Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Вдовина Юлия Максимовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "Агалатовская детская школа искусств"
Населённый пункт: пос.Агалатово, Ленинградская область
Наименование материала: Значимость концертмейстера в сопровождении творческих коллективов
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль концертмейстера в сопровождении творческих коллективов

«Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит в

том же звании, разве что прибавляя слово пенсионер. Это слова Симона

Соловейчика (публицист, теоретик педагогики). О концертмейстере можно

сказать то же самое, мы приходим на эту работу молодыми и остаемся на всю

жизнь концертмейстерами.

Многим кажется, что сесть подыграть может любой, едва обученный

музыке человек и даже не обязательно пианист. Это глубокое заблуждение,

обесценивающее

профессию

концертмейстера,

свойственное

далеким

от

музыки

людям.

Непрофессионализм концертмейстера не

только

снижает

качество ежедневных занятий, но и делает жалким результат работы всего

коллектива. Концертмейстер в детском хоровом коллективе не может быть

случайным и посторонним человеком, слабо вовлеченным в процесс занятий,

играющим

в

нужный

момент,

а

в

остальное

время

читающим

газету.

Концертмейстер

-

не

«обслуживающий

персонал»,

а

«заинтересованное

лицо», он является педагогом по образованию. В концертмейстерской работе

педагогические функции проявляются в первую очередь в том, что пианист

исполняет

на

высоком

уровне

музыкальный

материал,

с

которым

соприкасаются дети и оставляет глубокие впечатления в детском сознании.

Воспитательная роль

концертмейстера не

всегда

видна, она более

всего

выражается в его внимательном, заинтересованном поведении, включенности

в происходящую работу и готовности сделать все возможное для успеха

общего дела.

Концертмейстеру приходится преодолевать противоречия, возникающие

между его собственным пониманием авторского содержания и трактовкой

партнера, с тем, чтобы воплотить чужой замысел. Пианисту приходится

ломать собственный стереотип, отодвигать собственное мнение и принимать

чужое, на

что

готовы немногие. Чуткость пианиста

всегда оценивается

партнерами, хотя об

этом никогда

не говорят вслух, но без поддержки

концертмейстера

не

может

быть

осуществлено

ни

одно

художественное

намерение. И когда происходит слияние двух художественных намерений,

тогда и возникает чудо искусства, которое можно именовать подлинным

ансамблем. Чтобы произошло это чудо, пианисту требуется развить в себе

важнейшее

для

концертмейстера

качество

предвидение,

а

точнее

предслышание. Деятельность концертмейстера представляет собой работу в

ансамбле, и чтобы быть успешным, концертмейстеру необходимо чувство

ансамбля.

Это

ценное

качество

встречается

у

музыкантов

не

часто

и

достаточно

долго

воспитывается.

Ансамбль

является

феноменом

личностного

общения

и

взаимодействия

участников

посредством

совместного эмоционального переживания и интеллектуального осмысления

музыкальных произведений. Конечно, концертмейстер работает с нотами и

должен уметь их легко читать. Но бывают ситуации, когда ноты схематичны,

условны,

бедны

по

фактуре

и

средствам

выразительности,

и

их

нужно

разнообразить

в

соответствии

с

исполнительскими,

художественными

задачами

коллектива;

или

ноты

отсутствуют,

и

по

аудиозаписи

нужно

создать свою аранжировку. Практика показывает, что концертмейстерская

аранжировка необходима в хоровой работе, многие дирижеры ставят такие

задачи концертмейстерам и ценят только тех, кто способен их выполнять. В

современных

условиях

концертмейстеру

помогает

использование

компьютерных программ для набора и редактирования нотных текстов. Но

это

всего

лишь

техническое

подспорье,

не

заменяющее

необходимые

качества нашей профессии.

ГБУ

ДО

ДДЮТ

Выборгского

района

дает

возможность

специалисту-

концертмейстеру

проявить

себя

в

разных

жанрах.

Например,

такая

возможность имеется в хоровой студии «Камертон», при сопровождении

занятий

по

вокалу.

Этот

предмет

очень

востребован в

хоровой

студии,

занятия

посещает большое

количество детей,

соответственно, вокальный

репертуар, который концертмейстеру требуется освоить, свободно и красиво

играть, весьма обширен. Без хорошей домашней подготовки уверенно себя

чувствовать концертмейстер вряд ли сможет. Концертмейстер, работающий

на

вокале,

обязан

знать

специфику

вокальной

работы

с

детьми,

их

возрастные и психологические особенности. Концертмейстер обязан быть в

курсе педагогических приемов, применяемых его руководителем, и в случае

его отсутствия, без потерь для учебного процесса, его заменить иногда.

Конечно, концертмейстер работает с

нотами и

должен уметь

их

легко

читать. Но бывают ситуации, когда ноты схематичны, условны, бедны по

фактуре

и

средствам

выразительности,

и

их

нужно

разнообразить

в

соответствии с исполнительскими, художественными задачами коллектива;

или ноты отсутствуют, и по аудиозаписи нужно создать новую аранжировку.

