Автор: Вдовина Юлия Максимовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "Агалатовская детская школа искусств"
Населённый пункт: пос.Агалатово, Ленинградская область
Наименование материала: Значимость концертмейстера в сопровождении творческих коллективов
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дополнительное образование
Роль концертмейстера в сопровождении творческих коллективов
«Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит в
том же звании, разве что прибавляя слово пенсионер. Это слова Симона
Соловейчика (публицист, теоретик педагогики). О концертмейстере можно
сказать то же самое, мы приходим на эту работу молодыми и остаемся на всю
жизнь концертмейстерами.
Многим кажется, что сесть подыграть может любой, едва обученный
музыке человек и даже не обязательно пианист. Это глубокое заблуждение,
обесценивающее
профессию
концертмейстера,
свойственное
далеким
от
музыки
людям.
Непрофессионализм концертмейстера не
только
снижает
качество ежедневных занятий, но и делает жалким результат работы всего
коллектива. Концертмейстер в детском хоровом коллективе не может быть
случайным и посторонним человеком, слабо вовлеченным в процесс занятий,
играющим
в
нужный
момент,
а
в
остальное
время
читающим
газету.
Концертмейстер
-
не
«обслуживающий
персонал»,
а
«заинтересованное
лицо», он является педагогом по образованию. В концертмейстерской работе
педагогические функции проявляются в первую очередь в том, что пианист
исполняет
на
высоком
уровне
музыкальный
материал,
с
которым
соприкасаются дети и оставляет глубокие впечатления в детском сознании.
Воспитательная роль
концертмейстера не
всегда
видна, она более
всего
выражается в его внимательном, заинтересованном поведении, включенности
в происходящую работу и готовности сделать все возможное для успеха
общего дела.
Концертмейстеру приходится преодолевать противоречия, возникающие
между его собственным пониманием авторского содержания и трактовкой
партнера, с тем, чтобы воплотить чужой замысел. Пианисту приходится
ломать собственный стереотип, отодвигать собственное мнение и принимать
чужое, на
что
готовы немногие. Чуткость пианиста
всегда оценивается
партнерами, хотя об
этом никогда
не говорят вслух, но без поддержки
концертмейстера
не
может
быть
осуществлено
ни
одно
художественное
намерение. И когда происходит слияние двух художественных намерений,
тогда и возникает чудо искусства, которое можно именовать подлинным
ансамблем. Чтобы произошло это чудо, пианисту требуется развить в себе
важнейшее
для
концертмейстера
качество
–
предвидение,
а
точнее
–
предслышание. Деятельность концертмейстера представляет собой работу в
ансамбле, и чтобы быть успешным, концертмейстеру необходимо чувство
ансамбля.
Это
ценное
качество
встречается
у
музыкантов
не
часто
и
достаточно
долго
воспитывается.
Ансамбль
является
феноменом
личностного
общения
и
взаимодействия
участников
посредством
совместного эмоционального переживания и интеллектуального осмысления
музыкальных произведений. Конечно, концертмейстер работает с нотами и
должен уметь их легко читать. Но бывают ситуации, когда ноты схематичны,
условны,
бедны
по
фактуре
и
средствам
выразительности,
и
их
нужно
разнообразить
в
соответствии
с
исполнительскими,
художественными
задачами
коллектива;
или
ноты
отсутствуют,
и
по
аудиозаписи
нужно
создать свою аранжировку. Практика показывает, что концертмейстерская
аранжировка необходима в хоровой работе, многие дирижеры ставят такие
задачи концертмейстерам и ценят только тех, кто способен их выполнять. В
современных
условиях
концертмейстеру
помогает
использование
компьютерных программ для набора и редактирования нотных текстов. Но
это
всего
лишь
техническое
подспорье,
не
заменяющее
необходимые
качества нашей профессии.
ГБУ
ДО
ДДЮТ
Выборгского
района
дает
возможность
специалисту-
концертмейстеру
проявить
себя
в
разных
жанрах.
Например,
такая
возможность имеется в хоровой студии «Камертон», при сопровождении
занятий
по
вокалу.
Этот
предмет
очень
востребован в
хоровой
студии,
занятия
посещает большое
количество детей,
соответственно, вокальный
репертуар, который концертмейстеру требуется освоить, свободно и красиво
играть, весьма обширен. Без хорошей домашней подготовки уверенно себя
чувствовать концертмейстер вряд ли сможет. Концертмейстер, работающий
на
вокале,
обязан
знать
специфику
вокальной
работы
с
детьми,
их
возрастные и психологические особенности. Концертмейстер обязан быть в
курсе педагогических приемов, применяемых его руководителем, и в случае
его отсутствия, без потерь для учебного процесса, его заменить иногда.
Конечно, концертмейстер работает с
нотами и
должен уметь
их
легко
читать. Но бывают ситуации, когда ноты схематичны, условны, бедны по
фактуре
и
средствам
выразительности,
и
их
нужно
разнообразить
в
соответствии с исполнительскими, художественными задачами коллектива;
или ноты отсутствуют, и по аудиозаписи нужно создать новую аранжировку.
