо
владеть
экологическими
представлениями,
знаниями
о
животных
и
растениях.
В
сказке
ребенок
выражает
свое
отношение
к
описываемым
событиям
и
явлениям.
Часто
дети
рисуют
рисунки
к
прослушанным
или
придуманным сказкам, таким образом можно создать самодельные
книжки сказок о природе.
Формы организации работы со сказкой:
использование
сказочных
примеров,
ситуаций,
образов
в
повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой
работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой
совместной с педагогом деятельности;
организация
сюжетно-ролевых
игр,
игр-драматизаций,
игр-
путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
включение
сказочного
материала
в
занятия
по
изобразительной
деятельности детей в качестве художественного слова;
использование
отрывков
из
сказок
на
занятиях
по
познанию
окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
включение
сказочных
образов
и
элементов
сказочных
сюжетов
в
физкультурные
занятия,
утреннюю
гимнастику,
физкультминутки,
физкультурные досуги и праздники.
Итоговые результаты.
Эффективность любой деятельности определяется, прежде
всего, ее результатом. Углубленная, последовательная работа
по данной проблеме дала положительные итоги.
Формируется
осознанное
отношение
детей
к
природе,
развитие у них душевности, отзывчивости, творчества
Знание таинств природы, гуманного отношения к ней
Эмоциональное
восприятие
окружающего
природного
мира
Освоение экологических норм поведения в природе