И тогда идут в ход все профессиональные навыки и опыт музыканта. Иногда

педагог

выбирает

произведения,

в

которых

отсутствует

развернутое

сопровождение. В таких случаях мне также ставится задача создания своей

аранжировки.

Требуется

обогащение

фактуры

сопровождения

с

целью

наиболее яркого художественного воплощения музыкального образа. Для

этого необходимо осмысление своего музыкального опыта и применение

композиторских приемов. Обычно такие аранжировки создаются не быстро,

приходится

перепробовать

многие

варианты

и

согласовать

результат

с

педагогом по вокалу. И только после этого можно обратиться к программе

Sibelius и оформить конечный результат. Индивидуальные вокальные данные

детей требуют точного выбора тональности для каждого учащегося. По этой

причине,

а

так

же

из-за

огромного

количества

репертуара,

постоянно

приходится

пользоваться

компьютерной

программой

Sibelius

для

транспонирования

музыки.

В

современных

условиях

концертмейстеру

помогает

использование

компьютерных

программ

для

набора

и

редактирования нотных текстов. Но это всего лишь техническое подспорье,

не заменяющее необходимые качества нашей профессии. Хочу заметить, что

осваивая программу Sibelius, сделал вывод, что это не волшебная палочка

для концертмейстера, а довольно трудоёмкое и кропотливое занятие, но оно

позволяет

мне

набирать

тексты

своих

аранжировок

сразу

в

печатном,

удобном

для

работы

виде.

И

поскольку

ученики

класса

вокала

С.А.

Докучаевой

активно

участвуют

в

разноуровневых

вокальных

конкурсах,

концертмейстеру расслабляться не приходится.

В

нашем

Дворце

существует

немало

возможностей

применения

для

концертмейстеров.

Так,

в

коллективе

«Театрон»

своя

специфика

концертмейстерской работы. В театральном коллективе обучают основам

сценического движения, воплощению различных сценических образов. Для

учебных задач, разнообразных театральных этюдов необходимо огромное

количество музыкальных примеров. С годами педагог меняет образную

тематику,

и

приходится

постоянно

быть

в

поиске

новой

музыки

для

сопровождения

все

новых

театральных

развивающих

заданий.

Я

ориентируюсь на современный музыкальный материал, которого нет в нотах.

Приходится

импровизировать

и

использовать

интернет-ресурсы.

В

«Театроне» приходится не только играть на фортепиано, но и делать работу,

присущую для звукооператора и ассистента режиссера: озвучивать спектакли

при помощи аппаратуры. Можно сказать, что приходится осваивать новую

деятельность.

Поскольку

я

также

работаю

концертмейстером

в

дошкольном

хоре

«Малышок» у педагога Докучаевой С.А., хочу несколько слов сказать о

работе

с

маленькими

детьми.

Занимаясь

с

малышами,

педагоги

несут

значительно больше ответственности потому, что дошкольники не столь

самостоятельны, как школьники, и даже в туалет их нельзя просто отпустить,

их нужно везде сопровождать, начиная от гардероба. Специфика занятий с

дошкольниками заключается в том, что любая учебная работа обязательно

проводится в форме игры. На таком занятии различные задания быстро

меняются, потому что дети не могут долго удерживать свое внимание на

одном виде деятельности. На одно задание приходится примерно пять-семь

минут. Почти все задания оформляются концертмейстером (разнообразной

музыки должно быть большое количество). И все то, что не относится к игре

на

фортепиано

-

стихи

для

пальчиковых

упражнений,

скороговорки,

танцевальные движения и все прочее концертмейстер также обязан хорошо

знать. Трудность работы с малышами еще и в том, что детей дошкольного

возраста бесполезно призывать к дисциплине на занятии, их можно только

занять и заинтересовать совместной игровой деятельностью. И ещё следует

заметить (из собственного опыта), что даже в пять лет ребенок хорошо

отличает,

хорошо

или

плохо

играют

концертмейстеры

и

поэтому

концертмейстеру приходится тщательно следить за качеством своей игры.

Практика показывает, что концертмейстерская аранжировка необходима в

хоровой работе, как в дошкольном хоре, так и в любом другом, и многие

дирижеры ставят такие задачи концертмейстерам и ценят только тех, кто

способен их выполнять.

Профессия концертмейстера, сложная, творческая, для многих непонятная

и не всегда оцененная по достоинству, подходит скорее для тех музыкантов,

которых не беспокоит, что их труд всегда остается «в тени», их вклад

растворяется в общем результате всего коллектива.

Мне наш Дворец видится Дворцом возможностей, которые открываются

для множества детей, приходящих сюда, в том числе и для меня Дворец

открыл возможность выбрать профессию, дал путевку в жизнь и стал моей

судьбой.



В раздел образования