И тогда идут в ход все профессиональные навыки и опыт музыканта. Иногда
педагог
выбирает
произведения,
в
которых
отсутствует
развернутое
сопровождение. В таких случаях мне также ставится задача создания своей
аранжировки.
Требуется
обогащение
фактуры
сопровождения
с
целью
наиболее яркого художественного воплощения музыкального образа. Для
этого необходимо осмысление своего музыкального опыта и применение
композиторских приемов. Обычно такие аранжировки создаются не быстро,
приходится
перепробовать
многие
варианты
и
согласовать
результат
с
педагогом по вокалу. И только после этого можно обратиться к программе
Sibelius и оформить конечный результат. Индивидуальные вокальные данные
детей требуют точного выбора тональности для каждого учащегося. По этой
причине,
а
так
же
из-за
огромного
количества
репертуара,
постоянно
приходится
пользоваться
компьютерной
программой
Sibelius
для
транспонирования
музыки.
В
современных
условиях
концертмейстеру
помогает
использование
компьютерных
программ
для
набора
и
редактирования нотных текстов. Но это всего лишь техническое подспорье,
не заменяющее необходимые качества нашей профессии. Хочу заметить, что
осваивая программу Sibelius, сделал вывод, что это не волшебная палочка
для концертмейстера, а довольно трудоёмкое и кропотливое занятие, но оно
позволяет
мне
набирать
тексты
своих
аранжировок
сразу
в
печатном,
удобном
для
работы
виде.
И
поскольку
ученики
класса
вокала
С.А.
Докучаевой
активно
участвуют
в
разноуровневых
вокальных
конкурсах,
концертмейстеру расслабляться не приходится.
В
нашем
Дворце
существует
немало
возможностей
применения
для
концертмейстеров.
Так,
в
коллективе
«Театрон»
своя
специфика
концертмейстерской работы. В театральном коллективе обучают основам
сценического движения, воплощению различных сценических образов. Для
учебных задач, разнообразных театральных этюдов необходимо огромное
количество музыкальных примеров. С годами педагог меняет образную
тематику,
и
приходится
постоянно
быть
в
поиске
новой
музыки
для
сопровождения
все
новых
театральных
развивающих
заданий.
Я
ориентируюсь на современный музыкальный материал, которого нет в нотах.
Приходится
импровизировать
и
использовать
интернет-ресурсы.
В
«Театроне» приходится не только играть на фортепиано, но и делать работу,
присущую для звукооператора и ассистента режиссера: озвучивать спектакли
при помощи аппаратуры. Можно сказать, что приходится осваивать новую
деятельность.
Поскольку
я
также
работаю
концертмейстером
в
дошкольном
хоре
«Малышок» у педагога Докучаевой С.А., хочу несколько слов сказать о
работе
с
маленькими
детьми.
Занимаясь
с
малышами,
педагоги
несут
значительно больше ответственности потому, что дошкольники не столь
самостоятельны, как школьники, и даже в туалет их нельзя просто отпустить,
их нужно везде сопровождать, начиная от гардероба. Специфика занятий с
дошкольниками заключается в том, что любая учебная работа обязательно
проводится в форме игры. На таком занятии различные задания быстро
меняются, потому что дети не могут долго удерживать свое внимание на
одном виде деятельности. На одно задание приходится примерно пять-семь
минут. Почти все задания оформляются концертмейстером (разнообразной
музыки должно быть большое количество). И все то, что не относится к игре
на
фортепиано
-
стихи
для
пальчиковых
упражнений,
скороговорки,
танцевальные движения и все прочее концертмейстер также обязан хорошо
знать. Трудность работы с малышами еще и в том, что детей дошкольного
возраста бесполезно призывать к дисциплине на занятии, их можно только
занять и заинтересовать совместной игровой деятельностью. И ещё следует
заметить (из собственного опыта), что даже в пять лет ребенок хорошо
отличает,
хорошо
или
плохо
играют
концертмейстеры
и
поэтому
концертмейстеру приходится тщательно следить за качеством своей игры.
Практика показывает, что концертмейстерская аранжировка необходима в
хоровой работе, как в дошкольном хоре, так и в любом другом, и многие
дирижеры ставят такие задачи концертмейстерам и ценят только тех, кто
способен их выполнять.
Профессия концертмейстера, сложная, творческая, для многих непонятная
и не всегда оцененная по достоинству, подходит скорее для тех музыкантов,
которых не беспокоит, что их труд всегда остается «в тени», их вклад
растворяется в общем результате всего коллектива.
Мне наш Дворец видится Дворцом возможностей, которые открываются
для множества детей, приходящих сюда, в том числе и для меня Дворец
открыл возможность выбрать профессию, дал путевку в жизнь и стал моей
судьбой.