Автор: Филиппова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7ДП2
Населённый пункт: г.Боровичи Новгородской области
Наименование материала: Микропрограмма
Тема: Психолого-педагогическая поддержка ребёнка средствами художественно-эстетической деятельности
Раздел: дошкольное образование
Филиппова Ирина Геннадьевна
воспитатель МАОУ СОШ №7 ДП2
г. Боровичи
Микропрограмма: «Психолого - педагогическая поддержка ребенка
средствами художественно-эстетической деятельности»
Для
составления
микропрограммы
был
использован
метод
наблюдения за воспитанником группы «Калинка» Дмитриевым Николаем,
4,5 года. В группе Коля спокойный, уравновешенный мальчик. Помощь
взрослых принимает охотно. Внимание у ребенка неустойчивое, часто
переключается на другое действие, быстро утомляется, память хорошая, но
кратковременная.
п/н
Число
Наблюдение
1.
22.11.2022
К празднику «День матери» мы с детьми решили
сделать поздравительные открытки «Ваза с цветами для
мамы»
с
помощью
аппликации.
Детям
были
предложены трафареты цветов, листьев и вазы. Коля не
сразу приступил к работе. Во время выполнения
аппликации много разговаривал с соседом, всё время
улыбался.
Работу
выполнил,
пропорции
были
соблюдены, однако слабо владеет ножницами, в виду
чего требовалось помощь воспитателя.
2.
23.11.2022
В центр
ИЗО
были внесены раскраски «Разные
машины». Коля выбрал себе раскраску «Грузовую
машину», самостоятельно взял цветные карандаши,
после чего сел рисовать. Коля выбрал синий карандаш,
и одним цветом закрасил кузов и кабину. Колеса он
раскрасил
коричневым
цветом.
Раскрашивание
рисунка длилось около 2-3 минут.
3.
27.11.2022
На мое предложение «А давайте нарисуем позднюю
осень», одним из согласившихся был Коля. На столе
лежали: белые листы и листы разных оттенков,
цветные карандаши, восковые мелки, акварельные
краски, маркеры. Мальчик выбрал белый лист, цветные
карандаши. Рисовать начал сразу, деревья изобразил
одинаковой
величины,
ветки
прямые,
выполнены
карандашом черного цвета. Была нарисована земля и
серые тучи. Рисунок получился мрачным и скучным.
Вывод:
В ходе наблюдения за Колей, стало ясно, что мальчик
стремится и охотно соглашается на рисование, его это увлекает.
При
рисовании в основном использует цветные карандаши, недостаточно развито
внимание и воображение. Следует развивать мелкую моторику рук.
Задачи: учить изображать предметы путем создания отчетливых
форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, контролируя силу нажатия
на карандаш, мелок, а также использовать разные материалы. Формировать
умение передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько
предметов.
Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук и
умение правильно пользоваться ножницами. Воспитывать трудолюбие и
аккуратность.
Для
развития
творческого
воображения
необходимо
обогащать
жизненный опыт мальчика:
- чтение сказок, стихотворений, художественных рассказов, рассматривание
иллюстраций в книгах.
- учить рисовать все то, что он видел, рассказывать обо всем, что он
пережил.
- предложить ребенку как можно больше играть. Игра – лучший вид
деятельности
для
дошкольника,
в
котором
развивается
творческое
воображение.
- развивать ребенка с помощью всевозможных конструкторов. Чем больше
видов конструкторов
предлагается ребенку,
тем
в
большей
степени
развивается его творческое воображение.
Игра – «Неоконченный рисунок».
Цель: развитие творческого воображения.
Ребенку дается лист с изображением недорисованного предмета.
Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
Упражнение «На что похожа моя ладошка »
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить ребенку обвести красками или карандашами собственную
ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?»
(дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе
обведенных ладошек.
Для развития мелкой моторики рук:
1.
Пальчиковый тренинг.
"Дружба"
"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять".
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать".
Руки вниз, встряхнуть кистями.
"В гости"
В гости к пальчику большому
выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому:
Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках
одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог.
кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики - друзья,
ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.
"Апельсин"
"Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!"
Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
2.
Расслабляющие упражнения (самомассаж кистей и пальцев рук)
- растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным
увеличением усилий.
- растирание ладоней движениями вверх-вниз.
- растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения,
постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с
двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем
другой.
- "каляки-маляки". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу
(например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала
взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут
очень
простые
фигуры:
квадраты,
круги,
зигзаги.
Снеговик,
домик,
солнышко.
- а также можно использовать различные подручные средства: природные
материалы
(желуди,
каштаны,
шишки,
камушки,
ракушки,
палочки),
различные емкости, пузырьки, коробочки, молнии, шнурки, завязки, нитки,
веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и
текстуры, бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму, из спичек,
ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки.
Использование
пошаговых
инструкций
для
создания
художественного образа животного или какого – нибудь предмета, а
также схемы изображения человека.