Автор: Ершова Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Шошинский детский сад
Населённый пункт: Красноярский край, Минусинский район, село Шошино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка "Весёлые мастера"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Шошинский детский сад
Тема: «Весёлые мастера»
Методическая разработка
МКДОУ Шошинский детский сад
Воспитатель: Ершова О. А.
с. Шошино 2022г.
Веселые мастера
1
(подготовительная группа)
Интеграция:
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»
Цель: Создание условий для знакомства детей со свойствами глины, через
расширение знаний детей о возможностях изменения и преобразованиях
знакомого природного материала.
Задачи:
1. Познакомить со свойствами глины в сравнении с песком.
2. Развивать познавательный интерес у детей в процессе изучения свойств и
качеств глины, в
процессе
наблюдений
и
опытов,
желание
делиться
информацией, участвовать в совместной деятельности, желание познавать
новое.
3. Учить детей проводить опыты, высказывать гипотезы, доказывать
верность гипотез, делать выводы на основе результатов опытов.
4.
Обеспечивать
эмоциональное
благополучие
через
уважительное
отношение к каждому ребенку.
Предварительная работа: беседа о глине, отгадывание загадок, просмотр
презентации «Лепка из глины», чтение «Сказки, добытые из-под земли -
Кривин Ф. – Глиняная сказка».
Формы непосредственно образовательной деятельности: Отгадывание
загадок, беседы, опыты (экспериментирование), физкультминутка.
Форма организация: группа детей, индивидуальная работа.
Последующая работа: Беседа о свойствах песка и глины. Лепка и роспись
посуды из глины для игры
2
Оборудование:
Глина, песок, вода, увеличительное стекло, две мисочки, две
воронки, два фильтра, доски для лепки.
Аннотация: Организованная образовательная деятельность разработана для
детей подготовительной группы, интегрированная, состоит из двух частей:
окружающий мир и лепка.
Ход организованной образовательной деятельности
1.Вводная часть
Введение игровой ситуации
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Вы проснулись? Да проснулись.
Вы друг другу улыбнулись? Улыбнулись.
Я рада, что у вас хорошее настроение.
Мотивация
Воспитатель: Ребята, наш волшебный вертолёт принес письмо. Интересно от
кого оно?
Дети: Не известно.
Воспитатель: Как мы можем это узнать?
Дети: Нужно прочитать письмо
Постановка проблемы
Воспитатель:
Итак, письмо нам пришло от жителей сказочной страны
Мультляндии.
Воспитатель читает письмо: Ребята, у нас в стране Мультляндии, ожидаются
гости из соседней страны, и выяснилось, что у нас не хватает посуды, не
могли бы вы изготовить их для нас?
Воспитатель: Поможем жителям сказочной страны?
Дети: Да
Воспитатель: А из чего мы можем сделать посуду?
3
Дети: (Предлагают различные варианты)
Воспитатель: Пластилин и бумага не подойдут. Как вы думаете, почему?
Дети: (Отвечают на заданный вопрос)
Воспитатель: А помните, ребята, мы вчера, смотрели видео фильм, из чего
люди могут сделать посуду?
Дети: Да
Воспитатель: Из чего там делали эти полезные вещи?
Дети: Из глины
Воспитатель: А не хотите тоже попробовать изготовить нашу посуду из
глины?
Дети: Да
2. Основная часть
Актуализация знаний
Воспитатель: Какие волшебные вещи окружающие нас вы знаете?
Дети: Вода, воздух, почва, песок, глина.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами, некоторых из
этих волшебных вещей. Готовы?
Дети: Да
Воспитатель: О каких же волшебных веществах мы будем сегодня узнавать
секреты, отгадайте загадки
1.
Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
она понадобится сразу. (Глина)
2.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже.
4
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
«Открытие» детьми новых знаний, способа действия.
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят две мисочки с какими-то сыпучими
веществами, подумайте и скажите, что же это за вещества, может в обеих
мисочках одно вещество?
(На столе перед детьми стоят мисочка с песком и мисочка с глиной)
Дети рассматривают глину и песок, растирают пальчиками и выясняют, что
вещества разные.
Воспитатель: Что же это за вещества перед вами?
Дети: Песок и глина.
Воспитатель: Из чего мы с вами можем слепить посуду, а из чего нет, и
почему вы так думаете?
Воспитатель: А как вы определили: где песок, а где глина?
Дети: Посмотрели.
Воспитатель: Какими качествами отличается глина от песка?
Дети: В песке отдельные песчинки, а в глине нет таких.
Воспитатель: Как мы можем доказать эти качества веществ в мисочках на
столе?
