Напоминание

"Экологические сказки в формировании познавательного интереса"


Автор: Иконникова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 59"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологические сказки в формировании познавательного интереса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ города Костромы «Детский сад № 59».

«Экологические сказки

в формировании

познавательного интереса»

Методические рекомендации

воспитателя1 квалификационной категории

Иконниковой О.В.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием

эмоций

ребенка,

умения

сочувствовать,

удивляться,

заботиться

о

живых

организмах,

воспринимать

их

как

братьев

по

природе,

уметь

видеть

красоту

окружающего

мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы,

маленького паучка. А где как не в сказках дети переживают

свои самые сильные чувства – сопереживают, удивляются,

плачут и смеются.

Сказка является одним из социально-педагогических

средств

формирования

личности,

она,

как

и

любое

произведение

искусства,

заставляет

волноваться,

сопереживать персонажам и событиям.

Цель работы :

использование экологических сказок в формировании

познавательного интереса у дошкольников.

Задачи:

- воспитывать гуманное, заботливое отношение к

окружающему миру в целом;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать чувство эмпатии к объектам природы;

- посредством экологических сказок прививать детям

экологическую культуру поведения;

- формировать систему элементарных экологических

научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;

- формировать первоначальные умения и навыки

экологически грамотного и безопасного для природы и для

самого ребенка поведения.

Детям младшего дошкольного возраста наиболее

интересны сказки о животных. (Н.Павловой «Зимняя

пирушка», Б.Заходера «Русачек», «Серая звездочка», В.Бианки

«Сова» и другие)

Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки.

(Л.Толстого «На что нужны мыши» «Шат и Дон»,

«Золотоволосая Царевна», «Как ходят деревья», Э.Шима

«Елкино платье», Э.Сетон-Томпсона «Рваное ушко» и другие)

Сказки, написанные самими детьми, занимают особое

место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже

понять детские интересы и их направленность.

Экологические сказки

-учат научному видению в занимательной форме,

-помогают раскрыть сложные явления в природе.

-воспитание таких качеств как внимательность,

бережливость, умение позаботиться о слабом.

-

Чтение

экологической

сказки

может

быть

отдельной

формой

в

работе

по

экологическому

воспитанию

детей

и

может

входить

в

другие:

экологические

занятия,

опытно-экспериментальную

деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность,

экологические праздники. Часто эти формы могут быть объединены

какой-то одной темой.

- Сказки, написанные самими детьми, представляют собой область,

которая помогает понять детские интересы, их направленность. Эту

группу сказок можно разделить на две категории: сказки, созданные

по

аналогии

с

уже

известными

литературными

произведениями;

сказки,

созданные

на

основе

личного

творчества.

Для

сочинения

сказки

ребенку

необходимо

владеть

экологическими

представлениями,

знаниями

о

животных

и

растениях.

В

сказке

ребенок

выражает

свое

отношение

к

описываемым

событиям

и

явлениям.

Часто

дети

рисуют

рисунки

к

прослушанным

или

придуманным сказкам, таким образом можно создать самодельные

книжки сказок о природе.

Формы организации работы со сказкой:

использование

сказочных

примеров,

ситуаций,

образов

в

повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой

работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой

совместной с педагогом деятельности;

организация

сюжетно-ролевых

игр,

игр-драматизаций,

игр-

путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

включение

сказочного

материала

в

занятия

по

изобразительной

деятельности детей в качестве художественного слова;

использование

отрывков

из

сказок

на

занятиях

по

познанию

окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

включение

сказочных

образов

и

элементов

сказочных

сюжетов

в

физкультурные

занятия,

утреннюю

гимнастику,

физкультминутки,

физкультурные досуги и праздники.

Итоговые результаты.

Эффективность любой деятельности определяется, прежде

всего, ее результатом. Углубленная, последовательная работа

по данной проблеме дала положительные итоги.

Формируется

осознанное

отношение

детей

к

природе,

развитие у них душевности, отзывчивости, творчества

Знание таинств природы, гуманного отношения к ней

Эмоциональное

восприятие

окружающего

природного

мира

Освоение экологических норм поведения в природе



В раздел образования