Дети предлагают варианты доказательств. (Потрогать, растереть пальчиками,
рассыпать на столе, рассмотреть через лупу)
Воспитатель:
Ребята,
давайте
с
помощью
увеличительного
стекла
внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как
выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или
белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки
одна на другую? Чем похожи они, и чем отличаются?
Дети: Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные
Воспитатель: Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи они и чем
отличаются?
5
Дети: (Предлагают варианты ответов)
Воспитатель: А теперь давайте также рассмотрим глину
Дети: (Рассматривают через увеличительное стекло глину).
Воспитатель: Видны ли такие же частички в глине?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод на основе этого опыта?
Дети:
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим
«соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички.
Воспитатель: А теперь давайте еще проверим, чем отличается глина от песка.
Возьмем мисочку с песком и аккуратно насыплем немного песка через
воронку в стаканчик.
Воспитатель: Легко ли сыплется песок?
Дети: Легко.
Воспитатель: А теперь попробуем высыпать из мисочки глину. Что легче
высыпать — песок или глину?
Дети: Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глину нельзя так
легко высыпать из баночки, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? Что лучше
нам использовать для лепки посуды? Почему?
Дети: Песок будет рассыпаться, а глина склеиться.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какими качествами должна обладать
посуда?
Дети: Посуда должна быть красивой, удобной и не пропускать жидкость
Воспитатель: А давайте проверим, будет ли пропускать посуда из глины и из
песка воду?
Дети: Да
Воспитатель: А как мы можем это сделать, ведь мы ещё не сделали посуду?
Дети: (Выдвигают предположения, просят подсказать)
6
Воспитатель: Смотрите, ребята, мы на баночки поставим воронки, в воронки
положим фильтры, на один сыпем песок, на другой глину, а сейчас мы
польем песок и глину водой. Что произошло?
Дети: Через песок вода просочилась, а через глину нет
Воспитатель: Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Посуда из глины не будет пропускать жидкость
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте, мы с вами добавим в мисочки с
глиной и песком воду и смешаем. А теперь из полученной массы попробуем
слепить колобок и колбаску
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Из глины легко лепить и изделие не рассыпается, а из песка нет.
Воспитатель: Ребята, значит, из чего мы с вами будем лепить посуду для
жителей Мультляндии?
Дети: Из глины.
Физминутка
Листочки
Листочки мы осенние
На веточках сидим.
(Дети держат руки перед собой, трясут кистями)
А ветерок подует вдруг —
(дуют)
Мы дружно полетим.
(бегут по кругу)
Вот летели мы, летели,
А потом на землю сели.
(приседают)
Снова ветер набежал,
(дуют)
Все листочки вновь поднял.
(бегут по кругу).
Пальчиковая гимнастика
«Как мы маме помогали»
Раз, два, три, четыре, (Ребенок сжимает и разжимает кулачки).
7
Мы посуду маме мыли: (Потереть одной ладошкой о другую).
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Ребенок загибает пальчики, начиная с большого).
Мы посуду маме мыли, (Потереть одной ладошкой о другую).
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, (Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца).
Носик чайника отбился, (Ребенок сжимает и разжимает кулачки).
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Вот как маме помогали!
Самостоятельное применение нового на практике (Лепка)
Воспитатель: Какая должна быть глина, чтобы из нее можно было лепить?
Чтобы лепить из глины, ее нужно сначала залить водой, а потом замесить,
как тесто. Лепить можно только из влажной глины. Из влажной глины можно
вылепить любой предмет.
Воспитатель: Как можно вылепить тарелочку?
Дети: Сначала нужно вылепить из глины шар, затем, сплющивая его между
ладонями, превратить в лепешку. Далее надо пальцами выровнять края
тарелочки.
Дети приступают к лепке, оказать помощь тем, кто затрудняется.
3 Заключительная часть
Систематизация знаний
Выставка поделок
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, какие красивые тарелочки у вас
получились. Из чего мы лепили тарелочки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: А почему именно из глины?
Дети: Потому что для лепки посуды не подойдет пластилин, он от горячего
растает, а из песка лепить не получается он рассыпается.
8
Рефлексия
Воспитатель: Что нового и интересного, вы сегодня узнали? А для чего мы
лепили посуду?
Воспитатель: Что запомнилось больше всего? Как мы можем сделать нашу
посуду ещё красивее?
Воспитатель:
Как только просохнет наша посуда, мы ее раскрасим.
Согласны? Молодцы! Думаю, жители Мультлядии скажут нам большое
спасибо за нашу помощь.
9